Привет всем форумчанам и дромовцам! Начну свой рассказ с предыстории покупки Тойоты Тундры. До тундры во владении были по порядку автомобили ваз 08; ваз 12;Тойота премио ; Ауди А4; ваз 10 ; мерседес С 200; Хариер 240 ;тойота прадо 120 ;ваз 03(брал отцовскую) ; ваз приора и вот ура тундра!!!!!! (конечно были и есть грузовики газ 66; зил 130; камаз ; исудзу)
Ездя на приоре в соседнем дворе я ежедневно проезжал мимо одной машины. Мое первое впечатление: "Ого! Это что такое?" Затем залез на дром почитал и понял что это Тойота Тундра, просто ВЕЕЕЕЕЕЩЬ!!!!! Конечно я хотел Лэнд Крузер 200 или патрол , но на новый пока нос не дорос. А пробеговый брать не хотелось и ежедневно читал чьи-нибудь отзывы про тундру. Всем кто написал отзывы огромное спасибо! И вот я заболел болезнью «хочу Тундруууууууууууууууууу)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!» Впервые в жизни я возжелал автомобиль так сильно, что был на грани схода с ума:))) приходя на работу я заходил в интернет и читал про тундру, проезжая мимо этой машины я показывал ее жене, и во сне она мне тоже снилась! Увидев мое психо-эмоциональное состояние жена сказала: "Берем!!!" Я иду в банк и беру недостающее количество бумажных знаков. На дроме нахожу крупного продавца во Владивостоке (tundra.ru), переписываюсь, отправляю задаток (небольшой). Билеты Новосибирск – Владивосток. В аэропорту такси и вот этот танчик мой. Спасибо ребятам с тундра .ру просто профи все быстро организовали со справкой счет, страховкой, установили крышку на кузов купленную у них же, дали адреса и телефоны гостиниц . Директор салона дал гарантию, что с машиной за время пути из Владика до Новосибирска ничего не случиться, и ничего не отвалиться, и что он готов выкупить её на 200 т.р. дороже если с ней что - то произойдет и она не доедет, что с машиной произведены замены всех спец жидкостей и расходников, и я, успокоившись, начал свой 6000 км путь до дома, заехав только на шиномонтажку и в магазин за огнетушителями. За время пути машина ни разу не огорчила. К габаритам привык за день езды по Владику по его узеньким улочкам и новым мостам.
Приехав домой (дней за 10) за полночь, на утро в 6 утра поехал на работу. От езды практически не устаешь, мог ехать по 10 часов в удовольствие (длинная база, тяжелая, мощный мотор, пушечное ускорение с любой скорости , круиз контроль , очень комфортный салон и быстрое и удобное переключение полного привода на ходу простым переключателем (дорога все же местами еще делается) приятно. Более комфортной и надежной машины на дальняк я не встречал.
По приезду ближе к вечеру поставил машину на учет за 30 минут ( без всяких договоренностей, очень приятно за гаи, видимо реформа подействовала, или просто в такое время попал что народу никого нет). Поджилки конечно тряслись, не нахимичили ли продавцы с таможней или еще с чем, но слава богу все в полном порядке.
Минусов было выявлено два:
1) запас хода очень небольшой (маленький бак 100л);
2) Большой расход топлива, если топить по трассе, то минимум 18л/100 км, но а в удовольствие, то думаю это бесконечность)))
На следующий день заехав на заправку в бак залили 103 литра, по паспорту 100 (видимо недолив на азс все еще в силе), создав длинную очередь, очень долго и неудобно перед людьми, заправлялся еще бы час или больше если бы не додумался заглушить мотор))), поездив день вечером приехал во двор домой загорелась лампочка уровень топлива, машина требовала –«еще 103 литра хочу!»
Про газ
Следующее утро началось с объзвона установщиков гбо, выбрал самого авторитетного и крупного, чтобы прям щас и баллон на 200л (надо было больше, а в прочем и этот объем достаточен). Не пожалел, что выбрал «Автогазаппаратура» объяснили, рассказали, показали, посчитали, приятно иметь дело с мастерами своего дела. Отдал утром, забрал вечером следующего дня, попросил чтоб сделали очень хорошо, чтоб не спешили, с гбо машин у меня не было ни разу, поэтому опасения были. Поставили баллон производство - Россия, аппаратура последнего поколения с впрыском и электронными мозгами, производство – Италия.
На газовой заправке процесс заправки немного иной, чем на обычной.
Глушить машину обязательно, заправочный пистолет имеет право брать только заправщик, заправляться можно не оплачивая сразу, а подходишь к оператору и говоришь № колонки и до полного, а после заправки оплатить (очень удобно), но по началу было страшно.
Чтобы не было страшно покрасил баллон в черный цвет)).
Итого два минуса исправлены.
Газа входит не больше 185 литров + бензина 100л =285л
285:25л/100км (примерный расход) = более 1000 км без дозаправок!!!! Очень удобно для путешествий для рыбалки и охоты. Да и просто заезжать на заправку реже тоже очень удобно.
Да и по деньгам на газу отдыхаешь и очередей на агзс по сравнению с обычными заправками пока нет.
О особенностях работы гбо :
заводится двигатель всегда на бензине и нагревается до необходимой температуры, затем самостоятельно автоматически переводится на газ (НИЧЕГО ВКЛЮЧАТЬ ВЫКЛЮЧАТЬ, ПЕРЕКЛЮЧАТЬ НЕ НАДО). Если двигатель прогрет, то после запуска переход происходит через 15 секунд , если нет то пока не прогреется. Переключение проходит незаметно и автоматически. Если необходимо погонять, то есть кнопочка переключение режимов, нажав которую система меняет топливо с газа на бензин. Если забыл переключить, то при нехватке газа при энергичном разгоне система автоматически переключается, но это она сопровождает сигналом который прекращается только после нажатия кнопки. Это кнопка представляет собой 2см на 3 см (примерно), которая вставлена на место заглушки кнопки . Светодиодные лампы показывающие на каком топливе работает мотор. Светодиодный указатель уровень газа и по середине кнопка ручного переключения, компактно, информативно и удобно.
Про бездорожье:
Тундра ведет себя королем! Из-за очень длинной колесной базы заезжая в лужу или речушку в брод длиннее корпуса, ходом преодолевая преграду, передок заезжая в лужу, в это время зад на сухом толкает, выезжает передок на сухое, или более менее твердое покрытие, и вытягивает зад, это при условии что лужа очень жесткая . Ну а если просто грязь, то это просто семечки, только лохмотья снега или грязи летят в разные стороны, все это при очень мощном и оборотистым движком . Просто получаешь супер кайф перемешивая бездорожье!
Про охоту и рыбалку
С семьёй на природу ещё не выезжали погода была уже не та. А по скошенным полям катались все в восторге.
В уменьшенный объем кузова из-за 200 литрового баллона легко входит провиант на неделю на пятерых, бензин для моторки и все что захочешь, при желании одного лося или четырех козлов целиком входят, но снегоход или квадрик уже не войдут только в прицеп.
Очень удобный салон, стрелять можно терпимо с люка, нормально с передних окон (упором могут служить зеркала), хорошо с задних боковых (упором не до конца опущенное стекло подложив что то мягкое) и отлично как в тачанке с заднего кормового(упором сиденье и подголовники). Пристреливать карабин удобно открыв заднюю крышку кузова постелив мягкое или на верхнюю крышку кузова, мишени на кольях легко можно расположить на баллоне между бортом сверху. Открыв задний борт вот и тебе столик, вот и закуска и все остальное, удобно быстро собирается на стол, все достаешь из кузова туда же убираешь. С камерой заднего вида удобно разворачиваться на носовом платке, видно все пни и до 1 сантиметра можно подъезжать к деревьям и крупным камням.
Про стройку и ремонт и быт
Перевозка холодильника, не большого дивана, дров или просто елки без проблем . Арматура трубы и уголок бруски доски длиной 3-4 м по диагонали (баллон установлен к переднему борту и не доходит 50 см от одного до другово борта и длинномер можно без проблем упереть в передний борт). Единственный минус это порванные штаны при запрыгивании в кузов (нужно ставить подножку, худеть или носить шаровары)))
Про морозы
Простояв 10 дней при минус 32 завелась с первого раза проработав минуту заглушил (необходимо было открыть крышку кузова ключи были прикреплены к ключу зажигания) при повторном запуске завелась только с третьей попытки отмолачивая автостартером до конца(вывод заливает свечи , при непрогретом моторе глушить его не желательно). Простояв 10 дней при минус 40 подзаряжаю аккумулятор ,при попытке запуска зажглись лампочки и потухли без каких либо звуков. После зарядки завожу с первого раза (приятно иметь 8 горшков и иридевые свечи и в перспективе гелевый аккумулятор)
Про проблемы
В лютые морозы салон прогревается медленно и греет слабо. В сравнеии с прадо просто ни как. Убрал салонный фильтр и поставил картонку перед радиаторм -не помогло. Утеплил редуктор гбо (укрыл чехлом от бабушкиной табуретки) о чудо стало тепло. Вывод Необходимо поставить автоодеяло или кошму над мотором или утеплить шланги идущие на редуктор гбо и сам редуктор.
Если хотите практичность кожу брать не нужно она холодит, быстро остывает и долго нагревается. Но потрескивает и пахнет приятно! Это похоже если представить, что приходите зимой в холодный дом разжигаете камин, дрова начинают гореть и трещать, вам от этого пока не тепло -во всем доме очень холодно, но от треска раззожженнных дров вам приятно.))))
При запуске мотора в морозы и недождавшись полного прогрева двигателя (только на 50%)при движении газанул, вылезла ошибка- Чек. Двигатель перестал набирать обороты более 1800 об при движении до СТО с трудом обогнал трактор. Вердикт не работает вентилятор и эл. клапан правой головы двигателя,выполняющий роль продувки впускного коллектора (евро 4), ошибку убрали- машина поехала как прежде . Комплект :клапан + вентилятор стоит 17 тысяч + работа, пока каплю деньги. Грею до середины нормы, начинаю движение и пока не прогреется до конца не газую резко (но комплект менять буду точно, если кто подскажет, где есть дешевле буду признателен). При повторе проблемы снял + клемму с аккумулятора секунд на 30, помогло ошибка исчезла.
При включенном передке при вывернутых передних колесах они цепляются за что -то как убрать это, кто сталкивался подскажите.
Про резину
Искал зимнюю на свои диски не нашел зашиповал свою грязевую (больше 1000 шипов). Дорогу держит хорошо- хоть снег , хоть наледь , хоть гололед . До шиповки пробовал ездить с шестью мешками песка в кузове и без шипов- эффекта ноль. На лето буду покупать такие же колеса.
Про город и парковку
Машина используется для повседневных поездок . На удивление очень небольшой радиус поворота для такого слона. Проблемы в выборе парковочного места, не во все можно припарковаться ,а если припаркуешься не всегда можно открыть дверь ( удобно можно парковаться задним ходом почти всё контролируешь и угол вьезда иной чем передом). На подземной парковке выручает подогрев зеркал, камера заднего вида и сонары. Но если честно перед покупкой разрабатывал схему заезда ,разворота и парковки на подземной парковке, на приоре было все попроще даже об этом не задумывался . Был опыт вождения грузовиков -поэтому трудностей с управлением тундрой не испытывал. Как мне кажется вождение требует большего внимания, чем на небольшой машине, водителю без большого водительского стажа управления габаритных машин ,будет сложновато .Но при большом желании это поправимо ,кто сильно хочет - тому всё дано. Я просто знаю случаи, когда купив машину хозяин вынужден был продать ее просто не смог управять ей безопасно для окружающих (это необходимо помнить при покупке). И в тоже время у нас в городе на красной тундре: в последнем лифте,на огромных колесах -уверенно катается хрупкая девушка и очень уверенно и безопасно. Моя жена без особого энтузиазма садиться за руль тундры, но аккуратно и без приключений водит, но и без удовольствия.
В сравнение с другими машинами
По гравийке комфортней было на прадике (ходовка на нём была простая масляные амортизаторы) на нём можно было ехать 80кмчас – на тундре при такой скорости ехать не комфортно из за отсутствия стабилизатора и присутствие рессор, но в отличии от прадо тундра не козлит. Ямы в асфальте тундра преодолевает неприятным содроганием всего салона (может нужно поменять стойки) . Хороший асфальт - это стихия тундры она как утюг разглаживает дорогу, при необходимости выстреливает вжимая в кресло, а на бездорожье нужно привыкнуть к иному поведению ходовой -более жесткой. На трассе и в городе тундра не провоцирует на частые бешеные ускорения, частые перестроения и погоню за адреналином , а правильное размеренное перемещение с большим комфортом и огромным чувством защищенности в этой большой и мощной машине . Для себя лично сделал вывод лучше тундры только новая тундра.
Еще раз хотел поблагодарить всех кто написал отзывы про тундру спасибо Вам, что не поленились и поделились своим опытом и сложившимся мнением о машине, вы помогаете простым людям в нелегком выборе!