Всем здравствуйте!
9-го ноября исполнился ровно год с тех пор, как я купил свою Тойоту Приус, или, как бы я сказал, своего Приуса.)) И хотя отзыв собираюсь написать чуть ли не с первого дня покупки, почему-то постоянно откладывал это дело, да и других забот хватало. Но лучше поздно, чем никогда, тем более, хоть год и не такой большой срок, но есть уже некий опыт, которым можно поделиться.
Итак, как многие здесь начинают свои отзывы, расскажу немного о предыстории покупки, постараюсь поскорее, но как уж получится. Вообще о Приусе задумался ещё 2-3 года назад, когда вдруг заинтересовался тем, что есть вообще такая машина гибридная, правда, особо не понимал, что и как там работает, просто казалось необычным, что расход у неё меньше, что можно иногда бесшумно ездить по дворам и что при торможении энергия тратится не банально на нагрев колодок, а на подзарядку батареи. Что-то во всем этом было технологичное и новое, что казалось интересным, хотя и цена в то время казалась нереальной, да и про покупку машины не задумывался, просто интересовался. Но потом благополучно забыл о ней, т.к. почему-то осталось впечатление (может быть, от какого-то ошибочного отзыва), что из-за батареи там очень тесный салон. В итоге успокоился, решив, что разницу в цене с обычной подобной машиной разницей в расходе всё равно никогда не перекроешь, если только ты не таксист, а за возможность бесшумно поездить по двору платить больше не хотелось… Сейчас это звучит, возможно, глупо для тех, кто ездит на приусах.)) Но со стороны обывателя – вполне даже разумно.))
Так вот, в прошлом году появилась возможность поменять машину, до этого ездил на старой десятке брата, а вы представляете, что это такое, когда нашей машине уже больше десяти лет и пробег превышает 200 тысяч. Визиты на СТО становились всё более частыми и, что ещё печальнее, неожиданными.)) То одно надо менять, то другое – надоело. Хотя надо отдать ей должное, три года она меня почти не подводила, только немного расстраивала.))
Выбирал из различных вариантов, хотелось что-то большое, как минимум, универсал, как максимум, минивэн. Рассматривал и фокусы, и астры (универсалы), зафиры, c-max, s-max (это был даже фаворит, только вот боялся, что в мой бюджет он не попадет). Короче, выбирал несколько месяцев, пока вдруг мой руководитель не рассказал мне историю, как они с двумя коллегами встретились по рабочему вопросу и он, зная, что те оба на приусах ездят, решил разрядить обстановку, спросив что-то по поводу их машин. В итоге они полчаса обсуждали свои машины вместо работы.))) Когда он мне об это рассказал, я решил просто ради интереса посмотреть стоимость подержанных приусов, чтобы прикинуть, возможно ли вообще рассматривать этот вариант. Посмотрел – оказалось, что если брать б/у, то есть варианты и не намного дороже тех, что я рассматривал (в пределах 500 т.р.). А потом я начал читать отзывы на дроме и понял, что это моя машина.)) С тех пор я ни о чем другом уже не думал.) За это, кстати, спасибо дрому и вам, пишущим тут отзывы, т.к. они действительно помогают тем, кто ещё не определился с выбором машины. Поэтому и сам решил написать, тем более новых отзывов о приусах почти не прибавилось за этот год.
Что же меня так впечатлило в отзывах? Не в порядке важности, а просто. Во-первых, что салон у него довольно просторный, а мне хотелось, чтобы в машине можно было свободно размещаться при этом ещё и вещи было где сложить, и не просто пару пакетов из икеи, но и те же коробки с чем-нибудь. Забегая вперед, скажу, что эта особенность мне пригодилась в этом году, машина, действительно, вместительная. Во-вторых, во всех отзывах говорилось о надежности машины, а после обладания отечественным авто мне очень хотелось «просто ездить», а не ждать очередных сюрпризов от своего авто. В-третьих, все эти технологичные особенности приуса, о которых напишу далее. В-четвертых, конечно, расход тоже привлекал. Ведь здорово, когда ты меньше зависишь от заправки.
Получалось, что ничего страшного в этом новом нет, наоборот, больше плюсов. Поэтому почему было не «рискнуть». Пишу в кавычках, потому что сейчас-то понимаю, что риска нет, но до покупки всё равно кажется, что это что-то другое, непонятное, и ты не знаешь, как оно себя поведет.
Итак, когда я определился с выбором, когда появились деньги, нужно было решать, где покупать машину. Сначала думал в объявлениях искать, думал, съездить в Екатеринбург, там и выбор был шире, и цены ниже тюменских, но всё равно боялся того, что подсунут кота в мешке, как-то я не доверяю нашему автомобильному рынку. Начал смотреть фирмы, узнал, что в Тюмени есть маленькая фирма, которая занимается гибридами и возит иногда машины из Европы (реже из Америки). Позвонил, поговорил, приехал, посмотрел и решил покупать через них. Хоть это и не официальные дилеры тойоты, но показалось надежнее купить машину без пробега по РФ, у фирмы, которая не первый год работает с этими автомобилями, да и впечатление сложилось, что можно им доверять.)) И пусть получалось дороже, чем по объявлению, но они и ТО делали и даже условную гарантию давали на автомобиль. Короче, решил брать у них.
Перейдем к следующей части: покупка.
Возможно, эта часть будет интересна тем, кто нынче выбирает комплектацию. Критерии у меня были следующие: цвет – фисташковый (хотелось что-то нетипичное для наших дорог, где в основном всё от белого до черного с разными оттенками или красный), комплектация – Executive (да, из-за аудиосистемы JBL))), и салон только тканевый, кожу не люблю. Пожалуй, всё, да и у приусов особо не повыбираешь, комплектации всего четыре.
Получилось всё, как всегда, иначе.)) Машину по моим критериям, сказали, будет очень сложно найти. У них на тот момент была одна машина, белая, комплектация Park Assist, тканевый салон. Вроде неплохо, но белый мне чем-то не нравился. Сказали, что скоро придет другая машина, синяя, но с кожаным салоном, сказали, если сильно не хочу кожу, мне могут сиденья перекинуть тканевые из другой машины, мол, это быстро делается. Пришла машина, мне позвонили – я приехал посмотреть. Сел и понимаю, что с кожей-то ощущения от салона совсем другие, будто машина почти новая. Да и сочетание черной кожи и коричневых ниток мне понравилось. Потом для сравнения сел снова в машину с тканевым салоном и понял, что надо брать кожу, т.к. было ощущение старой и дешевой машины, в то время как в кожаном салоне ощущается всё на уровень выше. Особенно это заметно по подлокотникам на дверях и на торпеде между передними сидениями. В тканевом салоне они затерты, с пятнами (пусть и химчистка может помочь от них избавиться). В общем, на фотографиях можно увидеть детали моего салона. Конечно, это далеко не бизнес-класс, но все добротно.
Синий цвет мне тоже понравился. А комплектация Park Assist… ну, на тот момент я просто хотел уже скорее приус, поэтому не стал сильно придираться. Теперь же я понял, что хорошо, что взял все именно в таком виде.)
Машина была 2009-го года, из Голландии. Указанный пробег - чуть больше 64 тыс. км. Понимаю, что наверняка пробег скручен. Пытался это выяснить, искал в интернете информацию по ВИН-у, но так ничего и не нашел, даже платный запрос выдал только общую информацию. Поэтому со временем я успокоился и просто ездил.))
Итак, машина куплена и я за рулем. Начинаем следующую часть, основную, про мои ощущения от вождения и про поведение самой машины.
После покупки вскоре поставил защиту двигателя, заказал полиуретановые коврики в салон и багажник, т.к. была грязь и слякоть, ворсовые коврики было очень жалко марать. Теперь только летом их достаю, в машине становится уютнее.))
Конечно, сравнивать Тойоту Приус с Ваз 2110 не собираюсь, это совершенно разные автомобили, поэтому, естественно, про абсолютно иные ощущения комфорта я даже и говорить не стану.)) Важно другое. За время чтения отзывов про машину у меня появились представления о том, как она должна работать, на деле же всё несколько иначе. Возможно, это отрезвит тех, кто собирается покупать приус и ещё не знает многих нюансов.
Начнем с первого, о чем спрашивают у всех приусоводов. Расход. Про встречающиеся в разных источниках 4 литра на 100 км можно смело забыть, если вы живете в Сибири, часто стоите в пробках и не ездите по 50-100 км в день. Т.к. приусу, как и другим машинам, нужно прогреться, чтобы начать работать экономно, тогда и расход становится «приемлемым». Приведу пример зимнего вождения, когда температура за окном от -5 до -25 градусов. Я с понедельника по пятницу езжу на работу около 10 км туда и столько же обратно, часто стою в пробке, на дорогу уходит в среднем полчаса. 10-20 минут этого времени средний расход превышает 10 л/100 км (по показаниям БК, те, кто на приусах, поймут, о чем я), далее шкала падает, если я не стою в пробке, до 7-8, и лишь после 20 минут расход устанавливается в районе 5 литров, но к тому времени я уже приезжаю домой (или на работу) и выключаю его. Если же вы встали в глухую пробку, то расход также всё время будет «зашкаливать» (т.е. больше 10 л/100 км, т.к. шкала БК больше 10 л не показывает). Зимой бензиновый двигатель приуса вообще глохнет гораздо реже, т.к. нужно обогревать салон и поддерживать заданную рабочую температуру. Поэтому, как я упоминал вначале, бесшумно поездить по двору в зимнее время вы сможете с небольшой вероятностью и то только когда вернетесь из поездки по городу. Весной и летом же ситуация улучшается, машина прогревается намного быстрее, и уже через минут 5 двигатель может глохнуть и вы уже катитесь на электротяге, если не будете сильно давить на педаль газа. Итак, подведем итог по расходу. За всю зиму при режиме 5 дней в неделю на работу и с работы с пробками плюс два-три раза в неделю поездки к родителям за город, при всех нюансах, о которых я писал выше, расход не превышал 7 литров (по БК – 6,7-6,9 л/100 км), что подтверждалось собственными расчетами, т.к. первые полгода фанатично записывал, сколько залил бензина, сколько проехал за эту заправку.)) Так что тут всё верно. Когда зимой, в -20 ездили из Тюмени до Екатеринбурга и обратно, средний расход составил 5,5 литров на 100 км, что тоже, по-моему очень неплохо.) Удобно, что даже не пришлось дозаправляться нигде. Залили полный бак в Тюмени, доехали до Екб (330 км), поездили ещё там, вернулись домой и ещё пару дней я ездил на остатках.)
Летом, конечно, расход снизился. В среднем получилось литров 5 на 100 км. В июне ездили в отпуск из Екатеринбурга, до него ехали на машине, расход уже составил 4,5 литра на 100 км. Кстати, недавно снова ездили туда, и несмотря на то, что было около 0 градусов, расход тоже получился 4,7, возможно, из-за того, что я уже знаю скорость, при которой расход меньше.))) Вообще, конечно, сам уже понял, что не стоит сильно думать о расходе, езди и езди, всё равно он будет меньше, чем у других машин.
Кстати, когда ездил на десятке, думал, что с приусом начну сильно экономить на бензине. Конечно, заправляться стал чуть реже, зимой раз в две недели на 1500-1600 рублей, летом – раз в три-четыре недели на ту же сумму, на десятке же почти каждую неделю на 900 рублей (бак-то поменьше), так что какой-то грандиозной экономии не получилось при моей умеренной езде. Это я к тому, что не стоит выбирать приус только из-за расхода. Хоть он и заметно ниже, чем у других машин, но вы вряд ли сможете компенсировать разницу в цене с условными «одноклассниками». Должна нравиться сама машина, а расход идёт уже приятным дополнением.
Когда только собирался покупать приус и читал отзывы, то почему-то сложилось впечатление, что машина до 30-40 км/ч разгоняется на электродвигателе (на батарее), и только потом подключается бензиновый. Если честно, думал, буду ездить не торопясь в пробках, тогда вообще бензиновый двигатель будет редко заводиться.))) Конечно, на деле всё не так. Да, если машина прогрета и если вы будете очень умеренно жать на педаль газа, при этом сзади на вас будут напирать «обычные» машины, то да, вы можете успешно разогнаться до 30-40 км/час на одной электротяге при условии, что батарея у вас заряжена. В реальности же вы вряд ли так будете делать. Потому что всегда хочется разогнаться побыстрее, батарея не всегда заряжена, машина может быть еще не прогрета, поэтому при разгоне почти всегда будут работать бензиновый и электродвигатель. Все эти нюансы можно узнать из руководства по эксплуатации Тойоты Приус, там довольно подробно и с иллюстрациями описано, как работает Приус в различных режимах, я просто не смогу так грамотно это объяснить.
И сейчас от тех, кто не ездит на приусе, приходиться слышать, что он до 30-40 км/ч едет только на электротяге, поэтому и хочу объяснить, что это не так.
Если же вы разогнались до 50-70 км/ч и отпускаете педаль газа или давите еле-еле, то да, бензиновый двигатель может заглохнуть, и вы будете катиться либо на электротяге, либо вообще при падении скорости будете подзаряжать батарею.
Немного о динамике. Лично мне её хватает. При разгоне со светофора даже более чем хватает. Крайне редко нажимаю до конца педаль, обычно достаточно наполовину нажать и машина уходит вперед. На трассе тоже достаточно. При обгоне всяких фур, когда приходится с 80 до 110-120 км/ч обгонять, машина ускоряется уверенно и нет ощущения, что не тянет. Опять же, сравнивать мне особо не с чем, основываюсь просто на своих личных ощущениях. Помню только, как ездили в Тобольск на Мерседесе А150 с друзьями и когда при обгоне машина просто ехала быстрее, а не резко ускорялась, становилось не по себе.)) Тогда-то и решил, что всегда должен быть хоть небольшой запас динамики. Так вот, у Приуса он есть. Не такой, чтобы рисковать, рисковать и не стоит на дороге ни на какой машине, но в наших дорожных условиях, когда приходится выезжать на встречную полосу для обгона фур на трассе, вам его запаса мощности хватит вполне.
В салоне действительно просторно. И спереди, и сзади. Водительское кресло при моём росте (182 см) прилично сдвинуто назад, и при этом сзади места хватает, надеюсь, на фотографиях это будет видно. Кстати, когда машину ещё смотрел, ради интереса посидел в гибридной Тойоте Камри. Мне показалось, что места там не больше.
Багажное отделение. Есть свои плюсы и минусы, вытекающие из плюсов, как часто бывает. Багажник трехуровневый. В самом низу лежит запаска, я туда пару раз заглядывал только, чтобы проверить, что там. Над ним ящик с основными инструментами, там же достаточно места для всего остального, что вам может понадобиться. Я туда летом убирал щетку со скребком, одеяло для двигателя, насос, даже шторка для багажного отделения туда помещается. Ну, и основное отделение, которое остается свободным и чистым, т.к. все мелочи лежат внизу. Из-за этих ниш пол находится выше, чем обычно, например, в универсалах или хэтчбэках, ещё и дверь багажника уходит вниз, в итоге что-то крупногабаритное (высокое и длинное) будет сложно поставить и закрыть при этом дверь. Если же коробки небольшие, то их может влезть довольно много. Много раз помогал брату по его бизнесу возить коробки с мороженым, так у меня в машину вмещалось очень много. Особенно удобно, что задние сиденья опускаются, получается ровный пол, в этом случае помещается ещё больше всего. Кстати, получается ещё и почти полноценное спальное место. Летом ездили с друзьями на природу, а палатки у нас с девушкой нет, мы решили не искать, а спать в машине. Постелили одеяло на эту поверхность и легли. С моим ростом было вполне комфортно, даже романтично, т.к. сквозь стекло багажной двери открывается вид на звездное небо.)))
Ещё про зимнюю эксплуатацию. Очень важный вопрос заводки в морозы. За всю зиму машина не подвела ни разу. В -30-32 заводилась сразу, никакого тарахтения, нажал кнопку Power, через пару секунд двигатель начинал работать. Было всё равно страшновато, т.к. с десяткой я в своё время помучился.)) Однажды в январе было что-то около -38 ночью, а мне рано утром на работу. В тот момент я и не ждал, что Приус заведётся, итак он меня в морозы порадовал. Нажимаю кнопку, он пошумел, но затих. Я не знал, что делать дальше, выключил, потом снова нажал кнопку включения, та же картина. Решил ещё раз попробовать и ехать на маршрутке. С третьего раза он завелся.)) Тогда я понял, что с этой машиной можно быть спокойным.)) И это без всяких там автозапусков, прогревов, подзарядок аккумуляторов, подгазовываний, выжимания сцепления и прочих манипуляций. Просто нажимаешь кнопку, а дальше машина всё делает сама.
У машины нет как таковой коробки переключения передач. Её роль выполняет планетарный механизм. Благодаря этому вы не услышите и не почувствуете привычных переключений при разгоне или замедлении. Но зато есть свои особенности: во-первых, конечно, обороты меняются и вы это слышите, а во-вторых в зависимости от различных условий (скорость, интенсивность нажатия на педаль газа и др.) по-разному работают два электродвигателя вместе с бензиновым, и изменения в их работе вы частенько ощущаете. Либо если бензиновый двигатель заводится или глушится, вы тоже это ощутите чаще всего, ну, и увидите по индикации на дисплее. Редко, но бывает в пробках, что эти постоянные включения/выключения бензинового двигателя начинают напрягать, но это я уже придираюсь. На самом деле это здорово, когда, например, подъезжаешь к светофору, стоишь, а в машине тихо, только музыка играет. Или в пробке если едешь медленно, то тоже спокойно катишься на электротяге (хоть и не очень долго).
Кожаный салон зимой не сильно напрягал. У меня куртка длинная, поэтому сидишь итак на теплом. Но я для надежности ещё иногда подстилку от стула беру. Меховушки стелить как-то не хочется. Так что в случае с приусом я бы сказал, что кожаный салон смотрится достойнее тканевого, хотя если бы я покупал новый, то выбрал бы ткань. На мой вкус, она уютнее как-то.
Музыка итак играет достойно. Я не любитель излишних басов, так что, по-моему, система там хорошая. Жаль, что нет USB входа, а то надоело записывать болванки с mp3. Наверное, JBL звучит лучше, но ущербности стандартной системы я не чувствую.))
Зато по достоинству оценил наличие камеры заднего вида. Теперь не представляю, как вообще без неё можно обходиться.)) Просто мне после десятки было сложно ориентироваться при задней парковке, габариты у Приуса больше. По зеркалам кажется, что ты уже рядом с другой машиной или забором, а по изображению ещё полно места. Поэтому камера очень выручает. Может, без камеры и освоился бы со временем, но всё-таки это очень полезное удобство.
Функция Park-Assist, конечно, первые несколько раз впечатляет, если удалось-таки с ней разобраться, но потом уже надоедает. Круто, когда руль у машины сам крутиться так, чтобы она заехала туда, куда ты ей указал, но в реальности же намного быстрее припарковаться самому, тем более с камерой заднего вида.
Проходил ТО через 7-8 тыс. км, немного расстроился, т.к. пришлось поменять передние колодки и амортизаторы. Я ведь думал, что буду менять только фильтры и масло.))) Колодки у приусов вообще меняют редко из-за системы рекуперативного торможения, судя по отзывам и форумам. Я так и рассчитывал. А тут на первом ТО мне говорят, что колодки надо менять. Сразу подумал, что пробег сильно скрутили ещё в Европе. Оказалось, что там что-то закусывало, если я правильно понял, поэтому колодки быстро сносились, что-то они там недосмотрели при предпродажной подготовке. В итоге колодки мне поменяли бесплатно, т.к. их вина была, а вот за передние амортизаторы пришлось заплатить, т.к. один из них потек и пришлось менять оба. Хотя на наших дорогах это с любой машиной может случиться. Скоро собираюсь на второе ТО ехать, надеюсь, на этот раз без сюрпризов обойдется.
Ещё за последние несколько месяцев поменял одну лампочку габаритов в передней фаре, она меняется легко. А на днях поменял лампу ближнего/дальнего света в передней левой фаре. Долго собирался, т.к. прочитал, что это как-то долго делается, что там чуть ли не бампер надо снимать. На деле всё оказалось проще. Поменял минут за 20, и то потому, что первый раз и на морозе это делал. И разбирать не пришлось особо ничего, только крышку с блока предохранителей снял.
…
Пожалуй, на этом остановлюсь. Много раз, сидя за рулем Приуса, думал о том, что можно написать в отзыве, а когда дошло до написания, мысли разбежались, поэтому пытался всё вспомнить. Может, что-то и забыл, дополню позже. С радостью отвечу на вопросы, если у кого-то они будут.
Подведу итог. За время владения Приусом не помню, чтобы когда-то пожалел, что выбрал именно его, наоборот, всё больше убеждаюсь, что это моя машина, по духу что ли он мне близок.))) Да, есть свои нюансы, машина не может быть идеальна, но это уже дело привычки.
Кстати, когда ещё выбирал, меня почти все отговаривали. И брат двоюродный пугал, что нечего с ним связываться, бери короллу или камри, даже механик на СТО, где десятку свою обслуживал, когда узнал, что приус хочу покупать, весь сморщился и начал меня отговаривать, приводя всякие разные доводы.)) Но отзывы владельцев приусов говорили об обратном. Поэтому я решил рискнуть и до сих пор радуюсь своему выбору.))
Так что если вы тоже думаете о приусе, но еще сомневаетесь, - берите смело.)) Главное – при покупке проверяйте саму машину, тут уж никто не застрахован от ошибок, либо берите у того, кому можно доверять.
Фотографии, к сожалению, не лучшие, помыл машину, думал, после этого сфотографирую её, а пошел дождь и машина на утро была уже грязной.)) Но, думаю, основное на них видно.