Внимательные читатели, пожалуй, догадались, что главный герой этого повествования уже продан. Просто я с запозданием дописываю части отзыва, что пылились в черновиках и в памяти, придавая истории законченный вид. Подведем итоги в цифрах.
Краун, как это принято писать, «ни разу не подводил». Он успешно и приятно для меня выполнял функцию езды по городу и трассе, радовал внешним видом, комфортом и качеством, иногда огорчая стоимостью оригинальных запчастей. Несмотря на несколько более требовательные и нежные узлы и механизмы, GRS200 для меня стал успешной заменой любимого некогда «овоща» JZX100 и убедил в том, что Тойота всё еще могёт делать приятные и надежные автомобили. Хотя за качественно новый уровень комфорта, управляемости и экономичности пришлось доплачивать 98-м бензином и некоторыми другими возросшими тратами.
«Че ж ты тогда его продал, раз он такой хороший? Сыпецца поди?» - спросит едкий читатель. Причина не очевидна – я снова захотел быстрый автомобиль. То, что это произойдет рано или поздно, было понятно давно. И неизбежное приближение такого финала стало совсем очевидно, когда в начале 2017 года я продал TourerV, выполнявший роль автомобиля «для души». Ездить на двух машинах я категорически не успевал, да и ухаживать тоже не всегда. Поэтому единственным сожалением в истории с Крауном стало то, что я в 2014 году не продал Турер и не купил сразу версию с мотором в 3.5 литра. В остальном – всё было супер! Остается только пожелать удачи новому владельцу (он, вроде, неплохой парень) и подвести, так сказать, скучные экономические итоги четырех лет.
Автомобиль был в собственности 45 месяцев, за это время было пройдено всего 27 270 км, немногим более 7000 в год. Я немного езжу, да и автомобиль в семье не один, поэтому получилось мало. Стоит отметить также заслуги платных парковок и эпичные пробки в центре в летнее время, которые стимулируют меньше времени проводить в автомобиле.
Масса прочитанных статей, отзывов и комментариев на Дроме привела меня к мысли о том, что большинство автовладельцев не хотят и/или не умеют считать затраты на владение автомобилем. В то же время, большинству важно знать, насколько будет страдать (или радоваться?) семейный бюджет при покупке той или иной модели, поэтому публикации Дрома на тему цен и стоимости содержания тестовых автомобилей вызывают большой интерес и мощные холивары в комментариях
Дисклеймер №1.
Далее публикация будет состоять из сухих цифр, сложных расчетов и нудных описаний. Если вы не хотите погружаться в детали – переходите сразу к последним трем абзацам.
(1) Введение.
Идея посчитать все затраты «от и до» мне приходила в голову давно, еще когда я купил свой первый автомобиль. Существенно укрепилась она в тот момент, когда я осознал, что качественное обслуживание и бензин для Чайзера за первые 2-3 года составили сумму, примерно равную его стоимости при покупке. Но к реализации задумки логировать все траты я пришел с принятием решения приобрести первый в своей жизни «бэпэ по эрэф». В конце концов, надо на собственном примере проверить с калькулятором слухи, что «кроме масла в них менять ничего не нужно, а продать можно за сколько купил»!
(2) Методика.
Дисклеймер №2.
Способ подсчета затрат был придуман мною в общем-то наспех, но несколько улучшен впоследствии. Он не претендует на максимальную объективность и единственную верность, если хотите пойти глубже / сделать лучше – дерзайте, делитесь опытом.
1. Все затраты были разделены на несколько категорий и скурпулезно зафиксированы:
• топливо
• мойки, уход (все затраты, связанные с удалением загрязнений и наведением лоска, в том числе стоимость самостоятельно закупленных материалов типа Profoam и микрофибры)
• обслуживание (з/ч) (все затраты, связанные с покупкой и доставкой запчастей)
• обслуживание (работа) (включая шиномонтаж и восстановление ЛКП дисков и тормозов)
• тюнинг (любое улучшение характеристик относительно заводских, начиная от покупки колес, заканчивая «елочками»* в салоне, а также последующие затраты, связанные с ним**)
• резина
• налоги штрафы (в том числе затраты, связанные с регистрацией автомобиля и исполнению других формальных процедур)
• ТО, ОСАГО (в том числе расширения и навязанные услуги***,)
• кузовной ремонт (в том числе удаление сколов, полировка царапин и пр.)
* – про елочки шутка, конечно, никогда их не понимал,
** – если, к примеру, установка губы требует ежегодного её перекраса даже при аккуратной эксплуатации – эти затраты включаются в тюнинг, а не кузовной ремонт.
*** – некоторые затраты, как например «дополнительные» страховки, я по факту никогда не нес, но чисто теоретически в методике они указаны. Для порядка.
По какой-то причине не учитывались затраты на парковку / хранение автомобиля. Сейчас я понимаю, что это не очень правильно с точки зрения «чистоты эксперимента», но когда начинал вести учет – таких затрат в планах не было, а теперь всё меньше остается улиц и ТЦ, где можно стоять бесплатно. Пара-тройка тысяч рублей за эти годы точно накапала, хотя я и старался избегать этой категории трат.
2. Затраты фиксировались только фактически понесенные (штрафы – оплаченные, запчасти – закупленные, даже если в итоге не были поставлены, и т.д.) на дату фактической оплаты.
3. Все затраты приведены к ценам 2018 года, раз уж текст по стоимости я пишу сейчас. Здесь остановлюсь чуть подробнее.
Очень часто от любителей автомобилей, особенно старых и ходовых моделей, можно услышать фразы типа «машина не теряет в цене», «потом продам еще дороже, чем взял». «Выгодность» этого процесса, однако, мнимая, поскольку человек в любом случае теряет деньги – либо в виде снижения стоимости автомобиля, либо в снижении стоимости валюты, в которой он его покупал / продавал.
Ни для кого не секрет, что 1 миллион рублей в 2013 году – это совсем не то же самое, что миллион рублей сегодня. На него можно было купить больше еды, бензина, поездок в Таиланд и Краунов, наконец. Чтобы правильно учесть затраты в длительном периоде пользования, нужно учитывать инфляцию, для тех кто изучал экономику – вспоминайте раздел «Дисконтирование», это как раз оно.
В качестве оценки инфляции был использован индекс потребительских цен Росстата. Это не самый подходящий коэффициент применительно к импортным запчастям и автомобилям (строго говоря, он занижен относительно цен импорта), но более точного я не придумал, использовал его. Для приведения цен в соответствие получилась вот такая табличка:
Пример: если в 2015 году какая-то запчасть стоила 2000 рублей, сегодня она будет стоить примерно 2000 х 1, 2198 = 2439 рублей и будет учтена с такой стоимостью.
Дисклеймер №3.
Многие считают, что официальная инфляция у нас серьезно занижена относительно реальной. Доверять или не доверять цифрам Росстата – дело читателя, я оставляю возможные сознательные искажения на совести чиновников. Относительно японских автомобилей этот индекс все равно занижен, вот простой пример: в начале 2014 года живой пятилетний Royal Saloon приезжал в Россию в 1 млн рублей. Инфляция составила за это время 35,8%, то есть 1 млн в 2014 году = 1 358 000 в 2018-м. Однако же, сегодня живой пятилетний Краун Роял стартует от 1,6 млн. Примерно такая же история с другими импортными автомобилями – их подорожание куда сильнее 35%.
4. Транспортный налог за 2017 и 2018 год, который только будет начислен, также учтен в затратах, для удобства будем считать, что оба они оплачены в 2018, а не в 18-19 году.
5. Отдельной строкой затрат учтена потеря стоимости автомобиля, которая, несмотря на свою неочевидность, часто бывает наиболее существенной во всем списке затрат. И пусть номинально GRS200 2009-2010 года сегодня стоят примерно столько же, сколько в 2014 году, рубли, которые за них получают продавцы, «совсем не те», поэтому с поправкой на накопленную инфляцию сумма «утраты товарной стоимости» получается очень внушительная.
(3) Результаты.
Средние приведенные к ценам 2018 года затраты на владение автомобилем составили 17 606 руб в месяц или 211 272 в год. Немного? Но ведь и пробеги маленькие, при этом каждый пройденный километр обошелся аж в 29 рублей. Это уже внушительная сумма, хотя и не катастрофическая для автомобиля бизнес-класса.
Самая весомая статья расходов, как я и ожидал, – потеря стоимости автомобиля. Она вносит в копилку трат почти 37%. Без неё километр обошелся бы в достаточно скромные 18,5 рублей.
Заметный вклад в цену километра при малых пробегах вносит всевозможная «абонентская плата»: техосмотр, ОСАГО, транспортный налог и пара сезонных переобувок тянут более, чем на 20 тысяч рублей ежегодно, и это при невысоких коэффициентах по страховке.
(4) Какой в этом всём толк?
В заключение (помимо удовлетворения любопытства) хотелось бы также принести пользу тем, кто планирует обзавестись аналогичным автомобилем. Для этого я прикинул все расходы так, как будто бы я проезжал не жалкие 7 200, а вполне себе средние 15 000 километров в год. Упомянутая выше «абонплата» в этом случае не выросла бы, а также снизилось бы влияние утраты товарной стоимости (цена автомобилей с пробегом 140 и 170 тысяч отличается несущественно, «рулит» год и состояние). Остальные затраты можно навскидку увеличить пропорционально. К вашим услугам ориентировочный расчет:
Итого теоретических средних 351 тыс. рублей в год (29 261 в месяц) и 23,4 рублей на километр. Соотношение затрат по категориям, соответственно поменялось: вклад «абонентских» статей уменьшился, а бензина и других «регулярных» - подрос.
Чтобы примерить эти затраты «на себя», учитывайте следующие особенности:
• топливо: покупалось всегда на брендовых заправках, 98-й (в редком случае его отсутствия – 95), тут можно было бы немного сэкономить.
• мойки, уход: на этом я экономил, мыл начасто, многие дорогостоящие операции типа отмывания тополиной смолы и подкапотного делал сам, химчистку делал по акциям и купонам. У «среднего» владельца сумма должна выйти больше,
• обслуга (з/ч): не экономил, только новое, только оригинал. Можно сэкономить до половины стоимости, где-то используя заменители или другие приличные решения без «колхоза» и «кроилова».
• обслуга (работа): не экономил. Если живете за пределами Москвы – можно делить на 1.5-2, если самостоятельно будете делать часть операций – делить на 3.
• тюнинг: не увлекался. Добавить / уменьшить затраты по вкусу.
• резина: в среднем должно уйти поменьше, т.к. я покупал все комплекты новыми и явно не откатал их за свой пробег.
• налоги штрафы: ездить старался тихо, штрафов почти нет. Смело умножайте на два, если любите прохватить по ночному городу или припарковаться в неположенном месте.
• кузовной ремонт: затраты были минимальны. Тут дело не только благоразумия, но и везения – умножайте на собственный показатель кармы.
Много или мало – решать читателям. Если у кого есть настолько же подробный расклад по другим автомобилям похожего возраста и класса – кидайте ссылки в комментарии, интересно будет почитать и сравнить.