Недавно я рассказал на этом сайте про машины, которые на мой взгляд заслужили внимания – это ГАЗ 69 и УАЗ.
К моей радости отзывы нашли отклик в сердцах Дромовцев. Чтобы продолжить (и наверно закончить на этом свою эпистолярную деятельность) хочу рассказать Вам еще об одном примечательном экземпляре автомобильной техники, которым мне посчастливилось обладать.
Я помню эту машину столько, сколько я помню себя самого…это воспоминания из детства, когда все было хорошо и безоблачно, деревья были большими, небо голубым, а люди особенными… Когда вспоминаю то время перед глазами неизменно встают следующие картины: я сижу на коленях у Дедушки и держусь за руль…меня привозят на выходных в лес со всей семьей и я бегаю вокруг машины…забираюсь с крыла на стог сена в поле и сморю в бинокль за горизонт… Сейчас с этими прекрасными и дорогими душе воспоминаниями меня связывает Волга…ГАЗ 24, о ней и рассказ.
Эта машины была выпущена в 1974 году, в том виде, в котором ее задумали создатели и впервые показали на ВВЦ: вишневый цвет, красный салон, отделанный винилом, передний диван на троих человек, ленточный спидометр, изящные бамперы без клыков и зеркала на крыльях. Волга как будто сошла с плаката «Автоэкспорта», рекламировавшего последнее достижение СССР.
Как Вы поняли, Волга была яркой представительницей самого первого модельного поколения автомобилей ГАЗ 24.
В те времена Волга была особым символом для людей с особым положением в советском обществе и не могла достаться легко и просто человеку, просто имевшему деньги. Машина была привилегией и ее нужно было заслужить: быть передовиком производства, академиком, шахтером, выдающимся деятелем, врачом и т.д. Потом, уже через вторые руки, машина могла попасть к цеховикам, нацменам и прочим…но речь здесь пойдет не о них.
Мой Дедушка более 20 лет возглавлял крупнейшее оборонное предприятие СССР, расположенное в г. Тула. Это был пример классического советского человека и честной карьеры: голодные годы войны, нищее существование, поступление на завод на должность помощника токаря, вечерняя школа и дальше – ступенька за ступенькой до кресла директора. Потом ленинские премии за новые разработки, за создание учебной литературы, модернизацию производства и т.д.
В 1974 году Партия и Правительство решили премировать моего Деда автомобилем Волга. При этом даже предоставлялся выбор…цвета :) Можно было выбрать традиционный номенклатурный черный, любимый военными серый (генеральская шинель), нейтральный белый или неслыханный вишневый! Не знаю какими мыслями руководствовался мой Дедушка, но он выбрал вишневую Волгу! Вся семья была в полном восторге! Несмотря на советское однообразие, машина выделялась на дороге и обращала на себя внимание.
Ни для кого не секрет, что в советские времена машины использовались редко. Поскольку мой Дедушка был обеспечен служебным автомобилем, Волга выезжала из гаража не просто редко, а очень редко, но каждый раз это было событие, особенно ее первый выезд в качестве свадебного транспорта для моих Папы и Мамы :) Уже потом, когда на свет появился автор этого повествования Дедушка периодически возил всю семью на природу (пикники) и иногда катался в одиночестве в свое удовольствие…
Шло время, наступали перемены.. На дорогах стали появляться новые модели автомобилей и иномарки... Волги стали терять статус и постепенно превращались в обычные средства передвижения...не удобные и старомодные… Хозяева избавлялись от своих машин.. так из соседнего двора исчезла красавица 21я (со звездой), принадлежавшая бывшему Председателю Горкома Партии, чъе имя было очень известно в свое время… К продаже машины Дедушку склоняли многие знакомые и друзья…(и даже Жена) дескать нужно идти в ногу со временем, старая машина не практична, для повседневной жизни нужно купить Ладу или Ниву и т.д. Но Дедушка всегда отшучивался и продолжал хранить эту машину, также изредка выводя ее на дорогу..
Однажды неожиданно для меня Дедушка привел меня (тогда уже студента) в гараж и сказал что дарит мне Волгу. Для меня это стало полной неожиданностью.. Я никогда не претендовал на эту машину, да и поводов для ее дарения не было … Как бы то ни было, Дедушка настоял на своем.
О том, какие глаза были у гаишников в 2001 году, когда они увидели машину и снимали черные номера (при том еще особой серии, которой еще недавно должны были козырять), как не отпускали со стоянки до приезда начальника, который хотел во чтобы то ни стало купить эту машину, не стану писать..эта реакция окружающих стала уже привычной.
Напишу лучше о том, что до сих пор для меня является необъяснимым… очень скоро после дарения Волги Дедушка, который ничем не болел, выжил в войну, побывал во многих горячих точках планеты, прошел через несколько аварий умер … Может быть это было предчувствие, может совпадение…но я стал относиться к его машине по особенному. Несколько лет я только приходил в гараж, садился в салон и больше ничего не делал…не чувствовал что вправе (сложно описать причину). Но настала пора поменять масло. Машина, стоявшая несколько лет, завелась с первого оборота (я расценил это как добрый знак). Когда я менял масло и полировал кузов, к Волге стали подходить соседи по гаражу (мастера старой школы). Он них я узнал, что первые 24ки были сделаны из шведской стали (этим они объясняли полное отсутствие ржавчины), что движок не может работать так, чтобы не расплескался стакан, поставленный на его головку (у меня вода в стакане стояла не шелохнувшись), что особая хромированная «птичка» с оленем на корме является признаком ограниченной партии (я действительно больше не видел ничего похожего) и так далее и так далее..
Вообще про эту машину ходит много слухов и легенд, которые я не могу уточнить и которые остается принимать на веру… Одна из таких историй была хорошо известна в семье: однажды завод, которым руководил мой Дедушка посетил высочайший ценитель тульского оружия (и автомобилей) – Леонид Ильич Брежнев! На стрельбище (полигоне) его сопровождал кортеж, в котором был и мой Дед на своей Волге. После испытаний оружия они разговорились с Брежневым и Леонид Ильич похвалил Деда за красивый автомобиль, выделявшийся на фоне других машин, на что мой пращур предложил высокому гостю опробовать машину на ходу по пути к следующему объекту полигона! : ) Если эта история является правдой, то за рулем моей Волги сидел сам Генеральный секретарь… Не знаю верить этой истории или нет, но недавно одна из легенд, услышанных от Деда (которую я считал 100% байкой) нашла подтверждение! Дед рассказывал что пил чай с Путиным В.В. : ) Так вот, разбирая бумаги в кабинете Дедушки я нашел Визитку Владимира Владимировича (тогда еще работавшего в мэрии Санкт Петербурга)! Значит не врал Дед …
Став обладателем такого уникального автомобиля (кстати, к тому моменту на одометре было 8 000 км), я решил сохранить его в оригинальном состоянии, давая возможность (ведь только в полете живут самолеты) в погожие деньки поездить по окрестным дорожкам, известным этой машине всю жизнь.
Ощущения от вождения этим автомобилем наверно можно сравнить только с аналогичными ощущениями от вождения старого классического американского седана: пружинные диваны, мягкий ход с полным игнорированием изъянов дорожного покрытия, невидимые габариты (кажется, что при движении ты занимаешь половину улицы), огромные крены и визг узких диагональных шин в быстрых поворотах… На этой машине хочется передвигаться степенно, никому ничего не доказывая, наслаждаясь жизнью, запахом и поведением автомобиля, а также дорогой, которая стелиться под колеса… В городе на Волге не просто… не быстрый разгон, вялые тормоза, огромные габариты и неважный обзор в зеркала, расположенные на крыльях, создают неудобство при движении в тесном и быстром городском потоке… Тем не менее каждая поездка как и прежде остается особенной, помимо позитива, рождающегося в душе, его дарят окружающие, приветственно машущие руками, подходящие на стоянках и заправках… Как и прежде машину постоянно предлагают поменять или продать (раньше к Дедушке часто подходили кавказцы (торговцы цветами особенно) с пачками денег, сейчас нувориши из тех кто в СССР так и не смог заиметь Волгу - мечту и пытаются реализовать это желание по сей день..).
Помимо авто прогулок летом, Волга участвует в парадах автостарины (как никак 36 лет – полноценный олд таймер) и съемках в кино (за последнее время снялась в четырех фильмах, даже побывала личной машиной генерала Маргелова в сериале «Десантный батя»).
В моей жизни тоже произошли изменения, появилась семья, скоро должны появится дети… Я хочу чтобы как и в былые времена машина стала для моей семьи чем то особенным, чтобы сын (если даст Бог) сидел на моих коленях и держался за руль…спрашивал о том, когда мы поедем на пикник в лес…а возмужав с любовью и уважением относился к своим предкам и истории своего рода..
Вот и весь отзыв. Надеюсь не разочаровал Дромовцев слогом и объемом написанного…
К тексту прилагаю фото машины и плаката с изображением Волги первого выпуска – для сравнения с эталоном.
Поскольку я не зарегистрирован на сайте, с удовольствием отвечу на Ваши вопросы (если возникнут) по почте: grenaderov71@mail.ru
C уважением, Гренадер.