Не охотник и не рыбак, но так вышло, что хотя и ездить начинал на праворуких японцах, всегда почему-то тянуло к русским раритетам. Первой машиной, которую купил сам, был Москвич-412 1979 г.в. Зарплата у меня была тогда что-то около 3800, и с двух зарплат приобрёл москвича за 5 т. Около месяца доводил его до ума, потом за неделю освоил и полюбил коробку-механику. Но вследствие жестокой эксплуатации (строил дачу) через полгода задние рессоры вылезли в салон под сидение, неоднократно на ходу лопались родные москвичовские шины, откручивались колёса, гружёный не мог въехать в гору и др. Однако всегда вспоминаю его с теплотой на сердце.
Весной в 2006 году у одного своего хорошего кента приобрёл конструктор «Сделай сам УАЗ 469». Для понимания расскажу о нём: он тоже всегда много строил, и на своём уазике возил а) строительные и отделочные материалы, трубы, батареи и др. б) рабочих (таджиков, узбеков, корейцев и др.) в) немецких, а потом кавказских овчарок с ихними щенками, а так как по тем временам были мы студентами и жили не очень п%*?ато, была у него это единственная машина (подарок отца), и поэтому возил на ней ещё маму и всех своих шокированных подруг. А в тёплое время года, одевшись куда-нибудь прилично, при виде лужи на дороге, он затыкал подошвами ботинок дыры в полу, советуя подругам делать то же самое.
Из предыстории машины, известной мне к моменту покупки:
1. Машина – конструктор. По документам 1988 г. ПТС отсчитывает начало от 2000 г., когда она была собрана в гараже одного из строительных предприятий нашего города. Мотор волговский (ЗМЗ-402) 1993 г.в.
2. В давние времена на какой-то части от неё (скорее всего речь о кузове) ездили какие-то геодезисты, у которых посреди дороги отвалился кардан от переднего моста, и, подобно шесту у прыгуна в высоту, упёрся о дорогу, вызвав на скорости прыжок с переворотом. Кстати сейчас, кроме сантиметровых щелей между дверьми и арками, в которые хорошо видно улицу, других следов переворота не видно.
3. Не знаю, положены ли геодезистам красные полосы на уровне дверных ручек, но под слоем облупившейся зелёной краски они проглядывают. Какая ещё служба ездила на нём – не знаю. Текст на полосах под слоем краски проступает – одно слово, точно не «Скорая медицинская помощь» или «Служба газа», но разобрать не могу.
4. В начале 2000-х годов, когда все мы жили, повторюсь, не очень уж хорошо, на одну из стрелок в одной этой машине приехало 14 здоровых пацанов-спортсменов, вызвав только своим видом быструю и безоговорочную капитуляцию противоположной стороны, приехавшей то ли на трёх, то ли на четырёх более-менее блатных машинах. По пути на стрелу больше второй скорости включить было нельзя – мешали колени пацанов.
5. Была сильная авария с паджерой, вследствие которой возможно поведена геометрия рамы.
6. Ближе уже к моменту покупки, после постепенного выхода из строя всех приборов, составлявших приборную панель, упала стрелка указателя давления масла, одновременно с чем загорелась красная лампа. Кент решил посоветовался со мной – что это? Я (без всякого злого или корыстного умысла), подумав, сказал, что, наверное пришёл черёд и датчику давления масла на*%»уться, чем его успокоил. После этого он ещё неделю(!) проездил с неисправным масляным насосом, когда мотор застучал, он поставил его на ремонт. В процессе ремонта ему предложили более новый уазик с менее гнилым кузовом, который он и купил. Так как он тоже требовал значительной доработки (на нём ездили в деревне армяне – мукомолы: мотор под капиталку и весь салон в муке), часть комплектующих старого уазика укомплектовала новый, а мне достался конструктор – кузов на мостах, раскиданные мотор и коробка – в салоне. Очень твёрдо не хотел продавать мне его отец кента, так как думал, что от этого наша дружба может похериться. Пришлось батю уговорить
Москвич, запряжённый через жёсткую сцепку тащить нелёгкого для него уазика, натужно рыча и надсадно пердя, и еле вращая колёса, всё-таки дотянул его до гаража.
Год ушёл у меня на обстоятельное неспешное ремонтирование: капремонт двигателя, сборка (всё своими руками – было интересно). В мае 2007 состоялся торжественный пуск. Из доработок – карбюратор солекс для М2141 и военного образца (настоящие советские, из СТАЛИ, свинченные со списанной военной санитарки) замки на передние ступицы. Специальным ключом с них надо свернуть колпачки, другим специальным ключом найти в толще солидола, вымазавшись в нём, головку болта, вкрутить/выкрутить её, первым ключом обратно навернуть крышку. По сравнению со стоявшими на нём алюминиевыми(!) современными замками, вылетавшими после второй минуты буксования – очень @буче, конечно, но очень надёжно.
Однако, к сожалению, то ли я оказался плохим мотористом (хотя отремонтированный в 2005 Nissan GA15 ещё ездит), то ли уазик неблагодарной скотиной, но через год прокладка под ГБЦ прогорела, тосолом выело крупные раковины в головке, шлифовке она больше уже не подлежала. Поставил в гараж и от обиды всю зиму я к машине совсем не подходил. Весной купил волгу ГАЗ24 70-какого-то года – оказалось дешевле, чем новая головка+ремонт или капиталенный мотор б/у. Пересадка «сердца» заняла два дня – вылезли мелкие косяки нового мотора. У него сейчас есть две небольших проблемки – стучат клапана (говорят в порядке вещей) и на прогретом моторе, видимо отходит что-то во впускном тракте, идёт подсос воздуха, работает неустойчиво (тоже говорят – в порядке вещей, но неприятно). Сделать пока не доходят руки.
Теперь, что касается конкретно эксплуатации:
1. Эргономика водительского сидения.
Когда ежедневно ездил на описываемой машине, то стал серьёзно задумываться о здоровье: сожалел о неправильном образе жизни – нерациональных физических нагрузках летом во время строительства и их отсутствии зимой, ежедневно по утрам начал делать зарядку с растяжкой, ходил на массаж, смирился с мыслью об операции на левый коленный сустав… Однако, пересев обратно на иномарку, постепенно, не сразу, но понял, что дело – просто в ужасно неудобной посадке, сквозняках, неудачно расположенном узле педалей. Спина начинает болеть уже после 20 минут езды, через час-полтора начинает хрустеть левое колено от работы сцеплением. Скачка на мелких кочках – береги голову и спину. Летом к дерьмантину $опа прилипает, зимой примерзает. Зато можно ездить в грязной робе – сидения легко моются хоть водой, хоть бензином.
2. Комфорт в салоне.
В базовую комплектацию всех уазиков входит климат-контроль, на заводе жёстко настроенный на температуру забортного воздуха. Зимой без ушанки делать там вообще нечего. Когда зимним утром едешь на нём с похмелья – самое эффективное средство борьбы с запотеванием стёкол – сразу открыть форточки. Но зимой можно хоть пять штанов одеть – не вопрос, а летом и последние трусы снимай – в жару в пробке через настежь открытые форточки движения воздуха никакого, чтобы мотор не вскипел, печка жарить должна по полной. Не хватает только тазика, веника и прямо в печку под панель приборов можно пару подбрасывать, ну и пивка холодного хотелось бы. Зимой же, не говоря о температуре в салоне, чтобы температуру двигателя поддержать хотя бы ок. 50оС, без картонки перед радиатором и покрывала над мотором никуда.
Кстати у кента был специальный брезентовый намордник на зиму, там даже под него есть штатное крепление – 4 болта. Я снял – считаю паскудно.
И ещё кстати - все новые патриоты у нас зимой по-прежнему в намордниках ездят
3. Если уж заговорил о печке, есть ещё интересный казус: весной-осенью, когда ночами ещё не холодно, но прохладно и темно, включаешь и фары и печку одновременно. А ульяновские инженеры пропустили весь свет через тепловой автомат, расположенный под рулём. Туда же, под руль идёт от печки и обдув ветрового стекла водителя. Так вот, осенними-весенними ночами двигаться со включенными печкой и фарами можно перебежками минут по 40 с остановками минут по 5 на остужение автомата. Возможна доработка узла – тепловой автомат на х%й.
4. Все предохранители (а их три) регулярно выгорают. Помучившись, заменил их на перемычки из медного провода сечением 4 мм. Чего и всем желаю.
5. Гаишники останавливали меня на нём за всё время всего два раза, из которых один раз – единственно спросили как ездит уазик на джиповских импортных колёсах (R16 Nokian Hakkapeliita спереди и M+S Cooper сзади) , документы даже не спросили.
Кстати о колёсах – когда переобуваюсь на зиму, очень резко повышается комфортность в салоне, и даже спина болит меньше. Небо и земля с нашей омскойшиной.
6. Нравится запах в салоне – благородный, на мой взгляд, запах для техники – запах смазки, как в токарных цехах или там в трансформаторной будке. Китайские вонючки просто очень не переношу, как и плохо скрываемый ими запах потников и немытых мудей, прочно въедающийся иногда в велюровые сидушки, ездившие под м*%аками.
7. Тормоза живут своей отдельной жизнью. Постоянно сбивается настройка колодок, манжеты текут, цилиндры подклинивают. Особенно это заметно и неприятно например зимой на гололёде и под горку.
8. Есть на панели приборов зелёная лампа, которая должна моргать при включенных поворотниках. Моргает или только лампа или только поворотники, причём как будет на этот раз предугадать трудно. В общем, если видишь мигающую лампу – дёргай за косу, идущую к реле поворотов, загорятся поворотники.
Предыдущий хозяин выходил из положения по-другому: перед поворотом просто включал аварийку.
9. Машина не замыкается, поэтому, чтобы в ней не нагадили, ставлю, если не в гараж, то на стоянку.
10. Пассивная безопасность.
Обеспечивается сделанным мной передним бампером из швеллера 7 мм толщиной.
11. Коробка передач.
Хорошо и чётко работает при условии двойного выжима сцепления.
12. Грузоподъёмность и трансформация салона.
Возил в машине:
а) до 50 мешков цемента;
б) камень, песок, щебень, дрова, гудрон – до выпрямления рессор;
в) 250 литров воды в баню;
г) 18 поддонов из-под кирпича
д) шестиметровые доски (с прицепом)
Один торец досок в прицепе , другой – у меня над головой. В правом повороте голову в плечи, чтоб досками по башке не п%$*ануло;
е) четырёхметровую асбестовую трубу
Вообще конструкция двери багажника у 469 удобна для перевозки длинномеров: окидываешь верхнюю часть двери, длинномерный груз ложится одним торцом в ноги пассажиру, другим торчит за машиной. Образовавшийся уклон удерживает груз от выпадывания назад. Расстояние от двери багажника до задней стенки моторного отсека около 3 м, поэтому можно перевозить продолговатый груз до 5 м длиной без прицепа.
В хантере уже так не увезёшь.
13. Проходимость.
Устраивает. Сильно по говнам не лажу – нет надобности, а в покатушках пока смысла не вижу. Просто некогда.
На полном приводе можно заехать в речку, накидать полную машину гальки и с ней из реки под уклон выехать. На мой взгляд немного не хватает режима full time 4WD для безопасной и более-менее скоростной езды по зимним дорогам, Хотя, например, у газели этот full time, по словам шоферов, на них ездящих, очень хреново сделан.
14. Запчасти.
Современные запчасти к уазику – это х$%вая и безвыигрышая лотерея. Независимо, где их купил – на базаре или у официального дилера, служить могут разный срок, опять же не связанный с местом приобретения, но максимум до года. Когда у меня был москвич – там ещё интереснее. Чтобы поменять, например, сальник, надо покупать сразу, как минимум, три сальника: один окажется больше, другой меньше, а третий, возможно, и будет как раз.
Тут к месту вспоминается: когда только начинал собирать уазик – всем интересовался – там вариантами, комплектацией и пр. Есть у нас на службе уазики с консервации годов 60-х еще с красными круглыми поворотниками сзади, механическим сцеплением, педалями из пола. Подхожу я к шофёру-солдату, разглядываю машину снаружи и спрашиваю его - какой мотор стоит. Не знаю – говорит, я туда не лажу вообще. Ну покажи – попросил я. Открыли капот, а там на моторе, на головке прямо здоровый такой знак качества СССР стоит, вот солдат и не лазит.
P.S. Есть у меня кенты байкеры, так они рассказали мне, что в Америке есть такие rat-байки – мотоциклы нарочито ржавые, грязные, некрашеные, как попало сделанные, это у них понт такой. Так вот они зовут мою машину rat-car.
Счастья Вам и удачи на дорогах.