Привет всем любителям транспортных средств повышенной опасности! Это мой дебют на сайте, поэтому хочется начать не с банальных малолтриажек, а с экземпляра покрупнее… Итак, знакомьтесь: легендарное детище Кременчугского автомобильного завода КрАЗ – 255 «Б», более знакомый под прозвищем «лаптежник». Не знаю, довелось мне или посчастливилось, но в мое полное «распоряжение» попал данный экземпляр на целый год! (должен признаться, весь год ходил в мазуте и с ключом на 51 в кармане). Было это во время прохождения срочной службы в рядах РА, на должности водителя-экскаваторщика. Да, да – экскаваторщика, ведь на базе того самого КрАЗа с комфортом расположилась экскаваторная установка ЭОВ-4421. Весило все это 20 с небольшим тонн и разгонялось до 80!!! км/ч. Пробовали больше, однако огромная, не балансируемая в принципе, резина и высокий центр тяжести (из-за стрелы экскаваторной установки) заставляли авто «идти в разнос», а это страшно!!! Колебания кузова провоцируют частичное разрушение машины (отлетают капот и все боковые панели кабины и установки). Столкнувшись с подобным явлением впервые первой мыслью было пустить машину в кювет, лишь бы не на «встречку»! Однако ноги сами нашли педаль тормоза и КрАЗ встал как вкопанный по средине трассы, а поседевщий от страха срочник в форме МЧС (служил я в войсках МЧС) побежал собирать «оперение» по дороге, собирая при этом и маты проезжающих водителей. Однако сын ошибок трудных со временем научил меня заранее предвидеть и избегать подобных казусов.
Теперь об автомобиле. Выпуск этого аппарата начался в 1967 году и продолжался аж до начала 90-х!!! Это немного грустно, учитывая тот факт, что кабина грузовика полностью деревянная!, но с металлической обивкой. Многие могут возразить, мол «это не автострадный автомобиль и комфорт ему не к чему…». Да, в тех условиях, где и самой главное как! и кем! эксплуатируется КрАЗ лишние навороты ни к чему, однако снег зимой в кабине и не закрывающиеся во время дождя (разбухают) двери – это через чур!!! Продолжая о комфорте: его нет! В трехместной кабине с ровным полом и железной приборной доской без труда можно разместиться впятером (личный рекорд 6 человек), не мешаю даже рычаги раздатки и КПП. Шум в кабине такой же как и под капотом, ведь между барабанными перепонками и двигателем лист жести и все! Обзорность как в танке и человеку со средним ростом приходиться сильно наклоняться вперед, чтобы глаза смотрели не на солнцезащитный козырек (он есть!), а на узкое пространство между капотом и козырьком, называемое полем обзорности. Огромные мертвые зоны, в которых без труда помещается легковой автомобиль среднего класса. Лобовое стекло, состоящее из двух открывающихся половинок, очищают стеклоочистители с пневматическим приводом, а это значит, что если ресиверы полные, то и «дворники» не работают. Для возобновления их работы надо стравить воздух, а это значит, что махина в 20! тонн, с трудом помещающаяся на полосе, некоторое время движется управляемая «слепым» водителем – неприятный факт.
Двигатель. КрАЗ комплектуется ярославским агрегатом ЯМЗ-238 – страшная сила! Двигатель ЯМЗ-238 имеет 8 цилиндров (последняя цифра), четырехтактный, V-образный, с углом развала 900, с воспламенением от сжатия и с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания. Объем: 14,9 л. Мощность: 240 л.с. Диаметр цилиндра / ход поршня: 130 / 140 мм. Мах крутящий момент 90 кГм, достигается при 1500 об/мин (холостой ход 500 об/мин). Двигатель имеет значительное преимущество по тяговым характеристикам. Это связанно с тем, что большая номинальная мощность достигается при малых оборотах коленвала. Ресурс двигателя достаточно велик, что позволяет использовать машину в неблагоприятных условиях. Обслуживание довольно простое и дает возможность применять дешевое моторное масло, что в свою очередь, еще больше удешевляет процесс эксплуатации. Немаловажно и то, что ремонтировать ЯМЗ-238 можно в полевых условиях, так как ко всем его узлам обеспечен простой доступ.
А вообще, если честно, то при троганьи с места складывается впечатление, что КрАЗ остается на месте, а колеса начинают вращать под ним Землю, в нужном тебе направлении. Не было задач, с которыми бы он не справился. Был случай, когда сдавалась гусеничная техника, а он нет! Буксировать может все и во всех направлениях. Короче дури в нем не меряно – факт!!!
Но если тяговые характеристики автомобиля впечатляют, то вот справиться с ними занятие для сильных духом и не только. Управление требует огромной сноровки и привыкания. Двигатель на моем «лапотнике» запускался как на дорогих современных автомобилях, собранных по последней технологии – с кнопки! Заглушить же его не так просто: под панелью есть рукоятка, управляющая рамкой на ТНВД, вот она-то и глушит мотор. Тормоза просто класс!!! Останавливают столько железа за несколько метров. Сорвать машину в «юз» не выходило никак (может там была ABS ?) Правда, при резком торможении авто стремилось на встречную полосу, но к этому легко привыкаешь и при помощи рулевого колеса возвращаешь машину на нужную траекторию. Руль тяжелый, про модное нынче слово «информативность» лучше забыть (это, кстати, и тормозов касается). Для того, чтобы машина начала поворачивать надо совершить 1,5 – 2 полных оборота рулем. Возврата нет вообще – колеса слишком тяжелые. Так что посылая машину в поворот градусов, скажем в 120 водитель должен совершить около 4 полных оборотов. Нельзя при этом также забывать о маленьком радиусе поворота и длинной базе, иначе КрАЗ, как бы вы ни старались, проедет мимо поворота. Сцепление настолько тугое, что при развороте на месте нога начинает дрожать в колене. Подводя итог по управляемости хочется отметить, что при перемещении из пункта А сами знаете куда, все надо делать заранее.
Трансмиссия: колесная формула 6*6, если кто не догадался. Имеется межосный дифференциал и понижающая передача. Другими словами крутится все! На бортовых моделях есть лебедка 12т, однако на экскаваторе ее нет, зато есть 4 лапы, которые могут сыграть не последнюю роль на бездорожье и установка со стрелой, которая как магическая рука вытащит из любой передряги. Только вот где оно это бездорожье в отношении КрАЗа. Можно, конечно, загнать его в болото и попросту утопить, ну а в остальных случаях вездеход проедет. Правда, вот с отключенным «передком» ведет себя как корова на льду. Еще один плюс – подкачка шин. Однажды пришлось вытаскивать КамАЗ «савок», с песком из глубокого карьера в ливень. Первые две попытки КрАЗ глох, а на третьей, взяв побольше разгона вылетели как пробки. Очевидцы поговаривали, что передний мост у КрАЗа практически оторвался от земли. Мне же из кабины ничего не было видно…
Самое интересное: расход топлива. Я не знаю каким он был точно, трудно замерить, одно могу сказать точно: нормы списания 42 литра дизельного топлива на 100 км летом!!! Саляра кончалась постоянно, благо, установка за спиной, со своим двигателем и баком в 300 литров (можно рыть землю с утра и до вечера), ведро и шланг выручали всегда. Во всех отношениях!!!
В целом это действительно выдающийся автомобиль, обладающий феноменальной ремонтопригодностью, дизайном, проходимостью и живучестью. К сожалению, в настоящее время грузовик сильно устарел с точки зрения комфорта и экономичности, в качестве коммерческого транспорта практически не используется. В Российской армии машина также стремительно теряет популярность и повсеместно списывается из-за сложной политической обстановки со страной-производителем - Украиной. Принимая во внимание непопулярность грузового транспорта и среди автоколлекционеров, машину вполне можно отнести к "вымирающим" видам.
Размещаю пока фото не моего КрАЗа, а подобных (мой такой же, только белый и с символикой МЧС России). Обещаю выложить и свои, но чуть позже…
Спасибо за внимание!!!