О том, что у меня будет японская машина, тем более праворульная я никогда не думал. Тем не менее, Виста совершенно случайно и вдруг оказалась самой любимой (причем всей семьей) и, пожалуй, самой надежной машиной из пятерки предыдущих автомобилей.
Водить автомобиль я начал с 17 лет, первый опыт вождения и ремонта приобрел с помощью замечательного и совершенно неубиваемого «танка» ГАЗ – 69а, которому на то время было 45 (!) лет. Потом был «Москвич», «копейка», и две «семерки», одна из которых появилась уже при Висте.
К лету 2002 – го окончательно пришло решение о приобретении иномарки, просто ужасно надоели досадные мелкие отказы и внезапные глобальные ремонты моих предыдущих авто, друзья, пересевшие на иномарки, в один голос восхваляли все прелести «буржуйской» жизни водителя. Вот так «клиент», т.е. я и созрел до пока еще не определенной мной марки авто иностранного производства. Начались активные поиски, и изначально взгляд мой устремился на Запад, высматривая «Ауди», «Фольксвагены», на крайний случай «Опели». Но… поднялась растаможка и по финансовым соображениям поиски стали уже не совсем активными. Вот тогда и появилась Виста.
Красивую и большую машину с непривычным расположением руля в нашем небольшом городе я приметил давно. Виста выделялась среди уже примелькавшихся немцев и «нашемарок» солидностью и одновременно, каким то непривычно удивленным и немного грустным «выражением» своих фар. На мое удивление владельцем Висты оказался знакомый по школе парень, который, зная о моем желании купить иномарку, предложил купить у него Висту. Смущал правый руль, был страх автомата, непонятно где было брать запчасти, но пробная поездка решила все. Это был первый опыт езды на праворульной машине, первый опыт управления автоматом, я честно был готов к тому, что буду ехать как чайник, но… я сел и поехал как на своей машине, немного напряженно, но клянусь, пересаживаться с «Москвича» на «Жигули» было гораздо трудней. Эргономика бесподобна, ощущение, что машина сделана под тебя со временем только усиливается, несмотря на то, что у моей Висты комплектация самая простая, «на веслах». В общем вот так я и стал «вистоводом» и стоило это мне 3300$.
На момент покупки на спидометре было 155 000 км., в реальности пробега продавец меня уверять сильно не стремился, да я и понимал, что для 11 лет пробег как – то маловат. Тем не менее, за свои деньги я получил довольно хорошую, по моему мнению, машину. Состояние кузова не вызывало каких либо нареканий, слегка гремела задняя подвеска, немного резковато переключался автомат, и, как оказалось, мотор умеренно расходовал масло.
Запомнилась первая поездка по трассе. Вырвавшись из города, разговорился с попутчиком и привычно держал скорость по ощущениям, не глядя на спидометр. Когда мой попутчик слишком уж озабоченно стал поглядывать на приборную панель, я с удивлением обнаружил, что скорость перевалила за 150 и потихоньку так, не спеша, подбирается к 160… А в машине тихонько играет музыка и мы в полголоса разговариваем… Господа! Кто хоть раз ездил на четырехступенчатой ВАЗовской «классике» со скоростью больше 120, тот поймет состояние моего восторга от тишины и «рельсовой» устойчивости Висты! Проигравшись с автоматом, получил незнакомое мне доселе удовольствие от взрывного ускорения, вызванного кик-дауном, и, головную боль по приезду домой, когда я решил определить расход топлива. Привычка» давить газ в пол на «механике» при обгоне или в гору, на «автомате» в прямом смысле вылилась в солидный, по сравнению с «Жигулями», расход топлива 15 литров. Поездив еще около недели, к премудростям автомата привык. Расход устаканился и замер где-то в районе 10-11 л «девяносто второго» в смешанном цикле. К слову сказать, по трассе, при скорости не более 100 км/ч и при плавном стиле езды, я дважды укладывался в расход топлива около 7 литров. Но это было дважды… Я не гонщик, но ТАК ездить на Висте нельзя, засыпаешь, да и автомобиль, не смотря на свою вальяжность, постоянно подстегивает похулиганить. Уж, коль скоро речь пошла о ходовых качествах машины, с удовольствием и благодарностью к людям, сконструировавшим Висту, отмечу замечательную геометрическую проходимость и способность ездить по глубокому снегу и льду. Первый же снег показала, что русская зима для японской машины – родная стихия. На зависть соседям, даже на отвратительном «Матадоре», гребя снег бампером, мы с Вистой пробивали колею для всех остальных. Поменял «Матадор» на «Бриджстоун» и понял, что и на льду машине равных нет. Сорвать заднюю ось в занос получается, только затянув ручник. Имея немалые свесы, Виста ни разу не повредила себе ни бампер, ни пороги , ни другие «части тела», хотя носила меня нелегкая по таким дорогам, страшно вспомнить…
Итак, наше знакомство с Вистой протекало спокойно и размеренно, я учился новой для меня культуре управления и обслуживания машины. Изначально, психологически, «проблемы правого руля» для меня не существовало, тем не менее, пришлось осваивать некоторые приемы вождения, характерные для праворульной машины. От привычки «прилипать» перед обгоном к попутной машине отказаться пришлось сразу и безболезненно, благо хороший запас мощности и настройки автомата позволяли «выстреливать» на большей дистанции, чем на русском авто. Это по трассе, а вот по городу особого неудобства я не ощутил. Несколько смущали поначалу переключатели поворотов и дворников, а также непривычное расположение зеркала внутреннего вида. Один раз, заглушив машину по привычке «на скорости», полчаса обливался холодным потом, т.к на попытку завестись или просто вытащить ключ из замка зажигания, машина отвечала презрительным молчанием, в котором чувствовалась некоторая доля иронии: «Чайник, поставь машину на «паркинг», а потом заводи!»
Первое большое (по моим понятиям) путешествие на Висте состоялось почти сразу после покупки. Едва освоив азы праворульной езды, мы семьей решили отправиться в Крым. Эта поездка окончательно сломала недоверие к незнакомой машине, именно тогда мы вдруг поняли, что даже 1200 км без отдыха это почти норма. Просторный и удобный салон, кондей, автомат, большой объем бензобака, все это позволило добраться до Крыма практически без остановок. На Симферопольской трассе было тяжеловато с обгонами в потоке, но жена проявила все самые лучшие качества штурмана и мы благополучно добрались.
На обратном пути случился казус. Рассчитывая в очередной раз заправиться уже в России, тянул до границы на последних каплях. Вдруг на подъеме при резком ускорении автомат начал хаотично перебирать передачи вверх – вниз, причем очевидных резких рывков, характерных для механики при недостатке топлива не было. Остановился. Протер фары. Попинал колеса. НЕ ПОМОГЛО! Почесал репу, ругнулся на япону мать, ничего не поняв, допустил большую и серьезную глупость, решив, что дело в автомате. На заглушенном двигателе проверил уровень декстрона, решил, что его маловато, долил в нормальный уровень еще больше литра, что впоследствии убило мою коробку. Но тогда я этого не знал.… Только потом, с грехом пополам, в натяжку, дотянув до АЗС и заправившись, понял, что хаотичные переключения автомата вызваны были недостатком топлива. При ускорении топливо уходило от топливоприемника, движок «спотыкался», провоцируя переключение на более высокую передачу, тяги не хватало, автомат шел вниз, опять рывок, опять вверх и т.д. Осознал.… Ругнулся плохим словом, но уже на себя… и благополучно доехал до дома.
Начались рутинные будни для нас с Вистой. Ездить в рамках моей прежней работы приходилось не мало, где-то тысячи 4 в месяц, эксплуатация каждый день, хранение под навесом. Достаточно большая часть моей жизни протекала в машине, поэтому, замучившись с родной штатной магнитолой, решил поменять ее на МП3 проигрыватель. Это была целая эпопея. Надо сказать, что еще у прошлого хозяина недобрый люд пытался, разбив стекло, вытащить магнитолу, но, наивные, они и не подозревали, что магнитола прикручена намертво 4мя болтами М5 к корпусу. Изувечив панель, и, наверно нервы, глупую затею бросили, оставив разбитое правое стекло. Немного позже, но уже цивилизованно, попытку повторил и я. Проклятая магнитола выглядела монолитом в панели и была не преступна. Не привычный к таким маленьким зазорам, терзаемый желанием снять все панель, мучался я с ней неделю, потом, потеряв от негодования страх, что-либо сломать в японской машине, с удивление обнаружил, что фальшпанель только кажется монолитом, и держится на обычных защелках. Все до гениального просто! Так и повелось. Поначалу, приступая к ремонту Висты, мозг, закаленный в борьбе с нахождением нестандартных с точки зрения механики, решений при ремонте отечественного авто, становился в тупик. По инерции хотелось преодолевать трудности, приложить куда-нибудь усилие лома или паяльной лампы, свернуть пару – тройку болтов, сутки отмачивать в ВД какой-нибудь болт подвески, но, увы! Виста не давала такого повода. Почему-то все откручивалось, как надо, логика в алгоритме сбора – разбора была железной и понятной. Пишу об этом ответственно, так - как ремонт практически весь производился и производится своими силами. Японцев бояться наши мастера как огня, да и мне покопаться самому интересно. Надо сказать, что Виста идеально подходит для ремонта в гаражных условиях ( за исключением электронной части ), к примеру, перебрать переднюю подвеску на 15 летней машине(!) при наличии ямы можно легко одному за 2-3 часа.
Не заметно прошел первый год эксплуатации, машина стала родной и привычной. К сожалению, расход масла вырос, и было принято решение разбирать движок. Пытаясь «отмазаться» от крупного ремонта, поменял сальники клапанов, но это успеха не имело. Вместе с другом, которого судьба занесла из Владивостока в Черноземье, скинули головку, «отвязали» поршня и.… Такого кокса я не видел ни когда! На каком масле работал мотор до меня, я не знаю, но маслосъемные кольца намертво вросли в поршень. А вот компрессионные кольца, как ни странно, выглядели как новые. Честно говоря, геометрию цилиндров вымерять не стали, но зазоры в компрессионных кольцах были в норме. Был соблазн просто почистить канавки маслосъемных колец и на этом закончить, но купленные новые кольца (нормального размера) тревожили разум своим присутствием, и с триумфом были одеты на поршня. Заодно решили удалить катализатор. К слову сказать, оказался он вполне даже чистым и, наверное, даже работоспособным. Но взмах кувалды лишил его право жить в моей машине. После ремонта машина стала явно резвее, обкатав новые кольца, я легко (и до сих пор, при пробеге 336 000) «ложил» стрелку до ограничителя. Отсутствие катализатора отозвалось, в прямом смысле этого слова, на звуке выхлопа Висты. Под нагрузкой, при разгоне в пол появились спортивные нотки, поначалу изрядно расстроившие меня своей низкочастотной басовитостью. Однако, потом я привык, стало даже нравиться.
Второй серьезный ремонт настиг меня на 3 году эксплуатации. Что называется, без предъявления претензий, внезапно умерла коробка. Совсем. Перед кончиной, правда, я ее ремонтировал, менял сальники, выдавленные, видимо переливом масла, менял подшипник дифференциала. Но потом все было нормально, коробка работала как часы и вдруг встала. Сначала был толчек, как будто дважды включилась передача, потом при нагрузке появилось пробуксовка, сначала небольшая, потом, остановившись, тронуться я уже не смог. Ощущение, что стоишь на голом льду и чем сильнее газуешь, тем бесполезнее попытки стронуть машину с места. Слышно, что режим включается, отпускаешь тормоза, газуешь, а машина стоит и не с места вперед. А назад – без проблем, все как «при жизни» Самое интересное, что все эти неприятности с автоматом произошли в один день, сразу, в течении 2 часов, после первого толчка при переключении.
Реанимировать коробку не смогли, пытались мыть фильтр (от безнадеги), чистить мозги (и себе и коробке), даже меняли эти загадочные «мозги» на другие, тоже с Висты. Фрикционы паленым не воняли, масло было чистое, правда, при очередном съеме мозгов, из под них выпал очень интересный кусочек литого формованного металла, величиной с ноготь большого пальца. По форме явно фрагмент какого-то канала. Мой друг предположил, что, возможно, это лопнула от «усталости» главная магистраль переднего хода. Это и признали причиной смерти коробки. На мое счастье мой товарищ в это время был во Владивостоке в гостях у своих родителей и за вполне умеренную плату (7500 с доставкой), выслал мне отличный автомат, на котором я езжу до сих пор. Процесс установки коробки запомнил надолго. Вдвоем с другом и двумя домкратами, восьмидесяткилограмовую коробку ставили часов 7. В смысле, только наживляли, одевали по шлицам и т.д. Но результат оправдал ожидания, и, поэкспериментировав с тросом управления, от машины добились отличной динамики. Сразу хочу сказать, что у моего автомата нет заводских режимов «Спорт», «Снег» и т.д. Однако тросом можно настроить работу автомата под свой характер, придав машине тот темперамент, который хочется. Я, например, на зиму немного удлиняю тросик, делая передачи короткими, переключения плавными, заставляя автомат держать движок в натяг. На лето трос натягиваю, передачи становятся длиннее. Мотор крутится до более высоких оборотов, машина становиться динамичнее (ну и прожорливее).
Пару слов о подвеске. В застучавшие задние поперечные рычаги вместо родных сайлентблоков запрессовал «восьмерочные» резинки (дефицит запчастей), ходят уже тысяч 30, ухудшений ездовых качеств не заметил. Декстроном прокачал (уже не однократно), стойки, получилось жестковато по городу, но замечательно, по спортивному на трассе. Вторично недавно столкнулся с неприятной на слух проблемой передних суппортов. Звонкий и мелкий стук идет от изношенных направляющих суппортов. Поменял на контрактные, но хватило не на долго, опять загремели. На этот раз попробую аккуратно наварить направляющие по бокам, авось и получиться. За 150 000 км пройденных мной один раз поменял рулевые наконечники и шаровые опоры (скорее для профилактики, чем по необходиости), недавно поменял передние ступицы, подшипники завыли. Под разбитые от времени резинки тяги поперечной устойчивости подмотал изоленту, езжу второй год, не стучит, ей богу.
С электрикой проблем практически не было, поменял щетки генератора (перепаял «Жигулевские», не хуже родных работают), да несколько раз меня лампочки в противотуманках. Да, еще отказала регулировка правого зеркала. К сожалению, не могу разобрать его, что то не идет….
Да, чуть не забыл, по своей жадности и необразованности угробил кондей, зажав 110$ на заправку нужным хладагентом. Зеленное существо ЖАБА позволило мне заправить кондей обычным фреоном, для холодильников у полупьяных слесарей з треть цены, после чего компрессор заклинил на ходу. Скупой платит дважды, готовлю деньги на замену компрессора.
По мелочам:
• Менял крестовину рулевого управления (подходит от «семерки»)
• Менял термостат (недозакрывался)
• Чистил (советую всем) фильтр – сеточку топливоприемника бензонасоса
• Поменял выпускную систему, опять таки из – за дефицита запчастей сварили сборную из «Нивовского» (1,7л) резонатора и глушителя от «Фольксвагена» (1,8л).
Может, было что то еще, не помню, значит, незначительно….
Итак, Виста…. На удивление русская машина, по характеру. Позволяет панибратское к себе отношение, удачно сочетает в себе неубиваемость по нашим раздолбанным дорогам и хороший комфорт, огромный багажник и удобный вместительный салон. Нетребовательна, легко ремонтируется в гараже, очень надежна в эксплуатации. Замечательно держит дорогу на высоких скоростях, отлично проходит повороты. Зимой теплая, двигатель без проблем заводится в 30 градусный мороз со второй попытки. За все время эксплуатации не завел один раз – сел аккумулятор. Расход топлива где - то 9-10 литров( при нормальном стиле вождения) 92го, для не маленькой машины считаю нормой. Кстати, 92ой переваривает легко, с удивление прочитал на Сайте о преблеме детонации у 4S – Fe! Еще раз с удовольствием отмечу способность ездить по глубокому снегу и льду на зависть всем остальным. Но по грязи машина ездить не умеет совсем!
Что не понравилось:
• Слабоватый свет фар
• Бедная комплектация (применительно к моей машине)
• Несколько вялые, неинформативные тормоза, склонные к перегреву
• Большой радиус разворота
• Отсутствие тахометра
• Отсутствие в салоне вешалок для одежды
• Склонность к запотеванию стекол в сырую погоду
Дважды отказывался продать Висту. И предложения были вроде бы выгодными, но то ли привык сильно, то ли просто жалко в чужие руки отдавать, родная ведь все – таки….