Доброго времени суток, читатель!
Осенью 2008 года подал я объяву в местную газету о покупке японской машины до 88 года. Бывает у меня, что ностальгия замучает, и очень хочется что-нибудь из японского олдскула прикупить для души. Но видимо весь этот олд-скул давно уже в копровый сдан, не досаждали мне звонками. Одну машину всё же предложили. Хоть и не 80-х годов, 90-го, ну ладно, всё равно интересно. Марк 2 битый (сильно? Довольно сильно). Как это часто бывает, ценник скрывался (не понимаю таких людей). Интерес перевесил скепсис, поехал смотреть. Увидел – машину в родной краске, ржавчины нет абсолютно, все шильды-наклеечки на месте, в салоне коврики родные и т.д. Морды нет. Только капот, радиаторов нет. Удар хороший, оба лонжерона на сторону. Понравилась мне машина, а ценник (50) – нет.
Весна 2009. Подаю объяву на сайте вконтакте о покупке японского металлолома. Предлагают всё. То есть хлам, но немецкий, английский, русский и советский. Прошло недели 2, объява уже моя утонула. Поступает предложение купить Марк 2 90-го года за 20 т.р.
Сразу тот вспоминаю. А дело в том, что машину переволокли с охраняемой территории сервиса на пустырь в другом районе. Соответственно, добрые люди её без внимания не оставили – кто-то попрыгал на крыше, снял колёса, музыку, шильды, часть приборки, подголовники, коврики, генератор, раскурочил замки, даже двери отгибали чем-то, стёкла исцарапали… В общем, машина сильно подешевела. Перед тем как ехать смотреть зашёл на авто.ру и увидел объяву о продаже разобранного Марка в Вологде. Обрадовался, конечно.
Купил, в общем! 1 апреля. Чтобы приволочь машину к себе, снял со своей Висты колёса. Марк стоял там ещё до холодов, соответственно, вмёрз капитально. Лом, срывающийся домкрат, заминаемые пороги…
Как только пришёл из гаража, куда запихнул Марк, домой с документами, сразу на автору. Нет объявы! Что делать? Писулька админам ничего не дала. Даю объяву вконтакте опять, что ищу в Вологде хозяина з/ч. Через день я уже созванивался и уточнял наличие нужных деталей. Через неделю я забрал там всё, что имело для меня ценность. У себя в городе купил кое-что с разбитой и разобранной Кресты.
Машину поставил на стапель, вытянули морду, восстановили геометрию. Поставил купленный радиатор и генератор. Т.к. гену упёрли вместе с разъёмом, временно сделал самодельные клеммы. Какую куда подсоединять выяснил при помощи Питерского друга-форумчанина, которому продал свой первый Марк. Не заводится. Стартер крутит, искры нет. Так как удар пришёлся на правую сторону, возможно пострадал блок предохранителей или проводка. Разобрал его, нашёл повреждённый провод, спаял. Секунды три стартер покрутил вхолостую, и мотор ожил, подняв над собой столб пыли! Перед тем, как пытаться заводить, я залил в бак вытеснитель влаги на всякий случай. Жаль, что сливного отверстия у бака нет (у 71-го Марка есть). Спустя две недели после покупки машина на ходу! И это при том, что покупая его, я морально готовился, что он будет долго стоять пока я найду все нужные з/ч. На время ремонта поставил 17-е колёса от Аутлендера.
Где найти запчасти на японскую праворульную машину 90-го года в Вологодской области? Всё, что поблизости было, я скупил. Но нужно было ещё довольно много деталей. Написал на E-mail широко известному в узких кругах Александру Михайловичу Лопаткину. В итоге выяснилось, что часть нужного мне у него есть в наличии, а то, чего нет можно заказать. Съездили с батей в Питер, купили что было нужно, а фару, планку под бампером металлическую и решётку я заказал, оставив предоплату. Оставалось найти ещё некоторые мелочи, на скорость ремонта не влияющие. Такие как поворотник в бампер, шильды, замок багажника.
Ещё не имея фары, решётки и планки я начал готовить машину к покраске. Ждать сил не было. Разобрал как всегда всю машину, на месте в салоне оставил только приборку. Нарисовал схему машины (вроде той, что в аукционных листах). И перед тем, как матовать, отметил все вмятины и дефекты. Т.к. на матовой машине мелкие дефекты увидеть труднее. Шпатлевал, шкурил, грунтовал, опять шкурил, опять грунтовал. Больше всего возни было с крышей и задним левым крылом. Во время шпатлевания фото не делал – не до того было, да и телефон пыльными руками лишний раз не брал. Покрасил акрилом, подождал дня 3, заматовал его 1000-й наждачкой, покрасил лаком. Подождал неделю, заматовал его 2000-й, отполировал пастами. Получилось неплохо. Не идеально, но для гаражной покраски – неплохо. Телевизор не трогал, т.к. его нужно было подгонять под фару и решётку, которых у меня не было ещё. Родной цвет у машины был – 2-цветный перламутр. Но мне такая двухцветность не по душе, я всю машину покрасил белым. В ПТС (первый, 25-й, выданный Владивостокской таможней в 1999 году), кстати, какой-то умник написал «цвет серый». Вообще, в ПТС изначально не было ни номеров-марок кузова-двигателя, ни мощности, только «Тойота Марк 11 1990 года», и всё! Это потом уже всё это в особых отметках пририсовали. Вместе с документами от прежнего хозяина досталась справка о том, что двигатель 1G-GE обладает мощностью 105 л.с. Приятно.
Когда фара, решётка и планка приехали в СПб, съездил за ними, заодно погостил у друзей-единомышленников форумчан. Приехав домой, подогнал по месту телевизор, подготовил, покрасил. Немного не угадал с жёсткостью бампера – куплена была от Кресты, она отличается. У Кресты снизу противотуманки крепятся в других местах, пришлось помудрить, внедряя туда поворотники. Левого поворотника не было, временно поставил подходящий по размерам из запасов. Заказал у форумчанина из Уссурийска поворотник, шильды и замок на багажник. А пока вместо замка багажника поставил дверной (просто дыру закрыть) и золотистые лейбы (мне серебристые больше нравятся, да и родные были такие). Кроме прочего, в Вологде купил с чарджерного Марка спойлер. Гнутый правда, чиненый, но и цена – 500 рублей. Подправил как мог, покрасил и поставил на машину. Не столько для аэродинамики и красоты, скорее чтобы лучше чувствовать (видеть) габариты. Вот только крышка багажника перестала в открытом положении держатся. Сделал так – приспособил амортизатор багажника от какой-то русской машины. Шпильку удлинил (приварил часть болта с резьбой) и закрепил в петле (там как раз отверстие есть), другой конец – в арку. Просверлил дыру, закрутил, замазал автопластилином и антикором. Амортизатор был уже выдохшийся, но это даже хорошо, т.к. и оставшегося давления было даже чересчур много. Так что кто захочет повторить – аккуратнее, можно и крышку багажника помять!
Перед тем, как собирать покрашенную машину, решил сделать дополнительную шумоизоляцию. Раньше таким не занимался. Почитал форум перед этим. Ушло 15 листов вибропласта М2. Салон обклеил полностью – крыша, двери, пол. В багажнике обклеил не совсем всё, может, потом доклею – не трудно, только обшивки боковые снять. Вместо сплена (может и зря пожадничал) наклеил бытовой утеплитель самоклеящийся. На пол клеить его не стал, опасаясь, что он может впитывать влагу. Поролон противоскрипный не клеил – скрипа всё равно нет. К сожалению, не могу сказать, насколько стало тише (т.к до шумки не ездил), но то, что в машине акустический комфорт хороший - это точно, до 3000 двигатель не слышно вообще. Перед сборкой обработал скрытые полости антикором RustStop. Собирал машину не спеша.
Акустику пока менять не стал, стоит вся штатная (6 колонок). Дыру от магнитофона закрыл 2-диновым Кенвуд. Вообще, в машине нет ни единой скрутки – все нештатные соединения проводов (музыка, сигналка) пропаяны и тщательно заизолированы.
При покупке автомат был весь в масле, а само оно чернущее. Слил, поддон помыл, поставил, сменил масло с прогонкой. Больше не мокрит ничего. Тьфу-тьфу. Ещё трубка печки мокрила, антифриз в салон тёк. В месте, где из салона трубка выходит, а к ней шланг от двигателя идёт. Долго я понять не мог, оказалось трещина на трубке в районе хомута. Насадил шланг подальше в салон и хомутом затянул.
Вообще, ремонтируя машину, старался максимально вернуть ей оригинальный вид, и это мне почти удалось. Все родные брызговики, молдинги на порогах, арках и т.д. Кондиционера нет, к сожалению. Может, и соберусь восстановить, но скорее всего нет.
Классно было бы найти родное 15-е литьё. Сейчас стоят 16-е диски с резиной 205/55R16. От установки тех 17-х пришлось отказаться, т.к. по вылету не подходили – при максимально вывернутом руле шаркали за лонжероны. Но вид – да! Вообще, как я понял, максимальный размер, что влезет на такой Марк – 215/55R17. Должен сказать, на 16 колёсах жестковато, при возможности сменю на 15-е с резиной повыше.
Собрал, поехал ставить на учёт. Записался по телефону, в назначенный день со всеми бумажками приезжаю. Ещё на осмотре спросил – нужно цвет изменить, писать в заявлении? Да, писать. Мурло в окошке суёт всё мне обратно – нужно, чтобы подпись инспектора была именно напротив цвета. Или, говорит, серый напишу. И что, до первого мента ездить? Опять на осмотр, возвращаюсь, сдаю, жду. Получаю свидетельство с номерами. Смотрю – цвет серый!! …!!! Вернул им свидетельство, от руки вписали «оттенок белый». Обожаю МРЭО…
Стал ездить, вычислил, что прорваны подушки двигателя. Причём, обе. Посмотрел в экзисте – 2700 за штуку. Жаба задушила. Заказал от Сиерры. С небольшими переделками поставил. Сначала были сильно высоко, потом просели. Да так, что поддон почти на балку лёг. Заказал оригинал, ждал 3 недели, поставил, всё ОК. Как-то раз в пробке смотрю - !!! сейчас закипим! Припарковался, капот открываю – вентилятор не крутится. Кожух его снизу оттопырился от жары видимо и заблокировал. Притянул его проволокой, с тех пор всё нормально. Поставил защиту картера самодельную. 4-мм броня! Честно прошёл техосмотр. Разброс тормозного усилия лево-право 0,02 при норме 0,2. О как! Отдал машину тонировщикам – затонировали 15-й пленкой металлизированной. По мне, так то, что надо! Изнутри всё замечательно видно, в меру прозрачная. Сигналку сам поставил простенькую. Сначала хотел с обратной связью, но вспомнив, как у меня на предыдущей машине она глючила и посмотрев на ценники, а так же учитывая то, что машину я всё равно в гараже держу, решил сэкономить. Получил посылку из Уссурийска. Поставил поворотник, серебристые лейбы, замок багажника с гербом. Единственный моветон во внешности машины – габаритные фонарики на крыльях. Правый у меня есть, а вот левого – нету. Пока не нашёл – поставил китайские. Просто дыры закрыть, не подключал даже – всё равно не светят нифига. Смотрится всё же получше, чем заплатки из оракала. А ещё на левой передней арке молдинг обломлен, на бампере куска не хватает. Колокольчик (105 км/ч) кто-то до меня упразднил. Зуммер ключа зажигания сам откинул, лучше бы он на включенные фары реагировал при открывании двери.
Всё, что ниже – моё имхо.
81-й кузов – это последние маркообразные, на которых можно встретить столь любимый многими (и мной в том числе) бордовый салон! Мне не повезло – в моей машине он коричневый. Не нравится мне и стояночный тормоз – педаль. Клиренс мал. Можно, конечно, проставки изобразить, но что-то пока не хочется, просто под колёса внимательнее смотрю. Багажник неудобный и низкий, много не увезёшь. Салон тесный что в длину, что в ширину. У меня при моём невеликом росте (178 см) сиденье отодвинуто до упора. ТEMS функционирует, но в городе, где я провожу практически всё время, он нафиг не нужен. На трассе да – в спортивном режиме продольная раскачка ощутимо меньше. Вообще, трасса – стихия этой машины. Хотя я не скажу, что в городе на ней тесно, вполне юркий и компактный автомобиль. Стёкла без рамок в опущенном состоянии гремят. Особенно стрёмно дверь с опущенным стеклом закрывать. Креста в этом плане лучше, да и внешне на мой взгляд, красивее. Метла на заднем стекле – чистый понт, только мыть машину мешает. Помнится, на 71-м Марке был режим PPS – изменяемая чувствительность рулевого. На 81-м тоже к рейке провода какие-то идут, но кнопки нет. Может, спорт режим вместе с режимом SPORT на автомате включается? (71-й на механике был).
По сравнению с тем же 71-м усложнили заднюю подвеску. Лично я люблю, чтобы ходовка попроще была, многорычажку не люблю, не гонщик. Ладно хоть спереди простой мак-ферсон. Основная причина нежелания покупать 90-е кузова – многорычажка вкруг. Ну неправильно это, когда Марк может выкинуть фокус из жигулёвского репертуара. Ретроград я в общем! Не понимаю, зачем делать машины, у которых ни из бака бензин не слить, ни ОЖ из радиатора. Стрелочные указатели давления масла или вольтметр уже не встретишь, а в иных и температурная стрелка упразднена. Что это? Экономия, или упрощение жизни для блондинок? В общем, целиком согласен с теми, кто считает, что настоящие японские машины закончились где-то в 1988-м.
Жил бы на ДВ по-прежнему, ездил бы на Кресте 70-й – красивая надёжная простая ностальгическая машина. Восстанавливал я машину с установкой ездить на ней долго и счастливо. Но такой у меня характер, что всё время хочется чего-то нового (старого). Искренне восхищаюсь людьми, которые годами ездят на одной и той же машине. Я так не могу. В качестве наследника для Марка на ум приходит только Краун. Не новее 140-х. Или Креста 80-я с 1JZ. Но это будет ещё не скоро, я думаю. Джипы не люблю, после Марка даже батин Прадо 90-й (полная комплектация, 1KZ, левый руль) кажется грузовиком. Хорошая машина, слов нет, но – не легковая по всем категориям. Возможно, у вас сложилось впечатление, что машина плоха – вовсе нет, комфортная, быстрая удобная машина. Пожалуй, самая приятная из всех, что у меня были раньше. Старая, да. Но это – не недостаток для меня.
Спасибо всем, кто любит и бережёт старые машины, в них есть душа. Тем, кто не пустил на металл старых верных друзей ради хрустальной оптики, плавных форм и прочей мишуры. Вроде всё, спасибо, что прочли. Будут новости – отзыв обновлю. А поиск-ожидание древней Тойоты продолжается…
Отзыв написал от нечего делать, сидя дома на больничном.
По деньгам получилось примерно так же, сколько просят за подуезженные, ржавенькие но вполне живые экземпляры
Благодарности:
Отцу за всестороннюю помощь и поддержку
Косте (kasmanavt)
Славе (Gansta Sky R30)
Александру (Пионер У)
Александру Лопаткину
Денису из Вологды