До Прадо ездил на Townace Noah 1998 года, дизель 3CT 2.2 литра, 95 лошадей. А еще раньше - на ВАЗ 2106 1.6 1994 года выпуска, Ниве 90-го и УАЗике "буханке", плюс грузовик Хино Рейнджер пятитонник и Исудзу Форвард такой же подъемности. Потом, в период владения Прадо, - параллельно катался на Хонде ХРВ и Хайлюксе с двигателем 2.7.
Когда появилась возможность сменить машину, выбирал между Харриером 3 литра 4ВД, Х-Трейлом 2003-2004 годов и Прадо 2.7. Х-трейл был дешевле на 100-150 тысяч, Прадо и Харриер - примерно в одну цену.
Автомобиль решил заказывать с аукциона - т.к. уже тогда понял, что на рынок можно ходить только посмеяться над байками перекупов ("все машины 12-го месяца", "Тойота Надя СУВ = Харриеру", "ПТС съела кошка, поэтому дубликат выдан ГАИ", "Ярлычки с датой выпуска авто на ремнях безопасности оторвало при разгрузке в порту с судна" и прочий бред). Плюс, на рынке машину все равно толком посмотреть не дадут, редкий продавец согласится выехать в разгар торгового дня с территории, да и японским оценщикам я доверял больше чем нашим криворуким специалистам из сервиса, которые запросто могут что-нибудь проглядеть.
Поставщика выбирал так - на сайте
auto.vl.ru (нынешний дром.ру) в разделе аукционы была ссылка на фирму "Амаяма авто" - собственно владельца самого сайта "Автовладивосток". Решил, что фирма, которая поддерживает такой крупный портал не будет рисковать репутацией и теряться с моими деньгами. Кроме того, отрицательных отзывов по ним почти не было - до сих пор запомнил, что на 2007 год было две спорных ситуации - в которых представители фирмы повели себя достойно - не стали стирать ветки с претензиями и до конца обсуждали проблему с покупателем на форумах - первый случай покупка какого-то заряженного эволюшена в Москву, оказавшегося впоследствии проблемным, второй - покупка такой же импрезы.
Х-трейл в итоге показался слишком погремушечным, пластмассовые крылья не понравились и у знакомого как раз в ту зиму перемерз сапун на трассе, решил добить 100 тысяч и взять Тойоту. Между Харриером и Прадо выбрать было сложнее всего - помню создавал несколько тем на дроме. За Харриер была динамика, за Прадо - рама, наличие раздатки, большие колеса и дешевизна ремонта подвески (прикидывал стоимость запчастей - выходило как на Таунайсе). Внешний вид у обоих нравился.
Внес "Амаяме" аванс, стал делать ставки на Прадо. Двигатель - хотел только бензин. После Тауна понял, что себя на дизелях возить не буду никогда (на тот момент были еще дизельные грузовики). Больше всего доставал постоянный холод на холостых оборотах зимой (даже на 7-литровых грузовиках, что уж говорить про маленькие дизели), кисель в баке осенью и весной, чистка топливной аппаратуры и тарахтение в салоне. Цена на солярку и бензин уже тогда начинала выравниваться.
"Легендарность" KZ-та нисколько не прельщала. Он точно также тарахтит в салоне как и 3CT (у знакомого был такой Прадо), точно такой же холодный в зиму (кнопка повышения холостых оборотов не спасает). Да, у него мощность 145 л.с., почти как на бензинке 2.7 литра. Но рабочий диапазон оборотов значительно уже - при длительной езде на большой скорости его можно перегреть и алюминиевая голова двигателя треснет. Да, на дизеле крутящий момент выдается с холостых оборотов, что позволяет лучше стартовать со светофора, но на бездорожье это не имеет особого значения - всегда можно включить раздатку. Кроме того, в 2007 году проходные KZ уже закончились, пошли 170-сильные KD с топливной рампой и насос-форсунками, что делало выбор дизеля еще более сомнительным.
3.4 литровый 5VZ такого же года и комплектации выходил в среднем на 100-120 тысяч дороже. Тогда эта сумма показалась существенной (с учетом того, что от цены Х-Трейла уже было переплачено 100-150 тысяч). Поэтому решил, что после чахоточного 3CT, Прадовских 150 лошадей мне хватит с лихвой.
Сыграла вторая или третья ставка - прошлые перебивались, причем на какие-то пару сотен долларов. На кнопке автомобиль обошелся в 2 млн. 20 тысяч йен. Машину хотел обязательно с родным трехспицевым литьем, спойлером и коричневым салоном - так и оказалось. Не было только парковочного зеркала, зато был люк - очень полезная опция. Стоял пластиковый колпак на запаске. Цвет - тоже понравился, тогда бежевых Прадо было очень мало, в основном привозили серебристые.
Пробег - 66 тысяч, оценка 4.5 балла, салон Б, февраль 2002 года (такой кузов выпускался до сентября 2002).
Долго думал ехать ли самому за машиной. До этого несколько раз помогал перегонять машины друзьям, в том числе до Иркутска, по тайге, асфальта тогда не было - заканчивался сразу за Биробиджаном. А после Сковородино и до Чернышевска нужно было ползти по набору ям, периодически съезжая в тайгу. Решил не колотить свежую машину по камням, заморачиваться с обклейкой (которая все равно не поможет от больших камней), рвать резину по скальнику и сказал, чтобы загрузили в контейнер.
Через две или три недели после растаможки выгрузил машину из контейнера у себя в городе. Первое, что поразило - динамика (да и это на 2.7 литра!). После мертвейшего 95-сильного дизеля, Прадо показался ну если не ракетой, то очень динамичным автомобилем. В автобусе постоянно было ощущение, что тащил его на себе, а Прадо - ехал сам. Второе - очень мягкая подвеска, на Тауне с его маленькими колесиками ощущалась каждая неровность дорожного покрытия. Сиденья с развитой боковой поддержкой - даже не стал одевать чехлы. На Тауне - были просто плоские спинки, с которых постоянно сносило в поворотах. Для задних пассажиров оказалось неожиданно мало места - по сравнению с автобусом. Велюр в салоне - гораздо качественнее чем в Ноахе - у него была обычная цветная тряпка. Регулировка руля - хоть и механическая, но в разы удобнее чем в автобусе - там руль двигался в гораздо меньшем диапазоне.
Сразу купил зимнюю резину - новый Бриджстоун, с комплектом таких же родных трехспицевых дисков, установил магнитолу и сигнализацию. Сразу поменял масло в редукторах, автомате и двигателе. Все ремни навесного оборудования под капотом.
На машине ездил не очень много - т.к. были и другие авто - средний пробег был около 10 тысяч в год, продал с пробегом 109 тысяч (к вопросу о том, какие пробеги бывают). Зимой тоже редко выезжал - особенно в сильные морозы - удобнее вызывать такси, чем ходить в гараж утром в минус 40 и под вечер при такой же температуре, мучать машину холодным пуском или постоянной работой на холостых. Чтобы ездить на машине с максимальным удобством в таком климате нужен собственный дом и пристроенный к нему гараж с автоматическими воротами - утром сел в тапочках в машину, доехал до работы, заехал в такой же гараж и все это не снимая тапочек. Хотя, несмотря на одну печку, Прадо очень теплый - даже в минус 40 в салоне жарко - даже на холостых оборотах (чего в дизеле не будет никогда). Хотел ездить по трассе - но т.к. нормальный асфальт в Амурской области появился ближе к 2010 году, машину эксплуатировал в основном по городу.
С этого же времени стал задумываться о продаже. В машине по большому счету все устраивало, хотелось такую же точно, но чтобы она была малость пошире - чтобы не подкидывало на гребенке, двигатель помощнее - для езды по трассе и подвеска - еще мягче (пневматическая?). В городе - 2.7 литра хватает за глаза, особенно при моей средней скорости - 40-50 км. час. Обгоны можно совершать практически без напряга километров до 80-100. Дальше уже тяжеловато, а после 120 (трасса) - вообще никак. С учетом того, что на гребенку и трассу я выезжаю мало (съездил как то на Байкал и в Маньчжурию, как сделали дорогу) с названными недостатками можно было примирится и ездить дальше. Тем более, что вопрос по скорости я закрыл, купив литровый Сузуки Бандит 2001 года - быстрее него не едет ни одна машина в принципе.
Так, неспешно, я думал о смене автомобиля примерно два года. Читал отзывы на дроме, перебирал варианты, смотрел. Даже пару раз собирался вывесить объявление на дроме, но потом передумал. Интересовались машиной знакомые, хотел купить сосед - им тоже отказывал. На 90-тысячах заехал в крутой сервис с вибростендом для проверки ходовой, там выявили какой-то незначительный износ амортизаторов и шаровых. Ничего не брякало, но т.к. люблю чтобы в машина была в порядке - полностью заменил аморты, передние шаровые и все резинки по кругу с малейшими признаками износа.
Еще, в период массовой истерии с техрегламентом поставил евро-оптику DEPO - честно говоря второй раз бы так делать не стал - светит она на троечку. Конечно не так плохо как китайские "ангельские глазки" и прочий рыночный позорняк, но до родных фар явно не дотягивает - в особо сложных условиях приходилось еще подсвечивать туманками.
Особенно актуален вопрос продажи стал в начале 2011 года, когда доллар снова опустился до 27 рублей и во Владивосток массово потащили новые арабские прадо с 165-сильным 2TR, тогда они стоили примерно 1 млн. 600 тысяч рублей. Много читал об этой машине, спрашивал у людей на дроме, даже писал запрос в фирму "Мир Автотехники" (вроде бы самый крупный поставщик). Потом доллар снова пополз вверх да и я остыл. Подумал, что особо нет смысла менять Прадо 2002 года в идеальном состоянии на точно такой же по свойствам автомобиль - только новый. А руль слева и 2011 год выпуска при езде никак не ощущаются. Хотя внешне и по салону машина нравилась, "арабская комплектация" тоже не пугала - машины то в Японии делаются.
Думал насчет нового кроссовера типа Мазды СХ-7 или 3-литрового калужского Аутлендера, новой Хонды Аккорд из салона, БМВ Х5 2008 года из Америки, Паджеро 3.8 литра из "Аттик-Моторса" в максималке (местный амурский дилер Митцубиси). Как вариант, рассматривал даже оставить Прадо и взять вторым автомобилем какой-нибудь седан (асфальт на трассе уже был, значит можно ездить на межгород) - типа Хонды Аккорд из салона или свежей БМВ пятерки из Америки.
Но поскольку реально в Прадо все устраивало вопрос с продажей старого и покупкой нового решался вяло. Тем более, что доллар опять подорожал (октябрь - ноябрь 2011 кажется до 32 рублей доходил). Но в январе 2012 стала расти нефть и доллар поехал вниз. Вопрос с продажей решился спонтанно - разместил объявление - подумал, что поставлю цену повыше и буду неспешно продавать до лета, за полгода продам.
Однако уже на третий день позвонил покупатель, который в итоге через неделю ее и забрал (сказал, что смотрел такие Прадо во всем регионе от Хабаровска до Якутска - мой по состоянию лучший). Отдал ему комплект родных тойотовских фильтров, родных же колодок (никогда не ставил заменители, всегда заказывал оригиналы) и литровую канистру масла Мобил.
Через неделю я уже перечислил аванс аукционной фирме в Японии (к сожалению в декабре 2011 дромовская "Амаяма" перестала заниматься автомобилями) и начал делать ставки. Решил что лучшее - враг хорошего, поэтому смотрел такой же точно "Прадо" - только, чтобы он был устойчивее, мягче и с более мощным мотором. Т.е. либо 121-й Прадо 4 литра (на пневме) 2008 года в максималке, либо сотку бензин 2007 года (на гидре, тоже в максималке). Больше склонялся к сотке, но понимал, что скорее всего взять не получится - т.к. проходные заканчивались в июне (а то и в мае) - плюс время на доставку и растаможку - т.е. февральские да и мартовские брать было уже опасно, можно было налипнуть на таможне.
Уже подобрал хороший вариант - Прадо 2009 года, проходного месяца, бежевый, 121 - кузов, с люком, обвесом, на коже, в максималке, но на следующий день на торги выставили сотку 05 месяца 2007 года, VX-Limited G-Selection, с люком, кожей и родным обвесом. Сразу поставил максимально возможную ставку (10% самых дорогих машин в статистике) - и купил этот автомобиль.
Прадо приятно вспомнить до сих пор - даже катаясь на сотке. Отличный автомобиль, надежный, недорогой в обслуживании, мягкий, комфортный (параллельно был еще Хайлюкс-пикап с таким же двигателем - гораздо более дубовый авто). Теплый зимой, без проблем заводится в любой мороз. Немного не хватает динамики, но до 80 км/час этого практически не заметно, а в городе это в общем-то максимальная скорость. Поскрипывает передняя панель на кочках - но меня это не раздражало (хотя люди на дроме по полмашины разбирали, читал). Салон простоватый, много прямых линий, зато кресла и руль очень удобные, двери закрываются как на холодильнике с приятным глухим звуком - не бряцают как на ХРВ. Снаружи до сих пор смотрится отлично - особенно с новой оптикой после рестайлинга 99 года.
За внедорожные качества особенно ничего сказать не могу - за все время владения раздатку включал раз десять и то в основном снег на речке помесить зимой. Там же понял, что крутящий момент дизеля особо не нужен - т.к. на включенной пониженной передаче крутящего момента хватает с избытком. Мне внедорожник нужен больше чтобы ездить по бордюрам, гравийке и не замечать ямы в асфальте - с этим Прадо справляется на отлично. По лесу всегда было жалко царапать полировку и рвать подвеску. Для совсем жестких прорывов была Нива, а потом работяга Хайлюкс.
Купил бы я себе такую машину снова? Да. Если бы у меня было 800-900 рублей, я бы взял точно такой же пробежный Прадо, из под хозяина, с пробегом тысяч до 150 (с аукциона уже не заказать, непроходные). Чтобы он был второй, третьей машиной, как у меня. Никаких корейских кросоверов, ниссан жуков, сомнительных соток 98 года и гнилых московских Прадо 120 леворучек за миллион рублей. Только старый добрый праворульный Прадо 2.7, простой и надежный как грабли.
Собственно сотка на которой я сейчас езжу и есть такой Прадо - только больше, мягче и быстрее. Чего еще желать? Разве что Секвойю Платинум или 570-го Лекса.