350Z – именно ТАК, в такой последовательности цифр и букв, называется модель. Сначала цифры, потом буква. У Ниссана нет модели Z350, как ОШИБОЧНО называют некоторые, даже дилеры в программах ТО. Также как у Хонды нет модели 2000S, у БМВ 3M или 4Z, а у Порше – Mancay.
Модели названы не случайно. В сравнительных тестах, которые можно в огромном количестве найти в Интернете, Z сравнивается именно с ними.
Вот и я выбирал между ними. Точнее между S2000 и 350Z. Надежда на Сayman отпала когда посмотрел ценники на авто.ру (цены на хороший Кайман начинаются от 1,3 млн, а у меня было поменьше), Boxster – урод и не едет с 2.7 (в бюджете), БМВ отпала по идейным соображениям. В бюджете оставалась S2000.
Почему выбор весов склонился в сторону Z, а не S:
1. Больше мощности и V6. 313 сил у Z, 240 - у S. Т.к. машины достаточно редкие и есть в продаже всего в нескольких городах (главным образом, конечно, Мск), то так просто взять и покататься на том и том не получилось. Поэтому пообщался с людьми, которые ездили на обоих сразу. Если в пределах 120+ км/ч особой разницы нет (S легче на 300 кг), то на более высоких скоростях S так бодро с ходу уже не едет, объема не хватает. Тут следует заметить, что Z можно купить с 2-мя разными моторами 3.5 V6: до 2007 года – с VQ35DE (283-300 сил), после 2007 – с VQ35HR (313 сил). HR – на 80% другой мотор по сравнению с DE (намного интереснее). Основное видимое для водителя отличие – он более крутибельный, с более высокой красной зоной. По отличию по внутренностям: в HR другой блок, другой коленвал, ковка, ассиметричные поршни, другая архитектура головки, по-другому организованно навесное, другой впуск (2 ДЗ-2 патрубка-2 фильтра). К примеру, на Youtube полно роликов, где Z c DE на первых передачах от S уехать не может, а вот c HR – может.
2. Удобнее ездить в городе в плане удобства управления тягой. Мотор Z очень моментный. В городе ездить на моменте гораздно легче, чем на верховом моторе S. На Z можно выжать сцепу, включить первую передачу, отпустить плавно педаль сцепления, не работая газом, и авто не заглохнет, а меееедленно покатится как на АКПП. Удобнее в пробках. Т.е. Z более приспособлен к каждодневной эксплуатации, в общем-то каждый день на нем и езжу.
3. Больше места в салоне. Да, в 350Z как в и S2000 только 2 места. Но салон и багажник однозначно больше, чем у S2000. Конечно, речь о практичности в таких авто не идет, но все же, если можно выбрать бОльший салон и бОльший багажник, зачем выбирать меньший? Довелось осмотреть 2 S2000. Кожа сидений в S лучше однозначно, в Z кожа грубой выделки и какая-то пластмассовая. Но пластик в S2000 ни о чем. В Z все-таки поприятнее. Кроме того, багажник в Z сообщается с салоном (нет сплошной перегородки) - влезает плинтус длинной 2,7 метра :-) В S2000 можно увезти только то, что непосредственно вошло в ее багажник.
4. Не хочу писать, что мягкая крыша в S2000 минус, т.к. это суть-предназначение-концепция данного авто, но в моих условиях Z показался мне более логичным выбором. Плюс у Z нет проблем с жесткостью кузова, а вот с S2000 нужно быть аккуратнее.
5. Z можно купить с тормозами Brembo. Эффективно и красиво. СРАЗУ. Не нужно ничего докупать. У 350Z кованные диски Rays 18 дюймов (в той комплектации которую смотрел). У S2000 - литье на 17. Плюс у S-ки стремные параметры вылета, замучаешься искать красивые колеса на лето. 18-х колес с 30-м вылетом как на Z - завались.
6. Ценообразование. Ценообразование на S2000 не поддается никакой разумной логике. Если посмотреть объявления, то более старые машины могут стоить на несколько сотен дороже новых и прочие приколы. Ценообразование на Z какое-то более «рыночное».
САМЫЕ ОБЩИЕ МОМЕНТЫ.
- у 350Z для разных рынков было несколько комплектаций. Если в кратце – лучше всего покупать дилерскую Z, которая официально продавалась в РФ дилерами вплоть до 2009 года. Кстати, стоил новый Z порядка $66.000. Почему лучше?
Во-первых, это дилерский автомобиль, официально ввезенный в РФ, т.е. история и сервисная книжка, но это, конечно лирика – все равно нужно смотреть. Я купил автомобиль в трейд-ине в июне 2012, 2008 г.в. (последний год выпуска 350Z) с пробегом 57.000 км, который был продан дилером первому владельцу в Мск в октябре 2009. Так как на Z, как и на любой Ниссан, гарантия 3 года или 100.000 км, то у меня были еще остатки гарантии, чем я и воспользовался, бесплатно кой-чего поменяв у дилера в своем городе. Гарантия рулит!
Во-вторых, комплектация последних годов выпуска Z - лучшая комплектация, в которой можно в принципе купить 350Z: мотор VQ35HR, а не VQ35DE как у старых Z, тормоза Brembo, LSD в заднем мосту, кованные 18-е диски Rays, копот с горбом – смотрится круче, чем дорестайловый с 2-мя полосками-выштамповками, немного другой передний бампер, фары с более крупной линзой (лучше светят и лучше смотрятся), мягкие вставки в дверях, ну кожа-биксенон само собой.
В-третьих, 350Z был единственной моделью Ниссана, продаваемой в РФ дилерами, с мотором, который предназначался для Инфинити (VQ35HR). Тиана и Мурано довольствуются стареньким VQ35DE. Покупаешь мотор Финика, а обслуживаешься по ценам на нормо-час Ниссана. Приятно ))
-Педаль газа – электронная. Усилитель руля – гидро.
-Диски разноширокие. Перед 8J +30 225/45/18. Зад 8.5J +33 245/45/18. Оставил их для зимы. На лето купил бронзовые Rays Volk Racing SE37 8.5/9.5 (на фото, сорри за грязные шины - на дачу пробирался :)). Шины на лето купил: перед Advan Neova AD07 245/40/R18, зад Potenza Re11 265/35/R18.
СОБСТВЕННО, О САМОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.
1. Поездив, честно говоря, не понимаю, зачем этому мотору МКПП, тем более такая. Основная особенность Z в части трансмиссии – ее некая «небрежность». Сравнительно тугое включение передач и тугое сцепление. Все втыкается по-спортивному четко, но нет ощущения филигранности и легкости как было в МКПП на паре Прелюдов, которыми владел до Z. Машина с МКПП получается какой-то дерганной. В 370Z судя по отзывам америкосов, которые пересели с 350 на 370, такого нет. Лично я бы лучше выбрал 7-ми ступенчатую АКПП на этот мотор и на этот автомобиль, как стало возможно в 370Z. Тем более Ниссан прекрасно умеет делать так, чтобы мотор с АКПП друг друга понимали, коробка поспевала за мотором и на динамике это отражалось в худшую сторону не больше, чем на 0,2 секунды. Я бы ими пожертвовал с удовольствием ради стабильности результатов (на МКПП нужно еще постараться выжать из Z паспортные секунды) и комфорта. Но к сожалению, дилерские 350Z c HR-моторами были только на МКПП. Если захочется Z c АКПП – то это будет DE-мотор и старый год выпуска.
2. В заднем редукторе стоит VLSD – вязкостная блокировка, не экстремальная естественно, в переводе на язык «way» наверное около 0.5. Для города. Помню в Преле стояла заводская блока – она как-то пожестче была. Вот в частности еще поэтому смысл МКПП тут стремится к нулю: с заводской блокировкой стартануть нормально, реализовав всю мощность, получается по типу «раз на раз не приходится». Поэтому одна из самых популярных переделок у Z – замена стоковой VLSD на дисковые 1.5-2-way. Тогда МКПП обретает смысл – можно нормально зацепиться. Думаю, испортить деньги или нет на Cusco Type RS 1.5-way… Просто придется вроде как ездить с отключенной ESP, потому что она не поймет дисковую блокировку 1.5way, что не в любых условиях безопасно. Кстати, ESP отключается ПОЛНОСТЬЮ и при нажатии соответствующей кнопки, и отключается СРАЗУ – не надо как на S2000 нажать и ждать несколько секунд – в движении это было бы неудобно.
3. Кстати, даже стоковая VLSD офигенно спасает зимой в каше, колее, сугробах... Все-таки 2 крутящихся одновременно колеса - это лучше чем одно… Конечно, Z ни разу не вездеход, но помню сколько раз садился в сугробах на Финике G35 Coupe, который был до Z и не имел блоки…
4. На мой вкус коробка у Z длинновата. Вторая модификация, которая реально дает видимый эффект – замена главной пары на «покороче». Вариантов несколько штук. Для HR-мотора оптимал 4.08. Для DE – 3.9. Не планирую ничего делать с Z, но главную пару поставлю. В Прелюде менял, помню, эффект ощутимый. Цена вопроса – новая из коробки Tomei примерно 20-25 тыр с Ebay.
5. Комфорт. В принципе комфорт отсутствует как класс :), если его понимать как мягкость подвески, шумоизоляцию, плавность реакций и т.п. Z – это бешенная табуретка. Хотя формально все опции, призванные создавать комфорт, имеются (климат, подогрев сидений, зеркал и т.д.) Сцепление, по сравнению с обычными авто, работает грубо говоря только в 2-х положениях: ВКЛ. и ВЫКЛ. 1-я – отщелкнул, втопил, 2-я – отщелкнул, втопил и т.д. Если переключаться неспешно в гражданском стиле – Z этого не любит и получается дерготня. Соответственно, чтобы приемлемо и комфортно ездить в городе – нужно уметь приспособиться к Z. Он к тебе приспосабливаться не будет, это не тот случай. Слава богу, мотор моментный, о чем я вначале писал, это сглаживает реакции и "вывозит". В общем, жить можно. Что касается подвески, то она жесткая и привыкнуть к ней требуется привычка (извиняюсь за тафтологию). Особенно Z не любит поперечные стыки и рельсы/ЖД-переезды, ямы даже как-то нормально проходятся, а вот на стыках – табуретка. Но пробить подвеску не удавалось ни разу. Да и езжу аккуратно, если дорога неподходящая.
6. В салоне. Приборная панель (лицевая часть из настоящего алюминия) поднимается-опускается вместе с рулевой колонкой. Главный прикол салона в части эргономики – отсутствие бардачка спереди. Точнее на привычном месте перед сиденьем пассажира есть малюсенький размером с пепельницу – я храню в нем жевачки :-) И небольшой – над магнитолой (фирменная фишка Z). Все остальные бардачки (а их еще 3) – за спинками сидений, в нише перегородки, которая отделяет салон от багажника: 1 очень большой с двойным дном и 2 одинаковых поменьше. Нормальный доступ к большому (располагается ЗА сиденьем пассажира) – соответственно только при откинутой спинке кресла. Мягко говоря, спорное решение. Почему дополнительно было не сделать бардачок спереди – не знаю. Зато карманы в дверях – обшиты бархатом, есть места под бутылки 0.33 (с подсветкой). Багажник просматривается из салона, т.к. находится на расстоянии вытянутой руки. В багажник лично я умещал 2 колеса с резиной 265/35/R18. Чтобы переобуться – надо делать 2 захода. Можно на переднее сиденье погрузить, но я этого стараюсь не делать.
7. Музыка. BOSE: чейнджер на 6 дисков, кассета (вспомни молодость), 8-дюймовый сабвуфер за сиденьем водителя. Но нет MP3!!! В 2008 году! Ниссан, ты конечно «дал» ))) В Тиидах 08 года есть, в 350Z за лям восемьсот (как я говорил, новый дилерский стока стоил) – нет.
НЮАНСЫ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.
Один из основных вопросов, который задают знакомые, – "Как на ней ездить зимой?". Отвечаю – по многим параметрам Z подготовлен к зиме лучше, чем многие другие легковые заднеприводные авто. Именно ЛЕГКОВЫЕ и ЗАДНЕПРИВОДНЫЕ. Мы не сравниваем мух с котлетами, а Z - c полноприводными кроссоверами.
1. Наличие механической блокировки LSD – это существенное преимущество для зимы. Легковые авто, которые оснащаются ей с завода – можно пересчитать на пальцах. Да даже владельцы кроссов ее не имеют. У всех имитация, работающая подтормаживанием колес за счет ABS|EBD в кооперации с ESP. А механическая LSD хорошо помогает ползать на Z, когда выпадает «месячная норма осадков».
2. Небольшой объем салона, большой объем мотора, а печка стандартная – результат: в машине Африка в ЛЮБОЙ мороз, при котором рекомендована эксплуатация авто (до -35). Уверен, будет все также и в -40. VQ характерен высокими рабочими температурами, греется очень уверенно и быстро. Проблема неотмерзающих стекол неведома.
3. Жесткий кузов, сбитая подвеска. В морозы подвеска и салон не становятся музыкальными. Один из косвенных параметров, по которым можно оценить жесткость кузова авто и качество подгонки панелей салона – это как машина ведет себя в +30 и в -30. Так вот Z ведет себя одинаково. Не превращается в стучащий колотун. Заводил всегда без проблем и чихов-пыхов с первого раза. В минус 35 только прогревал 1 раз за ночь.
4. Короткие свесы и короткая база – ЧАСТИЧНО компенсируют отсутствие клиренса.
5. Самая большая сложность для зимней эксплуатации – низкий клиренс. Если отключить голову, на брюхо можно сесть на раз. Хорошо если снег рыхлый и не оттепель (про езду в оттепель ниже) - можно выползти (LSD рулит), а если уплотненный - фиг вам... Чтобы научиться ездить на Z в нечищеных дворах зимой – нужен опыт и сноровка езды на подобных автомобилях. Еще есть главное правило - ничего ТОРЧАЩЕЕ/ВЫПИРАЮЩЕЕ (колодцы, деревья, проросшие сквозь асфальт и т.п.) нельзя пропускать ПОД собой. Просто так по щелчку пересесть в Z даже с седана не получится – езды не будет, будут нервы и ходьба за трактором. Езда зимой на 350Z – дано не всем, однозначно :-).
6. Некритичное неудобство – стекла без рамок. Примерзают охотнее рамочных собратьев.
7. Легкая корма вкупе с жесткой подвеской. Самая поганая температура от 0 до -2-3 (оттепель), когда снег становится чуть рыхлым, но при малейшем воздействии укатывается в гладкий лед (типа температура для лепки снежков). Машина может стоять на вычищенной ровной снежной площадке, начинаешь аккуратно трогаться, задние колеса делают себе мааааленькую ямку и все… Стоишь буксуешь свиду на абсолютно ровном месте – колеса выполировывают себе гладкую ямку и хрен тронешься. Можно включить первую или заднюю, отпустить сцепу, выйти из авто – порадоваться за LSD (оба колеса одновременно крутятся), а машина стоит на месте с крутящимися в маааленькой ямке колесами, которую они сами себе подрыли/подполировали )) Тут конечно МКПП спасает – можно раскачкой выпрыгнуть. Просто толкал сам, потом запрыгивал за руль и главное не останавливаться ))
8. ESP. Ездить зимой с включенной ESP – д…..че....во. Ехать не дает. Пока вкатывался в Z, ESP не отключал. Потом отключил и теперь в городе езжу без нее. Включаю, когда еду по трассе и когда большие скорости, когда ее помощь будет реально влиять на безопасность поездки и снижать риск ДТП. При активном трогании с места с отключенной ESP на скользкой дороге машину надо отлавливать рулем и газом, так как корму носит, но, честно говоря, это только в удовольствие. Правда другие водители пугаются – кто едет сзади/сбоку – увеличивают дистанцию )) Ну и правильно, некуй :))
О ТОМ, РАДИ ЧЕГО ПОКУПАЮТСЯ ТАКИЕ АВТОМОБИЛИ.
1. Ускорение. Я специально использовал это слово, а не «разгон до сотни», «всех рву со светофора» или как-то еще. В небольших городах, типа моего, мест, чтобы прохватить, немного, но они есть! Машины, подобные Z, по хорошему созданы для трека, но получить от них удовольствие можно и на обычных дорогах. Ощущение вжимания в кресло и быстрые ускорения – вот первое, что ты покупаешь в Z. Ну и в сухих цифрах это намного быстрее большинства автомобилей в городе. Ты просто покупаешь свой собственный маленький аттракцион и получаешь удовольствие. Но только летом :-) Зимой аттракционы не работают.
2. Обратная связь. Второе, что покупаешь в Z,– чувство контроля и послушания. Руль является продолжением резины, которая стоит на асфальте и ты руками трогаешь то, по чему едешь. Я имею ввиду именно СВЯЗЬ. Неровности, стыки и т.п. в руль не бьют, т.е. не лишают управление комфорта. Двигатель смещен за переднюю ось, ближе к центру авто (ниссановская платформа FM - как на Финиках), отсюда идеальная развесовка по осям и рулежка. В общем, все по фэн-шую.
3. Задний привод – тема. Мое мнение – психологически задний привод идеально отвечает навыкам любого водителя, даже новичка. В критической ситуации (занос, потеря управления) первое естественное желание – бросить газ. И для заднего привода – это как раз то, что нужно! Машина при сбросе газа выравнивается сама собой. На переднем надо добавить газа, на полном – держать на одном уровне, а в критической ситуации это все психологически сложнее и заставить себя либо невозможно, либо нужно специально вырабатывать привычку. Задний привод работает на уровне интуиции. Свободные передние колеса – рулят! В прямом и переносном смысле.
4. Честность. Четвертое, что покупаешь в Z. Машина не станет фальшивить и упираться, когда начинаешь вести ее в резком стиле, она, наоборот, раскрывается и честно выполняет то, что ты от нее хочешь. Именно в такие моменты понимаешь, зачем ты купил этот автомобиль.
5. Z наверное идеально слушается в скольжениях. Самый легкий способ попробовать его в этом – отключить ESP и выехать зимой. По мере накопления опыта управления Z-том можно наращивать скорость управляемого заноса и со снега переходить на асфальт.
6. Шестое, что покупаешь в Z – эмоции. На автомобиль приятно и свежо смотреть, потому что их еденицы и глаз не замылен, как Тойотой Камри. Обладание красивой вещью доставляет эстетическое удовольствие. Дизайн Z – это чистая функциональная инженерная красота (дизайн разработан, кстати в США, Nissan Design America). Ручки дверей - из полированного алюминия, совсем другие ощущения, нежели тактильные от пластмассовых.
СТОИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ.
Стоимость владения любым авто складывается из: расходов на бензин, ТО/запчасти, страховок, штрафов ГИБДД, транспортного налога.
1. Расход АИ-98 (лью только его, с Лукойла): в среднем 17 л/100 в городе при нормальном темпе езды (втопить, когда надо). Трасса – 10. Экономный режим в городе – 15. Но это пытка – спокойно машина дает ездить только зимой в силу объективного отсутствия зацепа. А летом – в силу объективного отсутствия дорог на некоторых участках.
2. По запчастям – ничего не ломалось пока, кроме того, что загорелся чек (SERVICE ENGINE SOON) по одному из катализаторов. Сканировал ошибку у дилера. Купил на Ebay 2 прямые трубы с отростками под лямбды (6500 руб. с доставкой), заменили, чек теперь не горит (проехал с ними 1000 км на данный момент). Стоимость запчастей – можно посмотреть на Экзисте. Приемлимая. Обслуживаю автомобиль всегда в одном месте – у дилера, хоть гарантия и кончилась. Как показала практика, это не сильно дороже гаражных сервисов, которые эту машину в глаза не видели. Зато приятно многократнее. Плюс низкий клиренс заставляет разборчиво относится к качеству подъездных путей в Сервис. У дилеров с этим проблем нет хотя бы.
Масло лью – 0W30 Valvoline SynPower MXL круглогодично. Почему 0W круглогодично? Вкратце, не растекаясь мыслью по древу: VQ требователен к качеству масла и быстро его «убивает». Наименьший износ по UOA показывает на маслах 0W. Объяснение логичное: почти все гражданские масла 5W теперь стали гидрокрекинговой синтетикой, а 0W еще остались честными PAO-маслами (но и цена соответствующая). Valvoline SynPower MXL выбрал методом исключения: америкосы льют их внутренний Кастрол Едж 0W30 – он показывает наименьший износ на VQ. Второе место Мобил1 0W40. Но русский Эдж – повышенное лакообразование, хотя высокие противоизносные св-ва, а у Мобила 0W40 слишком много разных вариантов (Арктик, Нью Лайф и т.п.), непонятно, что тестили америкосы. Из авторитетов остается Valvoline. SynPower MXL - хорошее щелочное число (не высокое, не низкое), низкое лакообразование, основные противоизносные допуски, низкая плотность масла (да, есть и такой параметр у масла – механизм VVL в VQ любит масла с низкой плотностью), ну и косяков по Вальволину не замечено вроде как. Можно еще попробовать Мотуль X-lite 0W40 – они его типа под моторы VQ делали.
Интервал замены стараюсь не превышать 5000-6000 км. Воздушные фильтры (их 2) меняю вместе с маслом.
3. КАСКО – не делал. Можно сделать – в моем случае примерно 60 тыр плюс-минус в зависимости от СК. Сделал ДОСАГО.
4. Транспортный налог – 46.950 руб. в год. Но тут от региона зависит, где-то будет меньше. Не ставил на учет. Езжу на транзитах. Штраф от 300 до 800 рублей. Иногда отпускают бесплатно. За 9 месяцев владения тормозили 5 раз, 2 раза отпустили со словами «Аааа езжай!», 3 раза был штраф 300 рублей. Сообщаю мою позицию по этому вопросу: если государству не нужно, чтобы я ставил на учет, то мне тем более. Законодатели определили другие приоритеты в ПДД: борьба с пьянством, остановка на остановках общественного транспорта, ограничение скорости для новичков. Т.е. регистрация их не волнует. Точнее их волнение они оценивают в 300 рублей – я это волнение полностью готов оплачивать. Когда сделают запрет эксплуатации незарегистрированного ТС – тогда и будем думать.
Поэтому я лично хочу максимально снизить стоимость владения 350Z, чтобы больше денег было на покупку 370Z на 7-ст АКПП :-) Но это, как говорится, совсем другая история :-)