В начале была переднеприводная трехдверная старлетка 99 года. С движкой 4E-FE в 1,3л и автоматом без овердрайва, этот зверек просто низенько летал по городу. Жутко представить что вытворяют турбовые старлетки. Их больше не делают (всех), двоякие чувства, но все, как говорится, к лучшему) Пережив на этом маленьком болиде много острых ощущений и благополучно его продав начинающим гонщикам (после очередного аварийного стресса), поиски спокойной и размеренной жизни привели к более солидной и менее резвой машине – Раум 98г., передний привод, без особых наворотов, все что есть у любого японца в стандарте, но до чего далеко многим европейцам тех же лет. Родной пробег был 105 тыс.км, поэтому одна из сильных ремонтных позиций – замена ГРМ была выполнена еще на исторической родине.
За два с небольшим года владения – в основном только плюсы:
Габариты машины позволяют в городе легко маневрировать, парковаться, разворачиваться. Обзорность благодаря высокой посадке, большим боковым зеркалам очень хорошая.
Про салон можно слагать легенды. При скромных внешних габаритах - невероятный комфорт внутри. Все кресла расположены выше обычного, в машину при посадке не падаешь, а как будто присаживаешься, никто не пачкается об пороги. Потолок внутри высокий, ни при каком росте макушкой не достать. Когда впереди маячит что-нибудь не очень высокое (не троллейбус), то можно приподнявшись на пятой точке глянуть через крышу впереди едущего на дорожную обстановку. Водитель и передний пассажир могут спокойно выйти из машины как справа, так и слева, пол между сиденьями почти ровный, рычаг автомата сидит на руле (на американский манер) а классический «ручник» превратился в «ножник». На самой тесной парковке задние пассажиры входят/выходят без труда благодаря сдвижным дверям. Дети могут гулять по салону взад-вперед. Самому (хоть я не карлик, имею 180см/80кг) пару раз приходилось на глазах у изумленной публики пользоваться проходом между передними сиденьями и благополучно - на выход из задних дверей (не из багажника), благо у меня между передними седлами нет подлокотника с сундуком (особой нужды в нем ни разу не испытал, т.к. под торпедой есть немаленький бардачок для всякой всячины, сравнимый по емкости со стандартным бардачком). Багажник в чистом виде хоть и маловат, но выручает трансформация, для домашнего ремонта перевозил широкие потолочные панели длиной 2,7м, при этом все двери были закрыты (панели немного прогнулись и обогнули профиль сложенных сидений).
Расход 92–го бензина что на трассе, что в городе практически одинаковый - около 10л, думаю от того, что на трассе часто приходится обгонять, да и вообще держать 90-100 км/час просто невозможно - заснешь, автомат пятой передачи не имеет, поэтому движка раскручивается и аппетит получается как по городу с его пробками/светофорами.
Масла заливал разные, последнее - японское 10w30 (знакомый привозит бочку, и распродает не спеша своим), двигатель 5E-FE масла не кушает вообще, тфу-тьфу. В зиму заводился всегда, даже при -30С, правда не с первого раза.. и не со второго:), но самостоятельно. Лучше бы не завелся, т.к. стойки в морозную зиму 2005-2006 приказали долго жить. Замена стоек особых проблем не составила, все было в наличии хочешь - каяба, хочешь - токико. При замене задних стоек не надо раскурочивать всю обшивку багажника, есть технологические лючки. Родными были каяба, но по совету сервисмена (практиковался в Японии), поставили токико, они немного дешевле и помягче. Субъективно подтверждаю, что каябы действительно были жестче, что особенно сказывается на нашем весеннем асфальте с его лунным ландшафтом. Подвеска Раума простая и надежная. Дорожный просвет для наших условий очень даже приемлемый, никаких проставок под пружины/стойки не надо, брюхом нигде особо не цеплял (только снег), все что нужно - это просто штатную резину 175/65 R14 заменить на 175/70 R14 или 185/65 R14 и в путь. Видел даже у одного 185/70 R14, но это уж слишком, да и выглядит безобразно. Можно и R15 но это другой уровень цен на все, и профиль шин д.б. ниже, что нежелательно для наших дорог. Резина зимой - всесезонная липучка БриджстоунMЗ-3, потребность в шипах ни разу не испытывал, в городе нигде не буксовал. Особенно выручает липучка в межсезонье, все переобулись с шипов на лето, а тут ррраз! и заморозки/гололед, весь город шлифует, а ты всех объезжаешь с победным видом и не спеша переобуваешься где-то в конце апреля (такую же картину можно наблюдать в начале зимы). К АБСу надо заиметь устойчивую привычку, штука полезная, дисциплинирует.
Минусов совсем немного:
Нормально спать лежа в разложенном салоне, к сожаленью не получается, хоть длина позволяет, но много выступов от разложенных сидений (вывод: спи дома, или в палатке как все нормальные туристы).
Ближний свет фар - никакой, м.б. это отчасти от моего вмешательства – повернул цоколи ламп в нужном направлении (как учил великий инет), зато все три ТО прошел по-честному, на мониторах - полное соответствие ГОСТу.
Периодическая вибрация движки при стоянках на драйве излечивалась или самопроизвольно, или после замены свечей, в общем не напрягает.
Японский игрушечный аккумулятор 40А заморгал всеми лампочками и сдох в первую же в его жизни уральскую зиму (неделю был в командировке, машина мерзла на стоянке), купил корейский на 55А с такой же «обратной» полярностью, и забыл о его существовании (цена вопроса 1,5тыс.руб).
Звукоизоляция салона слабовата, но это смотря с чем сравнивать (слушай радио/музыку/новости/попутчицу)
А в целом, уважаемые почитатели японского авто, Раум по совокупности свойств - уникальная машинка, аналогов ни в Европе, ни в Америке не найти (не говоря уж об отечественных).
Честно рекомендую приобрести Раума небольшому семейству, или просто молодежи, цена на него в настоящее время весьма доступна (имеется ввиду конечно-же старый кузов). Машина надежная и ремонтопригодная, относительно проста в обслуживании, всеядна по жидкостям/маслам как и все тойоты, расходники и запчасти недорогие, распространенные.
Вот пара фото.