Если бы за не гуманную эксплуатацию автомобиля полагалось наказание, то я сел бы лет на 15..., но меня немного оправдывает тот факт, что мой Хайс был куплен для производственных целей и, если честно, является моим только формально, но ездию на нем в основном я.
Купили его за 2700 долларов в середине мая 2004 года непосредственно у перегонщика. Ввезен он был из Норвегии, отбегав там (по одометру) что-то около 200000 км., возможно, это был уже второй круг (:.По нашим просторам до покупки намотал на кардан не более 500-600 км., просто не успел. Приобретался он для нужд производственного предприятия с целью перевозки людей и грузов и, соответственно, исполнен он в грузопассажирском варианте.
Состояние микрика было вполне приличное, а имея уже опыт эксплуатации его собрата более старшего года выпуска (1981) я оценил его, делая поправку на возраст, на очень хорошо. Вобще, норвежцы любят свои машины и ездят на них очень аккуратно и следят за их состоянием более качественно, чем, скажем, немцы, чему способствует очень жесткая система контроля за техсостоянием автотранспорта со стороны полиции и других контролирующих органов и сам по себе менталитет викингов. У них, к примеру, любая деталь кузова, требующая ремонта подлежит обязательной замене, если это конструкционно возможно, ни какой сварки и лепиловки. Хорошее состояние движка тоже вполне объяснимо - великолепного качества масло, своевременно меняемое и топливо, более того, сам пару раз видел, как полицай брал из бака остановленной машины топливо на анализ - не дай бог что-то там ему не понравится, штрафы у них - закачаешься. Ну и качество сменно-запасных частей находится на совершенно другом качественном уровне, чем, скажем, в Росии. У нас порой не совсем уверен, поставили ли тебе новую запчасть или помыли старую, а новую чисто по русски стырили.Но это так, лирика.
Что касается эксплуатации Хайса, то тут с его стороны все ровно, сменил крестовину на руле сразу - рассыпалась нафиг, потом, через год, перед техосмотром поменял все рулевые наконечники - подстукивали слегка, половину всех резинок в передней подвеске пришлось таки заменить по причине их рассыхания.В то же время слегка подправили его внешний вид, подрихтовали койчего, подкрасили. Вварили вместо заднего стекла лист металла - так надежнее, потому что стекло благополучно выбили какой-то железякой - все же производство.Этой зимой лопнул один лист в левой рессоре - приспособили другой от какой-то отечественной грузовой колымаги, похожий по форме и размерам, потом треснула чашка, в которую упирается задний амортизатор, заварить не удалость - нашел на разборке почти новую.Как-то грузили в микрик якорь от судового генератора весом окло 600 кг, затягивали талевкой и какой-то дурик додумался упереть распорку, на которую привесили таль, в открытые боковые двери ну и левая дверь попросту слетела с направляющей, на место поставили и думаю вовсе её наглухо заварить.
Весной, в самую распутицу пришлось много ездить полностью груженому народом и железом по направлениям (дорогой это не назвать ни при каком раскладе) и как результат -окончательно умершие амортизаторы, ступичные задние подшипники, сайленблоки и шаровые. В добавок загудел мост, он и раньше гудел, но только при скорости за 100 кмвчас, а теперь при 30 уже шумел, как потерпевший. Разборка и дефектация показала увеличение зазора в редукторе до 7-9 десяток, но концевой подшипник оказался почти в идеальном состоянии.
Не знаю как у всех, но что у первого, что у второго Хайса самыми слабыми местами оказались генератор, реле нагрева свечей и реле зарядки, приборная панел (изношенные контакты и перегоревшие патроны для ламп). Все пришлось перехимичивать, перепаивать диодный мост, а реле зарядки подошло то ли от Газели, то ли от УАЗика и дело не в цене, поставили бы и родное, в наличии как правило нету ни чего кроме резиновых ковриков и брелоков с шильдиком Тойоты, а нам надо все быстро быстро, порой приходилось ремонтировать на выходных или даже в ночь.
Сейчас его вывесили на деревянные пеньки, сняли мост, переднюю подвеску - грядет крупный ремонт. Все запчасти обошлись в 18000рублей, включая передний габарит, задний фонарь и заднюю опору двигателя - вещи, по словам торговцев запчастями, весьма редкие, заказные из самой Японии. Не знаю, врут, наверное.
К чему это все, а к тому, что за два года "мой" Хайс нарулил порядка 80000км из них только тысяч десять на трассе, но и там отдохнуть ему не давали - если и ехали, то в авральном режиме, по тысяче в день в полном грузу. Ремонты производились не по-людски, не в текущем режиме, а когда просто больше нельзя ездить. Если бы таким же образом эксплуатировать любой отечественный автохлам, скажем, Газелину, она сдохла бы через полгода, зуб даю. У меня у самого пока были только русские машины, покупал их новыми, в салонах, особых проблем с ними не знал, но так ведь это новые машины. Я просто не могу себе представить, что моя первая девятка проживет 25 лет и сможет ездить хоть как-нибудь, у человека, который купил её у меня она уже почти рассыпалась.... У теперешней моей пятнашки минусов тоже хоть отбавляй, начиная от вездесущего русского скрипа пластика и заканчивая чудовищным расходом топлива. При таком объеме двигателя аппетит в 12-15 литров в городе - это, по моему, идиотизм полнейший, при чем регулировкам она не поддается. (может кто захочет её у меня прикупить? (: , не стесняйтесь)
Короче, я к чему веду. И умные люди мне говорили и сам я понял, что нету больше машин на свете кроме Тойоты и Ниссана, можно еще принять за машину Вольво, но вот микриков они не делают. Все эти пижонские американцы и европейцы типа БМВ, Мерседес Бенц, Ауди, форд и иже с ними - это именно пижонство чистой воды. Они Оччень дороги в обслуживании и не имеют и пятой части запаса прочности по сравнению с Хайсом. Да, бегают Фольцы, которым по 20 лет, но это большая редкость, поглядите, улицы забиты старенькими Хайсами, их содержание не дорого и не сложно..
Теперь я хочу продать пятнашку и купить себе, в свой уютный гаражик Хайса середины 90х годов (говорят, что более новые микрики с левым рулем собираются в лучшем случае в Китае и сыплются не добегав до 250000 напрочь), губастика, грузопассажирного, и буду любить его и лелеять ибо знаю, что он безотказен, надежен и прост, как автомат Калашникова.