КамАЗ-43118N лесовоз
260 л/с
Расход топлива средний: 35 л/100 км
Грузоподъемность 11тн
Потомок легендарных “Скалолазов”, родственник машин-триумфаторов Дакара, он выпускается с незначительными изменениями и по сей день.
Именно желание хоть приблизительно почувствовать себя Владимиром Чагиным и Фирдаусом Кабировым и привело меня за руль этой машины. Прямо скажу за рулем я был в общей сложности около часа, но впечатлений хватило надолго.
Данные экземпляры 2002 года выпуска эксплуатировались в жесточайших условиях сибирского бездорожья круглый год, в любую погоду. Того требовала технология производства на Братском алюминиевом заводе. Сейчас экологи, конечно схватятся за голову, но таких машин с прицепов отправляли ежедневно 4-5 штук. Каждая привозила по несколько тысяч тоненьких свежевырубленных жердей, строго определенных размеров и прямолинейности. Все это разгружалось на складе и постепенно исчезало в буквальном смысле в электролизных цехах. Не буду углубляться подробности данного процесса и зачем все это нужно, речь сейчас о машине!
Итак за несколько десятков лет работы БрАЗа и многочисленных лесхозов, в окрестностях Братска почти не осталось нормального леса. Поэтому машины отправляли в один конец до 100-150 км в тайгу, но ближе в деревням с почти бесплатными дровосеками. Обычно машина подъезжала к уже готовым сложенным штабелям с жердями, и ребята вручную за пару часов грузили машину и прицеп. Казалось бы все просто, но…
Вот это “но” могло быть всего километр от трассы, а могло все 20 вглубь леса, где никаких дорог никогда не было! Ладно еще, летом в сухую погоду, продраться сквозь лес для такого Камаза – пара пустяков, даже с чайником за рулем. А вот зимой в сугроб по пояс или весной в распутицу… Это реально Off-Road!!!
Именно эксплуатация машин в таких условия и была головной болью для руководства АТЦ. Сколько топлива машина расходует в таком режиме – невозможно было точно рассчитать, поэтому это регулярно актировалось. Для этих целей, я будучи молодым специалистом и отправлялся туда.
Первый раз это было в начале апреля. Зима тогда была снежная, сугробы были по пояс. Как только машина стала штурмовать эту преграду длиной несколько км, все мои сомнения в проходимости Камаза отпали. С такой легкостью порожняя машина прорезала целину. Водитель – профессионал с огромным стажем, для него эти трофи-рейды – ежедневная работа. Итак целина пройдена, не понадобилось даже задействовать и часть внедорожного арсенала машины, только 6*6, со средней скоростью 30-40 км/час, весьма прилично! Сворачиваем в лес, тут уже веселее, включили пониженную, машина прет хоть бы что, местами снега по бампер, а он прилично над землей висит. В кабину тоже еще нужно ловко залезть, как и у всех грузовых полноприводников, это реально второй этаж! Обзор великолепный, так как что нет морды а лобовое стекло почти вертикально, это конечно очень помогает вертеться в лесу такой махине да еще с прицепом. Загрузили. Контингент грузчиков очень разношерстный по возрасту и габаритам, но почти все синие или на подходе. Толи им так легче грузить, то ли что еще не знаю. Наверное жизнь не сахар, раз за такой рабский труд они согласны получить по 100-200 руб.
Едем обратно, свыше 10 тонн груза на платформе, еще 7-8 тн на прицепе. А дорога обратно лучше не стала, даже те следы уже замело слегка. Но водитель утверждает, что легче штурмовать целину, чем ехать по уже заметенным следам. Ну как говорится ему виднее. Выбрались конечно не так быстро, но пониженная была включена и этого было достаточно. А ведь есть еще целая куча блокировок… В таком режиме машина жрёт до 50-55 л/100 км. Тогда конечно речи о том, чтобы самому прокатиться - не шло.
Вот они то все и пригодились уже летом, после обильного дождя, превратившего окрестности деляны в болото. Опять таки порожняя машина с прицепом легко прорвалась через такое месиво куда ни один УАЗик бы не сунулся, но уже сразу на пониженной. По мере складирования в кузов жердей, от кучи до кучи чувствовалось, что внедорожно-грузовой потенциал машине не бесконечный. Эта бесконечность настала когда уже полностью груженый с прицепом Камаз выполз на просеку вдоль старой ЛЭП. Последний раз колесная техника там была точно еще в прошлом веке… Видимо кто-то тогда очень прилично засел и далеко так пиз…вал за трактором. Вся дорога (если так можно назвать это место) была выложен ветками деревьев, которые уже подгнили и под тяжестью Камаза крошились как спички. Что там творилось снизу рамы, это полный капец. В конце концом ветки таки забили всю трансмиссию и мощи в 260 л/с, + все блокировки уже не хватило. Мы встали!!! Ну наконец-то подумал я, а то я уже решил что на нем можно пройти везде. Итак что мы имеем засевший по самое не хочу 20-тонный грузовик с прицепом, водитель, я и еще 6 человек грузчиков… Вытащим? Ха-ха! Не тот случай как говорится. Ну что ж, для начала отцепляем прицеп, в крайнем случае за ним можно вернуться когда подсохнет. Освободившийся от такой нагрузки грузовик, не сильно напрягаясь выполз из каши на менее раскисшую полянку, что позволило немного очистить его. С кардана сняли несколько веток, полностью забившийся протектор тоже немного почистили. Можно ехать домой или все же попытаться вытащить прицеп? Все за. Водитель получит меньше денег за рейс, а грузчики за свою работу по факту что привезено а не загружено. Ну и я не отказался немного задержаться, приключения продолжаются!)))
Несколько часов попыток выдернуть прицеп – приводили к одному – Камаз с ним елозил а прицеп тупо стоял, словно врос в болото. Наконец его удалось немного раскачать и задействовав все какие можно блокировки, со скоростью улитки мы выбрались из плена и груз был доставлен в полном объеме. Здесь я тоже не рискнул покататься. А расход составил просто страшный цифры – около 70 л/100км.
А когда же прокатился то? Это были просто оранжерейные условия сухого летнего леса и поля с травой. Из особого офф-роада, только бугры и косогоры, ни грязи, ни снега. Но все равно удовольствие по управлять им было большим! Это вам не легковушка господа, да и просто интересно побывать в шкуре такой профессии… Ну а когда ты еще при этом на работе, на свежем воздухе, и никакого ощущения офисного планктона….))))
Эта машина создана для работы на бездорожье, и там ей равный практически нет среди колесной техники данного класса. 6 ведущих колес, широкие возможности трансмиссии, просвет выше некуда, прочная рама и главное опытный наездник – рецепт успешной работы.