Доброго времени суток. Для любителей недорогих косоручек внесу свою лепту в сей аппарат под названием Toyota Funcargo или в простонародье "Фунтик". Я обладатель кузова NCP25, то есть полноприводной версии с мотором 1NZ-FE объемом 1,5 литра мощностью 105л.с.
Наливаем чай/кофе, мажем бутреброды. Приятного аппетита и поехали… :)
ПОКУПКА
Машину покупали для жены, но большую часть времени катаюсь всё же я, она сама ездит только когда я не могу свозить по каким-либо причинам. При выборе машины искали именно Фунтика, потому что, во-первых, они на АКПП (леворукий аналог Yaris Verso выпускался только на МКПП), а во-вторых, жена гораздо лучше и уверенней ездит на правом руле, видимо в силу того, что часто ездит пассажиром на моих машинах и привыкла видеть траекторию движения, соответственно, с правого кресла. Личным моим предпочтением было взять именно полноприводную версию, так как я давно уже стал фанатом всех ведущих колес и описывать преимущества этого думаю нету смысла. Почему выбирали именно Фунтика? Ответ прост – недорогая стоимость, опыт его эксплуатации ранее, знание главной фишки с трансформацией задних сидений в пол и легендарная надежность машины. Изначально с Фунтом я познакомился брав его у родной сестры. Было это давно, лет 7-8 назад, но и по сей день я не встречал еще автомобиля столь маленького снаружи и в тоже время столь огромного внутри. Аналогов просто нет! Задний ряд сидений ломает всем незнающим мозг когда простейшими манипуляциями кресла убираются в пол, образуя ровную площадку для перевозки крупногабаритного груза: стиралку, небольшой холодильник, огромную гору пакетов при переезде... что только на нем не перевозили в те лихие годы. И самый главный плюс - задние кресла всегда с тобой, делая автомобиль универсальным как для перевозки людей, так и для перевозки каких-либо грузов. Таким образом, зная чего мы хотим, рыскали в интернете в надежде найти что-то более менее свежее в хорошем состоянии. Варианты были, но то переднеприводные, то цвет не нравился, то состояние, то пробег... И вот появился вариант 2004 года с одной хозяйкой в России аж с 2007 года как только привезли машину с Японии. Ценник 250т.р. (с последующим торгом до 235т.р.) на фоне одногодок чуть ли не на 100т.р. дешевле. Фото на сайте не было, но посмотреть очень хотелось. Звонок, встреча. Машина была немного не мыта, но сразу понравилась внешне своим темно-синим цветом, в японской низкой посадке, на симпатичном по рисунку литье. Плюс на машине стоял глушитель, явно с которым она пришла с Японии с прямоточной банкой и приятным басистым мурлыкающим звуком. Фенечка конечно прикольная, но в силу того, что жена ездит всегда с ребенком и невозможности перерегистрации в ГАИ, так как прямой выхлоп запрещен, труба была куплена на разборе стандартная и превращена в сток почти сразу после покупки. Смутил немного пробег 196000км, но зато честный не смотанный, и ценник за машину был адекватный. В общем, купили, переоформили, начали ездить.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
И вот, на день написания отзыва, уже полгода катаемся на Фунте, намотали около 5000км - немного, но впечатления про конкретно этот автомобиль уже сложилось. Машина в семье вторая, эксплуатируем только в городе для поездки по магазинам и по делам. Основная у нас машина SsangYong Stavic - полноприводный 7-местный минивен (
Отзыв о SsangYong Stavic - тоже написан - если кому интересно, ищите на Дроме), но жена на нём ездить боится из-за его огромных размеров и неуверенности на левом руле.
По машине в целом ощущения уже знакомые, в салоне всё очень просто, дешево и практично. Куча кармашков, легкий руль (хоть крути баранку на месте одним пальчиком), кондиционер, полный электропакет, огромная площадь остекления, видно всё на 360 градусов, очень информативные зеркала с электроприводом и возможностью складываться (жаль без подогрева). Очень удобная посадка в автомобиль - в него не садишься изгибаясь змейкой, а просто заходишь роняя попу на сиденье. Потом с непривычки, садясь в машины знакомых, начинаешь биться головой о их крышу. Порадовали передние сиденья - сплошной диван с широким подлокотником по центру, ощущение домашнего кресла, правда очень удобные. Честно сказать, по предыдущему опыту эксплуатации Фунта, искал сначала вариант с обычными креслами, так как в проход между ними хорошо помещаются портмоне и личные сумки и, при желании, можно попасть на задний ряд не выходя из автомобиля. Из просмотренных вариантов в приличном состоянии был только Главный Герой этого отзыва. Сначала была мысль "нет дак нет, не судьба". Но покатавшись немного, у меня и у супруги однозначно поменялось мнение, что эти "диваны" гораздо лучше и комфортабельней, постоянно ловим себя на моменте, что оба почти полулёжа наваливаемся на центральном подлокотнике уже чуть ли не прикасаясь головами друг к другу - подлокотник сближает в прямом смысле слова ))) Детское кресло встало сзади с хорошим простором для ног ребенка. Порадовало, что спинка задних кресел имеет два положения – сидячее и полулежачее – очень удобно опять же с детским креслом откинуть спинку когда ребенок спит, не клюёт носом в грудь как студент в автобусе))). Да и взрослому человеку при желании поспать будет гораздо удобней. При задних креслах в обычном поднятом положении прямо под ногами пассажиров прячутся огромные ниши, в которые, при отсутствии там вещей, и прячутся сами сиденья. Так как одно из кресел (где детское кресло) всегда поднято, то в эту нишу я убрал всю автохрень, которую все всегда возят с собой (аптечку, огнетушитель, трос, перчатки, набор необходимого инструмента...). Багажник небольшой в длину, но много места в высоту. Для поездок по магазинам больше и не надо. Высоту багажника можно представить по помещенной в нём вертикально(!) коляске в сложенном состоянии. Запаска внутри багажной двери конечно не самое разумное решение в этой машине, но в силу расположенного под самим багажником неразрезного моста вместо обычной балки, он съел стандартное место под полом багажника. Запаску конечно можно вообще снять, глядишь и дверь обезопасить от провисания, но пока она не мешает, пусть висит на своём месте. Кстати в первом Фунте, который я брал у сестры, запаска (докатка) лежала как раз в одной из ниш под ногами задних пассажиров, а на стандартном месте (переднеприводной версии) был бублик ГБО на 40 литров. По двигателю выдающегося ничего нет, мотор оживает после 2500 оборотов и охотно крутится до 6000, с низов маленько не хватает, особенно после моего дизеля на СсангЙонге, но в целом с места подрывает достаточно резво. Сотку набирает секунд за 12. Расход в городе в среднем 8-10 литров. В морозы из-за прогревов доходило и до 12л. По трассе толком замерить не удалось, так как за город на Фунте почти не ездили, но, на вскидку, согласно БК литров 7-8. Кстати, в морозы машина проблем вообще не доставляет. Поставили автоматический прогрев по температуре -18, машина всегда сама заводится с первого раза. Но говорят что и без автозапуска машина и в -30 заводится, но экспериментировать как то не хочется. На прогретой машине зимой в салоне очень тепло. Летом штатного кондиционера вполне хватает для охлаждения салона. А вот таких привычных мелочей как подогрева сидений уже не хватает, пришлось покупать махровые накидки на сиденья и мягкую оплетку на руль - теперь не так мерзнут части тела, соприкасающиеся с непрогретым салоном автомобиля.
Что касаемо полного привода, машинка реально порадовала. Сорвать машину в занос практически невозможно - сколько не пытался специально «дать угла», ничего не получалось. По льду и снегу машина стартует почти без пробуксовки. Вообще полное ощущение, что установлена система помощи ESP потому, что при резком старте, колеса никогда не буксуют и при кикдауне в повороте машина никогда не срывается в глубокий занос. Но могу ошибаться, может просто не хватает мотора сорвать все 4 колеса. По крайней мере, никаких лампочек оповещения о работе ESP на панели не загорается, может система просто установлена по умолчанию без возможности ее отключения. Езда на полколеса в снегу не дает даже намека на пробуксовку, в городской эксплуатации посадить машину на брюхо еще не получилось)))
По технической части по Фунту за всё это время нашлось что поделать. Б/у есть б/у, всегда можно найти недочеты, тем более в 11-летней машине. Первое, как писал выше, был заменен глушитель с прямоточного на стоковый. Купил на разборе в Новосибирске, выслали почтой, цена вопроса с доставкой 2000р. Заменил сразу лампочку в передней противотуманке и задний правый стоп/габарит, а недавно и левый. Релюшку туманок переделали так, чтобы они включались при повороте ключа зажигания на пуск мотора, образуя тем самым дневные ходовые огни. При выключении зажигания, соответственно, они выключаются. Просто и удобно, не паришься каждый раз за свет. Сейчас в туманках стоят недешевые диодные лампочки – смотрятся как ксенон, но не слепят, так как диоды направлены только на отражатели под правильным углом. Не работал регулятор положения обдува печки - решилось за 5 минут одеванием тросика обратно на заслонку печки. Так же после покупки почувствовал металлический скрежет в педали тормоза, что намекнуло об отсутствии колодок. Был куплен новый комплект за 600р + по рекомендации мастера в СТО тут же куплен комплект новых тормозных дисков за 2500р. После замены тормоза стали очень хорошими, машина уверенно тормозит от небольшого усилия на педаль. АБС работает исправно. Через пару недель после покупки загорелся "чек", диагностика показала на неработающий клапан VVT-i. Покупка нового за 2900р и самостоятельная замена. "Чек" погас, установленный БК ошибок больше не показывал. Следом после изучения форумов по Фунту, чисто по собственной инициативе, решил почистить дроссельную заслонку и почистить датчик расхода воздуха, что на этих моторах, как пишут, надо делать постоянно хотя бы раз в полгода. И коли уж полез в мотор, сразу поменял свечи и воздушный фильтр. Все запчасти копеечные - фильтр 200р, свечи 600р комплект оргинальные Denso. Следом было поменяно масло в двигателе с предварительной его промывкой. Промывку покупал Лукойл, а масло Мобил 5w30. После замены для профилактики еще присадочка Римет, хуже не будет. И машинка заметно бодрей побежала, тысяч через 5 пробега хочу для профилактики еще раз промыть и поменять масло, так как под масленой крышечкой заметил небольшой нагар внутри мотора. В коробке масло не трогал, оно на вид прозрачное, запах нормальный, сама коробка даже намека на пинки не дает, переключает очень плавно. Опять же по собственной инициативе и наличию свободного времени добрался до топливного фильтра и содержимого бензобака - было очень любопытно что там внутри. Бак оказался на удивление очень чистым внутри, а вот топливный был черноват. Но раз залез, значит поменял и фильтр и сетку, зато вопросов больше не возникнет. Ближе к зиме на холостых стал появляться краковременный провал в работе двигателя – как будто кто-то кратковременно буквально на долю секунды отключал мотор и снова подключал. Около недели ломал голову, что же может быть – свечи или какой-нибудь датчик... Но однажды утром, подойдя к машине, еще с улицы показалось, что машина троит и, сев за руль и нажав на газ, понял, что не показалось. С низов вообще плохо раскручивалось и тяги в моторе почти не было. При этом чек не загорался, что показалось странно. Первое, что подумал – свечи. Но умные люди подсказали проверить катушки зажигания, скидывая с них поочередно проводку. И действительно, катушка второго цилиндра оказалась не рабочей – поменяв их местами с первым цилиндром сразу выскочила ошибка Р1300, что говорило о неработящей катушке в первом «горшке». Новая стоила порядка 5000р, но обзвонив разборки, нашел поддержанную за 300р! Обрадовался такой цене и полетел туда, прямо на месте у парадного входа поменял и о чудо, машина снова в полном порядке – идеально ровная работа мотора и пропали выше описанные провалы!
Теперь о подвеске. После большой машины с клиренсом 20см ездить на японской "пузотёрке" было очень непривычно, приходилось объезжать все места, где заведомо можно было чиркнуть брюхом, не говоря уже об крайне внимательной парковке, чтобы не упереться в бордюр. Было принято решение о покупке проставок для увеличения дорожного просвета на 3см. Так же не нравилось прохождение лежачих полицейских задними колесами - морда проходила ровно без раскачки, а зад, спрыгивая, уходил в упор амортизаторов с соответствующим звуком. Поездка в магазин и покупка комплекта задних стоек из пружин и амортизаторов в сборе. Цена вопроса 3200р за 4 проставки и 6500р задние стойки за пару. Кстати, запчасти все и всегда есть в наличии как новые в магазинах, так и БУ на разборках, что не может не радовать. Менял на СТО, за работу взяли 2900р за все 4 опоры - задние замена, передние просто установка проставок. Фунт стал заметно выше, а зад приподнялся еще за счет новых пружин, но уверен, пружины приработаются и просядут в нормальное рабочее положение. Теперь он стал похож на настоящий "4WD", добавив машине как физической, так и «моральной» проходимости. После замены задних стоек на лежачих полицейских всё поменялось - перед проходит как будто подвеска спортивная зажатая, а зад проходит с ощутимым поглощением этой искусственной неровности, другими словами стала очень мягкой и комфортной. На ходу Фунт тоже стал заметно лучше. Раньше он сильно "табуретил", на некоторых ямах/кочках аж из седенья подбрасывало (особенно сзади), а теперь можно даже не снижать скорость, подвеска всё съедает. Задумался теперь о замене стоек и спереди. Они нормальные, но видимо амортизаторы стоят заточенные под "спорт" газовые и морда заметно сейчас жестче зада. После замены стоек и установки проставок заезжал еще на развал/схождение для душевного спокойствия, но всё оказалось в норме, подкручивать ничего не пришлось. Молодежь на ТАЗах 100% не поймет зачем задирать машину когда ее надо наоборот занижать, но дорастете до 4-го десятка лет, поймете ))) Это совсем не прикольно, когда позвоночник в трусы высыпается и просто МЕГАпроблема проехать через обычного лежачего полицейского, на котором паркетники и седаны даже скорость не снижают... Тут каждому своё, пусть каждый делает как ему нравится.
Из допов, за время эксплуатации, была затонирована 15%-пленкой задняя часть автомобиля поверх заводских атермальных стекол (получилось что-то приближенное к обычной 5% пленке). Установлена сигнализация с автозапуском Старлайн А93 с модулем GSM, чтобы машина оповещала о своем состоянии (температура мотора, салона, заряд АКБ и баланс симки) через спец приложение на телефоне, плюс возможность запуска мотора и открывания/закрывания дверей через СМС или через интернет. Это очень удобно когда брелок далеко от машины, а завести машину очень хочется, чтобы прийти и сесть в уже прогретый салон. Так же была заменена японская касетно-дисковая магнитола с ФМ-диапозоном до 90МГц на простенькую 2-DIN китайскую с CD, USB, SD и нормальным российским диапазоном 87-108МГц радиочастот. Установлена временно, так как уже заказана 7-дюймовая сенсорная магнитола на Андроиде как у себя в СсангЙонге, чтобы в ней был еще и навигатор и весь пакет развлечений с выходом в интернет. Плюс, как писалось ранее, поставил бортовой компьютер Multitronics VC731 - вещь в Фунте удобная - показывает абсолютно всё, а самое главное то, чего так не хватает на приборке в этой машине, а именно температуру ОЖ, заряд аккумулятора и данные по бензину и его расходу и конечно же коды возникающих чек-ошибок. Из гаджетов поставил антирадар Sho-Me 900 и СиБи радиостанцию MegaJet 350 Turbo (рация дальнобойщиков).
Ну и пару слов про «обувь» Главное Героя. Машина продавалась на липучке 175/70/14 в достаточно поношенном состоянии, машину немного тянуло на обочину. На такой резине ездить мало хочется и был куплен комплект новых летних покрышек "Кама Freeze" 185/65/14. Резина покупалась по отзывам на сайтах и резина оказалась и вправду очень хорошей, хорошо держит дорогу и очень тихая на любой скорости и тянуть машину перестало, теперь едет как по рельсам. Переобул на диски, на которых купил эту машину. А вот по зиме отдельная история. Завалялись у меня очень редкие и эксклюзивные диски, которые очень хорошо подошли по разболтовке и вылету к нашему Фунту. Диски BORBET диаметром 14 и шириной 7(!) дюймов, соответственно, с "полкой" по внешнему радиусу. Я сколько такими по габаритам дискам не интересовался, в обычных шинных магазинах ничего подобного так и не видел, больше 6J никто не предлагает. От 15 и выше радиуса уже можно найти, но вот 14" реально редкость. Диски реально такие, что они на несколько сантиметров шире 185-й резины, что придает колесу сзади более симпатичный широкий вид. Нотка гордости прошла, теперь к сути. Диски эти были на резине 185/60/14, что после установки на лифтованной подвеске смотрелось немного непропорционально, колесики казались какими то маленькими, хотя как раз именно этот размер рекомендован заводом-изготовителем. Облазил несколько сайтов и нашел эту же резину размерностью 185/65/14 как, собственно, по размеру была летняя. Резину беру только Nokian Nordman 4, езжу на ней уже несколько лет на всех машинах, которые у меня были. Nordman 5 уже говорят не то, шипов много теряет за зиму, а Хакка дороже почти в два раза и тоже шипы недолговечны. Впечатления от резины только положительные, она очень цепкая, недорогая и износостойкая, за зиму на всём комплекте вылетает 1-2 шипа, а то и вообще не вылетает. Испытвал эту резину на СсангЙонг Ставике на ледовом кольце, в занос машину удавалось сорвать только от 70км/ч, до этого цепляется как по рельсам. Ну и не всегда зимой ездил на полном приводе, большую часть чисто на заднице, система ESP хороший помощник в этом, дак вот при переобувке его этой осенью недосчитался всего одного шипа с задней оси, перед вообще как новый. Так что рекомендую, цена-качество в хорошем соотношении! И вот очередная поездка в шиномонтаж и Фунт стоит на новеньких шинах на недурных дисках.
Многие могут подумать, что вот купил машину и сейчас вбухиваешь в нее бабло... Тут кто-то будет прав отчасти, денег вложил, но я скажу так – во первых, могу позволить, а во-вторых, машина критично нуждалась только в замене клапана VVT-i, замене тормозных колодок и недавно поменянной катушке зажигания. В остальном ездить можно, какая-нибудь девушка не понимающая в машинах, думаю, и не заметила бы ничего того, на что я обратил внимание. Машину по технической части хочется сделать для себя в состояние близкое к идеальному. Все описанные болячки, уверен, не чинились за 11 лет его существования. Еще раз говорю, всё чисто по личной инициативе, потому что приятно порой поковыряться с машиной и что-нибудь поулучшать.
Резюмируя, хочу сказать, что Тойота Функарго - это отличный практичный надежный экономичный городской автомобиль, а главное недорогой как по стоимости, так и по обслуживанию. Любой кто хоть раз поездит на этой машине и оценит прелесть трансформации салона, полюбит этот "веселый вагончик" и уже не сможет без подобных автомобилей сделанных для повседневной практичной эксплуатации. Всем кто только думает о покупке и не может решиться стоит или не стоит - скажу однозначно - Стоит! За эти деньги, поверьте, купить можно ту же Ладу Приору или Ниву, да чуть посвежей но без этой харизмы надежного городского помощника в любой ситуации. Главное рыться и искать не ушатанный вариант - к сожалению, таких экземпляров много, но это относится ко всем Б/У автомобилям без исключения.
На этом всё, всем спасибо за внимание! Не знаю когда еще что-то глобальное буду делать с Фунтом, поэтому скорых постов в отзыве не обещаю. Машина лишена наверно всех болячек оставленных прежней владелицей, а про замену масла или перегоревшей лампочки думаю читать будет скучно. Надеюсь машинка будет только возить и радовать. Думаю следующим будет отчет о установке магнитолы на Андроиде. Еще раз спасибо за внимание и удачи!