Приветствую всех, кто решил заглянуть в мой отзыв!
Хочу поделиться с вами своим скромным опытом приобретения достаточно старой, 12-тилетней машины с аукциона, а также постараюсь подробно описать ее особенности.
Не буду скрывать, что часть информации взята мною из каталогов, часть из обзоров, часть из других отзывов, в том числе и этого сайта. «Я много путешествовал и по крупицам собирал тайные знания» © Затворник. :)
Машина эта мне очень нравится, поэтому хотелось написать про нее побольше (сразу предупреждаю, букв будет много).
Речь пойдет о Toyota Mark II в 90-м кузове.
Учитывая то, что отзывов по Маркам на этом сайте больше, чем по любой другой машине (представьте себе!), мне нелегко было решиться написать и выложить здесь свое сочинение. Ведь все, что можно было сказать об этой машине, кем-то уже сказано.
Так что строго не судите, тем более это мой первый отзыв.
ВЫБОР И ПРИОБРЕТЕНИЕ
Вы мне не поверите, но Марка именно в 90-м кузове я решил взять из соображений практичности. Какая тут практичность, спросите вы, отвечаю: красивая и качественная машина за минимальные деньги. Такая у меня практичность, ну или «каждому – свое».
Сумма для приобретения машины была обозначена в размере 200 тыс. рублей с допуском +/– 10%. Сначала думал «буду экономить» на расходниках и бензине, смотрел Фиты, Витсы, Демио, ХРВ, Короллы – все эти машины в хорошем состоянии со скрипом вписывались в бюджет. Тем более мне хотелось машину «посвежее», от 2001 года. Когда присмотрелся к этим машинам поближе, понял, что не внушают они привычного чувства надежности. Обратил взор на Марки, утвердившись во мнении, что состояние машины больше зависит не от года (который конечно важен при прочих равных условиях), а от условий эксплуатации ну и запаса прочности, который у маркообразных не вызывает сомнений.
Это моя вторая машина, но с выбором особых проблем не было, т.к. первой был тоже Марк, только 1995 г. выпуска и с двигателем 1G-FE. Отъездил я на нем около трех лет, прошел он у меня огонь, воду и медные трубы (в переносном смысле, конечно). Двухлитрового двигателя машине иногда не хватало. А теперь понимаю, что не хватало его гораздо чаще, чем иногда…
Короче говоря, я задумал сделать вторую попытку – купить такую же машину, только с «правильным» двигателем и в отличном техническом состоянии.
Машину решил брать с аукциона, потому как на рынке целых машин просто нет, практически все со следами кузовного ремонта, грязными салонами, мутными пробегами от 150 тыс. км и неизвестной историей. Беспробежные машины встречаются крайне редко – 100-е кузова возят постоянно, 90-х практически нет. Машину старше 7-ми лет и нормальным объемом двигателя за приемлемые деньги можно ввезти в нашу страну только конструктором, что не так уж и страшно, ибо дело это давно поставлено «на поток».
Требования к машине были такими – год 1995-1996 (после рестайлинга), оценка не ниже 4/В, пробег не более 70 тыс., цвет серебристый или темно-зеленый (почти черный), в том числе и по причине серого салона. У меня в старом Марке был достаточно чистый серый салон, выглядел приятно. А еще и потому, что ни разу не видел ни одного чистого салона в Марке/Чайзере/Кресте бежевого или песочного цвета (естественно не перешитого). Обязательным условием было отсутствие признаков тюнинга в любом виде (люк, тонировка, спойлер, обвесы, прямоток, цыганское литье, телевизоры в потолке, и т.п.).
Короче говоря, хотелось машину в состоянии, максимально приближенном к стоковому. «Есть мнение, и не только мое» (С), что Марк в 90-м портит любое навесное оборудование, что означает лишь одно – кузов этот выглядит настолько гармонично, что не требует какого-либо вмешательства с целью усовершенствования.
Я все еще немного сомневался на счет своего выбора, но когда (27.02.2008) зашел на tokidoki.ru, и увидел этот лот: http://auctions.tokidoki.ru/?p=project/statlot&id=8680281, сомнения испарились.
Ну, что сказать, лот № 40076, торги на 29.02.2008 (мне тогда показалось весьма символично, ведь такой день бывает раз в четыре года), год регистрации 1996 (по номеру кузова определил дату выпуска – март 1996 года), комплектация Grande Regalia, оценка 4.5/А, пробег 22 тыс. км, один хозяин, сервисная книжка, родной ТВ/навигация, электропривод водительского сиденья, дистанционный ключ, ничего инородного – это «ЗА». Нет ТО (сякэна или шакена по-ихнему), нет шильдиков на крышке багажника, цвет Pearl («белая ночь» или «снежная королева»), а значит бежевый салон – это «ПРОТИВ». При этом сам цвет Pearl мне вполне нравится.
Вероятность нарваться на «хорошо сделанную» машину (а иначе и не могло быть, ведь оценка практически максимальная для такого года) с моей точки зрения была мизерной, т.к. машину такого возраста хорошо ремонтировать не будут, по той причине, что выигрыш в цене от этого не покроет стоимости ремонта. И опять же, если хорошо ремонтировать машину, неужели трудно наклеить шильдики, особенно если ты жулик, который хочет продать машину с более высокой оценкой, а значит дороже. Тут я быстро себя убедил. Хотя бывают исключения, но против логики не попрешь! :)
Отсутствие ТО, с оглядкой на заявленный пробег, тоже объяснимо, ведь если машина стояла не очень разумно выкидывать лишние деньги на техосмотр, тем более он у них достаточно дорогой, вроде как от 1000 долларов. Конечно то, что машина стояла не есть хорошо, но куда деваться?
Бежевый салон – учитывая оценку салона А, закрыл на это глаза. После нашел таки один плюс в бежевом салоне, по сравнению с серым – пластиковые вставки в салоне «под дерево» лучше сочетаются с коричневым салоном, нежели с серым. Ну и в белой машине летом салон нагревается заметно меньше. Вот! :)
Все эти мысли пролетели в моей голове за долю секунды, я понял, что это именно та машина, которая мне нужна.
Сразу позвонил поставщику, через которого покупают машины мои друзья, был удивлен его скептическим отношением и советом брать 100-й кузов. Но меня фиг переубедишь, тем более из 100-х кузовов больше всего нравится Чайзер с новой оптикой, но такая машина в отличном состоянии и двигателем 1JZ-GE обошлась бы мне гораздо дороже, а по сути разница неочевидна.
Интересно, конечно, но многие знакомые с непонимаем отнеслись к моей идее купить «такую старую» машину, да еще и с аукциона. Все, за некоторым исключением, в один голос твердили, что пробег нереальный, т.е. скрученный. Смеялись в духе «хозяин, наверное, ездил только на мойку да на заправку». Посмотрим, что вы скажете, когда увидите машину, думал я. Нифига вы не понимаете, думал я еще.
Поскольку машина попалась редкая по своему состоянию (по моим неточным наблюдениям, такие машины появляются не чаще, чем раз в месяц), я решил не экономить, и поставить с запасом – 200 тыс. йен, что в пересчете на доллары по тому курсу дает 1900 долларов. В результате «некоторых» перерасчетов между мной и поставщиком, ставка была сделана в размере 190 тыс. йен. Машину купили за 129 тыс. йен, чем меня крайне порадовали, результат узнал после обеда в день торгов (пятница). Настроение, скажу вам, все выходные было превосходным!
При пересчете с доставкой в Иркутск, стоимость этой машины без оформления составила 152 тыс. рублей. Разница в две тысячи отнеслась бы на стоимость химчистки при возможном загрязнении салона. Здесь считаю нужным отметить то, что для меня огромную роль играет состояние салона, и я «достал» своего поставщика просьбами максимально проконтролировать упаковку салона. Предложил доплату за более качественную упаковку салона. С меня взяли еще 1000 рублей и уверили в том, что машину упаковали в спецсервисе, занимающемся упаковкой дорогих машин. Не знаю, правда или нет, но салон пришел чистый, за мелким объяснимым исключением.
Когда прислали дополнительные фотографии с аукциона, увидел, что панель приборов цифровая, ну что ж, будем привыкать. На фотографиях порадовала чистота машины в моторном отсеке, а особенно снизу, учитывая, что машине 12 лет. Вряд ли даже японская предпродажная подготовка включает мытье машины снизу. Цвет салона оказался нестандартным – такой пестро-коричневой расцветки, не видя машину вживую, трудно было сообразить, хорошо это или плохо.
Началось долгое ожидание, разглядывание фотографий почти каждый день, поиск «косяков» и самоубеждение в том, что песочный салон оказывается даже лучше серого.… Это особенности психики, по-моему, любого человека. Что характерно, чем ближе были сроки, тем с большим нетерпением я ее ждал.
Надо сказать, что к покупке машины в виде конструктора я подошел не по уму. Документов «донора» у меня не было. О возможных проблемах был честно предупрежден поставщиком, но я гнул свою линию, типа «не пропадем». Рынок документов мною, в принципе, был достаточно изучен, планировалось затратить на документы вместе с оформлением порядка 50-70 тыс. рублей, что в конечном итоге поднимало стоимость машины до 205-225 тыс. рублей.
Как только начал искать документы, сразу подвернулись на 2-литорового Марка 1993 года за 25 тыс. руб., я раздумывать не стал, купил. За оформление (не модель в модель) пришлось заплатить побольше, т.к. быстро у нас такие варианты оформляет не каждый встречный (как во Владивостоке).
Машина мне обошлась в 225 тыс. рублей. Если бы не торопился с документами, а я торопился, ибо меня «напугали», что фиг найдешь, когда надо, можно было сэкономить около 20-25 тыс. руб. Как потом оказалось, документы на 90-го Марка с JZ-том у нас вполне можно найти за 35 тыс. руб. Ну а переоформление модель в модель обходится гораздо дешевле и быстрее.
Если везти такую машину через посредников во Владивостоке, на комиссии можно еще сэкономить до 10 тыс. рублей. А если и на аукционе не так придирчиво выбирать экземпляр, то вполне можно уложиться в 180 тыс. рублей с доставкой до Иркутска сеткой.
В Иркутск машина пришла на первомайские праздники, с учетом проблем, возникших на таможне с 1 апреля, мне просто повезло со сроками. Шла машина автовозом. Ну что сказать, может это и был неправильный автовоз, но в будущем машины буду возить только сеткой. Стояла машина в нижнем ряду, была такой грязной, что я практически разочаровался в своем приобретении. В салоне захватали грязными руками все боковые стойки, руки, судя по всему, перед этим окунали в отработанное масло. Хвала аллаху, хоть потолок не извазюкали. Сиденья вроде бы были чистыми, а боковые панели правых дверей испачкали. Хорошо, что уделали только съемные элементы.
Когда приехали на разгрузку, увидел, что моя машина, в отличие от других стоит с открытыми боковыми окнами, я ох*ел, мягко говоря, подумал так и ехала. Торпеда, как назло мутная, провожу пальцем по торпеде – пыльно, но не сильно. Когда поднял стекла, понял, что их опустили по той причине, что в них хрен чего разглядишь, до того грязные.
Справедливости ради замечу, что салон в целом (сиденья, пол, потолок) был чистым. Рядом ехал Марк в 100-м кузове – вот там в салоне был реальный свинарник, сиденья чем-то облиты, потолок с пятнами и т.п.
Аккумулятор дохлый, под капотом сантиметр песка с пылью, выглядело все очень грязно. Даже закралась секундная мысль о том, что это не моя машина, до того страшная была! Все резинки как на столетней машине – пыль забилась во все микротрещины. Аккумулятор был в багажнике, на ковер разлили электролит, домкрата как не было.
Поставили чужой аккумулятор – заводится и сразу глохнет. Я вообще приуныл.
Александр дал дополнительный подсос воздуха, сняв трубку с впускного коллектора, идущую на ГУР. Так и перегнали на стоянку. Перелопатив вечером форумы tourerv.ru пришел к выводу, что нужно чистить ДПДЗ ну и саму дроссельную заслонку. И это на машине, с якобы 22 тысячами пробега, каково?
Помыть машину в тот же день не удалось, все перенеслось на следующий день.3-го мая первым делом купил аккумулятор. Поставили – машина заработала нормально, т.е. вышла на прогревочные обороты как положено. Поехали на мойку.
Там меня ждало еще одно серьезное разочарование…
После мойки нашли 3 серьезных повреждения кузова: вмятина на левом переднем крыле, и обеих дверях со стороны водителя. Это не считая мелких царапин на бамперах.
После тщательного осмотра, сделал вывод, что машина все-таки была бита в зад. Задний бампер пристыкован очень хорошо, но не идеально, ну и отсутствующие шильдики. Сделана машина была наверняка не перед продажей, т.к. задний бампер по цвету слегка отличается, как и передний, т.е. выглядит выцветшим. Кузовщики говорят, что наоборот, нужно подозревать неладное, если цвет хорошо совпадает на пластиковом бампере и жестяном крыле.
Резина, как и ожидали, оказалась старой – устала от времени, по кромкам везде трещины, хотя протектор вполне нормальный.
Разочаровался я капитально, ждал идеальную машину, а пришло непонятно что, требующее кузовного ремонта со всех сторон, чистки салона и еще непонятно чего…
Когда перегнал машину в Иркутск (забирал из Шелехова), решил посмотреть уровень в коробке, пообедал, вышел, завел, перебрал все положения АКПП, достаю щуп и не верю своим глазам – уровень ниже нормы на 1 см. Ну, думаю купил машину… Надо доливать или менять всю жижу, цвет у нее, кстати, как у новой – красный без левых запахов. Чтобы доливать нужно знать, что залито, при этом не факт, что угадаешь. На щупе DEXRON II. В книжке DEXRON III или Тип Т-II. Поставил на стоянку, вечером опять штудировал форумы tourerv.ru. Кругом разные мнения, вроде бы вместо DEXRON II D можно лить DEXRON III, однако есть еще DEXRON II Е, а у меня на щупе просто DEXRON II, и было у меня почему-то стойкое ощущение, что не найду я второй дексрон. Всю голову сломал, не хочется заливать что попало, а заливать надо, и побыстрее.
Правду говорят: меньше знаешь – крепче спишь. :)
На завтра первым делом решил еще раз замерить уровень. Как гласит старая пчелиная поговорка «Семь раз отмерь – один отрежь». Прогрелся, поездил изрядно, встал, повторил процедуру и опять не поверил глазам – уровень в норме точно по центру диапазона HOT. Все хорошо, что хорошо кончается. Немного пораскинул мозгами и пришел к выводу, моя коробка при первом замере успела за час частично остыть, уровень и ушел вниз. На следующее утро еще раз проверил, только на холодную – уровень был примерно посередине отметки COOL. С коробкой успокоился до поры до времени.
Ну, ладно, хватит о плохом, переходим к хорошему.
Первым делом установил сигнализацию, попросил установщиков аккуратно снять боковые панели в салоне, отстирал их как следует с помощью Фейри, капитально пропылесосил салон, и на следующих выходных сам отмыл машину. Только после этого понял, что да, это та самая моя машина, которую я ждал.
Двигатель работает тихо, почти неслышно, ничего не стрекочет, не свистит. Коробка переключается мягко, толчка при переключении с 1-й не 2-ю нет. Тянет не напрягаясь, нет такого натужного шума/гула как от 1G, звук при этом более басовитый, такой урчащий. Только теперь понял, почему говорят, что если поездишь на JZ-те вряд ли когда-либо сядешь обратно на 1G. Машина с этим двигателем ощущается как легкая и подвижная, при этом чувствуешь себя в ней более комфортно. На трассе не испытываешь напряжения при обгонах, короче говоря, этот двигатель действительно обеспечивает необходимую мощность для этого кузова/массы авто. В отличие от 1G не чувствуешь себя как «в барже».
Салон очень чистый, когда ставили сигналку, установщики удивлялись чистоте внутри торпеды, под порогами, везде, куда лазили, пыли практически не было. Кожа на руле не затерта, даже толком не блестит – еще матовая, нитки чистые, ворс на ковролине мягкий, нигде нет затертостей, потолок чистый, козырьки чистые и т.п.
Передние фары прозрачные (новее не видел), впервые увидел нормальный свет в темное время суток у 90-го Марка на родных фарах.
Педали не стерты, на тормозных дисках бороздок, выдающих пробег нет, ну и все в таком же духе. Местами даже есть наклейки на шлангах в моторном отсеке. Одним словом, по ряду косвенных признаков, пробег, указанный в аукционнике, скорее реальный, чем нет.
На скорости машина почему-то идет более уверенно, в отличие от предыдущей, не знаю пока с чем это связано. Несмотря на более мягкую подвеску, ловить рулем на волнах ее не приходится, к дороге прижимается гораздо лучше. На старом Марке больше 140 км/ч было ехать страшновато, на этой 160-170 не так страшно.
Поставил сигналку с обратной связью, секретку (в другом сервисе), купил домкрат, огнетушитель, трос на 7 тонн и т.п., короче все что положено в самом лучшем виде.
Поскольку я люблю чистоту в салоне, то сразу же заправил кондиционер, и поставил салонный фильтр. Фильтр купил от 110-го Марка, отрезал пару ребер, встал как родной. Благо он стоит 300 рублей (Автоград, павильон 36), в отличие от оригинального в районе 2 тысяч. Стандартные размеры фильтра для нашей машины 198х230х20 мм, говорят подходит фильтр от ВАЗ 2110, но я такой не нашел.
Загнал на диагностику подвески, сказали все отлично, развал в норме. Заехал на Кузьмиху проверил все жидкости, замены ничего пока не требует, но масло с фильтрами поменял. Они там всегда записывают пробег, честно говоря чувствовал себя немного идиотом, когда назвал им пробег в 23 тысячи… :)
В ближайшее время планирую купить хорошую резину (выбор пал на Falken ZE 326), литье (хочу 15-е СКАД Геркулес), возможно затонируюсь по кругу без лобового. Машина в этом цвете симпатичнее затонированная, на серебристом Марке ездил без тонировки.
Не могу секретки нормальные на колеса купить, McGard в Автограде стоят от 1600 до 1800, при этом в Питере-Москве цена на них 900-1100 руб.
В итоге могу сказать однозначно – выбором своим остался доволен, чем больше езжу, тем больше машина нравится. С превеликим удовольствием привожу машину в то состояние, в котором хочу ее видеть.
ОПИСАНИЕ МАШИНЫ
Внешний вид Марка в 90-м кузове мало кто может назвать посредственным. Дизайн этого кузова считаю несомненным прорывом японцев в свое время. Каждый раз, подходя к своей машине, любуюсь ее формами и красотой линий. Спутать с кем другим просто невозможно. А как чистый и ухоженный Марк выглядит в движении! При этом (а дизайну этому ни много, ни мало уже 16 лет!), машина в ряду современных авто не выглядит устаревшей. Длинная, широкая, как бы прижатая к дороге, с узкой линией боковых окон, с обтекаемыми формами, когда чистая и ухоженная – это очень красивая машина, которая производит впечатление собранной и по-спортивному подтянутой. Внешний вид, в общем, на все 5 баллов.
Кузов – четырехдверный седан в исполнении хардтоп, что означает двери в безрамочном исполнении. Сделано это, конечно, из эстетических соображений, а не «для компенсирования высокого центра тяжести, обусловленного заднеприводной компоновкой», как пишет вездесущий jonnnick. Несмотря на это, кузов достаточно жесткий, что легко проверить – при поддомкрачивании/вывешивании колес, все двери открываются и закрываются точно также.
Безрамочные двери – решение красивое, но имеет свои минусы:
• Невозможность установки нормальных ветровиков, только жалкое подобие. Для меня лично этот пункт не принципиален, т.к. я не курю, но в дождь для курящих это не очень удобно. Альтернатива – люк.
• При закрытии дверей с полуопущенными стеклами они неприятно дребезжат. При чем, тем это ярче выражено, чем старее экземпляр. У Субару, к слову та же болезнь.
• Легкодоступность салона для угонщиков – легче легкого отогнуть стекло и открыть двери. Тут может защитить только механическая блокировка замков.
• На мойке, если «долбить» струей в стык стекла и уплотнителя, немного воды может просочиться в салон. К слову, на «новом» Марке, в отличие от старого, вода практически не попадает.
Зимой после мойки, стекла иногда прихватывает к резиновым уплотнителям, стараюсь до полного замерзания не доводить, а через несколько минуть открыть и закрыть все двери и багажник. Кто-то советовал «натереть» резинки WD-шкой, не стал пробовать.
К минусам формы кузова с практической точки зрения с уверенностью можно отнести сложность парковки задом по причине плохого обзора. Задние габариты машины ощущаются с большим трудом, по зеркалам ориентироваться сложно. Можно установить парковочный радар, но мне жалко дырявить бампер. Пожалуй, для меня, за три года езды на Марке, это было основной проблемой. Кто-нибудь знает, есть какие недорогие варианты с камерой к родному ТВ? Электроника в наше время сущие копейки стоит, должно что-то быть.
Передние габариты машины чувствуются хорошо за счет закрепленных на крыльях лампочках-сверчках (не придумал им названия), при включенном свете/подсветке они чуть светятся зеленоватым светом, извиняюсь за каламбур. Опять же низкорослым водителям левый передний габарит не видно. Это я все к тому, что есть мнение, что машины, производящиеся для внутреннего японского рынка, по размерам салона разрабатываются под рост среднего японца, который как все мы знаем, изрядно пониже роста среднего европейца. Может это и правда, но ряд нюансов не совсем вписывается в эту теорию.
Длинный капот на подсознательном уровне внушает уверенность и спокойствие.
Еще у кузова есть одна аэродинамическая особенность – в снежную погоду на заднем стекле образовывается клин снега, широким концом к верхней части стекла, острым концом к середине стекла. У кого есть задний дворник, этого, наверное, не замечают. С какой бы скоростью не «вваливать», его оттуда не сдувает, в этом месте «мертвая зона».
К минусам могу добавить еще пару моментов: если после мойки проехать по луже, быстро забрасывает бока машины (нижнюю часть дверей), а при определенном чуть боковом ветре на высокой скорости слышится свист в районе зеркал.
Зеркала узкие, обзор по вертикали меня почти устраивает, вот по горизонтали не очень, левое зеркало с недостаточным обзором, причина, понятно, в нашем правостороннем движении. В более современных вариантах, где края зеркал сделаны панорамными, обзор лучше. В дождь на боковых зеркалах скапливаются капельки (не хватает ультразвуковой очистки), приходится часто протирать, а без них как без глаз – привык пользоваться в основном боковыми зеркалами. Некоторые ставят козырьки, обычно заодно с отбойником, не знаю, спасает ли этот девайс от капель.
Понимаю, что многие со мной не согласятся, но считаю, что эта «мода» на реснички для фар пошла из желания иметь похожую на Марк оптику. Бывает, вижу по оптике едет Марк, подъезжает – Цефиро с ресничками. Делать реснички на Марк – это уже совсем перебор на мой взгляд, хотя, о вкусах не спорят.
Кстати, оптика в машине – тоже слабое место. Фары старого типа: пластиковое рифленое стекло (с годами мутнеет и требует полировки), узкая форма, галогеновые лампы – все это в итоге приводит к тому, что светят они не ахти. Как вариант решения проблемы установка ксенона, однако цена вопроса при качественном подходе не всякого устроит. Из хорошего - есть подсветка поворота, включается при включении соответствующего указателя поворота.
Багажник небольшой, входит всего 4 полных и 2 неполных мешка картошки по 50 кг. Четыре родных полноразмерных колеса входит спокойно. Для примера: в Камри Грацию, Альтезу и много куда еще, 4 колеса не входят, ибо багажник там глубокий, но низкий. От самого кузова (задних крыльев) багажник отделяет только обшивка, которая к кузову прилегает очень близко, местами плотно прижимается, в связи с этим поаккуратнее нужно перевозить незакрепленные тяжелые предметы, т.к. есть риск повредить кузов «изнутри». Неудобство багажника в том, что у него высокий борт, чтобы что-то загрузить, нужно изрядно приподнять. В 100-х кузовах этот недостаток исправлен. Крышка багажника закреплена на такиx «дугах-шарнирах», которые мешают его закрывать, если багажник загрузить «по самые помидоры». Объем багажника в глубину существенно скрадывает бензобак.
Бензобак объемом 70 литров, когда загорается лампочка, остается около 10 литров. Не рекомендуется ездить до пустого бака, т.к. бензонасос может начать прихватывать воздух, в результате чего летом может перегреваться, ну и как следствие быстрее вырабатывает свой ресурс. Установлен бак между задним рядом сидений и багажником. Расположение его также неоднозначно, т.к. с одной стороны это дополнительная пассивная безопасность для задних пассажиров, с другой стороны невозможность перевозки длинных предметов (нет люка в салон) и сложности с установкой сабвуфера в багажник. Зато, если кто недобитый едет в багажнике, он не сможет вылезти через салон, как Портер (Мэл Гибсон) в фильме «Расплата».
Запаска присутствует в виде «банана», находится под «полом» багажника, полноразмерное колесо туда не входит, а если все-таки затолкать, крышка отсека не встанет на место.
ДВИГАТЕЛЬ – атмосферная рядная шестерка 1JZ-GE (R6 – относится к одному из самых сбалансированных типов ДВС). Об этом двигателе говорят только хорошее, многие называют этот двигатель одним из лучших двигателей Тойоты, наряду с двигателем 1G. Большой ресурс, надежность, неприхотливость (нормально переносит АИ-92), но как и любой двигатель, требует своевременного ухода. Считается, что его более современный вариант с системой VVTi (изменяемые фазы газораспределения) и бестрамблерным зажиганием, хотя и прибавил немного в мощности и экономичности, однако потерял в надежности.
Мощность двигателя составляет 180 л.с. при 6000 об./мин., момент 235 Н*м начинается на 4800 оборотах.
К недостаткам двигателя можно отнести следующие моменты:
• Затрудненный доступ к свечам. При их замене придется «повозиться». Минус считаю несущественным, потому как процедуру эту приходится делать редко.
• Боится воды. Моется такой двигатель с большой осторожностью, иначе вода попадает в свечные колодцы и он начинает троить, что к добру не приводит…
• Может заклинить автонатяжитель ремня привода агрегатов, но перед этим, как правило, начинает свистеть. Проблема эта нечастая, и возникает при пробеге более 100 тыс. Профилактика проблемы включает снятие, разборку и смазывание этого ролика.
Существенных недостатков двигатель не имеет (клапана при обрыве ГРМ не гнет), хотя некоторые к недостаткам относят расход топлива.
По расходу есть такое мнение: владельцы машин с 2.5 литрами, говорят «ест как двушка, а едет лучше», а владельцы 2-х литровых говорят «расход в городе 11-12 литров, а 2.5 литра не прокормишь».
При прочих равных условиях (состояние машины, бензин, стиль вождения), я думаю 1JZ будет есть больше, но не намного, может один, ну два литра максимум. Определяющим в расходе фактором, считаю, является масса машины, а она отличается на самую малость.
На первом Марке (1G-FE) среднегодовой расход у меня был 13,5л/100км. Одно время мне казалось, что это много, пытался с этим бороться – все безрезультатно. Успокоился, когда получил расход по трассе 9л/100км. Высокий расход по городу у меня лично обусловлен ежедневной ездой по нескольку раз на небольшие расстояния 2-3-5 км при небольшом среднедневном пробеге около 30-40 км.
На JZ-те пока примерно выходит 14.5 литров на сотню чисто по городу. По трассе пока далеко не ездил. Может изменится после того, как поменяю свечи.
По сравнению с двигателем 1G-FE, сразу увидел для себя плюс в том, что, 1JZ имеет всего один приводной ремень против 3-х на 1G-FE. Это значит, когда я его сменю, старый будет лежать в багажнике и внушать мне уверенность. Кроме того, один запасной ремень стоит дешевле, чем три, и места занимает меньше. :)
С тем, какое масло лить в двигатель, у меня была целая эпопея. Не смотря на то, что производитель рекомендует летом 10w30, а зимой 5w30, я же захотел «как лучше», и по совету нескольких «экспертов» 2 года проездил на Mobil RF 5w50 (это на старом Марке). В сервисе мне сказали примерно такое: машина старая, зазоры все разошлись, лить нужно что погуще, густое масло образует более плотную пленку и тем самым препятствует износу узлов двигателя. Тем более, что любая синтетика всегда лучше чем минералка или полусинтетика, типа дольше не теряет свои свойства, обладает лучшим моющим эффектом, содержит комплекс суперсовременных присадок, от которых двигатель становится как новый и т.п.
Заметил – во многих отзывах пишут, что используют это масло.
Вот так однажды зашел на Drom (а может еще и на Auto.vl), и увидел на форуме ветку под названием «ЗИМА - МОБИЛ 0W40 или 5W50» (
https://forums.drom.ru/toyota-general/t1150884729.html), где один разбирающийся в вопросе человек (с ником deo), очень внятно и подробно, на протяжении нескольких страниц рассказывал интересные вещи про масла. И в итоге переубедил многих скептически настроенных. Меня в «свою веру» обратил почти сразу же. :)
Из этой ветки я почерпнул простое правило: лить нужно то, что рекомендует производитель авто. При этом, очень важно какое масло лить, ну и понятно, оно должно соответствовать заявленным характеристикам, т.е. быть качественным.
С тех пор лью, так называемую «минералку» фирмы «Toyota» 10w30 летом, 5w30 зимой, и не парюсь. В морозы, когда холоднее –30°C, машину не беру.
Что интересно, некоторые думают, что она стоит чуть ли не как лучшая синтетика Castrol, это не так. Не сочтите за рекламу, но 4-х литровая банка тойотовского масла стоит от 600 до 1000 рублей, в зависимости от географического расположения официального дилера.
Подкапотное пространство организовано стандартно – все под рукой. Масляный щуп на 1JZ расположен поближе, что удобнее, чем на 1G. С оглядкой на угонщиков (интересно, угоняют сейчас 90-е кузова?), могу сказать, что только аккумулятор установлен в неудачном месте сразу за левой передней фарой – слишком легко его «отрезать» или продырявить (электролит вытекает, он сдувается). Во многих современных машинах аккумулятор устанавливают подальше, то есть поближе к салону, да еще и прячут под крышками.
Капот держится на амортизаторах, которые с годами тоже «умирают», а зимой в сильные морозы не хотят держать. Если они подыхают (у меня такого не было), вроде как подходят наши отечественные, то ли от Москвича, то ли еще от кого.
По весне помню пару раз лазил под капот по причине не работающего омывателя. Случалось из-за воды, ночью она замерзнет, льдом выдавит с крепления насос, вода потом вытечет, приходилось защелкивать его обратно.
ПОДВЕСКА – могу описать одним словом: комфорт. Хотя некоторые считают, что Марк рулится как диван (просто не нужно его сравнивать с Аккордом), кого-то укачивает и т.п. Меня вполне устраивает, да в поворотах есть крен, но это расплата за комфорт. В старом Марке подвеска казалась мягковатой, и я установил более жесткие пружины (на перед от JZX, на зад передние ВАЗ-овские), стойки после этого стали жить подольше – переживали одну зиму.
В комплектации Tourer амортизаторы пожестче, есть задний стабилизатор поперечной устойчивости.
Слабым местом в подвеске являются передние нижние шаровые опоры. Лечится установкой оригинальных (читай качественных) шаровых от 100-го кузова, они надежнее.
Считается, что подвеска в Марках крепкая, однако разговаривал как-то с мужиком, у которого служба такси, он говорит, что на Коронах-бочках подвеску перебирают стабильно раз в год, а на Марках по 2 раза. Вот так вот. Хотя я не жалуюсь.
Как вариант продления жизни расходников в подвеске, можно установить комплект втулок и сайлентблоков из полиуретана. Полный комплект на Марка обходится в районе 12 тыс. рублей, это без работы. Может частично поставлю, для себя, что называется, не жалко.
Штатные колеса имеют типоразмер 195/65 R15. Диаметр центров крепежных отверстий 114.3, количество отверстий 5, вылет от 38 до 50 (в зависимости от ширины диска), диаметр центрального отверстия 60.1мм. При размере дисков R15 многие ставят резину 205/65 – машина смотрится интересней, но теряет немного в динамике, спидометр при этом начинает врать на 4-5 % в меньшую сторону. На комплектации Tourer V задние диски шире передних (7.5 против 6.5), диски меньше, чем R16 на него не встают.
Учитывая состояние наших дорог, все желание поставить 17-е литье пропадает, т.к. подвеска от этой «красоты» убивается быстрее. Так что езжу на 15-м. На лето постараюсь купить диски посимпатичнее, зимой буду кататься на родных. Вообще я считаю, что чем мягче подвеска, тем дольше она живет без обслуживания/ремонта, на кузов опять же передаются меньшие нагрузки.
Тормоза в машине по кругу дисковые, оцениваю как хорошие, педаль очень мягкая и чувствительная. Мне лично, после Марка тормоза во многих других машинах кажутся слегка «дубовыми».
САЛОН в этой машине отличается не размерами, а уютом и комфортом. Спинки сидений очень толстые, в частности за счет этого салон кажется меньше, чем он есть на самом деле. Садясь, во многие машины классом пониже, кажется, что у них салон больше, но комфорта при этом существенно меньше. Когда еду пассажиром на заднем сиденье своего авто, каждый раз удивляюсь, в хорошем смысле этого слова.
Шумоизоляция средняя, понимаешь, что не совсем плохая, только когда проедешь на машинах ниже классом. Двигатель почти не слышно. Хотя есть куда стремиться, например в Бревисе шумоизоляция просто на голову выше. Для меня было неожиданностью, но у Субару (Легаси, Аутбэк) шумоизоляция хуже, не очень понятно чем, но шумы с улицы слышно отчетливо.
Самым слабым местом по части шумоизоляции считаю колесные арки. В комментариях к одному из отзывов здесь на Дроме, кто-то посоветовал покрыть их антигравием с двух сторон. Может летом доберусь …
Качество отделки салона очень хорошее, торпеда отделана качественным материалом (вроде как называют его винилом), который на ощупь мягкий. У друга Скай в 35-м кузове, у второго Альтеза, у третьего Субару Б4 – на мой взгляд там материалы похуже. В новых пятерках БМВ кирза по кругу, в Хорьках и Прадиках новых материал напоминает резину, и царапается. Владельцев перечисленного прошу сильно не «пинать», может я и не совсем прав. В минусы торпеды запишу два момента: на сильном солнце она бликует от лобового стекла, помогают солнечные очки с поляризационным покрытием; и пыль – сразу становится заметной, как только появляется. Панель в «новом» Марке у меня более матовая, что наполовину вычеркивает описанные недостатки.
Торпеда в 90-х кузовах мне нравится очень, все линии такие плавные и закругленные, нет этой угловатости, которая пошла в 100-х кузовах и усилилась вместе с добавлениями серебристой пластмассы в последующих моделях не только Тойоты.
Водительское сиденье одно, регулируется по 4-м направлениям: вертикальная регулировка передней и задней части сиденья, наклон спинки, ну и конечно взад-вперед. Для невысоких водителей (например, моя жена имеет рост 160) регулировки водительского сиденья по высоте недостаточно. В «новом» Марке, кстати, регулировка по высоте работает в большем диапазоне. Боковой поддержки нет, есть регулируемая поясничная поддержка. Сиденье пассажира – только наклон спинки и вперед-назад. Подголовники передних сидений наклоняются (просто усилием), и выдвигаются вверх. Задние сиденья не регулируются, но между ними есть мягкий выпадающий подлокотник, вполне добротный. Передние сиденья пожестче, задние помягче. Форма задних сидений явно «заточена» под двух пассажиров, третьему там не место, хотя ремень под сиденьем есть. В крайнем случае будет неудобно, но терпимо.
Удобство электрорегулировки сиденья определил для себя только в одном – при регулировке на ходу никуда резко не проваливаешься/откатываешься. Минус в том, что невозможно сразу отодвинуть сиденье или откинуть спинку до конца.
Через середину салона проходит тоннель под карданный вал, так что пространство в ногах задних пассажиров разделено, т.е. пол не ровный, это особенность почти всех заднеприводных седанов. Не знаю, как там на самом деле, но думаю, что это «ребро» все-таки придает кузову дополнительную жесткость.
Вообще, должен заметить, что посадка водителя и пассажиров относительно низкая. Многие сетуют на то, что потолок низкий – у меня в старом Марке ни один знакомый не пожаловался (многие выше 190), а в «новом» заметил такое дело, может сидения не такие продавленные, может что-то изменено конструктивно, не знаю. За рулем точно тесно не будет, если только не ездить в шапке-ушанке. Посадке переднего пассажира тоже можно только позавидовать – очень удобно, места много, есть куда вытянуть самые длинные ноги.
Руль обтянут кожей, ну или материалом, напоминающим кожу – считаю это должно стать стандартом для всех машин. У многих «уставших» машин руль начинает облазить, верхняя часть становится мягкой и проворачивается на ободе, что косвенно выдает состояние (пробег) машины. Не очень понимаю людей, натягивающих на кожаные рули такие здоровые чехлы, хотя некоторые говорят, что им толстый руль удобнее (про меховые вообще не буду ничего говорить… :). Подогрева, к сожалению нет. Регулируется по высоте и по вылету – это удобно.
Однако есть один большой минус – это две маленькие кнопки сигнала, бывает в повороте по ним просто не попадаешь. Редко, но эта мелочь реально напрягает! Есть версия, что кнопки пошли на рулях с подушкой безопасности водителя. Тут напрашивается вопрос: неужели трудно было сделать нормальный сигнал? У друга был Прелюд, там 4 кнопки еще меньше, тоже помню, нервничал… Руль имеет 4 спицы, по размеру он чуть больше, чем в новых машинах.
На скорости примерно 60-70 км/ч руль наливается тяжестью, наверное отключается гидроусилитель.
Подлокотник водителя явно просит доработки. Никакой функциональности столько места под ним теряется впустую. Хотя размеры нормальные (широкий), удобнее, чем два маленьких в некоторых машинах, регулируется по наклону. Подлокотник по большей части для водителя, т.к. закреплен на сидении водителя, крепление при этом не вызывает уверенности, стараюсь не наваливаться на него всем весом. Со временем он может продавиться, т.е. потерять форму, обшивка растягивается, в общем вид не очень приглядный (у многих старых машин он такой). В комплектации Tourer, и в 100-х кузовах нормальный подлокотник на крышке отсека для всяких мелочей.
Нет нормальных подстаканников, вставка в бардачке между сидений не в счет, бутылка с пивом туда не встает, приходится держать в одной, а рулить другой рукой, что небезопасно. Можно, конечно поставить между ног, однако летом, когда штаны тонкие, а пиво холодное, чревато застудить второй по важности орган.
Климат простой и работает понятно, ничего нового не скажу. Позволяет направить тепло в ноги, холодный воздух в верхние воздуховоды. Зимой в дальних поездках – это просто незаменимая вещь. Под передними сиденьями есть воздуховоды для задних пассажиров, так что ноги у них не мерзнут. Зимой стараюсь использовать только вариант обдува вместе с лобовым стеклом, по причине того, что из-за резкого переключения горячего воздуха на лобовое стекло, оно может дать трещину. В книжке к машине, кстати, нарисовано, что при любом варианте обдува, часть потока воздуха всегда идет на лобовое стекло, наверное я перестраховщик.
Ручник вовсе не ручник, а «ножник». Кому как, но мне больше подходит классический вариант (при комплектации Tourer такой в наличии). В чем неудобство: легко забыть, т.к. не видно, лампочка на панели не в счет; когда его отжимаешь, нужно потянуть ручку под рулем слева, и он выстреливает с таким стуком, что приходится помогать (придерживать) ногой. Ну и самое главное, его толком не «дернешь», когда хочется или нужно. Одним словом «ножной» стояночный тормоз органом управления не является, а годится только для прямого назначения.
Панель приборов, как уже сказал, цифровая. Не совсем понятно, в чем был заключен эксперимент тойотовцев, но в следующих кузовах все вернули «как было». Классическая аналоговая (стрелочная) панель, все же попривычней, и ощущается как более надежная (это у меня конечно паранойя). Однако, попользовавшись, и в пользу цифровой панели могу все-таки привести несколько доводов:
• тусклые стрелки аналоговой панели при включенном свете в темное время суток, иногда приходится искать их взглядом;
• у цифровой панели легче и с большей точностью (до 1 км/ч) считываются показатели скорости – удобно нарушать скоростной режим;
• вручную регулируется яркость подсветки;
• кнопкой масштабируется шкала количества топлива, правда не ясно 15 – это %, литров или чего еще, т.к. вся шкала до 15-ти соответствует двум кубикам основной шкалы;
• 2 дополнительных одометра против одного.
В минусы запишу следующее: невнятный датчик температуры (там такой квадратик, который не сразу заметишь, если он уползет куда не следует, возможно дело привычки), неудобный тахометр, ну и несерьезный вид в целом.
Я к цифровой панели привык быстро, но все равно, она не кажется мне более удобной. Считаю, что оптитронная панель 100-х кузовов по всем параметрам выигрывает у описанных вариантов.
Центральная панель совсем чуть-чуть сориентирована в сторону водителя, через это место водителя ощущается как более комфортное. Это понимаешь после того, как проедешь на какой-нибудь машине, где все сделано строго по центу.
С кнопками все стандартно: Power – коробка переключается на повышенных оборотах, Snow – трогается плавно со второй (ни разу не помогло, если честно), O/D – режим овердрайва, при нажатой кнопке используется 4-я скорость, при отжатой не используется (можно пользовать на скорости, если лень делать кик-даун, коробка принудительно переключится на 3-ю, конечно при условии, что едешь на 4-й). Красная кнопка на коробке ничего страшного не делает, позволяет переключить рычаг КПП без зажигания и/или нажатого тормоза. При езде на 4-й скорости (с включенным овердрайвом) машина легко идет накатом, на 3-й чуть тормозит двигателем. Есть выключатель дистанционного ключа.
Удобные стандартные тойотовские рельефные подрулевые переключатели света и дворников, обратил на это внимание после того, как попользовался такими переключателями на 35-м Скае и Теане – там они такие закругленные, что на ощупь не понятно, что включено.
В общем, резюмируя по салону, могу сказать следующее: простой и удобный с точки зрения форм и количества деталей, качество материалов на высоте.
Вспомнил еще пару мелочей, которые вспоминаю каждый раз, когда мОю машину – забиваются грязью дырочки декоративной панели, прикрывающей динамики. В основном это относится к двери водителя. Везде все чисто, а это место фиг прочистишь, на солнце особенно видно. А еще тяжело полностью и качественно протереть заднее стекло изнутри – оно очень покатое и длинное/глубокое, приходится изворачиваться.
Машину стараюсь мыть сам, получаю от процесса удовольствие. Есть мойка на Гаражной (в районе Старокузьмихинской), платишь 100 рублей и моешься сам полтора часа, вода почти всегда горячая (летом бывает холодная), напор в шлангах хороший. Моюсь обычно Фрошем, редко Фейри. Сам так отдраиваю машину, что садиться в обуви потом не хочется. Сколько ни пробовал, ни одна мойка не достигла даже подножий моего «мастерства», не любят они, видимо, такие старые «ведра» мыть…
Много раз обращал внимание на то, что после мойки машина начинает лучше ехать. :)
ЗАДНИЙ ПРИВОД – вот то главное, за что одни любят, а другие не любят эту машину. Я отношу себя к первой категории. Вопросы о преимуществах и недостатках типов приводов рассмотрены вдоль и поперек, тем не менее, затрону эту тему еще раз.
Преимущества заднего привода:
1. Нормальный, легкий руль с понятными реакциями. К полному приводу это тоже относится, но в меньшей степени.
2. Относительно малый радиус разворота. Там, где я на Марке легко разворачиваюсь в один проход, та же Калдина развернуться не может.
3. БОльшая надежность узлов по причине их относительной простоты (рулевое спереди, привод сзади).
4. Безопасность. Да, я это не опечатка. Задний привоз на скользкой дороге заносит в 10 раз чаще (условно), чем передний, но занос на заднем приводе в 10 раз безопасней. На самом деле это не значит, что меня на заднем приводе заносит чаще, это означает, что я раньше узнаю, что дорога скользкая и еду осторожнее.
При заносе заднего привода достаточно легкой корректировки рулем, чтобы выйти из заноса (передние колеса, при этом, крайне редко теряют сцепление с дорогой, сохраняя возможность управления автомобилем). С передним приводом вроде бы все проще, однако в экстренной ситуации оказывается все сложнее, нужно газовать, крутить рулем и ждать, когда-когда закончится лед, и передние колеса получат сцепление с дорогой. С полным приводом та же картина, если уж его понесло, то понесло.
Занос на заднем приводе является более управляемым, а значит безопасным.
При всем при этом, я считаю, что на переднем приводе проще ездить, чем на заднем, а на полном – проще, чем на переднем. Женщинам всегда буду советовать передний или полный привод – для них так безопасней.
И еще одно замечание: при езде на заднем приводе, приходится чаще «думать головой» на дороге, что дисциплинирует водителя, и делает его более ответственным.
5. Удовольствие, которое получаешь от управления машиной. Приятно иногда ездить боком, черт побери, да и не только это. Как иногда «вваливаешь» при выходе из поворота, кто ездит на заднем приводе, думаю, меня понимают…
Переходим к минусам заднего привода:
1. По причине не очень правильной развесовки по осям (может совру, но у данной машины это ориентировочно 40/60), задница получается очень легкой, как следствие зимой приходится с осторожностью работать педалью газа. Да и с пустым баком лучше не ездить.
2. Из п.1. вытекают повышенные требования к зимним шинам. У нас в Сибири зимой желательно использовать шипованную резину.
Некоторые умудряются ставить шипованную резину только назад – это большая ошибка с точки зрения безопасности (у таксистов замечал такое). Считаю, что на безопасность в большей степени влияет не способность машины быстро набирать скорость, а способность быстро тормозить, так что шипы спереди не менее важны. Некоторые ошибочно полагают, что чем шире колесо, тем лучше сцепление с дорогой зимой.
3. Неопытному водителю на заднем приводе зимой сложнее.
4. Нужно постоянно думать головой, т.е. в большей степени оценивать дорожную ситуацию.
Вообще получается, что я противник переднего, сторонник полного, но любитель заднего привода.
Примерно так.
Честно говоря, в своем отзыве я старался выделить больше недостатков, нежели достоинств. При выборе любой машины, считаю, важнее знать недостатки, достоинства каждый определяет для себя сам. Ничего нового выдумать не пытался, собрал в кучу то, что сидело в голове. Многовато, конечно, внимания уделил мелочам, ну а что делать, когда серьезных недостатков у машины не обнаружено?
Подытожу все-таки то, за что я люблю эту машину:
• Отличный внешний вид;
• Комфортный и качественный салон;
• Надежный двигатель с достаточной мощностью, не требовательный к качеству бензина;
• Комфортная и надежная подвеска;
• Задний привод;
• Невысокая цена.
Серьезных недостатков, лично для меня в этой машине нет, так мелкие придирки (см. по тексту). Хотя один большой минус все-таки есть – такие машины сейчас не делают.
С уважением,
Сергей Б.
P.S. Про пиво, картошку и одно водительское сиденье – шутка, кто не понял.
Надеюсь, не сильно притомил количеством писанины.