Уважаемые читатели, одно из огромных жизненных ценностей – время, надеюсь не потрачу ваше время, впустую, оставив у вас неприятный осадок, как от напрасно прочитанных книг, дешевого вина, глупых подруг и прочего. Если хотя бы одному человеку понравится, или он найдет в тексте для себя что-то полезное, писал не зря. О Toyota Corona Mark II (с этого пошло безликое название «Bторая марка», впоследствии одухотворенное, воспетое и согретое любящими сердцами ценителей и почитателей) нужен обстоятельный рассказ, именно рассказ, а не структурированный отзыв. Кому важна конкретика, о долговечности узлов и агрегатов, стойкости кузова и ресурсах службы элементов подвески, без труда её найдут на этом сайте.
Первая своя машина, как много в этом, первых девушек помнят не все, а их помнят, пронося через года ту радость, разочарования, открытия, потери и весь букет чувств и ощущений с ней связанных. Мне повезло, у меня это была 100я Corolla G –touring в идеальном состоянии, без преувеличения, самая гениальная японская машина. Сделать, за 5 лет, десять 1000 сильных монстров, не считая денег, не сложно, ими будут восхищаться, печатать в GQ и MAXIM с горячими красавицами на капоте, ещё ими будут любоваться 10 человек, которые их достанут, разве это гениальные машины? А вот десять лет на конвейере, это срок, 2ой по количеству объем выпуска одной модели автомобиля за всю историю (1й – старый жук), много о чем говорит. Надежность, ремонтопригодность, выносливость, доступность. Вы видели телерепортажи из Афганистана? Там в стране практически все автомобили – 100е Короллы (и Хаммеры зелененькие после последних событий). Кстати, М. Шумахер в 1996 году (1й титул за Benetton) ездил на сотой Королле. К легенде прикоснулся и речь не о ней.
В семье есть великолепный, и относительно редкий автомобиль – Toyota Scepter седан (универсал – сарай какой-то, зато 7ми местный и имеет на заднем стекле 2 щётки), туманного года выпуска и с туманным пробегом, думаю за 400 тыс (265 на одометре). Из скольки автомобилей он собран, не знаю, 3ий ПТС (продавец сказал, в стране падает культура обращения с документами), надписи розовым маркером в очень неожиданных местах. Но, его состояние для 1994 (по последнему дубликату ПТС) года, очень сильно удивляет, ни разу он не подводил и не доставлял серьезных неприятностей, стойко перенося условия сибирской жизни. Стоил он кстати, при покупке, дешевле 190й Короны, ничего против неё не имею, но чем она лучше, не могу уразуметь (также не могу уразуметь, чем она лучше ED и EXIV – они тоже дешевле). Ситуация с ценами на Toyota среднего класса иногда поражает, Аллион/Премио одного года с Камри, очень мало отличаются в цене, хотя должны. Забегая вперед скажу, что разгоняется Scepter, по ощущениям, быстрее Марка (до 70 – 80 км/ч примерно – видимо из-за передаточных чисел коробки), места в салоне однозначно больше, багажник намного объемнее, климат более продвинутый (с жк – дисплеем), кресла удобнее – мне удобнее. 5S – FE, видимо за счет пары балансировочных валов, работает тише и плавнее (и это при рваной опоре двигателя), чем 1G – FE, парадокс, рядная шестерка самый сбалансированный двигатель, за счет 120 градусного поворота коленвала между ВМТ соответствующих пар поршней (рядные 12 цилиндровики только дизель – генераторы), на прогреве двигателя 1G, коленом, прислоненным к обшивке двери, чувствуются вибрации.
Хотелось такой же Scepter, но новее, итак, ищем практически полный его аналог – Toyota Camry Gracia, седан, 5S. К тому же, весьма заманчиво иметь 2 одинаковых машинки в семье, про них все уже будешь знать, никаких сюрпризов/секретов. Универсал совсем не хотелось, личный автомобиль нужного класса должен быть седан/хардтоп/купе.
Как я стал марководом.
Безуспешные поиски грации – седана зашли в тупик, мало, дорого, а если не дорого, то реально страшно, причем вполне адекватно отношусь к естественному износу трансп. ср-ва, но бывает такое… позже смотрели Чайзер, у которого переднее и заднее боковые стекла возле крыши пересекались, на вопрос, об отсутствии ремня компрессора кондиционера, мужик сказал, что очень боится простудиться, и ни разу его не включал, ну конечно, мы ж не в Африке живем, зачем в Сибири кондиционер. Зато нашли отличную Грацию – универсал. Вот это были душевные метания, хотя видел её недавно возле дома, не жалею. Qallis приличный тоже не нашелся, хотя он симпатичнее внешне (первый робкий внутренний голос марковода). Машина ниже классом не нужна была наотрез.
Может Марк глянем… Помню, был у Вована 90й с 4S, и как он его продавал…(все, почему-то, таращились под капот, и со словами: «да ну на …» быстро убегали). Началось изучение рядных шестерок и многорычажных подвесок, тема новая и неизведанная. Без энтузиазизьма поехал смотреть первого попавшегося Марка, не очень впечатлило как то, багажник тряпьем забит, грязный весь и везде. После просмотра всех остальных вариантов (Mark II, Cresta, Chaser – 1G), пришлось вернуться к нему. Хозяин один в РФ, не таксист, 1999 г, цвет «снежка» (не хочется конечно, ну а что делать, какие они красавцы в темно – синем, вишневом и серебристом), в ПТС 140 сил (цэ гуд). 2,5 не хочется в силу многих причин, объяснять не буду, хватит глупой полемики на эту тему и без меня, все решают деньги, государство и так неплохо зарабатывает, пока нефти море. Цитирую замечательный отзыв Дмитрия из Читы о Кресте (надеюсь, он меня простит): «Тем, кому мало, «не едет», «2,0 – овощ», любителям 2,5 литров - очень многое могут сказать любители 3,0, а им в свою очередь любители 4,0 ... и т.д.» Искал Грацию с 2.2, 200 сил не надо. Да и до 2,5 тыс об/мин большая ли разница между 1G BEAMS и 1JZ? Привод задний, лично мне, понятнее поведение задеприводного автомобиля в скольжении/заносе, чем переднеприводного (особо ездить в этих режимах не умею, да и негде, но буду учиться), зимой – по ровной поверхности удовольствие, в гору – головняк, наличие дифференциала и кардана с крестовинами – не гуд. Зато радиус разворота за счет привода небольшой (чтобы в наш гараж этого крокодила закатывать, нужно мастерством Е. Сталева обладать). Многорычажка – тогда не знал хорошо это или плохо, вроде как детали лишние. Комплектация самая простая – Grande.
Марки всякие нужны, Марки всякие важны.
Черностоечник красив и элегантен, как и 81й, и МаркХ. Марковнички/Крестики/Чайнички в привычном понимании, это 90е и их глубокий рестайлинг – 100е кузова. По мнению большинства, звезда 100го семейства Чайник, 90го Марк. ИМХО, но самой красивой из 6ти этих автомобилей считаю Кресту 90ю, столь органичный и выверенный кузов надо ещё поискать, самым некрасивым 90й Чайник (обмылок какой то, обвесы кардинально решают проблему) и 100й Марк до рестайлинга (откровенно несимпатичные задние фонари (до наступления ночи) и стилистически перегруженный передок), ещё у Марка (100) очень тонкие задние стойки кузова, не могли посолиднее сделать, как на Чайзере скажем.
После рестайлинга 100й Марк стал много симпатичнее, но глядя на его довольную физиономию, да именно довольство приходит на ум, похожее чувство 140я баржа вызывает, можно однозначно опознать страну его происхождения, сквозит из него «Япона-мать», дизайн не каждому понравится. В отличие от того же Чайзера, имеющего очень целеустремленно - озлобленное лицо, или кокетливо - скромного Кресты. Правда, с таким подходом опасно смотреть в глаза таким машинам, как Митса Дион, Дайхатсу Астрай или Королла предпоследняя, пока ей глазки, очень удачно, не подрезали, так и хочется сказать «Че ты вылупилась?». В целом Марк не тянет на дизайнерский шедевр и не претендует на особую красоту, основательность читается в полной мере, почему то кажется, что надули и заквадратили 90й кузов, задние фонари ночью красивые (из японцев 90х лучше пожалуй у Чайзера и Ская кругляшками, Эксива лепестками). В переводе на понятную «коньячную» шкалу дизайн ещё не X.O., но уже не V.S.
Выбор есть всегда.
Чем Альтезка с 1G (как они в такой короткий капот его запихали, хотя в Эпику R6 поперечно затолкать умудрились) на автомате по сути (кузов и салон не берем), отличается от Марка? Длинной кардана? Новая, она в Японии была дешевле Марка, здесь дороже. Это глупое оправдание, очень нравится. Красивая и дорогая. «Power of dreams» – у них замечательные моторы, у Аккордов и выше замечательные энергоемкие подвески, у Инспаеров/Саберов замечательные салоны. Рассматривать можно только Аккорды и Торнео, но привод передний, класс поменьше, моторы 4 цилиндра, салон не в моем вкусе, но главное моторы, их «ень, ееень, ееееееень» не по душе. Повторюсь, для езды, обычно, мне хватает 2,5 тыс об/мин, а зачастую и 2х тыс, как они едут на таких оборотах – правильно, почти никак. Крутить их надо, это совсем не плохо, при этом они не выжирают топливный бак, но мне доставляет внутренний дискомфорт. Легась вообще из другой жизни аппарат, чтобы им владеть, при невысоких доходах, нужно «правильной» гравицапы в голове иметь (и улыбочку а-ля Голливуд – кликуха главного субаровода П. Солберга, серьезный мужик Р. Бёрнс, к сожалению, погиб), да и внешне только последний кузов нравится. Кефира переднеприводная не лежит как то, хотя выглядит явно «дороже» Марка (с 1999г.), Лаврик – не урод, но на любителя, внешне кажется, что толстенный багажник непременно отломится (Ниссан – это Сильвия). Миления тоже эксклюзив нехилый, хотя хороша красотка.
В здоровом теле – здоровый дух.
В отличие от всех моих друзей, считаю, что главное в машине – кузов, а не музыка «без тормозов ездить можно – без музы, никогда!», моё мнение: лучшая колонка – под капотом. Коробку и двигатель можно сменить, если что. Подвеска – набор расходных материалов. Передок машины исследовал очень капитально, т.к. битая морда = мятые лонжероны со всеми вытекающими, можно не продолжать, я на ней не 1год собираюсь ездить, удивился, но ничего подозрительного не нашел. Показали знакомым спецам по кузовщине, они с высокой степенью вероятности (100% сам бог не даст, есть у нас в стране специалисты, которые КПК (курсы повышения квалификации) на автомобильных заводах всего мира по исправлению кузовных дефектов вести могут, однако занимаются они более дорогими машинами) сказали, что морда целая. Это был единственный (!) 100й продающийся маркообразный в Красноярске на лице которого, я не нашел последствий удара. В багажнике лонжероны тоже не имели явных следов правки. А вот левой бочине досталось, видимо неслабо, покрасили хорошо, а сделали на тройку, лючок бензобака безобразно выпирает из крыла, большая щель между дверями. Владелец не скрывал, рассказал про аварию. Лампочки на панели загораются и гаснут как надо (а то бывает, все лампочки умельцы цепляют на давление масла). Было принято решение брать.
Цветочно – конфетный период.
Салон очень уютный, пружинки на крышечках (микролифты), подсветочка. Размеры салона небольшие, относительно внешних габаритов, кому говорю – смеются, наверное потому, что мой рост/вес – 175/62, был бы чуть выше, доставляло бы дискомфорт, салон как проектировали под мои габариты. Педальный узел не широкий, в зимних ботинках не очень удобно, а у меня 39й размер, зато в «водительских» Puma самое-то (эх, где ты 3я педаль). Любимый питомец, годовалый немецкий Курцхаар в ногах переднего пассажира сидеть может только при полностью отодвинутом сиденье, зато морду удобно на ровную панель класть (измазывать носом стекло) и внимательно оценивать дорожную обстановку. Ради него отказался от резиновых ковриков. Большой минус салона – отсутствие на дверях ручек «под хват», как в Scepter например, ну что за убогие выштамповки. Хардтоп – мне нравится, правда вызывает опасение долговечность резиновых уплотнений, надо их намазать на зиму чем-нибудь (представляю, сколько они стоят). Классная система – выключение фар при открывании двери, и почему раньше её не делали. Автосвет работает как надо, а не тянет включение фар до «глаз выколи», как на некоторых. Споры о размере багажника опустим, те, кому он мал, всё равно не являются целевой аудиторией Маркоподобных, лыжи правда возить, реально неудобно, лючка в спинке дивана нет. Щётки не отгибаются от стекла, и «прячутся» под капот, видимо, это сделано для безопасности пешеходов и улучшения аэродинамики.
Поехали, едва заметно качает при отпускании педали тормоза, клевки при торможении – баржа, в Scepter, даром, что он ещё больше, этого нет, посадка высоковата – видно капот, с непривычки неуютно. Сейчас привык и не замечаю. Сиденье больше кресло домашнее напоминает, электропривод – прикольно/бесполезно, до сих пор в поисках удобной посадки. Ножник – на любителя, на переднем без ручника зимой не весело, на заднем стерпим, да и пассажирки за него не держатся (раздражает, руки девать им видите – ли некуда). Девушке моей «Маркуша», так она его называет, тоже очень приглянулся, теперь даже машину мою узнаем, а то мимо Scepter или Corolla, можно было в 3х метрах пройти и не заметить, только толкать его тяжело, если что (за руль ни в какую не садится), а меня нужно вовремя остужать от внедорожных подвигов иногда (сказался небольшой опыт езды на отцовском Mistralе). Кстати, хуже «джипа», чем Марк, ещё поискать, Супра без LSD, MR-2. Теперь Сару брата (Honda Capa) обзывает табуреткой:).
Газ дерганый, плавно нажать очень сложно, обороты сразу взлетают до 1,5 – 2 тыс, нужно будет выбрать свободный ход педали газа. Трасса – вот оно, вот отличие от 105 сильной Короллы, в гору есть разгон, рева нет, обороты не зашкаливают, коробка не мечется с 3ей на 4ю туда – сюда, как первокурсница, достаточно тихо и плавно. Кузов не свистит на разумных скоростях, хотя глядя на него, кажется, что Сх у него явно не рекордный, один навороченный бампер чего стоит, интересно, их в те годы в трубах то продували, где бы результаты посмотреть. Крены есть, немалые, причина отчасти, видимо, в новых задних пружинах и отсутствии заднего стабилизатора поперечной устойчивости (особенности комплектации). Поставить можно, дырки просверлить надо и уголки к рычагам приварить, либо найти с уголками. Наверное, мягкость подвески главная причина объявлений: «поменяю Chaser Avante на Torneo/Accord». Это вам не Сивик, джайф на нем красиво не станцуешь, медленный фокстрот его стихия. При проезде трамвайных путей, кстати, тоже не Сивик.
При ровном движении по трассе «стоит» очень уверенно и надежно, затяжные повороты – одно удовольствие (так вот, зачем нужна многорычажная подвеска), не норовит спрыгнуть на ямах с траектории, к ветру восприимчив мало в силу веса и маленькой боковой площади (бедные Газели и Витцеобразные). Но «переставку», «лосиный тест» выполняет не очень, пробовал на небольшой скорости и море свободного пространства, тенденции понятны, руль туповат, движения нужны размашистые, зад может «поплыть», корректируется конечно, но вот места нужно свободного…, ширина динамического коридора пугающая, хорошо, если на ваших дорогах ровные обочины. Всё это актуально для сухого покрытия, в дождь/снег/лед на трассе лучше вообще не экспериментировать, не «топать» на обгонах и в поворотах – «слабосильного» 1G вполне хватит, чтобы пустить задние колеса в обгон передних. В принципе, машина длинная, зимой по снегу, на разумных городских скоростях, сильно в занос не проваливается и как яйцо не крутится, занос выправляется без труда, гидроусилитель при этом слегка закусывает – нерасчетный видать режим рулем быстро крутить. Подвеска Tourerов, наверное, много приятнее. Положить набок его (ни дай бог никому), можно без особого труда думаю, это не Завод имени Ленина (когда выпустили последний «правительственный» ЗИЛ, проводили конкурс – призом за его переворот, либо постановку на бок, была новая Волга (представляете, что это значило тогда), так вот резина выла, слетала с дисков, но ни один испытатель, МСМК по Ралли и прочие спецы ничего подобного с ним сделать не смогли).
Из-за приподнятого задка, нижняя точка моей машины не банка глушителя, а картер АКПП (что удивило, «здорово придумали») – нужно быть осторожнее, на незнакомые бордюры не лезу. За багажником много неизведанного пространства, уже умудрился бампер арматуриной поцарапать (после универсала – то). И народ на камере от Камаза и бордах катать неудобно зимой, не видно и следовательно опасно (для этого была у нас в кампании HR-V). Очень не хватает механики, но её установка проблемно/затратная операция, пока отложим.
Звук 1G не гениален, но красив, достаточно высокие ноты с оттенком металлического лязга на высоких оборотах, 5А так не пел. Есть, конечно, голоса и получше. После покупки, 2 часа тряпочкой и щеточкой отмывал от ужасной грязи подкапотное пространство и утеплитель капота, через день открыл капот и «обомлел», как будто не мыл, конструкция такова, что грязь с дороги туда просто «хлещет». Серия 1G появилась в 1978 году, а выпускается по сей день, стоит на Mark II Blit (по прошлый год точно). Тридцать лет на конвейере – хороший срок для японского двигателя, значит, он обоснован надежностью, ремонтопригодностью и высоким ресурсом, в те годы производители ещё боролись за эти понятия, а не против них, как сейчас. Прошу вас, не сравнивайте с ВАЗом, у нас автомобильные двигатели выпускаются по 30 лет совсем по другим причинам. Ну и мы «не пальцем деланы», практически всю войну Немцы не могли не только создать, но и скопировать у нас путнего дизеля, их бензиновые танки горели замечательно, а бегали не особо. Зато наши дизеля с «тридцатьчетверок» имели отличную тягу и ресурс, они пашут на северах в качестве дизель-генераторов десятками лет не выключаясь, а их создавали под танки, т.е. их максимальный расчетный ресурс составлял 5 – 10 сражений.
Сколько мы набегали.
На момент покупки, на одометре красовалась цифра 112500, типа только обкатку прошла и жить начинает. Слепо верить никто не собирался. Но по ряду косвенных признаков, себя я убедил, что пробег менее 150-160 тыс. км, а это для автомобиля с подобным запасом прочности не критично. Вообще определить пробег автомобиля, почти как определить возраст человека без паспорта, существует масса признаков, и зависит от конкретной модели. Просто в цивилизованных странах смотать одометр – это уголовное преступление, а у нас забота о покупателе (не ту страну назвали Гондурасом).
Накладка на педали тормоза со стороны педали газа не стерта, не показатель конечно, но не многие люди полностью переносят ногу с газа на тормоз отрывая пятку от коврика – в этом случае накладка практически не стирается, в основном только носок. Конечно, эти накладки можно и переклеить (встречал новые на машинах с завидным пробегом).
Вытертость обивки правого подлокотника - более объективный показатель для 100х Маркообразных, перетягивать её замучаешься, а особенности салона вынуждают её цеплять при открывании двери, судя по другим машинам, в этой ворс вытерт не очень сильно. Средний пробег не таксиста, не развозной машины (рессорные универсалы как правило), обычного владельца машины составляет никак не менее 15тыс в год, за ну очень редким исключением, а в среднем где-то 25 тыс. Учитывая, что машина ввезена в ноябре 2004го, в принципе похоже.
И главное, с большой долей уверенности могу сказать, что не меняли на ней ещё ремень ГРМ. Забегая вперед скажу, что при замене обнаружилось сумашедшее усилие при откручивании шкива (метровую трубу на приспособу одевать пришлось), когда шкив снимается не первый раз, усилие значительно меньше. Ме на шкиве в месте посадки как будто вообще кислорода не ощущал. Сам ремень практически целый, т.е. на зубцах трещин нет, обтрепаны края, ну явно походил бы ещё теоретически, лучше ремень походит теоретически, чем клапана загнет практически. И ещё, товарищи, не поленитесь снять радиатор, как советуют в пособии на этом сайте, или хотя бы закройте его чем-нибудь от повреждения, не тряпочкой в смысле, с ним реально неудобно. Под замену пошли и 3 остальные ремешка, взял не оригинальные (ГРМ оригинал), а левые какие то (Япония естественно:)), ну не критично, в багажнике старые валяются в хорошем состоянии, если что, можно перекинуть. Радует, что помпа на ГРМе не «висит» так же, как на серии А, а то из-за клинанувшей помпы, неохота поиметь большие проблемы (привет серии S). Натяжной ролик трогать не стал, дорогущий он какой – то, да и ничем не тревожит, засвистит – поменяю.
Ну и что там ещё под капотом.
Это важно, (см. ниже) ну не дымила машина, нейтралитический катализатор (каталитический нейтрализатор), наверное, хороший. Долил маслица после покупки. Стуки в подвеске практически отсутствуют. Воздушный фильтр напоминал мешок из под картошки, сразу поменяли (замучался мыть короб из под него, ни рука, ни тряпка не пролазит – зубной щеткой, вспомнил навыки армейских сборов), до топливного так руки и не дошли. Масло в автомате было непонятного цвета, но цвет этот явно был оттенком черного, а никак не красного, запах от него гари какой то, что улыбнуло, бывший владелец настоятельно рекомендовал его понюхать, нос у него заложен был наверное:). Полная замена с проливкой – однозначно, слив с патрубка радиатора и сливного отверстия, заливаем потихоньку через щуп, масло в эти «айзиновские» коробки уже T-IV (у меня Ravenol). Знакомый отца, как то утопил по стекла Кресту, потом год коробка практически на воде из Енисея ездила (при вскрытии после её смерти обнаружилось), вот это надежность. Масло очень долго греется, надо проехать порядка 50 км, чтобы летом, на горячем, нормальный уровень показывал (ввиду этого сложно налить сколько надо, постоянные корректировки), кстати, за 4 месяца куда то делось около 100 гр, куда?
Антифриз был тоже поменян незамедлительно, система охлаждения промыта, делается всё просто кстати, начитался страшилок про перегрев, да и после масла в коробке… Черт его знает, что туда бывший хозяин лил. Вспомнилась замена антифриза на Scepter, когда при попытке слить с блока, открутили пробочку на блоке, по опыту 4S – FE, в этом месте пробка слива охлаждающей жидкости (кто ж знал, моторы-то с 5S считай одинаковые), как здорово оттуда маслице хлестануло при запуске, и остатки его минут 30 потом на блоке догорали. Масло в заднем дифференциале тоже пошло под замену 75W90 надо (GL5), а то бывает GL4++. Пробку сливную уронил в тёмный подвал, ещё раз убедился, что любой зап. части при демонтаже нужно придавать наименьшую потенциальную энергию. Там 1 литр, залил литр, не потекло, как проверить то? Туда что ни запихивай, все в масле, пальцем тоже не понятно, даже зеркало с фонариком умудрился подсунуть – а всё равно не понятно, сколько его там. Купил 2ю бутылку, вошло гр 50 наверное, расстроился, доживет ли эта банка в гараже пока 80 тыс.км проеду. Очень неудобно стоит масляный фильтр – привет Волге.
На торможении с высокой скорости руль колотит, радует, что хоть не один я такой, остаток колодок где-то 6 мм, ну причин может быть много, будем разбираться, неужели тормозные диски всё таки «поплыли» от мойки на горячую или оттормаживания перед Красноярскими «шиканами» а-ля К. Райконкен (стиль с очень жесткими торможениями и объездом паребриков, в отличие от Ф. Алонсо скажем, который скачет по ним, как як горный). Что интересно, начала появляться фаска внутрь на тормозных дисках, сколько видел на других машинах – всегда наружу. Это колодки диск стачивают? Должно быть наоборот. Первая машина с ABS, на льду управляется, не надо, как паралитику, по педали долбить, но тормозной путь больше.
Поменял салонный фильтр. Потом понял, что не салонный фильтр, а хрень какую-то. Фильтр от десятки за 170р встает между вентилятором печки и испарителем кондиционера, и по сути, играет роль салонного, а настоящий стоит за испарителем в горизонтальной плоскости, чуть ли не под стеклом – посмотрел в каталоге на Экзисте. Только вот в мануале под него даже место не нарисовано, когда магнитолу вытаскивал, его не видел, и как туда добраться, ума не приложу, панель всю вытаскивать наверное.
Облазил все под днищем, рычаги, пыльники, сайлент – блоки, втулки стабилизатора, все цело, но стук какой-то все же есть. Примерно через 2 месяца, при повороте руля, начал раздаваться очень неприятный скрежет, явно Ме происхождения, периодически пропадал, дел было много, разбираться особо некогда. Грустные мысли о ней, рулевой рейке. При смене резины подергал за ступицы колес, ух ты как здорово болтаются, едем потихоньку в гараж, ругая себя по дороге за то, что зажмотил 600р диагностику подвески. Люфт в нижних шаровых испугал бы любого далекого от техники человека. Учитывая, что остался без работы (2008 – год авиации в России), по 1900р за шт., оригинальные брать не хотелось. Бери, говорит, три пятака (продавец) за 850р, ещё сказал, что Япония, взял. Посмотрел одну, взял 2. Мне и в голову не пришло, что они могут разными оказаться. Образование авиационного инженера помогло определить, что в одной из них отсутствует смазка, а сбоку (они в сборе с кованым рычагом) отверстие для тавотницы (тавотить – закачивать смазку). В магазине мне объясняют, что в машине у меня, должна быть тавотница для смазки шаровых опор (!), я тут же поинтересовался, она в багажнике, или от неё шланг к шаровым подходит (не, ну интересно стало, кому-то же они это лечат :)), на что продавец многозначительно задумался и сказал: «ваша же машина, откуда мне знать, езжай в сервис, если не знаешь», сам езжай, хорошая привычка не выкидывать чеки. В соседнем магазине за 630р купил такие же 555, со смазкой, надписи Japan, сказали, что Корея. Меняются очень просто, правда усилие большое, съемник от девятки лопнул. Стук пропал, скрежет тоже. Теперь при смене резины буду их проверять. Амортизаторы вроде живые, никто их ещё не менял по всей видимости, бережем значит.
Что реально напрягло, это рассказ бывшего владельца о замене сальников заднего дифференциала, с чего вдруг они могли потечь, не рановато ли? Вопрос кстати открытый. А также ужасная грязь в нишах багажника. Причина в отсутствии резиновых заглушек на отверстиях в полу багажника, набивается полно воды и грязи, решение – подходят заглушки от фильтроэлемента противогаза, ну или вырезать из чего-нибудь.
В коментах периодически читаю, «А ну их эти Маркообразные с их приводом и развесовкой» или «Развесовка 70/30», не хочу никого обидеть, но где люди числа то такие берут? На стенде взвешивали, с полупустым баком, пустым багажником и одним водителем, на заднюю ось приходится вес в 630кг, это что ж у него под капотом тогда (если 70/30, то весит он 2100кг). Ежли какую балду в багажник кинуть, так вообще идеальной развесовки добиться можно, кому надо. Знакомый зимой на 124м E320 допустим, без мешка песка в багажнике не ездит (резина зимняя дорогая оказывается).
Хорошая резина – которая без дырок.
При покупке обнаружилась лысая резина Dunlop, как то хитро съеденная – 195/65R15, явно от другой машины, и тоетовское шлифованное литье непонятной модели, через неделю осенило – с Авалона же оно, не очень ему идет, и без того массивной машине придают ещё большую тяжеловесность. Ещё гайки были обычные от штамповок, которые его разбивают, нужны с «юбкой» и фаской, всё ходят вокруг меня слухи, что есть китайские по 30р/шт. ищем, а то японские по 120р за гайку, это почти 2,5 тысячи – даже не смешно. На зиму были приобретены Bridжики Blizzak MZ-01 (более шумные, чем MZ – 02, но за снег цепляются лучше) за 6300р размером 205/60R15 (знаю, что на зиму уже надо, чем на лето), MZ-02 и MZ-03 подходящего размера найти не смог. Шипы вообще не люблю, в 90% случаев езды зимой по Красноярску, полировал бы ими сухой асфальт, высокий шум, меньший ресурс, больший тормозной путь на асфальте. А если какая горка едрёная, то и шипы не заменят TRC, LSD, 4WD. К тому же, нужны они исключительно на льду, на укатанном снегу от «M+S» толку больше. Ездил на шипах и на девятке и на Mistralе, толку мало, по катку только если, несколько дней в году и без машины можно обойтись. Это всё не относится к тем, кто постоянно зимой по трассе мотается, для них не только «липучка», но и вообще заднеприводная машина без эл. систем стабилизации не самый безопасный вариант.
Взгляд со стороны.
После покупки поехал пацанам показать. «Не рвёт она у тебя» Паха сказал, конечно, 5 мужиков в салоне при полном баке, да ещё в горку нехилую, у тебя Шерхан (ВАЗ-2106 конца 70х), без сомнения «рвёт» на сликах таганка, по ночам за 50 км от города, в дубак под –20*С, ездить тебя из сугробов доставать, потому, что «дрифт – это жизнь» и «с кем не бывает», со мной не бывает. Андрюха (100й Чижик-турик S) изрек «овощная», ну правильно, месяц как с AD 1,3 пересел, а Марк теперь овощной – фруктовод блин нашелся. Подрасстроился конечно, овощной оказалось, масло жрет аки Приус бензин (см. ниже), и не рвёт совсем, «зачем мне это надо было?», похожее чувство испытывал на вручении диплома о втором высшем, вспоминая о вечерах с прекрасными нимфами, на которых не побывал, по причине вечерних лекций. Ну зато Кирян с Кабаном пепелац заценили. Кабан сказал: «ж..пе – счастье». У Кабана Orthia с креслами recaro и в усмерть спортивной подвеской, на задних сиденьях подпрыгиваешь на ямах там, где их нет, т.е. скажем на подъеме в Дрокинскую гору (по дороге в а/п – чуть ли не единственной хорошей дороге в окрестностях), на Марке еду по идеальной дороге, а на его Хонде, трясусь как Чебурашка, зато повороты она облизывала, буквально вгрызаясь остатками резиновой смеси в абразив асфальта (счастливые мужики Дж. Батон и Р. Барикелло), когда рычаги подвески ровные были:), и резину жрет сильно, ибо МКПП, и раньше 5,5тыс об/мин он переключаться так и не научился. А Кирян, как с Японии вернулся, по этой теме сечет вообще здорово, водку нашу не пьет, не вкусная она говорит, Аян на Асахи сменил, и 99ю свою любить перестал, Марк ему очень приглянулся. Рыжий сказал, что нужно срочно брать у него, в рассрочку, литье на 17, которое у него пол года в гараже валяется, с тех пор как HR-V свою на крышу на октябрьском поставил, асфальт там видите – ли некачественно положили, я как глянул, а там хром закрученный, тока на Crown такие и ставить (в смысле не Toyota Crown, а Ford Сrown Victoria).
Не подмажешь – не поедешь.
На дорогу выскочило что-то животного происхождения, пришлось жестко оттормозиться, на панели мне что-то, хитро так, подмигнуло. Ух ты, что бы это было? Разгон, торможение – твою …, давление масла, я же доливал! Щуп сухой, долил опять, совсем немного времени потребовалось для определения его расхода, путем нехитрых математических исчислений – на 10000 км, мой пламенный 1G, довольствовался 10ю (!) литрами масла, или расход литр на 1000 км. Что бы первое пришло вам в голову? Правильно, течет. Ни фига не течет, облазил всё, где мог и не мог, чуть ли не стелил ватман белый под машину. Сны про Toyota motor corporation, ввиду хронической древности 1G, разработана система смеси бензина с маслом (по сути, у меня эта смесь и горела), повышающая ресурс службы мотора до 2млн. км, проснулся быстро. Ну значит, «поехали»: мерим компрессию, где то по 12,5 ровно по всем цилиндрам, при отсутствии течей, налёта на свечах и белого дыма ситуация становится ещё интересней. Снялась проблема, какое масло лить, какая к черту разница. Колпачки и кольца… Лучше бы колпачки, хотя понятно, что ими не обойдется. Сразу вспомнил испуганное лицо бывшего владельца, при моем вопросе: «Че как с маслом?», типа: «Свят свят, все зашибись, следи за шаровыми». Покупка колпачков, снятие клапанной крышки, распредвалов с хитрой системой vvti. Бабуины в магазине продали от 1G-FE не BEAMS, не подходят, надо было действовать в обратной последовательности, меняем. Очень не понравилась нам система с этакими стаканами-толкателями (регулировочных шайб нет), на каждом свой размер написан, их же хрен где найдешь, если надо (зазоры именно подбором толкателей регулируются, модернизировали движку, добавили 20 кобылок), там типоразмеры, если не ошибаюсь, от 5,36 до 5,54 из 24х всего 2 одинаковых было.
Рассухариватель от девятоса не подходит, как то все там не по русски тонко, хрупко и нежно (диаметр ножки клапана около 4-5мм), при попытке его подпилить (рассухариватель) он был сломан. Пришлось мастерить из Al трубки, путем выпила в ней окошек с 2х сторон, через которые планировалось доставать сухарики, при первой же попытке, бздынь, один из 2х сухариков выстрелил далеко в недра гаража, думал все…, от отца много выслушал, однако нашел, редкая удача. Сноровка и тренировка! Все 48 сухариков сняты и не посеяны, приступаем к снятию колпачков. Последний 6 ой цилидр в этом моторе расположен весьма занимательно, там свечку то откручивать несподручно, он уже практически под лобовым стеклом. Скажу кратко, погнули выпускной клапан 6го цилиндра, радости мало, как понимаете. Т.е он в принципе ходит, но клинит и пружиной не возвращается, запускать мотор как-то страшновато. Решение – снимаем голову, меняем клапан, хорошо, в продаже был. На головке хитрые болты – внутренняя 12ти конечная звездочка, это как мы потом поняли на 12. А когда отец пошел в магазин, ему сказали продаваны – уроды, в магазине гаражного оборудования, что головки блока на Toyota – болты на 9, и есть только в спец. магазинах (вы тогда кто?). Неделя прошла в поисках мифической головки на 9, как вы догадались, безуспешных, в Toyota – центре вежливо (растет в стране культура) послали, новосибирский завод инструментов – очень хотел изготовить на заказ. Правили клапан плоскогубцами «на глаз», что самое смешное – выправили, стал ходить и возвращаться пружиной, ну чуть подклинивает, так приработается. Собираем, момент истины, дрожь в руках, поворот ключа… Нет, не запускается, стартер маслает, зажигание есть, топливо подается... Как оказалось позже, все таки напутали с метками (ГРМ), до сих пор не уразумеем где подвох вышел. Но в тот момент мысли были другие, страшные. Свернули башку шестерне vvti. Потому как больше там ломаться уже нечему. В статике, она стоит «мертво» с шестерней распредвала, отжимается давлением масла, и тогда проворачивается, тем самым регулируется степень открытия клапанов, в зависимости от оборотов. Мысль, что провернули мы её при снятии/установке распредвала, или датчик там хитрый погиб. Всё таки сервис…
Сервис по русски.
Уважаемые работники авторемонтных мастерских, я уверен, что среди вас есть честные и порядочные люди, грамотные и компетентные специалисты, но вас единицы, вы – герои нашего времени, берегите себя. Звоня по сервисам, было сложно объяснить людям, зачем менять 1 клапан (надо уж поменять, раз он гнутый), и слыша, что мотор ещё и не заводится, все понимали, что загнуло клапана, многие советовали заодно поменять маслосъемные колпачки:). Сервис был найден, не гараж, с кассой, магазином и т.д., там стояли Субарики и Мерседесы, уточнили о наличии опыта работы с «бимсовской» серией моторов, объяснили администратору все русским языком, поменять 1 выпускной клапан, даже на бумажке написали, так он и слушать не хотел, всё твердил как заговоренный: «Компетенция наших специалистов…». Звонят: «радуйтесь, у вас клапана не загнуты, сейчас мы их притрем и все соберем, впускной (!) клапан поменяли». Вашу… засуньте себе этот клапан, и притрите. Приезжаем, радует, что паренек не перепутал стаканы – толкатели (чего мы боялись). Зато сломал шпильку на коллекторе, отвернуть не смог, «я грит, вам туда болт вставлю», молодец, а почему япы шпильки сделали, и как твой болт потом выкручивать, его мало интересовало, объяснили: болт без головки = шпилька, надо было новый коллектор заставить покупать их. А, ещё он спросил, ставить ли новые прокладки под коллектора, и похвастался, что собирается поставить новую прокладку под головку, т.к. старая «не очень уже». На вопрос, как он собирается (с каким моментом) закручивать болты головки и крышек подшипников распредвалов, был получен ответ: «че я, момента не знаю что-ли», цифры момента затяжки, а также того, что надо на 90 градусов довернуть болт после моментной затяжки, он так и не сказал, секреты фирмы не выдаются, хорошо хоть последовательность запомнил. За все это мы отдали очень много денег, обидно, головку на 12 купил все таки, за 27 рублей, на память. Завелся он кстати, без проблем, хоть за это спасибо.
И так, после этих приключений, расход масла снизился вдвое, ура! Но это пол литра на 1000 км, что ж ты маслосос то такой, моя любимая Королла 1993 года при пробеге за 200т. км, только по одометру, на 10000км не кушала ни грамма. Что дальше, покупаю пару бутылок раскоксовки Spectrol, там хитрый состав какой-то (оборонные технологии естественно), по сути, это должен быть керосин с ацетоном, хотя пахнет чисто керосином. За одно, купил маслица промывочного, надо ж как – то выгнать оттуда то, что в него лили, и я лил, что на трассе продавалось, иногда. Вообще прошлый хозяин синтетику ESSO лил, и я поначалу его и доливал, пока расход не чухнул. Сначала хотел с работы МС-8П на промывку взять, рабочее масло двигателя Д-30КУ (мотор для Ту – 154М), это давнее народное промывочное масло, в новые моторы льют Mobil-1 Turbo (Ту-204, Ил-96), так вот оно не очень промывает говорят, а старое советское МС-8 (МС – маслосмесь чего-то с чем-то), просто зверь по удалению постороннего шлака из двигателя автомобиля, да только потом пожалел чудо японского моторостроения, не стоит так экспериментировать, в их Ki, Mitsubishi и Zero наверняка другое лили.
Цилиндры в среднее положение, залили раскоксовку, подождали денёк, электродом туда ткнул – вроде сухо в 4х из 6ти, стартером при открытых свечных колодцах ещё крутанули (чего делать бы не следовало), боязно было гидроудар схлопотать. Собрали, поехали, не очень как-то поехали, тряска на D, обороты ХХ тоже явно не в норме, дораскоксовывался. Оказалось двигатель пятерил (слово то какое), опять не работал 6ой цилиндр, впору вспомнить о проклятии 4го на Субах. Надо было ещё выяснить, что это 6ой, стали отсоединять провода от катушек зажигания (их 6 – на каждый цилиндр), на 6ой искра отсутствовала, это видать, она не вынесла когда стартером крутили, разъемы от катушек отцеплять надо было. Катушка стоит 2000р новая, хотя деталь должна быть вечная в принципе.
Так я получил расход масла порядка 250 гр на 1000 км, или 2,5 литра на доливку, хотим купить с отцом 60ти литровую бочку Равенола синтетики и лить спокойно в 2 машины. Кстати, Scepter ест вдвое меньше. Или Toyota лить буду. На пробеге в 200 тыс. км кольца будут заменены, «любимые» колпачки тоже (там тотальный ТОиР планируется). Пока буду ездить так, компрессия в норме, страшного особо ничего нет.
Расходы на пропитание.
Проводить многофакторный анализ аппетита этого коня не хочется. Сам ем мало, пусть хоть он питается как следует:). Минимум, что получалось – 8,5; это когда летом на работу за 50 км, ездил, неспешно по пустой трассе. С кондером, 4мя человеками в салоне, в жару по Дивногорскому серпантину (вверх – вниз, хуже города) получилось 11,1. Сейчас работаю в городе, наступила зима, температура 0/-5, прогревы с брелка, средняя скорость движения где – то 30 км/час, если не меньше, расход растет, как ставки по кредитам, на 100 литрах получается 760(+/-10) км, т.е. 13,1 л/100км – считаю очень приличным расходом для почти 1,5 тонной машины с карданом и автоматом. Кому расходу много, может заклеивать стыки капота скотчем, не поднимать обороты выше 1,5 тыс, включать одновременно «2» и «snow» (коробка никуда не переключается), и т.д. – нет предела совершенству, но лучше всё таки машину поменьше и следить за стилем езды. Бензин – с Сибнефти Аи – 92 (скидка 3% по сберкарте). Там он с Омского НПЗ, этот завод бензином занимается. А на всех остальных – «Фортуна +», «25 часов», «Магнат РД – молва твердит, там хороший бензин, особенно 98» и прочих остатков от «Юкоса» по франчайзингу с нашего, Ачинского НПЗ, основная деятельность которого – мазут, а бензин побочный продукт. Бак 70 литров – ни фига он не 70 литров. У Scepter 70 – входило 73л, у Короллы было 40, входило 48л. У Марковника, по показаниям, между метками E и F входит 50 литров, при стабильно горящей лампочке (не мигающей – один раз видел, как она выглядит – любоваться ей, чревато смертью топливного насоса) вошло под пробку (не до отстрела пистолета, а именно под пробку) 56 литров. Это там лампочка на остатке 15 литров загорается? Не поверю, как правило, на лампочке проехать можно 30 – 40 км. И это плохо, 70ти бы хватало до Шира/Белё и обратно, а 56 чуть–чуть не хватает – стоять в воскресенье вечером часа 2 в очереди на заправку – особое удовольствие (кто ездил – знает, или очереди видел). Чистить форсунки и менять свечи пока не буду (а они больше 20 тыс. прошли уже, но состояние хорошее). В морозы ниже –20*С машину эксплуатировать не хочется, жалко разнообразные резиновые детали (ещё не знаю, как там это GL5 в заднем дифференциале в морозы себя ведет, поколения Волговодов например, твердо усвоили: без паяльной лампы – они зимой пешеходы).
Страх приходит с опытом.
Какие критерии безопасности автомобиля в наших российских условиях помимо количества серого вещества в голове водителя? Вопрос очень сложный, и методика EURO NCAP или количество подушек безопасности вряд ли дадут на него адекватный ответ. Масса автомобиля играет в этом огромную роль (правда и масса бывает разная, Уазик тоже тяжелый, но при ударе он вообще не деформируется, кузов с рамы срывает просто). Марк скорее безопасный автомобиль, чем небезопасный, при столкновении («не дай Бог» конечно) с автомобилями сопоставимой массы должен защитить надежно. В девятке или скажем, в Logo ощущаешь себя менее комфортно. Однако прежде чем разгонять его больше 90 км/час, надо быть «в доску» уверенным в сухой и ровной дороге и отличной видимости, тормозного парашюта не предусмотрено. Есть в нем ещё, не сильно выраженное, качество занижения реальной скорости, такое обманчивое в экстренной ситуации. Поначалу, после Короллы, ловил себя в городе на 80 – 90 км/ч, а это опасно для окружающих, т.к. не все пешеходы осознают ценность своей жизни, отважно кидаясь под колеса, как из Европы приехали прям. У нас в стране, даже при желании, не всегда есть возможность остановиться перед пешеходом, ибо обязательно, рано или поздно тебя в зад настигнут. Иногда жутко смотреть в зеркало, понимая подлетную скорость отдельных истребителей.
Общественное мнение.
На вопросы вроде «А че ты, 1999 – прошлый век, можно какую нить Фун-каргу заиметь 2003 года за такие деньги, и места куда больше, и жрет совсем ничего», принципиально не отвечаю. Ещё с удивлением узнаю, от владельцев 1,5 и менее автомобилей объему, что работаю только на бензин, катаюсь вокруг заправки, а у них расход как минимум вдвое меньше, разубедить их в этом, у меня нет ни возможности, ни желания (даже толковый рекламист/торг. пред. не поможет). Однако, всецело уважаю выбор каждого человека, и никому не хочу навязывать свое мнение. И очень рад, что у каждого автолюбителя есть собственное мнение и право выбора, и чем популярнее будет Королла или Фамилла и т.д., тем дешевле будут Марки, Лаурэли, Милки, Крауны, Цедрики. Правда это всё пустое, если родное отечество всерьез возьмется за поддержку отечественного производителя, ударив по «угрожающему БДД автохламу» пошлинами, запретами или ещё чем-нибудь, мне на этом Марке всю жизнь ездить придется. Либо стану «счастливым» обладателем какого-нибудь Пежьеота или Ренаулта (Renault) с кирзой в салоне, отдам за кондиционер тысячу евро и буду по 15000р отдавать за ТО 1,2,3 (может и 4,5 если они живут столько). А пока «все в мазуте и в тавоте, но зато в аэрофлоте». Про качество стали, новые по виду болты после 15 лет эксплуатации машины, практически вечный, и очень приятный (на машинах подобающего класса) пластик салона японцев можно и не говорить. При взгляде снизу на тот же Scepter, мощный подрамник под днищем так греет душу:), толстенные кованые рычаги, запас прочности этого автомобиля, как и Mark II, в сравнении с Yaris/Logo и пр. этих классов огромный, что намного больше влияет на долговечность автомобиля, чем скажем, пара – тройка лет разницы в годе выпуска.
Вот так зародились (6 месяцев и 10000 км) наши с ним отношения, любви с первого взгляда не случилось, а бывает она с первого взгляда? Пришла постепенно, как пришло понимание его философии, целостного образа и того, что с выбором не произошло ошибки. Ему уже 9, ну не много для него, моложе меня на 14 лет, будем следить за его здоровьем и долголетием. Огромное спасибо отцу за помощь в приобретении, эксплуатации и ремонте Марковника.
Двадцать первый век начинается.
Марк стал седаном с V6; прощай Креста, Чайзер, Супра, Соарер туда же в догонку (а шильдик отдай, кабриолет для миллионеров праворукий с цифрой не пойдет); Эскудик, Pajero лишились рамы, GT-R красивейшего имени Skyline, Skyline фирменных «стопов», лица и вообще концепции, Сивик задней многорычажки; переднеприводный Rav-4 – норма жизни; Импреза теперь хэтчбэк; Субару делает Опелевские минивэны; Форик теперь похож на всё, что угодно, но не на Форик – а он был такой один, как и R”nessa была такая одна; Лаврик, Миления, Глория – до свидания; Сильвия – в топку, не рентабельно;Verossa – почему только 3,5 года?; где вы Ceres, Marino, ED, Exiv, Levin, Trueno – ваше место в модельном ряду, так никто и не занял; Прелюда больше не будет никогда; продолжать?
И вот ухожу со стоянки, замечательный осенний вечер, стоят наши «крокодилы»: Scepter и Mark II грустно под дождем на стоянке, морды торчат из ровненького ряда на полметра, и надменно смотрят в пустые глаза напротив припаркованных продуктов глобализации Fit Aria и Tiida Latio, на фарах читается оттенок печали, они так давно в этой загадочной стране, не понимают, что стало с их родиной.
В голову лезет глупый виртуальный диалог:
M, S: «Конитива».
F, T: «Конитива».
M, S: Вы, простите, какого кузова будете?
F, T: Седаны.
M, S: Вы красивы?
F, T: Молоды и неотразимы.
M, S: А мы тогда кто?
F, T: Пережитки.
Нет нет, не подумайте, что я их сравниваю. И это наверняка великолепные автомобили. И хозяйка Fit молоденькая Леночка не стала менее симпатичной. Просто ей уже не 19, муж подарил голубенького «фитика», свои проблемы, зачем мучиться со старым япом. Но шарм их тандема «блондинка Лена – черный Levin» утерян безвозвратно, жалуется, что мужики уже не сворачивают головы на светофорах, думает, что с ней что-то не так.
Хотя не всё так плохо, нас Калиной не возьмешь, давайте присмотримся. Вот, распугивая капотным «пулеметом» чайников, слаломом по мосту, проходит всех белая «GT - Four», плывет по трамвайным рельсам настоящий, рамный Краун, таксист со стаканчиком кофе в руках умиротворенно смотрит на вечернюю суету. Напротив банка застыл в ожидании прыжка, как глыба, синий Гетер, набираясь сил, и разные троечки – четверочки BMW и Audi, паркуются задом к его лицу, стесняются. Летит, порхая подкрылками, навстречу приключениям, гордое и непобежденное произведение FHI – Leone, прародитель «Think.Feel.Drive». Старенький Carib штурмует всё, что видит, он ещё не всё сказал/доказал. Крадется по центру, заглядывая под коротенькие юбочки, вишневая Сильвия, и нет, они совсем не против, улыбаются с высоты своих ног, и снимают её на Nokia с блестяшками, ценой c комплект новой Nokian к этой же Сливе. Двадцатилетняя EDха, удивляя хозяина его умением проходить повороты, упорно рулит задней потрепанной омскшиной. Тарахтит казетом вечно молодой, 78й Прадик, он был рожден победить годы и расстояния. Рвут асфальт, поднимая клубы пыли два серебристых прелюда, вдогонку устремляется какой-то Мерс, – куда там, 4 треугольничка уже ушли по извилистым улицам. В потоке отщелкивает породистый звук затвора карабина коробка Supra. Хрупкая девочка уверенно ведет старенького, черного, всего в обвесах «лесника», едет потихоньку, чтобы столь красивый звук взбалтываемых в ведре гаек, смешанный со свистом газотурбинного двигателя могли расслышать ценители. Не разъехались ещё в глухие деревни «Бочки», «Самураи» и их соплеменники. Давайте будем их беречь, они так много нам дали.
Спасибо за ваше внимание.