Во, собрался наконец и написал отзыв о Приусе. Хотел написать не раньше, чем через полгода владения (для пущей объективности), но решил, что и сейчас можно. Заодно потом интересней сравнивать будет. Говорю сразу, розовых соплей «ах, какая машина» не будет. Равно как не будет очередного разжевывания технических подробностей, особенно про «замену батарей», хыхы.
I. Об истории покупки.
Машину решил сменить чуть больше года назад, владея 120-сильной Хондой Домани 96года. Машинка хорошая, но захотелось новее. Стал выбирать. Критерии выбора: габариты чуть больше имеющейся, мотор резвый (динамика чтоб не хуже Хонды, а именно 10сек/100), но экономичный, АКПП, хэтчбек. Глаз упал на Сивик EU3. И все бы было хорошо, если б не жена. Не, жена – это святое, но вкусы у женщин крайне своеобразные (женатые поймут). В общем, то, что не нравится жене – не покупается. А жене не понравился. Потом жена положила глаз на Mazda Axela. Ну, я тоже первое время загорелся, классная машинка, 2л 150л.с., динамичная. Практически уже собрались покупать. И тут, зимой, на стоянке жена видит 20-ку Приус. «А мне нрааавится..», сказала жена и участь новой машины была предрешена окончательно, так как о Приусе задумывался давно (нравилось техническое совершенство машины да и расход нравился), но смущала маленькая мощность ДВС в 77л.с., думал, динамика будет не ахти. Поскольку брать кота в мешке не хотелось, попросил Вову ака Миража прокатить. Еще необходимо вот что пояснить. Несмотря на то, что я в некотором смысле технофетишист и люблю интересные технические решения в авто (и не только), к этим наворотам в машине у меня отношение следующее: при всей их «понтовости» машина не должна по своим потребительским характеристикам быть хуже аналогов. То есть, я не готов жертвовать тем, к чему привык, ради самого факта гибридности. К примеру, несмотря на всю революционность 10 примуса, себе бы я его не купил никогда. Почему? Ну потому что его мощность и динамика не далеко ушла от Жигулей, а меня это не устраивает. И его экономичность такой недостаток уже не скомпенсирует. Гибрида я смог бы взять только тогда, когда стал бы уверен – в потоке или на трассе я не буду испытывать проблем. Тестовая поездка, хоть и зимой по снегу, расставила все точки над I и рассеяла мои сомнения: динамика достаточная для машины таких габаритов и массы. Ну, а электронные примочки типа S-VSC вообще «добили». В общем, надо брать. Оставалась маленькая загвоздка: 20-ка недешевая машина. Но, подумав о том, что живем один раз и неизвестно, когда в будущем появится возможность сменить машину, решили «Хрен с ним, с плащом!». Процедуру заказа и ожидания особо описывать не буду, хотя извелся прилично, первый раз вез беспробежную. В общем, привезен Приус 2005 года, G touring premium, 129 тыс. пробег, белый.
II. О машине, по пунктам. Сравнивать, волей-неволей, буду с предыдущей машиной, Хондой Домани 96г.
1. Дизайн. Жене, как уже было сказано, понравился и это главное, иначе бы машины не было. Мне лично всякие засолы с формой пофиг, лишь бы габариты чувствовались. Аэродинамичная форма кузова нравится (как и Сх=0.26), но сильно наклоненная задняя дверь доставляют определенные неудобства: обзорность назад не очень (особенно по сравнению с Хондой, которая в плане обзорности как аквариум) и высота проема ограничена, около 65см. То есть, холодильник 60х60см влезет, но не больше. Предыдущие примусы в 10 и 11 кузовах не нравились внешне совершенно, но это дело вкуса.
2. Салон.
Гораздо просторней, чего уж там. Потолок выше, посадка не полулежачая, вход-выход гораздо проще, не нужно каждый раз падать в яму и вылезать из нее. Сиденья неплохие и довольно мягкие, но мне лично спереди сидеть не очень удобно. Дело в том, что верхняя часть спинки слишком плоская (в Хонде углублена сильнее), из-за этого все время такое чувство, что машина выталкивает спину из сиденья и заставляет сидеть сгорбившись. Сколько ни подстраивал сиденье, не нашел удобной посадки. На трассе еще можно чуть сильнее откинуть спинку и разлечься, а вот в городе не очень. Сзади места для ног не просто много, а очень много. Все друзья-знакомые, посидев сзади, были приятно удивлены простором. В форумах частенько спорят по поводу класса Приуса.. Так вот: по размеру салона это однозначно Д-класс. Хонда, весьма просторная для своего времени и класса (база 2,62м) уступает значительно. Сразу видно, куда делись 2,70м базы Приуса. В плечах тоже шире, и это замечательно, но заставляет вырабатывать новые рефлексы: в хонде привык по трассе держать руль правой рукой, положенной на подоконник. С примусом это не прокатывает, подоконник дальше и локоть не дотягивается, соскальзывает. Зато в примусе очень удобный центральный подлокотник, с мягкой обивкой, в который вдобавок можно положить кучу барахла. Но без ложки дегтя все равно никак: прикуриватель расположен внутри так, что воткнуть разъем можно только при пустом отсеке; откидывающийся подстаканник противнейшим образом скрипит при езде. Еще насчет задних мест: высокому человеку сзади будет не очень удобно, так как затылок упирается аккурат в поперечный выступ задней двери на потолке. Мне-то все равно, я сзади на своей машине не езжу, а проблемы негров, как известно, шерифа не волнуют, но тем не менее. Расплата за низкий Сх. Насчет салонного пластика. Не совсем понимаю тех, кому нужен мягкий пластик. Меня и такой устраивает. Да, высыхает своеобразно, медленно. Но взамен дает впечатление анодированного алюминия, высокотехнологичной вещи. А вот пластик панели прям у ветрового стекла – да, кал. Пупырчатый и жесткий, собирает в себя ворс от тряпок, выглядит неопрятно. Еще заметил, даже при наличии салонного фильтра пыли все равно хватает. Поддувает где-то, может быть. Климат мощный, даже на 1-2 скоростях (всего 7) дует как пылесос. Выше 4 скорости не ставил никогда – сдувает нафиг.
В салоне много приятных мелочей, на которые сразу обращаешь внимание: подсветка зеркал в противосолнечных козырьках, очечник с подсветкой на потолке около зеркала заднего вида, куча кармашков в подлокотнике, задний подлокотник, подсветка бардачка и багажника, подсветка ног. Потом привыкаешь, кажется, что так должно и быть. Что еще приятного: солнечные козырьки при раскрытии не упираются в панорамное салонное зеркало, а в Хонде это была целая проблема.
3. Багажник.
Хотел хэтч принципиально, ибо дача. Багажник весьма просторный, но пол довольно высок из-за батареи. Если снять крышку и пластиковый поддон, будет больше, но форма уже никакая. Правда, у меня в это углубление как раз влезла здоровенная бензиновая газонокосилка, чему я был рад несказанно. Вообще пластиковый поддон радует возможностью хранить кучу барахла, в хонде все это валялось на полу, но как верно заметил ОКЕАН в своем отзыве, все это барахло имеет неприятную тенденцию громыхать на кочках. Поэтому все заворачиваю в тряпки. Задние сиденья легко раскладываются (в Хонде спинка прикручена болтами, да еще и с распорками), длинномер влезает хорошо. Ворсовое покрытие, опять же, гуд, но проминается очень легко: положил 4 стальных колеса, через час остались кольца на обивке, исчезали неделю.
4. Моторный отсек.
Очень плотно упакован. Воздухан меняется за 30 сек, на защелках. Чтоб поменять свечи, нужно не меньше получаса и кардачик на трещетке. Зато масляный фильтр меняется проще: он снизу, около радиатора, а в Хонде приходилось снимать аккумулятор и тянуть руки на заднюю сторону блока. Масло в коробе меняется легко, но пришлось сделать шланг с воронкой для залива. Больше в мотор не лазил, сказать нечего.
5. Фары.
Биксенон – это хорошо, но только когда он светит куда положено. Свет переделал на «американский», кому интересно, фотоотчет тут:
http://prius.ru/forums/index.php?showtopic=1230
Это лучше, чем ПР, но хуже нормального ЛР. Из штатного рефлекторного ксенона больше не вытянешь, нужен линзованный свет.
6. Колеса.
Боялся 16” колес, думал грыжи вылезут сразу. Ничего подобного, никаких грыж, хотя уже несколько раз встряхивало прилично. Выручает повышенное давление в колесах, 2.5атм. Но расплата – машина жестче, чем Хонда. Колпаки симпатичные, потому что диски на их фоне – уродские. Тормоза – просто зверюги, схватывают так, что поначалу недели 2 не мог привыкнуть к такой чувствительности. Когда привык, тормоза на Хонде уже кажутся «жигулевскими», никакими.
7. Подвеска.
Пересев на примус, понял, насколько же была изношена оная на Хонде. Примус выше, но крены меньше (возможно, благодаря обоим стабилизаторам поперечной устойчивости, на Хонде только спереди). Общее впечатление – у примуса подвеска «собранней», энергоемче. При загрузке машины визуально задница примуса просаживается заметно меньше и это радует, так как нет риска цепануть глушаком кочку на дороге или пошлифовать резиной об арки.
8. Управление.
Благодаря низкопрофильной резине машина откликается на руль заметно острее Хонды, что неудивительно. Сам руль обшит кожей, что приятно. Кнопки на руле - очень удобно, но только до определенного момента. На Хонде гудок работал от 2 кнопок на руле, прям под большими пальцами. А на примусе нажимается центр ступицы, а на том месте, где правый большой палец привык ощущать кнопку гудка, теперь кнопка включения бесполезной в России навигашки.. Уже несколько раз, рефлективно нажимая правым пальцем в опасных ситуациях, вместо гудка слышал японскую тарабарщину. Неприятно. Нужно переделывать рефлексы. Или перепаивать кнопки, хехе.
Автопарковка – это хороший «контрольный» выстрел в голову людям, которые не знают, что такое примус. То есть, пользоваться им неудобно, но производить впечатление – самое оно.
9. Приборы.
К цифровым приборам привык, хотя аналоговые считываются быстрее. Выяснилась одна весьма неприятная особенность: люминисцентный экран сильно бликует ночью в ветровом стекле. Прямо перед глазами. Не понимаю, как такое могли допустить? Япония хоть и страна восходящего солнца, но ночи и там бывают. Если удлинить козырек, эффекта можно избежать. Серьезный прокол, имхо.
10. Динамика.
О-о-о, самое интересное, динамика. Самое широкое поле для вброса Г в вентилятор. Самая острая форумная тема. Кто-то (в основном из тех, кто слышал звон, но не знает где он) вопит, что 77 сил – это курам на смех, как Жигули. Кто-то, в основном уже из купающихся в розовый соплях владельцев, не менее громко вопит, что примус на небольших скоростях чуть ли не ракета или формула1, радостно тыча пальчиком на моментную характеристику электромотора. (Особенно этим отличается один владелец, якобы специалист по частотному приводу. ) Истина, как всегда, где-то посередине. В общем, в пределе, примус конечно медленней Хонды (1300кг+111л.с.+планетарка против 1040кг+120сил+АКПП), но не сильно. Зато при резком ускорении он не дергает машину и не ревет мотором. А со средних скоростей едет даже динамичней, что очень кстати, так как со светофоров стартовать – это баловство, а вот обгонять по трассе – насущная необходимость. В общем, мои опасения недостаточной динамики после Хонды не оправдались совершенно. Но! Приус, тем не менее, совершенно не гоночная машина, чудес не бывает. До сотни едет около 10.5сек. Если кому интересно, я в экселе смоделировал разгон Приуса: задал физические параметры – массу, поточечную моментную характеристику, диаметр колес, аэродинамическое сопротивление, учел потери.. Потом на основе простеньких формул по физике для 7-9 класса вычислил ускорение, пройденный путь, время разгона. Можно скачать готовый расчет и посмотреть разгон до 100км/ч (и кучу других, не менее интересных цифр):
http://up-file.ru/7431981
Если смысл цифр и расчетов непонятен, тут есть обсуждение:
http://prius.ru/forums/index.php?showtopic=1308&st=0
При желании можно написать и свой вариант. По крайней мере, сходство моих расчетов с реальностью неплохое. Заодно все «гонщеки» могут убедиться, что никакими особо выдающимися динамическими качествами Приус не обладает, даже на небольших скоростях (я тебе говорю, специалист по частотному приводу!). Да, до 50км/ч едет на пределе сцепных свойств шин. Да, на средних скоростях ускоряется заметно живее, так как не висит на фиксированной передаче. Но 8 сек до сотни, как фантазируют отдельные сракеры, не бывает и быть не может. Отдельная статья в Приусе – это антибукс. Пожалуй, это самый серьезный его минус. В 20-ке почему-то его сделали слишком строгим. В результате, когда машина попадает на пыльный или просто влажный (не мокрый) асфальт, или когда стоит на повороте с повернутыми колесами - сделать резкий старт НЕВОЗМОЖНО. И это уже очень плохо. Очко неоднократно сжималось до размеров атома, когда жмешь на газ, а машина неспешно, рывками выползает на дорогу. А сзади уже кто-то летит... Что будет зимой – и представить страшно. Хотел брать липучку на зиму, а теперь точно знаю – только шипы, иначе домой просто не заеду. В принципе, это можно пережить, но уж больно неприятно. Правда, есть такая информация, что якобы слегка прижатая педаль тормоза отключает антибукс и буксовать можно сколько угодно. Но рефлекс на такие действия я пока не выработал, да и будет ли так лучше - пока не уверен. Что интересно, владельцы 10-11 кузовов о таком поведении антибукса не сообщают – разные настройки, видимо.
Зато кататься на батарее прикольно. Правда, никто особо на его бесшумность внимания не обращает, видимо уже избалованы новыми иномарками с тихими моторами. Может, это и к лучшему, лишнее внимание мне ни к чему.
11. Экономичность.
Ну, тут я не буду оригинален: примус гораздо экономичней, чем Хонда на АКПП. Хонда по трассе при 120км/ч ест ровно 7л/100, примус – 5л. При 90км/ч примус ест около 4л. При 130-140 – около 6. В городе при умеренных пробках Хонда ест 10л, а примус – 5.5л, если ехать «правильно» - примус будет кушать менее 4л. «Правильно» - это по типу pulse&glide, интенсивно разогнаться, отпустить газ, потом опять нажать ровно настолько, насколько нужно и катиться, удерживая скорость или чуть теряя. В таком режиме трансмиссия работает максимально «внатяг» и экономия тоже максимальна. Но для этого нужно себя приучать так ездить. Мне так неохота, поэтому расход чуть выше. В аццких пробанах расход растет: батарея садится и любое нажатие на газ вызывает запуск мотора и как следствие, повышенный расход – 7-8л. Но АКПП-шная машина в таких режимах ела бы не меньше 15л.. Зимой пока не ездил, после зимы напишу еще отчет. Пока, за 2.5 месяца средний расход около 5.3л/100км. Меня более чем устраивает.
В общем, пересаживаться обратно на Хонду не хочется. Пересел тут ради прикола – емана, в рот мне ноги… На сиденье лежишь (но удобно), потолок нависает, панель маленькая и плоская, как в шестерке, ветровое стекло под носом, педали и руль дубовые (а ведь ГУР!), мотор шумит, реле поворотников щелкает как будто над ухом… Одна отрада – в зеркала все видно и машина едет мягко. В общем, это я не к тому, что Хонда отстой, а тойота рулез, а к тому, что прогресс новых машин виден невооруженным глазом, что бы ретрограды не говорили. Типа, вот в 90-х были машины, а счас..
В общем и целом, несмотря на некоторые недостатки, машина очень нравится, ни о какой продаже в ближайшее время и речи быть не может (слышишь, специалист по частотному приводу? Специально тебе говорю). В будущем вряд ли слезу с гибрида, убедился в этом сам. При прочих равных такой расход топлива очень сильно впечатляет. Пока все, наверное. Планирую следующий отзыв написать после опыта зимней езды.
III. Кратко, плюсы и минусы.
+ Экономичность
+ Просторный салон
+ Приличная динамика для машины в 1300кг, а для 77л.с. – тем более.
+ Тишина в салоне
+ Мощная система вентиляции
+ Автодоводчики всех стекол
+ Камера заднего вида
+ Большой бардачок и передний подлокотник
+
- Чертов антибукс, будь ты проклят
- Неудобная посадка для меня (спереди сиденье, сзади нависает потолок)
- Блики экрана в ветровом стекле (устраняемо своими силами)
- Из-за батареи мелковат багажник (по высоте)
- Видна пыль в салоне