Последнее время я вижу, как время
сыпется сквозь пальцы мои.
Короткие дни слагают недели,
что короче, чем эти дни.
Время, ты было и будешь богом и сатаной для меня.
Я вижу, как годы стирают ладони,
Знаю как надо и продолжаю верить в тебя…
Мелькают полосы ночной дороги, освещаемые фарами твоего автомобиля, ты слушаешь музыку и просто летишь по ровному свободному асфальту, летишь над всей дневной суетой и накопившимися проблемами. Иногда навстречу проносится кто-то еще, вскоре ты его забываешь, мчишься сквозь время вперед, достигаешь все больших и больших высот. Летят километры за километрами, как летят наши года в беспрерывном потоке Жизни. Уходят друзья и знакомые – кто-то останавливается на месте, кто-то просто разбивается, не вписавшись в очередной поворот судьбы. Старым друзьям на смену приходят новые, со своими заморочками и проблемами. Иногда хочется остановить время, всю эту непрерывную суматоху, стремление вырваться и быть выше других… оглядеться назад, посмотреть, чего ты достиг, пройдя еще один километр отпущенного тебе судьбой времени, но, увы, это невозможно…
Привет всем, кто на время оставил семью, все свои хлопоты и сейчас сидит перед монитором, жует бутерброд, и пьет чай. Короче, доброго всем времени суток. Почитал, покритиковал я других, и не буду нарушать традицию – пришло время выложить и мой отзыв. Вернее, это не отзыв, а отрезок из моей жизни. Думаю, что читать только про случившиеся поломки и характеристики машины не очень интересно. Поэтому и разворачиваю целую историю. Историю про то, как я стал водителем. Кому-то она покажется забавной, кому-то знакомой. Думаю, кому-то она и пользу принесет, может кого-то заденет – строго не судите. Гляжу только со своей позиции, а я пока не профи, и, подчеркиваю, – мое мнение не есть истина.
Но, начнем все по порядку и перенесемся на год назад. Тогда осенью мне только исполнилось восемнадцать. Сквозь повседневную суету я начиняю понимать, что когда-никогда надо обзаводиться своим собственным транспортом, но учеба, работа, другие проблемы отдаляют заветную мечту, которая кажется какой-то непонятной и расплывчатой. Тогда я еще ничего не знал об автомобильном рынке, да и о машинах вообще. Так в повседневной суете незаметно подкрался новый год. В зимние каникулы Славик (друг-однокашник) сдал на права и стал понемногу колесить на своей двенашке по Москве. Глядя на него, я начал понимать, что пора и мне продвигаться дальше, по своему «социальному статусу». Но на тот момент не было никаких перспектив – предстояло сдать экзамены в технаре, денег не было, прав то же. Просто понемногу интересовался, что почем. Сидел в Интернете – читал отзывы, расспрашивал знакомых, и поставил себе цель – из пешехода превратиться в автовладельца, поскольку я был пешеходом в полном смысле этого слова.
Машины никогда в семье не было – меня с младшим братом мать воспитывала одна, и купить автомобиль не имелось возможности. Работали лет с десяти, естественно, знали цену деньгам. Поначалу мечтали, как и все пацаны, купить что-нибудь русское, не требующее дорогостоящего ремонта, и рассекать на нем просторы любимой родины. Но время текло, все менялось, менялись также наши взгляды на жизнь. Но первым транспортным средством была все же русская «машина» (собирательный образ российского автопрома :-) - мотоблок НЕВА (синий с белым – многие дачники знают). Купили его еще три года назад, конечно, совсем для других целей – копать огород. До этого свои шесть соток х_рачили вручную лопатами, и очень я это дело не любил. Но делать было нечего. Моя мать по профессии агроном, и, соответственно, любит выращивать свою сельскохозяйственную культуру, как и многие дачники. Но я – дачник с другой стороны – люблю за городом отдыхать, работая в городе. Но вернемся к мотоблоку. Не имея ничего лучшего, приспособили его к поездкам – сделали тележку и кинули газ с ручки на педаль. Катались с ребятами чуть ли не по Москве (живем в поселке в километре от МКАД). Но мотоблок – тихоходное ТС, и мне это не нравилось. Разобравшись, что к чему, заказал через знакомых на заводе шкив – по моему чертежу за полторы тысячи сделали, я поставил нехитрое сцепление – стал мотоблок километров тридцать выжимать. Ездили по поселку, по лесу, по Можайскому шоссе, бывало, на МКАД выезжали. В местах, где джип не проедет, переносили его вчетвером на руках, садились и дальше ехали. Вещь офигенная. При минимальных затратах можно гонять и не париться. Не париться после того, как все что можно отвалиться отвалилось. А до этого надо терпеть. Но, что может сравниться с тем, когда ты гонишь с друзьями по пересеченке километров под тридцать не знамо на чем? Крыши нет, все вокруг открыто, сзади клубы пыли, земля, деревья мелькают, борта маленькие, а где сидит водитель, их вообще нет. Сам мотоблок не рассчитан на такую скорость – максимум километров 12. Но, ничего, топишь, вцепившись обеими руками в руль, и думаешь, как бы не вылететь из этой чудо-повозки. А когда я сделал рестайлинг – расширил тележку, поставил нормальные амортизаторы, даже спереди, где и крепится мини-трактор – ездить стало вообще кайфово. Не знаю насколько, сравнивать было не с чем. Правда, те ребята, что гоняли на девятках-десятках, смотрели на мою «команду», как на прокаженных. Но мы гордились тем, что у нас есть собственное ТС. Съездим в магазин, купим пожрать – на обратном пути едем, жуем. Водителю (мне) хлеб подают, воду газированную открывают – ну прямо сельская тусовка. А когда ралли по лесу устроили – вообще отпад. Как раз после дождя поехали в лес на шашлыки. Кругом лужи. Трактор буксует, юзом ведет. Едешь по просеке. Кое-как разогнавшись на мокрой глине, в лужу глубокую влетаешь – небольшую поперечную канаву с водой. Кругом брызги, все в грязи. Застряли. Все с брони – толкать. Выехали – довольные. Все мокрые, грязные, как чушки, зато впечатлений…
Так, что о покупке машины я не думал – прав-то не было. Другим отцы давали автомобили покататься. Я за руль чужого авто садиться боялся – управлять толком не умею, разобью, гаишники где-нибудь подкараулят… В принципе, и мотоблок – хорошая вещь, но ужасное управление и некоторые недостатки… у-у-у-у! Ну, во-первых, тележка была нестандартная (самодел), и тормозов не было. Потом я поставил примитивные – самодельные колодки, приводимые в действие тросом от педали, упирались в обод колеса. Толку, конечно, от этой системы было мало. И поэтому, сзади во весь борт написали «БЕЗ ТОРМОЗОВ» - чтобы все боялись, и никто не подрезал. Найдя старые четырехциферные номера, покрасили их под ментовские и прикрепили сзади. Интересный факт – гаишники не тормозили ни разу, а вот какой-то мужик тормознул и предложил ему продать этот крашеный номер за 500 рублей (На фига он ему сдался, я до сих пор не понял). Я с ребятами согласился, и через полчаса мы ехали к АШАНу (гипермаркет, если кто не знает) за пивом и мясом к шашлыку. Второй недостаток – не было фар. Поначалу. После того, как на повороте возле того же АШАНа в темноте в нас чуть не въехала легковушка, я все же решил поставить фары и аккумулятор. Но главный недостаток заключался в следующем – как и все русское, мотоблок ломался в самый неподходящий момент. Зачастую из гаража вез он нас, а в гараж мы его. Один раз даже клина словили – отломалась «козья нога», выполняющая функцию масляного насоса, и, нагревшись, шатун коленвала сначала засвистел, а спустя пару секунд, развалился. Километра два мы толкали «железного коня», груженного овощами, по Можайке до гаража. Но все же это не деревня, а Москва. Хотя, Москва – тоже большая деревня, но в город за МКАД не заезжали, со временем мотоблок стал надоедать и я ездил на нем только на рынок за стройматериалами, когда делал ремонт в квартире.
До весны учился в Москве в техникуме – 20 минут автобусом от дома. Но из технаря выпустился. Поступил институт. Прикол в том, что институт (МГСУ) расположен на другом конце Москвы, и ехать туда на общественном транспорте два часа в лучшем случае. Поэтому и встала резкая необходимость в покупке машины. Многие скажут, что все студенты ездят на «общетрансе», и ничего. Согласен, но дело не в понтах и «пацанских» штучках, а в том, что за 19 лет этот «общетранс» меня прилично заеб_л. У «всех студентов», по крайней мере у большинства в Москве, есть папа с мамой, у которых есть свой автомобиль, и, при необходимости, этот студент, даже в качестве пассажира, может съездить за покупками в магазин или на дачу. Я же, когда вынужден сгонять за чем-либо, например, в Митино, до которого от меня по МКАДу 13 километров убиваю полдня. С деревни пру сумки с картошкой, с рынка какого-нибудь авоську со жрачкой. Приезжаешь весь взмыленный и уставший. А со временем хочется комфорта и удобства, учишься ценить и свои силы, и каждую минуту, ведь современная жизнь предполагает бешеный темп, и «тормозам» здесь нет места. Этот комфорт, в принципе, постепенно приходит, если правильно используешь свое время, но сейчас не об этом…
Основным видом общетранса в Москве является метро. В принципе, единственный вид транспорта, который опутал своими сетями почти всю Москву и дает видимые преимущества перед своим собственным. Метро – вершина человеческого изобретения: быстро, удобно, пробок нет – всем нравится, не только тебе. Постоянные обитатели подземки - бомжи и попрошайки. Одни спят в вагонах, демонстрируя своим ароматом, кто здесь хозяин, других рискуешь сбить в узких переходах, летя на всех парах на любимую работу. Да и народ, как и на дороге, передвигается по-разному. Ротозеев, и тормозов здесь до фига, поэтому пробки в часы пик перед эскалаторами тоже встречаются. Напряжно стоять на своих двоих, придерживая карманы, чтоб ничего не сперли. Но до метро еще надо добраться. А я, как и все «бедные» студенты, люблю экономить, и экономить по-русски – то есть, кататься на халяву, где это возможно. Поэтому, с утра жду своего разваливающегося 139-го автобуса, на который есть проездной, и, бывает, жду долго, так как начальство 5-го филевского автобусного парка не очень-то и заботится о пассажирах – как всегда наср_ть. Ехать на коммерческом, которые ходят через 5 минут, и тратить тридцать рублей почему-то не хочется. Подходит автобус. Бабки с тележками, что иной раз выглядят так беспомощно и жалостливо, приободряются, и, распихивая всех (в том числе и тебя), лезут в автобус. Неприятно. Раньше, когда только вводили турникеты в ТАТ, у «первовлезающих» бабулек начиналась паника – что это за фигня не пускает их в автобус, и все «пешеходы, стремящиеся стать пассажирами» должны были ждать, когда бабуля смекнет что к чему. Или проскакивает вперед какая-нибудь нахалка, не купившая заранее билет, и стучит к шоферу, мол, продай, при этом перегораживает своей толстой задницей проход в салон, с таким намеком, что все сзади стоящие подождут. На маршрутках-хачмобилях я не езжу – льгот там нет, а безопасности никакой. Раз сел, опаздывал на экзамен – офигел – все трясется, того гляди, колесо отлетит или кузов сложится, ремни безопасности срезаны (наверное, их в качестве буксировочных тросов используют) – брррр. Но как говорят, 5 минут страха и ты на месте… Можно не ждать автобуса и дойти до электрички. Но до станции километр, а на вокзалах стоят турникеты, и лезть каждый раз под вертушкой не очень-то охота. Еще и контроллеры на самой «собаке» (не знаю, почему так прозвали электричку), зачастую, растягиваются вагона на три, и перебежать их по платформе в вагон, где они уже проверили билеты, за время остановки не всегда удается. Покупать билет? Каждый день? Нет, дорого! Но многие считают: «Пользуясь общетрансом, мы экономим». Я подсчитал, во сколько обойдется мне дорога до института, если платить полную стоимость проезда, без «льгот», то бишь, без проездных билетов на вечнонеидущие автобусы (именно они тебя и ограничивают во времени, которое можно занять учебой или работой) - выходит, дорога на одного в общетрансе дороже, чем бензин на машину. И это ведь по городу! А если я не один еду? Смутная экономия получается. Если кто вспомнит про расходники, скажу, что с помощью машины можно и зарабатывать – все равно, свое обслуживание она окупит. И еще, меня, как человека некурящего смущает одна «деталь» ожидания наземного «общетранса». К остановке, где нахожусь я и другие люди, зачастую, подваливает какой-либо мудак, или несколько мудаков, по другому, слов нет, и начинают курить. Нет, я с пониманием отношусь к людям с вредными привычками, но большинство из них свиньи! Им все равно, что рядом дети и некурящие люди, и что ветер дует в их сторону. Себя травят, и других заодно. Каждый раз делать таким замечания язык отвалится, и будешь выглядеть идиотом, так как наплевательское отношение к окружающим давно стало нормой. Россия, что поделаешь?!
Другое дело – автомобиль. Не от кого не зависишь, ничего не ждешь и ничего не нюхаешь. Но он требует, как говорится, любовь, ласку и смазку, то бишь, обслуживание. Но он твой, а для себя любимого ничего не жалко. И даже если нет денег на горючку – подвез кого-нибудь по пути на работу/учебу – горючка окупилась. Стоять в пробках – а не все ли равно на машине или на автобусе? Оказывается не все. Из автобуса можно выйти и топать пешком, надеясь, что он тебя не обгонит. Машину ты не бросишь, но на ней можно свернуть во дворы, и там проехать, можно выехать до пробок и, прибыв на место ни свет не заря, в ней поспать. Но поспать можно и в общетрансе – (очень удобно) за дорогой-то не следишь. Но удобно не только не проспать остановку, но и остаться без кошелька и мобильного телефона, которые мы все так любим таскать с собой. Так что вот такие помидоры.
Но вернемся к автомобилю, который предстоит выбрать. Поначалу хотел что-то русское. Ведь русские машины – им нет равных в плане надежности. Стоит посмотреть на КАМАЗы в ралли Париж – Дакар, на военные машины, демонстративно показывающие свою мощь в наших боевиках. Это вам не TOYOTA какая-то. Сломался жигуль – прихе_ачил молотком отлетевшую деталь, сел и дальше поехал, порвался ГРМ – натянул вместо него ношеные колготки, как Задорнов говорит, и проблем-то в принципе нет. Ничего, что в следующей поездке такая же фигня случится. Опять пару часов убьешь – и все в порядке. Интересный факт: наши машины что ремонтируй, что не ремонтируй – все равно дребезжат и разваливаются года за два НОРМАЛЬНОЙ эксплуатации – больше, толком, и не ходят. Но запчасти дешевые! А то, что их целый вагон нужен, тазоводов мало волнует. А если посмотреть краш-тест? На наших машинах и ремень безопасности-то не спасает – просто отрывается сиденье, и ты башкой в стекло вылетаешь. Помрешь прямо на месте, даже мучаться не будешь – вот класс! Другое дело иномарка. Знакомый Сашка – заядлый тоетовод, он свою машину даже не моет – масло и бензин заливает, и она его катает круглый год.
Многие поначалу боятся садиться за руль иномарки, типа в аварию попадешь – ремонт дорогой будет. Ну, а если капитально попадешь? Тогда родные спасибо скажут, что жив остался. Сам попал раз в аварию, знаю. Было это больше года назад, 30 января. Едем с Сашкой на TOYOTA COROLA WAGON по МКАДу, на улице мороз. Накануне, как у нас любят чистить, – полили дорогу реагентами. От колес колеи чистые, льда не видно, но между полосами ледяной бугор под снегом. Александр начинает перестроение – чувствуется, зад ведет – возвращаемся на свою полосу. Пробуем опять – машину начинает вести и разворачивать по часовой стрелке. Поворот руля влево и нажатие на газ ничего не дают. Помню, как машина делает сначала 180 градусов – вижу морды других автомобилей проносящихся справа налево. Офигиваю (первый раз в такой ситуации), как обычно, сижу развалившись, и не успеваю сгруппироваться. Машину разворачивает еще на 90 градусов (потоку подставлена моя левая сторона), вижу боковым зрением приближающийся МАЗ, через мгновение он бьет углом бампера в район стойки между дверями – равносильно мне в левое плечо кувалдой еб_нули. Онемение в плече, и, чувствую, задница болит. Машину разворачивает еще на 180 градусов, и она останавливается. Сашка поворачивается ко мне и спрашивает: «Живой». Я говорю: «Да». Отстегиваемся. Сначала вылезает он, затем через водительскую дверь – я. Зашел посмотреть со своей стороны – оху_л. Машину сбоку сантиметров на 40 вжало в салон, изнутри это не так заметно. Крыша сложилась. Мою седушку свернуло по ширине и наклонило в сторону водителя. Онемение постепенно прошло, но чувствую, плечо болит, когда руку хочу поднять – перелом. Холодно. Пока оба водителя заполняют бланки, и приезжает ГАИ, замерзаю. Плечо болит – на месте не попрыгаешь. Но, наконец, все заполнили, Сашка заводит тоету, говорит, мол, садись. Я не понял, машина почти полностью разворочена, сажусь сзади. Трогаемся. Блин, боковые стекла разбиты, холодный ветер дует, лобовое стекло в сеточку, Сашкины очки во время удара вылетели в окно, и их не нашли – ни фига не видит. Кое-как доехали до поста ГАИ – необходимо было взять справку. Там перехватили знакомые, которым вызвонили раньше, и я отправился сначала домой, затем в травмпункт, где меня одели на месяц в «бронежилет». Был пристегнут, так что итог аварии: сломанная ключица и синяки на заднице. Ну, и Тоета под замену кузова, что поделаешь? Но в аналогичных авариях тазов (сам видел) – трупак или, по меньшей мере, сотрясение мозга и сломанные ребра. Зато ремонт дешевый! Класс!
После этого случая решил окончательно, если брать авто, то только не наш, а тогда какой? Сашка говорит: Бери японца, лучше тоету. Дал сайт дрома. Я пощелкал, посмотрел что к чему. Действительно машины стоящие, и за вполне реальные цены в сравнении с нашими корытами. Если брать, решил я, то либо универсал, либо минивэн – чтобы можно было бы и поспать в нем в полный рост и груз перевести, будь то мешок картошки или холодильник. И, с возможно меньшим расходом топлива. Саша сказал, что заинтересовался перегоном – интересное, говорит, путешествие. Я подумал. Посмотрел машины во Владивостоке – вполне реальную тачку можно за 4500 – 5000 $ взять. Плюс перегон (бензин) – 500 $, плюс жрачка и билеты туда, инструмент, возможная смена расходников – под 1000 $. Итого шесть с небольшим. В Москве за такие деньги достойного японца достать затруднительно, европейскую тачку взять можно, но какой-нибудь ширпотреб вроде убитого фольцвагена. Если заказывать машину по сетке из Влада – будет на тысячу с лишним, а то и на две дороже, чем гнать самому. Плюс проехаться через всю страну на своей машине охота – согласен!
С этого момента начал искать тачку на дроме, преимущественно во Владивостоке, в пределах 5000 $ года 1997-2000. Начал с простых. Рассмотрел Mazda Demio, Nissan AD VAN, Нисан, особенно в белом кузове с черными некрашеными бамперами, показался деревянным, хоть и 1998-2001г. Демия, вроде ничего, но в новом кузове. Старый имеет форму ящика, и мне он не понравился. В новом кузове Демии идут только года с 2001. А они дороже, и в 5000 убитых енотов не укладываются. Почитал отзывы о Demio. Все говорят, мол, нормальная машина, небольшая, маневренная. Но, посмотрев на расход такой маленькой машины (литров 10 в среднем при нормальной смешанной езде), охота купить именно ее сразу отпала. Кстати, во многих отзывах японок говорилось «хорошая динамика, острый руль, машина исключительно удачная, и купивший ее японовод ничуть не жалеет». Все это конечно верно, но относительно и расплывчато. Может, сравнивали с тазами, не знаю. Встречались и такие, в которых сравнивали японцев между собой. Именно эти отзывы и оказывают влияние в выборе машины на подсознательном уровне. Но спасибо хочется сказать всем, машину выбираю исключительно по комментариям в интернете, так как знакомых японоводов у меня мало и некому дать дельного совета. Хотя, и здесь на дроме лажа встречается. Может народ хочется умным показаться, или некоторые «добрые люди» рекламу вешают, не знаю, – короче ересь полную пишут. Верить можно, но с пониманием дела. «Глубокоуважаемые» модераторы тоже шалят - некоторые полезные, но, по их мнению, «негативные» комментарии или отзывы удаляют. Нельзя так! Продолжим дальше. Посмотрел Тоеты и Субары. Надежные, красивые, мощные, но больно дорогие. При случае, думаю купить можно. Если будет такой случай. Посмотрел Mazda Capella Wagon. Вроде ничего машина, не считая расход (литров 10 в среднем) и плохую, как писали, шумоизоляцию. Но в сравнении с переднеприводной TOYOTA COROLA WAGON (7 литров/100км – 160 л. с. двигатель 4А), которая была разбита, Мазда показалась туповатой. Класс что ли разный?!
В один прекрасный день зарулил на страничку Хонды. А именно Honda Accord Wagon (CF-6, F23A). Именно эта машина меня заворожила. Своим стремительным видом, агрессивной мордой и покатым задом. Ракета! Про вместительность – по сравнению с универсалами, говорят, слона запихнуть можно (я не знаю, вживую всего пару раз видел). Фишка в том, что были варианты и за 4000 – 5000 $, но под ПТС. Стал интересоваться, что это такое и с чем его едят. Заболел, словом! Думал, купить ПТС можно, пусть в сумме будет чуть-чуть подороже. Но ведь аккорд – универсал бизнесс-класса – большая солидная машина, и здесь ее можно достать за малые деньги. И пусть обслуга будет не очень дешевой, и по надежности эти машины уступают Тоетам, но это же Honda! В отзывах про аккорд люди писали с каким-то особым настроем, как будто их что-то объединяло. Складывалось ощущение, что, купив аккорд, ты становишься не просто хондаводом – ты вступаешь в элитный клуб. Эйфория не проходила несколько недель. Узнал, что есть модели с CVT. Почитал про вариатор. Вроде, все просто по конструкции, как в механике и удобно как автомате, управляется электроникой, машина сама все делает, а это двойной комфорт и экономия по расходу из-за отсутствия перегазовки. Но аккорд – автомобиль большой, и кушает много. Противодействием прожорливости почти любого бензинового двигателя является ГБО. Залез и почитал, что это такое. Не все так просто. И у газа есть свои заморочки – больший износ двигателя (горят выпускные клапана на некоторых типах), ведь температура сгорания газа выше, хотя на некоторых сайтах по установке ГБО уверяли, что, наоборот, на газу износ меньше, типа газ на масло «благотворно» действует. Х. З. Потеря мощности, и возможный сбой компьютера на лямбда-зонде – тоже характерная черта переведенных на газ автомобилей. Так что, легких путей не бывает, но все же, теоретически можно сделать все. На практике гораздо сложнее. Достать документы на Хонду долгое время не удавалось, а машина с доками во Владике от 7500 $ – видимо не дорос я еще. Но время от времени, все же заходил на страничку Хонды: а вдруг появится выгодное предложение? Так оно и случилось. Месяца за два перед предполагаемым отъездом в интернете появилось объявление о продаже аварийного аккорда за 2000$. А вдруг это шанс? Позвонил, спросил продавца, не хочет ли тот отдать за полцены одни документы. Сказал, подумает. Неделю мучительных ожиданий, и вот ответ – согласен. Но была одна проблема. Аварийная машина находилась за 100 км от меня. Чтобы поставить ее на учет, нужно было тащить старый кузов сначала к нам в ГАИ, затем обратно. Спросил, не хочет ли Константин (хозяин машины) продать ПТС по генеральной доверенности. Он не понял. Я рассказал ему про то, что хочу взять конструктор. А чтобы его пригнать и поставить на учет, нужны документы конкретной машины, находящийся на учете. Пригнав «запчасти» (напомню, по растаможке конструктор идет как запчасти, но в виде собранной машины) замену двигателя и кузова можно было бы сделать у него в ГАИ, после чего и снять авто с учета с новыми штампами в ПТС. Но была еще одна проблема. Машин во Владивостоке с нужной конфигурацией не было. Весной было штук 6 разных, а сейчас остались те, которые не подходят по приводу (чтобы сделать замену, необходимы три одинаковые вещи в ПТС и на конструкторе – марка двигателя, кузова и привод). Можно было взять машину с нужной конфигурацией с аукциона. Но там тоже непонятки (берешь кота в мешке) плюс месяц ожидания прихода. Надеяться на зеленый рынок во Владе и ехать наобум? Так как, приобретя документы, я поехал бы с конкретной целью – купить аккорд. Но пока Константин думал с продажей и размышлял, стоит ли со мной связываться и рисковать, эмоции прошли, и я, наконец, с чистой головой смог подумать: а оно мне это надо? Да, Хонда хорошая машина, да, приобретя ее, я приобрету некий статус, но…это первая моя машина. А если разобью по неопытности. Да и обслуживание не дешевое. А я студент, постоянной работы нет, денег то же немного. Позвонил, сказал, что купить документы, увы, не могу – оно и к лучшему. Из грязи в князи не получилось. Ну да ладно. Рассмотрел Suzuki Cultus Wagon и Nissan Primera Wagon. Пусть чуть-чуть больше $ 5000, но, как мне показалось, универсалы стоящие, хотя почему, тоже непонятно. Когда читаешь отзывы, складывается некое впечатление от конкретной машины. Передать его или объяснить довольно трудно. Этим надо проникнуться, прочувствовав эмоции других людей. Так что, перед тем, как приобрести автомобиль, нужно почитать мнение разных людей, у тебя сложится некое мнение о конкретной машине, и, соответственно будет проще с выбором. Дошел до Daihatsu Pyzar. Прикольный пылесос! Говорят, что та же Тойота, только дешевле. Слышал, что радиус разворота у него меньше, чем у некоторых малолитражек! Понравилось, что седушки вровень с полом складываются – если надо холодильник перевести, или, наоборот, их можно разложить в кровать, обивкой наружу. На этой модели и решил остановиться. (Так как это были первые впечатления от японских авто вообще, то возможно, многих критериев не учел, за что прошу меня простить).
Планировал поездку на август – необходимо было к этому времени получить права. Поэтому, еще весной стал искать подходящую автошколу для обучения. В начале апреля позвонил в Одинцовскую – по месту жительства. Говорят, со всеми расходами получается четырнадцать тысяч. Подумал. Перед новым годом Славик там сдавал, но у него все в десятку уложилось. Видимо, цены подняли, но почему так радикально?! Он же подсказал, что права можно и купить баксов за триста. Но ПДД я толком не знаю, а учиться самому не хочется. Плюс довести управление автомобилем до автоматизма не помешает. Ведь если ехать на дальняк – это и станет настоящим экзаменом по вождению, и к нему нужно основательно подготовиться. Позвонил в центральную автошколу (в Москве). Съездил, все рассказали, подсчитал – тысяч в девять уложусь. Меня устраивает. Теория пролетела как-то незаметно за 4 занятия по 3 часа. Хоть правила объяснили вкратце, я ничуть не жалел. Мне дали толчок к знаниям, и дальше я сам начал заниматься. Повесив ПДД дома в туалете, это не составляло труда. По мере получения новых знаний, стал более серьезно относиться к дороге, даже с позиции пешехода. А вообще, ПДД нужно вводить со школы, тогда будет меньше придурков как на дороге, так и на тротуарах. Практики было 9 занятий по 1,5 часа (можно было бы и больше, но 1 занятие стоит 400 руб. – жаба стала душить). Тем не менее, на внутренних экзаменах вместе с двумя другими «товарищами» из группы сдал все с первого раза, выполнив 4 упражнения (змейка, эстакада, парковка, гараж). Разворот, сказали, можешь не сдавать – легкое упражнение. Удивительно, но кроме как в автошколе на машине за рулем никогда не ездил. Ну, разве что, на Славкиной 12-ке прокатился по гаражам пару раз. Может, езда на мотоблоке помогла? После сдачи теории, тоже с 1-го раза выдали на руки документы об окончании, оставалось только ГАИ. И я уже не торопился. Как с получением пластиковой карточки у гайцев, так и с лихорадочным выбором автомобиля. Но, как оказалось, зря. На счет машины - будь, что будет. Вроде никто не говорил, что, приобретя авто на «зеленке» во Владе, был недоволен. Все приезжали радостные, с новыми впечатлениями. (Хотя, негативные отзывы периодически удаляют.) А вот насчет ГАИ – полная задница. Сашка сказал, что все процедуры сдачи и оформления будут проходить в 1 день – здесь его «помощь» закончилась. Но, не тут-то было. По мере того, как меня гоняли из одного окошка в другое, с «мертвыми» очередями, толком не объяснив, где какие справки и документы получать и заполнять, я все больше понимал, какой «комфорт» получают в довесок обычной езде все автовладельцы – права, страховка, постановка/снятие, кучу налогов и другой неизвестной пока что мне бумажной волоките. Будучи новичком, начал осознавать, что ТАКОЕ наше российское ГИБДД, и почему их всех жирными мидорами называют. Когда я оплатил почти штуку деревянных за все операции, меня «послали» – мол, приходи сдавать недели через две. Вот, еб твою ни мать! А когда во Владивосток ехать? Дальше начинается учеба в институте, для поступления в который пришлось тоже потрудиться. Дожил! То внутренний экзамен в автошколе ждал месяц, потом полторы недели выдачу документов. Здесь, гаеныши объяснили, что необходимо проверить мое свидетельство, так как я учился в Москве, а не в Одинцово. Но у меня куча знакомых училась в Москве, а сдавали у нас в ГАИ. Опять, сволочи, все привычное поменяли, интересно, везде так? Хорошо, что не связался с получением ПТС и разными доверенностями – не знаю, на какой бы срок отложили оформление. И тут мысли возникают: «Не легче ли было все-таки купить права, когда они стоили 300$?» А потом мы задаем себе вопрос: как бороться с взятками? При нашей то системе, делающей невыгодными все законные операции, остается одно – дать на лапу.
Странно, но я все же решил ехать. Просто все надоело, и я хотел развеяться. ГАИ стало единственной стеной, преодолеть которую необходимо было с первого раза. И я ее преодолел. 21 августа мне выдали новенькую розовую карточку – водительское удостоверение. В принципе, 10 дней – успеть можно, пусть даже с небольшим опозданием. Но я зря радовался. Александр ехать никуда и не думал. Вот тебе и кидалово! Сладкие ожидания того, что я в отличие от своих сверстников, гоняющих на девятках-десятках, приобрету ПРАВильную машину по невысокой цене, стали стремительно отдаляться куда-то вдаль, словно я не в силах за что-либо зацепиться лечу вниз, падаю туда, откуда карабкался еще год назад. Напрасными оказались купленный автоатлас России, где я делал пометки из отзывов перегоняющих, CD-диски, которые так старательно нарезал все лето – то единственное, что читается в японских магнитолах. Перенося взор с манящего Дальнего Востока, казалось до которого рукой было подать, на обыденную Москву я признавался в собственном бессилии, в том что я еще молод, и один ехать на край света, увы, не могу. А в Москве – душа не лежала брать авто, т. к. есть предложения лучше во Владе. Эта мысль еще давно засела в глубине души, и не хотела выбираться наружу, приобрела вид фикс-идеи. Некое чувство подавленности, что не сделал, то, что смог бы сделать притупляло мое сознание, и было уже все равно. Поднимали настроение только отзывы перегнавших и спешащих поделиться своей радостью счастливчиков (великая вещь – Интернет), которые я читал весь последний месяц перед предполагаемым отъездом и радовался за людей, которым удалось преодолеть самих себя, преодолеть расстояние в четверть длины экватора.
Но надо было что-то делать. На auto.ru – сайте, который в Москве популярней дрома – нашел объявление о продаже пайзера за 150 тыс. руб. В этот же день съездил посмотреть. Продавец по телефону сказал, что есть трещина на лобовом. И, как выявил мой осмотр, машина битая - причем везде – нигде не было ровного зазора, крашена плохо – на капоте пошла внутренняя коррозия, напоминающая снежинки, на внутренней стороне двери скотч малярный не отклеили, дверь местами по швам разошлась – варили плохо. В двигателе клапана стучат, причем продавец – перекупщик, сказал что это третья Дайхатсу, и что мотор у всех так стучит. ??? Я отказался – не мое. До этого, еще в июле, тоже пайзер ездил смотреть – состояние такое же на слабую тройку. Вспомнились слова Mike_s, который свой аккорд из Влада в Новосиб гнал, что небитый аккорд на зеленке – словно девственница в борделе. Ну, это аккорд, и на зеленке. А в Москве нормальный универсал/минивэн в 6000 – 7000$ купить еще сложнее. (Всякие нисаны эдишки и короллы деревянные во внимание не беру – не нравятся мне эти модели).
Я продолжил рассматривать и анализировать московский рынок пайзеров. Заходил как на сайт
drom.ru, так и на auto.ru. Хотел даже съездить посмотреть на машины с завышенными ценами, которые мне не по карману – мотор послушать, уж больно интересно, действительно ли клапана у всех стучат – не мог я в это поверить и все тут! Но предложение не заставило себя ждать – 31 августа, в пятницу включил комп и наткнулся на одно объявление. Оно раньше тоже было (опубликованное днями тремя назад), но почему-то его во внимание не брал. 98 год, 120 тысяч км пробег, двигатель 115 лошадей – вроде все стандартное, ничего особенного. По фотографиям, размещенным в данном объявлении, ничего толком не поймешь – то ли хозяин машину на телефон снимал, то ли редакция auto.ru так фотографии исказила. Я позвонил. Хозяин сказал, что сейчас на работе. Машина под окнами стоит – приезжай, смотри. Заняться нечем, я оделся и поехал. Через часа полтора был на месте. Нашел машину и начал осмотр. Зазоры между кузовом и дверями, капотом, фарами показали, что был небольшой удар в заднюю часть, в принципе меня об этом предупредили, по фарам был небольшой уход. А так, вроде ничего. Позвонил Александру (хозяину) тот вышел на стоянку. Поболтали. Говорит, что три года назад гнали машину знакомые из Влада, или Японии (не помню), сюда, что фары родные стоят, японские, и что их подрезали, дабы пучок света на встречку не бил. Завели мотор. Работает без характерного клацканья. Окраска кузова, вроде родная – местами с боков буквы остались - «шильдики» японские (у нас в России этой фигней страдать никто не будет). Попросил небольшую скидку, дабы вписаться в запланированный бюджет. Александр уступил. Говорит, что хочет купить машину подороже, поэтому и продает данную. Из разговора стало ясно, что он обычный семьянин – веселый мужик, со своими заморочками. Вроде кидалова не намечается – договорились еще раз встретиться, и обговорить детали. Встретились. Еще раз все осмотрели, я с матерью приехал – ей понравился сей пепелац. И мы стали договариваться о сделке. Александр говорит, что страховка и техосмотр на машину до февраля, то есть еще на полгода – можно оформить по генеральной доверенности, поскольку, чтобы сейчас проводить снятие/постановку на учет, мне нужны еще деньги, а главное время. С института не отпускают, а по выходным он не может. Снять с учета я смогу и позже, как раз перед новым годом, чтобы транспортный налог Александру не шел.
Прошла еще неделя. В понедельник 10 сентября с утра встретились для оформления документов. Сделали гендоверенность, ее заверенную копию (для передаче ГАИ при снятии с учета), вписали меня в ОСАГО, и после передаче денег и поздравлениями друг друга в удачной сделке разбежались. На все про все заняло два часа. Оставив машину на месте, где происходила сделка, я на метро поехал в институт - туда рулить сразу мать не пускала. К вечеру вернулся, дабы перегнать авто до гаража. Сел, завел. Все в порядке. Включил «D» и, осматриваясь по зеркалам, потихоньку поехал. Стрема никакого не было, шел, держал дистанцию. Переключать поворотники привык практически сразу – (привычки делать это левой рукой не было, так же как и опыта вождения на леворукой машине) Единственное, смотрел только на дорогу, рассматривать приборную панель не было времени…у меня. Рядом сидел Валентин (брат), который включал-выключал печку и ставил музыку, чтоб не было скучно, пока я увлеченно смотрел на дорогу, и старался разглядеть какие-нибудь знаки, коим нас учили в автошколе, и за которые будут дрючить гаишники. Выехав на Ленинградское шоссе, сначала шли довольно хорошо, затем уперлись в пробку. Здесь автомат стал показывать свои уверенные плюсы, так как напрягаться вообще не приходилось. Раньше почему-то думал, что механика – настоящая мужская стихия, а автоматы – только для женщин и лохов. Может, сказывались воспоминания от езды пассажиром на жигулях, коих было немерено у многочисленных родственников, соседей и просто знакомых. Ведь что может сравнится, с тем, когда отпускаешь сцепление, даешь газу, почти до упора. Повышающийся гул мотора звенит в ушах и будоражит тебя. Выжимаешь сцепление, передергиваешь рычаг с 1 на 2. Сцепление, газ, третья, четвертая передача. И вот ты уже летишь. Входишь в поворот, тебя кренит, но тебе по фигу. Ямы, кочки – машине по фигу. Едешь мягко – и ладно, этому способствует вазовская подвеска. На 60 км/ч из-за «хорошей» шумоизоляции ты не едешь, летишь – что на иномарках достигается при подходе к 130 километровому рубежу. И еще, на тазе невозможно уснуть! Ты за рулем гоночного болида, ревущего от несбалансированного мотора и дырявого глушителя. Именно такое мнение складывается у большинства россиян, которые из-за недостатка средств не ездили на настоящих купе и спорткарах, поэтому они и выбирают ВАЗ, это громкие ТРИ БУКВЫ, в сущности завода-монополиста, или ТАЗ, как его еще называют, что переводится Тольяттинский автомобильный завод…
Но езда на автомате уверенно показывала свои плюсы. Просто перенося правую ногу с тормоза на газ и обратно можно довольно точно контролировать скорость от нуля до 180 (ли какой другой цифре) абсолютно без напряга. А правый руль? Я почему-то дискомфорта вообще не испытал. Какая разница, левый руль или правый? Пока обгонять никого по встречке не пробовал, но ее мне прекрасно видно даже за фурами, когда еду по двухполосной дороге. Просто к фуре не надо «прилипать». Не знаю, чего правую «баранку» так рьяно хотели запретить.
До дома доехал без проблем, никого не подрезал, никто не сигналил, я шел в потоке, перестраивался, включив поворотники, других обгонял. Были, конечно, мелкие оплошности, типа невключения ближнего света, когда выехал за город, но это мелочи, так как еще не привык к расположению рычагов и штучек-переключателей на них. Думаю, пережил бы и перегон Владивосток-Москва, если бы он сложился. Но это так, к слову сказать, просто какой-то депрясняк был, хотелось, (да и сейчас хочется) приключений, некого экстрима, в хорошем смысле, что я без всякого опыта вождения собрался прокатиться через всю Россию, по бездорожью, которого сам никогда не видел. Поездка казалась просто интересной, и манила своей неизвестностью, не чувствовалось никакого страха, хотя многие бояться ехать не то из-за криминала на наших дорогах, не то просто от неизвестности.
А вот и гараж. Остановившись, смог, наконец, рассмотреть машину полностью. Приборная панель - панель, как панель, ничего лишнего, все вроде на месте. Руль, правда, по высоте не регулируется, но это ерунда. Салон – кожа, смотрится благороднее велюра, но местами грязная – надо будет со спиртом оттереть, сейчас руки не доходят. С креслами свой прикол. То, что заднее сидение вперед поднимается, на его место ложится спинка заднего кресла, образуя ровный пол, я, думаю, все уже знают. Можно холодильники, тумбочки и столы всякие возить. Но трехметровые доски так не увезешь – спинка переднего кресла не складывается вперед, да еще заднее сидение, при таком раскладе, получается в вертикальном положении. Можно, наоборот, все разложить. Переднее кресло – вперед до упора, его спинку назад (она становится наравне заднему сиденью). В свою очередь спинку заднего кресла – назад, в багажник, она, получается на 180 градусов ходит. Вот вам и ровная мягкая поверхность от задней двери и до торпеды. Можно и доски возить, предварительно кинув тряпку, и спать. Причем разложить можно таким макаром как весь, так и половину салона. Думаю, очень удобно в дальнобоях – один едет, другой спит рядом в полный рост, не мешая водителю, да плюс, за водителя можно еще кого-нибудь посадить. Про радиус разворота – черт его знает, на сколько он «меньше некоторых малолитражек», я в гараж в два захода заезжаю – в один не получается (в ворота упираюсь), хотя на дороге корячится не приходилось. База у данного автомобиля небольшая, что позволяет ехать загруженным с разумной скоростью по кочкам, нигде не цепляя.
По выходным заправляюсь на 400 рублей 95-м или 92-м и еду на дачу под Ступино, что в 100 км от Москвы. Но это по прямой 100 км. Вместе со всякими разворотами укатываю за поездку туда-обратно почти всю сумму. Специально ездил с разной скоростью. И подсчитал, что в принципе «полет» 110-130 км/ч от ползанья 60-80 км/ч сильно не отличается. Расход составляет около 8,2 литров на сотню 92-го или 7,8 литра 98-го, что в принципе получается 400р/250 км. И это без кондиционера. Чей-то, внушительная сумма получается? Я думал пайзер меньше хавает, странно. Может, кто подскажет, нормально это или нет для переднеприводного автомата? Прежний хозяин утверждал, что перед продажей чистил не то дроссельную заслонку, не то форсунки (до этого, по его уверениям 10 литров жрал).
Теперь о грузоподъемности. Сложил задние сиденья, погрузил 3 мешка картошки, + 2 тыквы, диаметром сантиметров 40, и по-мелочи, плюс я с матерью (итого 280 кг). Правая задняя стойка просела больше левой, хотя загружал больше противоположную сторону. (Когда приехал домой, оказалось все в порядке). Постарался класть груз на середину салона, ближе к передним сиденьям, дабы разгрузить заднюю ось (в этом и хороши универсалы и минивэны). Но, что удивительно, по ПТС максимальная масса пайзера 1115 кг, что на 45 кг больше массы без нагрузки! Либо Владивостокская таможня опечатку сделала, либо они цифры от балды пишут. Но, в принципе машина на полную загрузку сильно не проседает (верх заднего колеса находится как раз на уровне колесной арки, или как ее назвать). Груженая идет довольно уверенно, на 130 км/ч – не шатает (больше пока не ездил), дорогу держит хорошо японский Brigestone – та липучка, которая досталась вместе с родным дайхатсовским литьем, хотя насколько хорошо, пока не знаю – в «экстремальные» ситуации предпочитаю не попадать.
В планах все же поставить ГБО, чтобы ездить подешевле - все-таки 8 литров бензина накладно каждые 100 км заливать, хотя сама установка стоит 1000$. Пока лишних денег нет, да и накатываю не очень много (в институт предпочитаю пока ездить на электричке за бесплатно) – можно подождать. А так, воткнуть торроидальный баллон вместо запасного колеса было бы очень заманчиво (удобно расположено место под запаску). Место много не займет, зато кататься на газу будет, думаю, процентов на 30 – 40 дешевле, чем на бензине.
А так, машина полностью устраивает. На следующее лето думаю съездить на ней на черное море – хоть не так далеко, но все же какое ни какое путешествие. Поездка во Владивосток так и осталась невыполненной задачей, которую, думаю, все же осуществлю, может не через год и не через два, но в ближайшем, а может и далеком будущем. Просто надо собрать команду, которая НЕ ПОДВЕДЕТ! И рвануть в путешествие, куда-нибудь подальше от Москвы. Этот город мне надоел своими пробками, смрадом и повседневной суетой. Может, кто скажет, что с жиру бешусь, живу в самом «гламурном» городе России, да еще возникаю. Нет, я не любитель тусовок. Работать в Москве, да хорошо, но отдых я бы предпочел подальше от этой «большой деревни» с ее «пестрым» населением, которого в последнее десятилетие заметно прибавилось. Где-нибудь на природе на берегу озера, или в горах, подальше от всех, на свежем воздухе, собрать близких тебе людей и у костра, наконец, почувствовать себя счастливым. Но пока я не могу распоряжаться своим временем в «полной мере» - надо учиться. Но верю, что все впереди. Возможно за этим поворотом, может за следующим. Но где-то рядом... это счастье, которого мы все так ищем; может жизнь с чистого листа, а может просто свобода, некая независимость. Нужно просто идти вперед, и просто свернуть в нужном направлении. И тогда настанет момент, когда все будет складываться само собой. Так лишь будет тебе казаться… Казаться, что все само собой складывается, чего на самом деле быть не может. Быть не может, потому, что каждый сам себе прокладывает эту дорогу. Главную дорогу с односторонним движением, где нет пути назад, выстраивает некую систему, по которой действует на протяжении всей своей жизни. Когда система начинает работать идеально, это и есть Счастье.
Когда идет дождь,
когда в глазах свет
Проходящих мимо машин
И никого нет.
На дорожных столбах венки,
Как маяки
прожитых лет.
Что-то в пути…
Третью жизнь за рулем,
Три века без сна
Заливают наши сердца серым дождем.
И кажется все:
По нулям кислород и бензин
И с кем-то она,
но все-таки, знай –
Ты не один…
Желаю всем удачи, полного бака бензина, приятного собеседника и хороших дорог, желательно магистралей без всяких ограничений. Поменьше на дороге фокусников с волшебными полосатыми палочками, которые так и норовят лишить вас лишней заправки, рублей эдак, на пятьсот-восемьсот. А аккорд? Может когда-нибудь я себе и куплю Хонду. Но это будет уже совсем другая история.
Дмитрий. master134@inbox.ru Удачи!!!
P. S. За фотографии прошу прощения – снимал на свою нокию.