Всем доброго дня! Вот пришло вдохновение, решено написать о машине прошлых лет ЗАЗ 1102 «Таврия». Год выпуска 1995, цвет белый. Машина приобреталась жене как учебомобиль, который не жалко в случае мелких ДТП (с деревом, бордюром и др.) и можно восстановить оперативно в гараже с помощью молотка и баллончика с краской. Почему «Таврия» а не «Ока», например!? Во-первых, не могу терпеть звук работы 2-х цилиндровой «пукалки» - да простят меня владельцы сего авто. Во-вторых, размеры салона тоже больше. И в-третьих, «Таврия» нравится чисто внешне больше, чем «Ока». Кстати автомобиль выбирался исключительно 3-х дверный ради безопасности детей, чтобы не могли открыть случайно дверь изнутри.
Итак, в ночь перед Рождеством, а именно на Рождество у супруги именины, была пригнана белоснежная «Таврия» - она же подарок. Рано утром отмыта, куплены белые колпаки на колеса и вручена лично жене. Надо отдать любимой должное, что подарок был принят на ура и не было капризов типа: «Я на этом г… ездить не собираюсь!». Права у нее уже были, но пришлось жену переучивать после автошколы правильному вождению.
Что было сделано с авто? Рассказывать о замене тормозных колодок и прочей мелочи не буду, опишу то, с чем не каждый сталкивается или ему на это наплевать.
1. Разобран механизм ручного тормоза, проанализированы причины бешеного усилия на нем. В итоге заменена пружина на более слабую в узле кнопки «ручника», подогнана по изгибам тяга, проходящая внутри ручки ручника, смазаны и зачищены от ржавчины все подвижные элементы, заменен трос на новый. Итог: жена без видимых усилий стала пользоваться этим нужным приспособлением автомобилиста, т.к. только она стала сама ездить на машине по городу, я узнал, что у нас куча подъемов перед выездом на «главную» (никогда до этого не замечал и не пользовался ручником).
2. Перед заменой масла был раскоксован ЛАВРом двигатель, заменен ремень ГРМ с роликом. Установлены новые щетки стеклоочистителя БОШ.
3. Знакомый мастер был замучен мной почти до истерики настройкой карбюратора. В первичную камеру методом подбора по моим ощущениям был ввернут топливный жиклер «конской производительности» - что, по мнению мастера, было верхом расточительности по будущему расходу топлива. Но, я противный малый. Мне надо было добиться, чтобы после переезда «лежачего полицейского» на 2-й передаче при нажатии на педаль газа не было даже намека на провал в работе двигателя. В итоге машинка легко бежала даже от легкого прикосновения к педали газа, расход топлива никогда не замерял, но бака хватало больше чем на неделю. Даже пару раз глохла без бензина – забывал заправить, т.к. ощущения постоянно были что бензина всегда и на многое хватит.
4. В систему зажигания был внедрен автоматический октан-корректор с датчиком детонации АД-5(букву в конце не помню). Этот девайс позволял пока еще не опытной супруге не издеваться над мотором и трансмиссией в случае страгивания на 3-й передаче, забытия перехода с 4-й на 2-ю и т.д. Зажигание настолько адекватно смещалось в сторону запаздывания, что я ни разу не заметил признаков детонации, а мотор всегда плавно, без видимых раздражений вытягивал из, казалось бы, неисправимых ситуаций.
5. На пол был постелен ленолиум – очень полезная вещь для отечественных авто (простите это уже иномарка).
6. Примерно через год эксплуатации на машину был установлен предпусковой обогреватель – так называемый тепловой аккумулятор ТА, по-моему, емкостью 3.7 литра. Изумительная вещь. Он у меня до этого стоял на ФОРД ГРАНАДА, где блок цилиндров и головка полностью чугунные и мотор очень долго зимой прогревался. Установка ТА сократила время прогрева как минимум вдвое. Кто не знает, сообщаю, что ТА это своеобразный термос, в который методом замещения закачивается электропомпой от «Газели» охлаждающая жидкость из горячего двигателя. Утром той же помпой загоняем в ТА холодный антифриз, выдавливая из него горячий в блок цилиндров – эффект потрясающий! Как долго ТА сохраняет тепло? Все зависит от того как ТА расположен в моторном отсеке – чем ближе к вертикали, тем дольше. Я на своих машинах его ставил строго вертикально. Итог: если заряжаю его вечером антифризом 95°С, через двое суток он в ТА сохраняет температуру 72°С!!! Есть еще одна прекрасная особенность ТА. Летом, когда его заряжать нет смысла, он выручает при попытке перегрева двигателя, при необходимости делясь с ним порцией холодного антифриза, который в нем бездействует! Продолжу про «Таврию» - для установки ТА в вертикальное положение пришлось с посадочного места изъять аккумулятор и водрузить его на место запаски. Запаска переехала в багажник и там крепко закреплена на случай аварии (чтобы не прилетела в затылок).
7. Был заменен ненадежный и слабый вентилятор радиатора на, по-моему, высокопроизводительный жигулевский с пластмассовым кожухом. Установлен тумблер принудительного включения вентилятора.
8. Установлены для передних ездоков инерционные ремни безопасности, что конечно затруднило посадку-высадку задним пассажирам, но не критично.
9. Положение передних колес по отношению к арке колеса, спасибо профильным форумам, было исправлено, и они встали по центру, перестав цеплять за брызговики.
10. Был куплен авто в разбор с пробегом 8000км без документов как донор, при необходимости.
Автомобиль служил верой и правдой два года. Ему с переменным успехом мешали: толстое дерево 1 раз, железный столб на котором висел знак 1 раз (это все при езде задним ходом) и по мелочи разок-другой всякие неприятности. Все исправлялось мгновенно за вечер, так что жена утром ехала на работу и, как ни в чем не бывало, везла детей в школу и т.д. Я на «Таврии» покорял с позволения жены бездорожье при поездках на рыбалку и получал огромное удовольствие от пользования «ручкой», т. к. я сам уже давно пересел на АКПП.
Спустя два года жене был приобретен на день рождения другой автомобильчик, с учетом пожеланий: размер как у «Таврии», т.е. маленькая, красненькая, 5 дверей (дети подросли), с АКПП – им стал РЕНО КЛИО 2 с двигателем 1.4 литра, 98 л.с., но это уже другая история…