Доброго времени суток, уважаемые читатели.
И так - Гайа. По большей части неважно, собираетесь ли вы покупать данную машину, являетесь ли вы собственником этой машины или просто пробегали взглядом мимо и решили заскочить на пару строк, этот отзыв будет несколько отличаться от других, так как я владелец уже третьей по счёту Гайи, и ещё одной машины с, более-менее, аналогичной начинкой (Toyota Vista в "новом" кузове), успел ознакомиться с технической составляющей, попробовал авто в дальних поездках, успел покататься по бездорожью, набраться незабываемых и откровенно комичных впечатлений от владения данного авто и, конечно же, подремонтировать данные авто.
Мои критерии после продажи первого авто (той самой Висты) были следующие - аналогичный двигатель, в идеале - такой же как у Висты (3S-FE) так как надёжность данного двигателя я уже успел испытать, в том числе и на газовом оборудовании, универсал, по возможности 7-ми местный, с раскладывающимся в ровный пол 3-й ряд сидений (для работы), обязательное 4WD, и, как бы то ни было смешно, главный критерий - высокий потолок, так как с моим ростом на авто с низкой крышей самое "весёлое" занятие - пробивать обшивку на различных кочках, ямках и так далее. Основа этого критерия пошла с моего отца - за 10 лет владения машиной протёр головой обшивку потолка до метала.
По данным критериям отсеял выбор до двух моделей - Ипсум и Гайа. Осмотрев и так и этак несколько машин каждого вида решил остановиться на Гайи из-за большей вместительности. Сказано - сделано. Продав Висту я стал обладателем своей первой Гайи, которая, впрочем, продержалась на ходу в моих руках менее 2-х суток. Купил машину поздно вечером, оформил в 9 утра на следующий день, намотал около 240 счастливых км. так как машина была в идеальном состоянии (спасибо предыдущему владельцу), и в 11 часов вечера поставив машину в дорожный "карман", отправился в спортзал. Великолепно позанимавшись и отмывшийся, переодевался в раздевалке с мыслями - "Хороший сегодня день, столько всего успел, настроение отличное, хорошо позанимался и в качестве вишенки на вершине торта - отличная новая машина, на которой я сейчас поеду домой, и лягу отдыхать". Мечты об отдыхе, собственно, как и отличное настроение отпали стоило мне выйти на крыльцо - моя машина была на тратуаре в обнимку с деревом и в полный ноль развороченной задней частью авто, а на дороге была брошенная машина виновника аварии, который, кстати, вылетев через лобовое стекло благополучно сбежал. Виновника я нашел сам через 2 месяца, несмотря на хорошую, но безуспешную работу ГАИ, получил с него деньги за разбитое авто, моральную компенсацию, и, с чистой совестью продал свою разбитую Гайю, которую, я, кстати, позже видел на Дроме, полностью восстановленную, с весёлой надписью "100% без аварий". Так что, если меня читает владелец Гайи, серого цвета по ПТС, 1999 года выпуска, с цифрами 25 в серии, последними двумя цифрами 26 в номере ПТС, и гос. номером НХХХЕК27RUS - обращайтесь. Расскажу, покажу документы и фотографии оставленные на память и так далее.
И так, продав разбитую Гайю я решил брать снова Гайю, так как за срок эксплуатации авто, пусть и такой маленький, меня машина полностью устроила. Искал хороший вариант, и воуля! - он нашелся в Благовещенске. Быстренько собравшись, созвонившись, я отправился в Благовещенск. Приехал, продавец встретил как родного, осмотрели машину - всё оказалось в порядке, проверив документы через местное ГАИ и получив добро на регистрацию я расплатился и погнал машину домой, в Хабаровск. Машина по дороге показала себя очень даже хорошо. Приехав, переночевал и поехал оформлять, оформив все документы, дождался инспектора который осматривает авто, передал все документы, в том числе и ПТС в которой была пометка о замене кузова, я спокойно ждал окончания осмотра авто. Вердикт был однозначен - распил. Получив отказ в регистрации с соответствующими объяснениями на бумаге - мол, так и так, при осмотре были обнаружены швы не предусмотренные заводом-изготовителем. Я молча поехал назад в Благовещенск. Доехал нормально, пусть уже и несколько медленней, всё таки, боялся гнать на распиле. Купил новую симкарту, договорился с местным, который, за 500 руб. под видом покупателя на другое его авто (он продавал два авто), договорился о встречи. На встречу поехал уже я. Встретились, объяснил ситуацию, показал документы. Жал продавца долго, часов 5, не меньше, но всё таки получил назад свои деньги, пусть и потеряв на 2-х поездках на поезде, 2-х поездках на авто туда-обратно на топливо, и услуги шиномонтажа, так как ещё по пути в Хабаровск проколол колесо, вернулся домой.
Несмотря на попытки родственников и друзей отговорить меня от покупки 3-й Гайи за 3 месяца, я был твёрд в своём решении - беру Гайю. И опять поиски, и опять покупка. На этот раз, слава Богу, обошлось без распилов и аварий. И вот с этого момента начну подробней.
Начну с внешнего вида и совместимости по запчастям с другими авто. - Гайа по совместимости с другими автомобилями очень универсальна. Большая часть запчастей подходит с Ипсумов старой модификации (практически полная совместимость с Ипсумами выпуска до 2001 года, после 2001 года уже идут небольшие различия, после 2003 года совместимость значительно снижается), так же несколько совместима с Toyota Nadia, Toyota Picnic (грубо говоря - леворукий вариант Ипсума) и минимальная совместимость с Toyota Vista и Toyota Corolla 2. Внешний вид авто в какой-то степени похож на Ипсум, однако вместимость, как по тех. документам, так и по факту у Гайи выше, так как у Ипсумов багажное отделение более закруглённое, в то время как у Гайи оно более угловатое, возможно, кстати, и в ширину Гайя больше Ипсума, но не много.
Теперь более подробно - первое время после покупки машины всё было нормально, первый косяк вылез спустя несколько дней - вскипел двигатель. Благо, вскипел он уже возле самого дома, так что дотолкав её до гаража, я смог вплотную заняться осмотром. Оказалась глупая мелочь - прошлый хозяин на зиму, что бы машина дольше держала температуру, положил между радиаторами картонку, да такую добротную, что она перекрывала радиатор полностью, не оставляя ему ни малейшего притока воздуха. Чуть ослабив крепления смог пинцетом подлезть и вытащить картонку. Мне повезло, с двигателем было всё нормально, ничего от температуры не повредилось. Так я прокатался ещё какое-то время, заменив только масло и фильтра, как того требуют нормы замены расходников. И в один прекрасный день я, озадачившись хорошо просевшим холостяцким бюджетом, решил замерить расход топлива. Оказалось всё совсем грустно - 20-25 литров на 100 км. Шутка ли! Естественно, это не порядок, так как моя первая машина (Виста), была с таким же двигателем и расход у неё, не смотря на полностью убитое состояние, не превышал 12-13 литров. Отправился в автосервис по знакомству, прописали мне замену датчика расхода воздуха, датчика температуры воздуха и замену свечей. Купив всё новое, а я стараюсь в машинку ставить исключительно новые запчасти, не с разборок, заменил сам - там совершенно ничего сложного, хотя выкручивать свечи из-за расположения двигателя не совсем удобно. Выиграл я всего литра 2-3 на 100км. Приятно, конечно, но всё равно чудовищно много для 2-х литрового двигателя. Подумал - подумал, и надумал - зима не за горами, надо полностью подготавливать машину к холодам. Поехал в тот же автосервис на полную диагностику автомобиля.
Итого ,что именно у меня вышло в итоге:
Тормозные шланги (левый, правый) были уже порядком потрескавшиеся - под замену.
Ремень ГУР - под замену.
Рулевую рейку поменять решил уже я, хотя мастер утверждал что вполне можно решить всё ремкомплектом. Так-то оно так, но износ всё равно имеет место быть, да и по цене замена на рейку с распила с Японии выходило всё равно дешевле, даже не смотря на то, что уже на рейку с распила я купил новые рулевые тяги.
Замена сайлентблоков задней балки.
Замена втулок задних амортизаторов.
Замена сайлентблоков нижних передних рычагов.
Замена переднего (большого) подшипника муфты включения 4WD.
Замена правого заднего привода.
Уже лично мои пожелания - установка повышающих вкладышей (3 см.) на переднюю подвеску и установка межвитковых вкладышей на заднюю подвеску (при всём моём желании и усилиям мастера вогнать туда такой же повышающий вкладыш на 3 см. как и на перед не вышло. То ли там уже менялись пружины на более жесткие, то ли это особенность 7-ми местного авто и туда устанавливаются по умолчанию более жесткие пружины, но максимум что у нас получилось туда вогнать, это тот самый межвитковой вкладыш. Впрочем, я остался доволен, так как перед теперь стал вровень с задней частью авто, так как раньше перед был заметно ниже к земле).
Ну и, что я уже упомянул ранее - замена лямбда-зонда, замена датчика температуры воздуха, замена свечей, промывка топливной системы и установка нового топливного фильтра.
Машина стала чувствовать себя заметно лучше по ходовой части, но вопрос с большим расходом так и остался не решённым. Последнее, что мне оставалось, отправиться на компьютерную диагностику двигателя. Что показала диагностика:
Сразу оговорюсь, что машинка довольно старая, система за 15 лет-то существования заметно отстала от нынешних и даже диагностический разъём стоит более старой модели, нежели сейчас, так что показания диагностики, по сравнению с новыми авто, по молчанию будут более скудными. Однако, их хватило. Диагностика показала крайне бедное соотношение топлива к воздуху, из-за чего, компьютер всё больше и больше подкидывал топлива, а так же что не проходит сигнал с лямбда-зонда, что удивительно, т.к. перед его установкой, я прозванивал участок от отрезанных проводов (не оригинальные новые лямбда-зонды продаются обрезанные по проводам) до фишки с контактами - везде контакт был. Единственный логичный вывод пришел в голову сразу - тупит бортовой компьютер. Я напряг память и понял, что после установки зонда, компьютер я не обнулял ни обесточиванием, ни вытаскиванием предохранителей. Позвонил в автосервис, где мне делали все вышеупомянутые услуги - они тоже этого не делали. Обнулили компьютер, накатал я 100 км. - Воуля! 10 литров расхода. То что доктор прописал.
По факту, почти все проблемы прошлых, не самых внимательных к своему авто хозяев, я устранил. Осталось заменить нижний патрубок на охлаждающем кольце. Там небольшая трещина через которую, пусть и совсем чуть-чуть, но подтекает тосол. Ну и, как-нибудь, когда руки дойдут отполировать кузов, сделать хим.чистку салона, залить кузов жидким стеклом и машина будет в полном техническом и внешнем порядке. По хорошему бы, ещё и лобовое стекло заменить, которое я, по своей глупости, облил ледяной водой из под скважины в 30 градусную жару, и которое, естественно, дало хорошую такую трещину. Но я хочу поставить оригинальное тойотовское с подогревом дворников, с распила купить. Но это уже будет, скорее всего, следующим летом.
Что я могу сказать потенциальным покупателям данного авто - машина стоит своих денег. Более чем надежна, если вовремя обслуживать, вместительна, довольно экономична, идеально подходит как для семейных поездок, так и для работы, если вы развозите товары или таксуете, приемлемый внешний вид (Гайа, например, по внешнему виду нравится мне куда больше старых Ипсумов) и просто хорошая машина.