Начну, как водится, с небольшого лирического отступления :) Всяк, кто возжелает сию же секунду конкретики и конструктива – переходите к следующей части. Не обижусь. Но запомню :)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - ЛИРИЧЕСКАЯ
Выбор
К выбору автомобиля нужно подходить осознанно: кропотливо составлять список требований, читать форумы и спец литературу, просчитывать стоимость обслуживания, прогнозировать финансовые потери при продаже… Это логично, но скучно! Да и понимание вышеобозначенной необходимости приходит, пожалуй, лишь в тот момент, когда обзаводишься семьей (ключевой аспект – это не пресловутый штамп в паспорте, а рождение ребенка). Но если ты молод, относительно успешен и, как тебе кажется, абсолютно свободен – логика и прагматизм не просто отходят на второй план, нет, в данном случае эти понятия обезличиваются и напрочь стираются из твоего сознания. И автомобиль ты покупаешь не тот, который по идее нужно тебе сейчас купить, а тот, который цепляет. Вот такая вот «любовь с первого взгляда» ☺
Именно по такому принципу и был куплен Равчик, ибо изначально список насчитывал около десятка совершенно разных с технической точки зрения, но одинаково вычурных и харизматичных (как мне казалось), кандидатов. Преувеличиваю? Ничего подобного! Я рассматривал… нет, не так… МЫ (с уже, на тот момент, супругой) рассматривали: 206й Пежо, трехдверный Фокус, Мазду 323 (с поднимающимися фарами), Рено Лагуну, Фольксваген Гольф четвертого поколения и т.д. Общего у всех этих машин было только одно – цена, вписывающаяся в обозначенные нами рамки: до 400т.р.
Если честно, то я даже и не знаю, как мы вышли на Равчик... Просто как-то вышли и все сразу же закрутилось: объявления, форумы, восторженные возгласы типа «вау, да это же настоящий джипик». Ну и, само собой, сразу же начали замечать эти машинки вокруг: как сейчас помню белого коротыша на больших колесах и в обвесе «Кобра» (тогда я еще понятия не имел, что это за обвес и как он называется), периодически паркующегося на углу нашего дома. Возможно именно благодаря частым «встречам» с этим маленьким задорным монстриком, мы в итоге и купили Рав4 первого поколения в трехдверном кузове.
Поиски, покупка
Поиск пятнадцатилетнего автомобиля, особенно если вы хотите купить действительно хорошо сохранившуюся машину, а не кусок полусгнившего железа, приправленного моторным маслом, сочащимся из всех щелей – дело не простое и затянуться может на весьма и весьма продолжительное время. На момент покупки Равчика я об этом не знал – зеленый коротыш 1999 года выпуска был первым из просмотренных. Тут важно отметить, что первым из просмотренных ЖИВЬЕМ, а не только по фото из объявлений. Если говорить о мониторинге сайтов по продажам подержанных авто, то с них я не вылезал в течение месяца-полутора.
Кстати, насчет объявлений. Уж не знаю, у кого как, но мне всегда почему-то было понятно по фотографиям, стоит ли смотреть ту или иную машину. А уж если созвонишься и поговоришь с хозяином, то вообще сомнений не остается. Наверное, я просто везучий человек :)
Но вернемся к нашим «баранам». Подробности покупки опущу – едва ли они будут кому-то интересны и полезны – скажу по факту: рестайловая полноприводная трехдверка, европейка (левый руль, само собой), АКПП, АБС, кондиционер, заводские расширители арок, заводская распорка под капотом. Вся в РОДНОЙ краске – проверяли толщиномером. Машинка из верхней ценовой планки – хозяин просил за нее 350 тысяч рублей (начало 2013 года). В итоге сторговались за 335. Из косяков – посвистывает ГУР в крайних положениях, то есть, банальная замена ремешка. В остальном придраться не к чему. Машина на зимней резине (на заводском литье), в комплекте летняя резина – обычная шоссейка, протектора на сезон, но тоже на литье. В общем, соотношение цены и качества/комплектации мне показалось более чем достойным, поэтому автомобиль был куплен.
Первые впечатления, первые ремонты
Господа, это просто эйфория :) Иначе и сказать не могу – настолько я был в восторге от автомобиля (кстати, по прошествии почти трех лет это чувство не сильно притупилось)! Высоко сидишь, видишь все вокруг, никаких лишних звуков во время движения. А уж как едет Равчик… просто сказка! Февраль, на дорогах каша, все тошнят 60км/ч в правом ряду, а ты «топишь» соточку в крайнем левом и не чувствуешь этой скорости. Про парковку даже говорить не буду – мало того, что места нужно минимум, так еще и в любой сугроб машинку поставить можно, ибо полный привод.
Кроме того, с машиной абсолютно ничего не нужно было делать – обслужена она была за 2000км до момента продажи – во время диагностики все подтвердилось: колодки свежие, масла свежие, свечи свежие. Единственное – поменяли ремешок ГУРа, как и писал выше, а весной обнаружили трещины на пыльниках приводов. Последние меняли комплектом, все четыре – поставили Мазуму (наружные – 25-413, внутренние – 02-144, около 1000 руб. за все). С этими пыльниками машину и продал в итоге, так что о качестве плохого сказать не могу. А вот стоимость работ по замене не порадовала: по 3,5 тысячи за привод (ох уж эти московские расценки). Так что если при покупке видите потрескавшиеся пыльники приводов – знайте: это хороший повод для торга. Ну и менять лучше все-таки самостоятельно – будь у меня гараж, именно так и поступил бы.
Знаете, что самое забавное? Что за первый год эксплуатации ремонтов больше не было. Вообще! Только две замены масла и одна замена свечей. Тойота, да еще из хороших рук – уж точно не хуже какой-нибудь новенькой «Весты» ☺
ЧАСТЬ ВТОРАЯ - КОНСТРУКТИВНАЯ
С лирикой закончили, поэтому самое время отметить один важный момент: формально Равчик не первый мой автомобиль – до него были два Москвича 2141. Но ездил я на них не шибко много и в радиусе 50км от дома, не более. Так что это не в счет, имхо. Тем не менее, опыт общения с автомобилями разных марок имеется неплохой – около года подрабатывал автоэлектриком (исключительно из-за любви и интереса к технике, ибо образование у меня совершенно из другой «оперы»). Так что конкретного сравнения с какой-либо машиной не будет – постараюсь просто описать общие впечатления.
Двигатель
Про надежность и выносливость легендарного 3S-Fe распинаться нет смысла – он и без меня воспет неоднократно на просторах сети. По факту могу сказать, что за все время эксплуатации с ДВС ни разу не было проблем: пуск всегда уверенный, независимо от температуры за бортом (ниже минус 30 столбик термометра не опускался в нашем регионе), тянет отлично, расхода масла нет.
Мотор работает громко – это его особенность. Так что не пугайтесь. При минусовой температуре может наблюдаться посторонний звук от ремня ГРМ: он похож на “секущий” выхлоп. Кто-то говорит, что это нормальное явление, но я бы советовал насторожиться, ибо у меня ремешок оборвало…
Страшного в обрыве ремня ГРМ ничего нет – клапана не гнет. Однако к выбору ремня стоит отнестись ответственно: я приобрел оригинал и он оборвался… через 7 тысяч км после замены! Возможно, стоило его подтянуть (где-то даже читал об этом), но на всех СТО уверяли, что подтяжка не нужна, ибо установлен механизм самонатяжения.
После обрыва ремня покупать оригинал расхотелось – взял ремень Дайко. С ним машину и продал: никаких посторонних звуков этот ремень не издавал.
Поскольку добраться до ремня не так просто, как хотелось бы, до кучи были заменены: ролики, сальники, пружина, помпа (не текла, но по пробегу было уже пора). Оригинальные запчасти – недешевые. Но можно не переплачивать за красную коробочку с эмблемой “Тойота”, а заказывать то, что в нее положено непосредственно производителем: экономия весьма солидная. Ниже привожу номера оригинальных запчастей и номера аналогов (в скобках), которые идут на тойотовский конвейер.
Ремень ГРМ – 13568-79095, 2058 руб. (Mitsuboshi 163S8M27 – 520 руб., Gates 5202 XS – 1060 руб., Dayco 94167 – 637 руб.);
Ролик натяжной ремня ГРМ – 13505-74011, 2100 руб. (NSK 57TB3705B, 1410 руб.);
Ролик обводной ремня ГРМ – 13503-63011, 1650 руб. (NSK 57TB016B01, 614 руб.);
Пружина ролика натяжного ремня ГРМ – 90507-17003, 150 руб.;
Насос системы охлаждения – 16110-79025, 5200 руб. (Aisin WPT-010, 1580 руб.);
Сальник распредвала передний – 90311-38067, 255 руб.;
Сальник коленвала передний – 90311-42035, 315 руб.
Мелочевку (сальники, пружинки и пр.) лучше брать именно в оригинале – стоит копейки и, как показывает практика, безоговорочно выхаживает свой ресурс.
Масло всегда заливал оригинальное – Toyota 5w40, 08880-80375, 2000 руб., независимо от времени года. Маслянный фильтр Mann – W 68/3, 226 руб. Свечи Denso – K20TR11, по 138 руб. за штуку (они же идут в оригинале). Воздушный фильтр SAKURA – A1123, 300 руб. Топливный фильтр тоже ставил оригинальный (23300-79495, 1835 руб.), поскольку на аналогах часто несовпадения по резьбе и прочие неприятности.
АКПП
«Автомат» на Равчике работает идеально! Вот честно, иначе сказать и язык не поворачивается… Передачки переключаются быстро и своевременно, ты этого даже не замечаешь. При этом коробка очень отзывчивая – утапливаешь педальку газа и тебя сразу же вжимает в кресло. Тут важно заметить, что коробка не убивает потенциал мотора, как бывает на многих авто с АКПП: нет задержек и «тупнячков», так что и на обгон выходить не страшно, и полихачить иногда можно ☺ В общем, сочетание 3S-Fe + АКПП на Равчике располагает к динамичной езде.
Автоматическая коробка, вопреки всеобщему мнению, крайне надежна, причем даже по сравнению с механикой. По крайней мере, на этом автомобиле. Практически все владельцы Рав4-1 с МКПП вскрывали коробку для ремонта пятой передачи (если не они, то до них это делали точно), в то время как «автомат» хлопот не доставляет вообще. Ну, разумеется, если он не убит на момент покупки, ведь сдуру, как мы все знаем, и лингам сломать можно.
Кстати, убить коробку очень сложно: она с легкостью выдерживает и суровые зимы с частыми буксованиями в сугробах, и вытаскивание из этих самых сугробов незадачливых передне(задне-)приводных товарищей, и летние марш-броски на тысячи км при температуре воздуха под 40 градусов, и даже серьезное бездорожье. Почитайте другие отзывы – примеров масса.
Тем не менее, не стоит «забивать» на коробку – обслуживание этого узла крайне важно. И, прежде всего, внимание стоит уделять маслу. Я придерживаюсь мнения, что в любую АКПП нужно лить оригинал, либо качественные аналоги из списка, одобренного и рекомендованного производителем. Практика показывает, что «автоматы» на оригинальном масле выхаживают гораздо дольше, нежели аналогичные КПП, в которых заливали «что подешевле».
Масло в АКПП Рав4-1 меняется раз в 90 тысяч км. В зависимости от условий эксплуатации можно делать это реже или чаще, но, в любом случае, за уровнем и состоянием масла надо следить. Замену лучше производить «частичную» и заодно поменять фильтр. Процесс не шибко сложный: сливаем масло, снимаем поддон, все промываем, ставим обратно и заливаем по уровню.
Уровень проверяется на горячем двигателе и, в идеале, нужно еще разогреть коробку – проехаться хотя бы пару-тройку километров. Перед проверкой уровня необходимо поочередно перевести селектор АКПП в каждое из положений на несколько секунд, делая небольшую паузу между переключениями. При проверке устанавливается режим «Паркинг».
Прокладку поддона лучше купить пробковую (ниже приложу артикул). Ни в коем случае не стоит «сажать» поддон на герметик: если вам попался мастер, предлагающий сие – шлите его лесом. На фильтре тоже есть прокладочка (поставляется в комплекте с фильтром), но сам фильтр, если категорически не хочется тратиться, можно и не менять – достаточно будет промывки и продувки, ибо фильтрующий элемент представляет собой обычную металлическую сеточку. А вот прокладку на фильтре заменить нужно обязательно!
Снятие поддона осуществляется только в случае замены фильтра – если вы решили просто сменить масло, то достаточно открутить пробку и слить «отработку». Заливается масло – через щуп. В случае с частичной заменой процедуру «слить/залить» нужно проводить два-три раза, с интервалом в 500-1000 км пробега.
Масло АКПП, ATF TYPE T-4: 0888681015, 2515 руб. за 5л
Фильтр АКПП: оригинальный 3533032031, 2630 руб., но я покупал аналог от SCT (артикул SG1025) за 1254 руб. (в комплекте сразу есть прокладка поддона, однако ее я не использовал и не советую)
Прокладка поддона АКПП: 3516833020, 570 руб.
Подвеска, тормоза, рулевое управление
Ходовая часть – крепкая. За время владения потребовалась замена лишь сайлентблоков задних рычагов (меняются вместе с развальными болтами, так как последние почти всегда намертво «прикипают»), да втулок и стоек стабилизатора. Все. Для автомобиля такого возраста, как мне кажется, это незначительные вложения в подвеску.
Нареканий относительно работы тормозной системы не возникало – машинка тормозит уверенно. Хотя, тормоза все же несколько «ватные» и «цепляют» больше в конце хода педали. Но привыкнуть к этому не сложно. В тормозной системе были поменяны:
передние шланги (потрескались) – 90947-02781, 90947-02782, почти 4000 руб.;
передние диски (острой необходимости не было – исключительно по принципу «на тормозах не экономят») – BREMBO 0972-2510, 4450 руб;
колодки в круг (задние можно было и не менять) – передние BREMBO P83034, 1267 руб, задние Bosch 0986487424, 1090 руб.;
жидкость (DOT 5.1) – оригинальная 08823-80004, 455 руб. за 1 литр.
До кучи перебрали суппорта оригинальными ремкомплектами (04479-42010, 1868 руб.) и, как говорится, больше туда лезть не было необходимости.
Рулится Равчик приятно, однако все зависит от колес, а точнее – от их размера. Чем шире резина, тем четче реакция на повороты рулевого колеса. Но и колейность при этом обостряется. Лично я считаю оптимальным родной размер шин – 215/70/16: и коровой на льду себя не чувствуешь, и вылавливать машину в колее не приходится.
Касательно надежности РУ лично у меня только положительные впечатления. Потому что ничего не ломалось. Ну, почти ничего: уже перед продажей заменили рулевые наконечники (проверенные 555 – SE2651, по 405 руб. каждый). Рейка, вопреки предостережениям большинства владельцев Рав4-1, не текла.
Кузов, ЛКП
«Японец» конца девяностых в родной краске – это что-то! На коррозию нет и намека! Пороги, днище, арки – все в идеале. Не экономили тогда на железе и ЛКП. Даже проблемное место модели – топливная горловина – на моем экземпляре была в хорошем состоянии. Добавить нечего – все на фотографиях.
Салон, багажник
Салон аскетичный, особенно по современным меркам, но эргономика лично меня устраивала полностью: все под рукой, все удобно и логично. Информативная приборная панель, простое управление отопителем/кондиционером (механические «ползунки»), широкий диапазон регулировки положения рулевого колеса (только по высоте, но этого вполне достаточно, чтобы отстроить водительское «рабочее место» под себя). Простота и минимум наворотов – вроде и скучно, но зато ломаться нечему. А в автомобиле, которому не первый десяток лет – это, пожалуй, самое главное качество.
Единственное, что огорчало – это неудобные сиденья. Фантастически неудобные. Ни малейшего намека на анатомию, никаких поддержек. Уже после 200-250 километров непрерывного вождения спина начинала просить пощады… Приходилось решать проблему всевозможными накидками, подушками и т.д. Ну и шумоизоляция слабовата, но меня это не сильно беспокоило.
Печка и кондиционер со своими задачами справлялись отлично: температурного дискомфорта не наблюдалось ни в зимние минус двадцать, ни в летние плюс тридцать. Кондей даже дозаправлять не пришлось, при этом работал он так здорово, что о наличие электрического люка в крыше я вспомнил всего пару раз – не от жары, а чисто из любопытства, что такая опция вообще есть и можно ей воспользоваться.
Багажник… в коротыше его нет :) У девичей косметички вместимость и то больше. Хотя, со временем к этому привыкаешь и начинаешь даже как-то философски относиться: мол, Равчик учит тебя тому, что с собой нужно брать лишь самое необходимое, да и вообще, вещи – это не главное, это просто жизненные декорации :) Короче, недостаток багажного пространства был компенсирован установкой аэродинамического бокса на крышу (Менабо, 320л), который не только скраб перевозить помогал, но и экстерьер машинки прям-таки дополнил, придал законченный вид.
Поведение на дороге
Трасса – до 140 км/ч на хорошей летней резине и с исправной ходовой идет как по рельсам. Несмотря на относительно высокий центр тяжести. Во многом это заслуга конструкции подвески: независимая и спереди, и сзади.
Город – двухлитровый моторчик позволяет резво стартовать со светофоров и комфортно чувствовать себя в потоке. Габариты трехдверки сводят на нет проблемы парковки даже в мегаполисе. А уж какая в Равчике хорошая обзорность… И площадь остекления большая, и зеркала огромные – головой во время маневров крутить вообще не нужно.
Грунтовка – это стихия Рав4-1. Большие (по современным кроссоверным меркам) ходы подвески вкупе с постоянным полным приводом (с автоматической блокировкой межосевого дифференциала) позволяют проехать очень далеко. Рыбалка, охота, грибы, пляжи, горы, да и любые вылазки на природу ограничиваются не проходимостью Равчика, а его вместимостью :)
Бездорожье – как ни странно, но и тут трехдверный Рав4-1 чувствует себя уверенно: хорошая геометрия, малый вес и тяговитый ДВС позволяют успешно штурмовать «грязевые ванны», несмотря на отсутствие «понижайки». Постоянный полный привод, опять же. А если уж колеса побольше да позубастее поставить… Будет, как минимум, интересно.
Зимняя эксплуатация
Коротко. Зимой на Рав4-1 ездить кайфово. Потому что границы между летним и зимним стилями вождения в случае с этой машинкой просто стираются. Постоянный полный привод – этим все сказано.
Салон у автомобильчика маленький и прогревается быстро. Печка дует ого-го: редко когда приходилось переключаться дальше второй скорости вентилятора. Ложку дегтя добавляет лишь подвеска, работающая на холодную более жестко (она и так н разу не мягкая, а зимой – так вообще зубодробилка).
Расход топлива
Заправлял 95ый. Считал по чекам с заправок. Отдельно город и трассу не замерял, но в смешанном цикле – 10-11 литров на сотню. Причем зимой у меня расход не сильно увеличивался (ну, максимум на литр), так как ездил я все же поспокойнее (основной жор топлива начинается на скорости за 110 – выше 3000 оборотов). Это все с учетом исправной и обслуженной топливной системы – свежие фильтры, чищенные дроссель и форсунки, живые датчики.
Обслуживание, запчасти
В центральной части страны можно смело заезжать в любой сервис – машинка мастерам хорошо известна. Но лучше все же обслуживать Равчик самостоятельно: он простой, так что при наличии гаража (которого у меня, увы, нет) и минимального набора инструментов удастся неплохо сэкономить на содержании авто. Все-таки автомобильчик старый и если мне повезло с экземпляром, то это не значит, что вам повезет так же сильно. Нужно быть готовым уделять время, силы, деньги.
Кстати, о деньгах. Оригинальные запчасти – не из дешевых. Уж не знаю, что там рассказывают жители ДВ, но в центральной части дела обстоят именно так. Оригинальные новые запчасти на старенькую Тойоту – ощутимо дороже, чем на молоденьких корейцев. К счастью, существует множество хороших качественных аналогов (форум Рав4 в помощь) – вот они действительно весьма бюджетны.
Краткий список достоинств и недостатков
Достоинства:
• надежность;
• ремонтопригодность;
• ходовые качества;
• постоянный полный привод;
• адекватная АКПП;
• не гнет клапана при обрыве ГРМ (3S-FE);
• симпатичный дизайн (субъективно);
• невысокая стоимость владения.
Если экземпляр не ушатан и исправен, то на нем можно просто ездить: без постоянных заморочек, ремонтов, допиливаний. Он многое прощает, что особенно актуально в случае с первым транспортным средством. Этим может похвастаться далеко не каждый автомобиль аналогичного возраста.
Недостатки:
• возраст (со всеми вытекающими – низкая ликвидность, высокая вероятность приобрести «дрова» и т.д.);
• жестковатая подвеска;
• плохая шумоизоляция;
• неудобные сиденья;
• дороговизна оригинальных запчастей.
Иными словами, Рав4-1 – отличный автомобиль. Но найти его в состоянии, чтобы он был таким вот отличным – очень сложно. Но если вам удастся – вы не пожалеете и воспоминания о машинке у вас останутся такие же теплые, как у меня :)
P.S.: цены на запчасти указаны на момент покупки запчастей (2013-2015гг).
P.P.S.: если забыл указать что-то важное – спрашивайте. С удовольствием отвечу на интересующие вопросы.