Здравствуйте дорогие коллеги! Вот принёс вам почитать новенького, не как у всех...
Погонь не будет , сотни лошадей под капотом не будет...да и капота не будет тоже, колёс только два...Начнём благословясь.
Очное знакомство с мототехникой началось у меня лет этак с 12, когда дед отдал мне мопед «рига-16», которому было как и мне 12 полных лет, пробег всего 1200 км. Практически новый! - 100 км в год — не пробег, так ерунда. Цвет был шикарный: я до сих пор не знаю как он называется, а мне и не надо знать, самый лучший и все тут.
Заочно же я знаком с мотоциклами с рождения, всё детство меня возили на м-72 туда сюда, вероятно даже с целью с какой то, честное слово не помню куда возили. Зимой заворачивали в шаль, потом в шубу и везли...
В 16 лет я положил глаз на м-72, с хитрой целью получил права категории «А», но дед просёк момент, и меня не подпускал к мотоциклу на пушечный выстрел. Тут я конечно слегка расстроился и решил, что поможет мне пережить горе покупка собственного мотоцикла. Собственно я не в обиде на деда, поскольку мотоцикл тот всё равно мне достался, да ещё почти в оригинальном виде. Страшно представить, во что я его мог превратить в 16 лет со своим тогдашним мировоззрением. По причине отсутствия финансов ( увы обучение на права обнулили все запасы свободной наличности) и начавшегося периода осенних противных дождей поиски мотоцикла начались со следующего года. Естественно , в виду наличия юношеских амбиций, общественного мнения и определённой моды в те далёкие годы мотоцикл марки «Минск» с его доступной ценой исключался как класс. А потому , когда подвернулся истерзанный временем и хозяином «Восход-2» , страсть как захотелось его купить. Однако дед ( а он кстати был «мотоциклист в авторитете», за жизнь имел только три мотоцикла, на последнем прокатался с 1961 года до 2000г) отговорил меня от той покупки, сказал, что лучше подкопить и приобрести что то получше. Я послушался совета и таким образом остался ещё на год без мотоцикла. На следующее лето объектом моего желания стала «Планета-2», очень уж мне хотелось этот мотоцикл. Но и в этот год моя мотоциклетная карьера не поспешила начаться, хозяин в отрез отказался продать мотоцикл, а пожелал его выменять на мою «Ригу-16». Взвесив все за и против принял решение не предавать своего первого коня. Планета-2 так и не обрела нового хозяина в моём лице, а мопед не потерял хозяина, в моём же лице. Кстати ту планету я и не видел, хозяин её так и не показал. Прошёл ещё год без мотоцикла. Следует заметить, что у моих друзей уже были мотоциклы, а мне приходилось довольствоваться мопедом, это неприятные воспоминания...
За время очередного ожидания подкопилась стипендия , и опять таки весной обострилось желание иметь мотоцикл. Тем не менее весна прошла, лето близилось к завершению, а подходящего коня никто не спешил продавать. В конце августа в газете появилось объявление о продаже «Явы-638» , просили за неё всего 2 миллиона рублей, в наличии же имелось лишь полтора, занять было не у кого, у родителей вообще никогда не просил...в общем ява ушла, лето ушло, осень вступила в свои права, пошли ежедневные дожди и мотоцикл как то уже и не сильно хотелось. До сих пор немного жалею о том, что не сложилось с «Явой», хотя стоит признать , ту «Яву» тоже не увидел. Нежданно негаданно в конце октября друг-одноклассник из соседнего села сообщил, что у них в селе продаётся «планета-5». Поехал, посмотрел, подумал и решил покупать, ибо поиски уже поднадоели , да и сумма необходимая была в наличии и жгла ляшку. 6 ноября 1997 года поехали в ГАИ , оформили куплю-продажу, и сразу же поставил на учёт. Радости целые штаны!!! На следующий день осмотрел мотоцикл... и принял решение заняться его капитальным ремонтом, даже не прокатился ни разу, пригнал то домой мне его прежний хозяин. В принципе мотоцикл был не плох, и вполне можно было ездить, но хотелось если не идеального состояния , то хотя бы очень хорошего. На спидометре гордо значилось 06865 км, однако неисправный редуктор спидометра и успевший заржаветь трос спидометра намекали , что эти цифры всего лишь цифры, а вовсе не пробег.
Были выявлены некоторые огрехи эксплуатации предыдущими хозяевами, а именно: задняя часть рамы была почему то вовсе без краски и как следствие покрыта слоем ржавчины, глушитель имел кроме выходного отверстия в задней части ещё и выходное в верхней по шву длиной 20-25 см, сальники пневмовилки для чего то пропускали масло , наверное чтобы перья обильно смазывались , вероятно от этого гофры представляли собой не единое целое, а состояли из 20 резиновых колечек, и все эти колечки сиротливо висели внизу. Инструментальные ящики закрывались хорошо, но запирались на верёвочки. Аккумулятор имел 1 пробку вместо 6, в виду этого электролит обильно поливал левый ящик, гидропривод ручного тормоза собственно не имел жидкости, кикстартер так и норовил слететь со шлицев, амортизаторы плакали глядя на всё это грязными масляными слезами. В течении двух месяцев всё это было исправлено , кроме сальников вилки, которые тогда приобрести не удалось и аккумулятора, финансы не позволили. Мотоцикл был покрашен краской «ABRO» из балончика и стал наконец не морковным, а красным как и было заявлено в ПТС. В конце февраля был сделан первый выезд, который закончился без происшествий и принёс массу непередаваемых ощущений, потому я их не буду пытаться их передавать, не получится передать непередаваемое...
Дольше всего возился с главным тормозным цилиндром, пришлось заказывать варить манжеты на местный завод. Немного посвежевший мотоцикл простоял до мая без движения в виду полного отсутствия дорог, наличие же направлений не вызывало желания ездить и штукатурить мотоцикл глиной, который судя по всему первый раз так хорошо был помыт со времён своего появления на свет. В мае была совершена первая «дальняя» поездка в соседнее село, не доехав до дома друга метров двести я услышал что сзади кто то выстрелил из пушки, а мотоцикл завилял задом и стал уверенно снижать скорость. Остановившись я увидел, что в покрышке заднего колеса появилась щель длиной с ладонь, колесо просело в виду полного отсутствия воздуха в нем. Кто стрелял из пушки, установить ни в тот день ни позже так и не удалось. Докатил мотоцикл до друга. Увидев мой мотоцикл друг похвалил меня за проделанную работу , и в растроганных чувствах разул свой «Минск» и обул меня ( в смысле заднее колесо моего мотоцикла), после чего я благополучно добрался до дома. Так закончилась моя первая поездка. К большому сожалению пришлось потратиться на покрышку и камеру. Больше в этом году ничего не ломалось, тратился только на бензин и масло. В институте пришлось учиться на пятёрки ибо факт получения повышенной стипендии в двойном размере позволял приобретать бензин в нужном количестве. Аккумулятор собрал из четырёх старых, найденных по случаю на обочине. Аккумулятор работал, но требовал ежедневной утренней зарядки. Прошёл в июне техосмотр и катался до самого снега. Несколько раз ездил в соседний райцентр за 50 км , был приятно удивлён, что после такого пробега по жаре температура цилиндра не достигала 100 градусов, т. е. плевал и не шипело! Чего не скажешь про свою задницу. После завершения сезона меня стали глодать черти: нужно что нибудь улучшить, отремонтировать, оттюнинговать, хотя вру, оттюнинговать не хотелось, поскольку такого слова в 1998 году я не знал. В результате таких терзаний отважился на замену подшипников коленвала , моторной цепи и расточку цилиндра о чём ещё не раз пожалел. А пожалел вот почему: расточили и при этом ошиблись с размером, то есть диаметр занизили. Вставили поршень , он заклинил, стали выбивать назад и раскололи его. Потом расточили ещё десятки на две и сказали типа: мы не причём, поршень бракованный, сам развалился, проверяй любым другим поршнем — проходит свободно. В итоге и поршень разбили, и цилиндр расточили больше чем нужно. Пришлось точить ещё раз под второй ремонт. И опять засада: поршень второго ремонта как потом выяснилось оказался несколько меньшего диаметра, по нему и расточили цилиндр, теперь замена поршня проходит очень негладко — магазинные поршня второго ремонта пока велики, приходиться обрабатывать наждачкой. После капитального ремонта двигателя мотоцикл работал замечательно, единственно что огорчает, с тех пор пропала замечательная способность ненагреваться свыше 100 градусов при значительном трассовом пробеге, хотя может просто был поршень изношен. Дальше всё было как у всех, ничего примечательного. Весной разорился на новый аккумулятор, летом купил сальники на вилку, по 100 руб за штуку, а их 4, стипендия была 72руб х2.
19 сентября 2000 года на своём мотоцикле я попал в ДТП, на скорости примерно 80 — 90 км/ч двигаясь по главной дороге въезжаю в левый бок газ-53, который выскакивает буквально перед носом, оттормозиться я не успел. Сам влетаю в дверку уже повернувшего в мою сторону «газика» , ударяюсь при этом ногой в порог, мотоцикл уже на боку пролетает под бак , попадает под задний мост грузовика, который еще продолжает двигаться. С открытым переломом правой ноги я был доставлен в больницу, мой мотоцикл на штрафстоянку. Из больницы выписался через 5 месяцев. В ноябрьские праздники друг на машине приехал ко мне в больницу , и съездили с ним на стоянку , посмотреть на мотоцикл. Я не сразу узнал своего железного друга. Без повреждений было только заднее колесо. В декабре меня из больницы на месяц отправили домой, и на костылях я разобрал мотоцикл до винтика.
В мае потихоньку начал собирать-ремонтировать, в июле покрасил, 19 сентября , ровно через год после аварии совершил «первый» выезд. Собралось всё замечательно, только правая нога уже оказалась непригодной для пуска двигателя «Планеты», переучился на левую. Дальше опять были годы обычной, ничем неприметной эксплуатации, в ходе которой мотоцикл меня почти не подводил. Неисправностей было несколько: лопнули кольца, когда тесть дал бензин из своего «Минска», оказалось он по каким то особым убеждениям лил рюмку на целый бак, «минск» молчал и переваривал, планета не стерпела ; разъединился замок цепи , цепь заклинила и разорвала кожух задней звёздочки, к счастью произошло это в момент отъезда от дома, буквально только на вторую переключился; проколол колесо один раз. Кроме этого заменил колесо на троечное, купленное на брахолке, у родного заднего сносились шлицы и данный узел издавал неприятный стук на оборотах, близких к холостым. Однажды пришлось заменить конденсатор. Лет пять назад дал прокатиться одному парнишке-родственноку, он приехал через 15 минут, заглушил мотоцикл, дорогой парнишка видно обронил где то компрессию. Мотоцикл в последствии больше не завёлся, как выяснилось был клин, все три кольца потеряли подвижность, их заволокло в канавках алюминием поршня. Горе-мотоциклист так ни в чём и не признался, лишь через три года мне рассказали уже другие люди, что было на самом деле. После этого вспомнились слова деда: мотоцикл , зубная щётка и жена — вещи индивидуальные. Стараюсь придерживаться. После этого мотоцикл сиротливо простоял два года в сарае, никто его не заводил, не мыл, не сдувал пылинки, и только пасынок тырил рычаги и тросики на свой юпитер-балалайку. На том заканчивается жизнь замечательных спутников юности...Так и в моём случае должно было произойти.
Не произошло! В 2010 году в жизни мотоцикла начался третий капитальный ремонт. Покрасил мотоцикл третий раз, перед покраской поставил бак-каплю второй модели, инструментальные ящики от юпитера-4, поскольку родные уже никак не гармонируют с баком-каплей. Установил спидометр и тахометр от ваз-2106, гофры вилки от задних стоек ваз-2108, они служили три сезона, в отличии от китайских «родных» перебрал вилку, задние амортизаторы, маятник, заменил поршень -кольца-палец,заменил почти все подшипники, отремонтировал родную проводку, поставил галогенную лампу с соответствующей оптикой и пару реле на свет, заменил переднее крыло, поставил новый тормозной суппорт, тормозной цилиндр - «машинку», колодки, аккумулятор от бесперебойника, болтики — гаечки - шайбочки всё новое.
Все поверхности, скрытые от любопытных и равнодушных глаз обильно покрыл ацкой жижей, состоящей из пушсала и мовиля.
Поставил для всякого новые диски сцепления, старые ( не такие уж и старые) подарил пионерам, которые обрадовались и инсталлировали их себе в юпитер в тот же день. И в тот же день я очень пожалел об этом. Оказалось я поторопился, сцепление упрямо вело, несмотря ни на какие регулировки. Полез смотреть , что там внутри. Немного открутилась планка, стопорящая подшипник первичного вала, да и сам подшипник имел некоторый осевой зазор. Подшипник заменил ( не разбирая кпп), планку закрепил, а сцепление так и вело. Виновными были новые диски, они были просто кривыми, пришлось их шлифовать. Какую форму имели диски я затрудняюсь сказать, хотя и изучал в институте высшую геометрию и топологию. Короче какой плоскостью не положи диск на стол — он касается его тремя точками. Китайцы, спасибо!
1 января 2012 года поехал в лес, на обратном пути двигатель остановился, повторно не пускался. Из инструмента с собой был только свечник — так уж вышло, моя ошибка. После извлечения свечи выяснилось, что изолятор имеет трещину , очистка свечи методом ковыряния палочкой позволяла пускать двигатель на лишь 1 секунду, столь малого времени никак не хватало, чтобы добраться до дома. Тем не менее смекалка есть смекалка, голь на выдумку ловка, до дома доехал. Недавно ощутил, что двигатель бубнит на переходном режиме и режиме малого открытия дроссельной заслонки, заводиться же стал отменно , без подсоса. Диагноз -повышенный уровень топлива в поплавковой камере, вскрытие выявило частичное заполнение одного отсека поплавка бензином. Поплавок искупал в кипятке и запаял, но поставил всё таки новый. Вот собственно и все поломки за это время, полагаю это хороший результат.
Что было в планах? Кое что было. Возможно цилиндр П-4 и двухствольный выхлоп - «огурцы» , может двигатель Ю-2, есть новый на примете.( осознанно выбрал имнено эту модель). Но потом получилось так, что ничего. Продал 18 летнему парню за 150 км.
Всё. История закончена.
Подведём итог. Мотоцикл очень надёжный и хороший! Но хороший для своего времени, а его время уже безвозвратно ушло. Как бы я его не любил , он всё равно остаётся внуком динозавра DKW NZ-350 образца 1938 года.
В моих руках мотоцикл находился пятнадцать лет, это большой срок, мы много прошли вместе …много намотали дорог на колёса, думал что это не даст расстаться с ним. На момент продажи рядом стоял уже YBR-125.
Вот и сказочке конец ( оставляю за собой право вносить поправки).
Большое спасибо всем, кто дочитал до конца
От мотоцикла осталось: заднее колесо, табличка от рамы, ПТС и госномер...может восстановлю