Приветствую всех владельцев Фунтиков, а также всех тех, кто думает обзавестись этой необычной машинкой. Меня зовут Сергей. Я из Новосибирска. Владею данным аппаратом уже почти год. За это время основательно «подсел» на “Drom.ru” и стал ярым приверженцем правого руля. До Фунтика своей машины не было довольно долго. Ещё в 2000 году продал свой старый «жигуль» 02 модели 1974 года рождения, доставшийся по наследству от деда и с тех пор довольствовался по мере необходимости отцовской «Нивой», «Копейкой» тестя и «Короллой» брата. Как видим, машин в семье предостаточно и острой нужды в собственном транспорте как-то не ощущалось. Тем более, что связался с ипотекой (на 15 лет), посчитав жилищный вопрос важнее транспортного. Но конечно, о своей машине всегда мечтал. Да и надоело клянчить машину у отца. В общем, проплатив кредит полтора года, осмелев и оценив свои возможности, на семейном совете было решено брать второй кредит на покупку машины. Долго считали, прикидывали, какую сумму можем себе позволить. Могли не больше 250 т.р. Пробегав пару месяцев по банкам и остановившись в конце концов на том же банке, где брал ипотеку, у меня на руках была наконец-то требуемая сумма. Немного помогли материально родственники. В итоге наскребли 290.
Теперь о машине. Когда я начал суетиться с кредитом, уже твёрдо знал, что буду покупать Фунтика. Причём знания об этой машине у меня были чисто теоретические (многие часы, провел за компьютером в изучении бесчисленных отзывов и комментариев к ним. Прочитал все). Выражаю благодарность Банщику, FunFanу, Мокусу и многим другим, чьи отзывы помогли мне сделать правильный выбор, о котором я впоследствии ни разу не пожалел (ну или почти не разу – машин без недостатков не бывает). Покупал на базаре. Была конечно возможность привести машину под заказ. У отца есть хороший знакомый (Максим, тебе отдельный респект!), он привез Короллу – универсал (103 кузов) моему брату, предлагал и мне, но уж очень не хотелось долго ждать (Королла ехала к моему дорогому братцу больше двух месяцев, как раз в то смутное время (кто помнит), когда железная дорога подняла стоимость доставки в «сетке» и запретила грузить машины в вагоны-«ракетовозы». Братец сильно нервничал, переживал, но в итоге остался очень доволен машиной). Деньги на руках, отзывов начитался, хочу машину сейчас, и всё тут! Короче, загорелся я Фунтиком. Взял с собой вышеуказанного Максима, отца, брата, поехали на Петухова и в тот же день купили. Естественно, хотел «полторашку», «туриста», только «правильное» заднее сиденье и желательно 4 вэдэ. В результате имеем то, что имеем – 1,3 и передний привод. Ну и ладно. Зато «турист» и сиденье в пол складывается.
Как покупал: Фунтиков в тот день на базаре было немного, и к моему огорчению, в основном 1,3. На саму машину решил тратить не больше 260 т.р. Остальное – на комплект зимней резины с дисками (если понадобится), доведение машины до ума (сигналка, тонировка, чехлы, и.др), замену расходников и прочий техосмотр, страховку и постановку на учёт. После долгих хождений по барахолке из всех машин, что понравились в данную сумму укладывались четыре Фунтика, причём все дорестайлинговые. На каждом остановлюсь поподробнее.
№ 1. Красавец! Когда его увидел, сердце замерло. Черный, на литье, с серебристыми бамперами, накладками на передних крыльях и дверях. Релинги на крыше. Движок 1,5 и вэдовый. Продавца нет. Телефон на лобовике написан. Звоним. Приходит. Открывает. Смотрим. Такое ощущение, что богатый и шикарный салон «Турист» со всеми его полочками, ручками, подсветками и фонариком из этого Фунтика выдернули и впендюрили в него какое-то зачуханное убожество в зелено- синих тонах. В самом деле, внешний вид машины никак не вязался с интерьером. Потолок лохматый и светло – коричневого цвета. Кто- нибудь видел такой цвет потолка в Фунтике? Сиденья засаленные. При дальнейшем осмотре (уже без интереса, по инерции) у данного экземпляра обнаружилась довольно глубокая вмятина на левом пороге и на днище рядышком (сверху не видно). Где-то крепко приложились на нём. Всё, осмотр окончен, идём дальше. (забыл: год выпуска-01, ценник-268. Немного больше, чем лимит в 260, но уж больно понравился. Сначала).
№2. Ничем особо не примечательная «полторашка» (разве что туманки стоят). Серебристый, год-01, ценник 260. У продавца глаза хитрющие. Нахваливает. Резвая, говорит, не едет – летает! Нормальный вроде Фунтик. Чистый, аккуратный, без видимых коцок. Под капотом тоже ничего подозрительного. Движок работает тихо, ровно. Салон велюровый, немного пошорканный, но чистый. Потолок ничего, но над багажником опять лохматый. Видно, что терли. Бросается в глаза. Салон, скорее всего «химчистый». Ещё смутила мелкая рябь краски по всему правому борту (заметно, когда присмотришься). В общем, Максим отговорил. Доверившись специалисту, пошли дальше.
№3. Красный. Мне нравятся красные машины, и красные Фунтики в частности. Кто-то скажет: красный Фунтик – для женщин (не раз слышал подобные высказывания). Лично я так не считаю. Споры по поводу половой принадлежности того или иного автомобиля (или цвета автомобиля) – вообще дело бессмысленное. Сколько людей, столько мнений. Кому-то нравится красный Марч, кому-то чёрный Марковник. Дело вкуса. Так вот, данный экземпляр (год 01, ценник-245), был примечателен следующими опциями: литьё, комплект летней резины (без дисков) в багажнике, японские чехлы на сидушках (в тон им тканевые вставки в дверях и центральная часть торпеды), изменяемая многоцветная подсветка приборов, навороченный мультимедийный (CD, DVD, MP3 и прочее…) «комбайн» на месте штатной магнитолы. Из минусов - битый (задняя левая дверца, заднее левое крыло, порог). Сделано конечно неплохо, но всё же впечатление немного испорчено. Да ещё и 1,3 .Правда, ещё немного побродив по базару и взвесив все плюсы и минусы 1,5 и 1,3 решил не зацикливаться на объёме движка. (тем более, что достойных вэдовых Фунтиков на рынке больше не было). Пошли смотреть ещё одного.
№4. Сразу скажу, что взяли именно его. Во-первых устали. Во-вторых замёрзли (дело-то, кстати было в феврале). Ну и в-третьих, «специалист», облазив сей экземпляр с ног до головы и прокатившись, вынес вердикт: экземпляр достойный, берём! Итак: год выпуска-2001, ценник – 245 . Пробег 98.500 км. Движок 1,3. Цвет – серебристый. Резина – довольно неплохая (по износу) всесезонка «Bridgestone Blizzak MZ-01» 185/65R14 на простых штампованных дисках. «Турист», но блин, без полки в багажнике (продаван божится, что полку отдельно не продавал, такой и был). Салон чистый. (есть, правда небольшое пятно на задней левой сидушке, плавно переходящее в пятно на коврике). Пара царапин на бардачке. Магнитола штатная. Из приятных мелочей в наличии имеем дистанционное запирание-отпирание дверей кнопкой с ключа (ключ, кстати, один), подлокотник на водительской сидушке, коврики с отстёгивающимся ворсистым верхом да выдвижную габаритную «антенну» на переднем бампере. Из косяков – крашеная задняя левая дверца. Причём рамка стекла почему-то серого, а не чёрного цвета (на фото хорошо видно). Продавец по этому поводу опять же ничего вразумительного сказать не смог. В принципе, меня сей недостаток не смутил. Обвесов нет. Тонировки нет. Розетки в багажнике тоже нет (проверял). В общем, обычный серый мышонок. Торгуемся, естественно. Скряга соглашается скинуть всего 3 тысячи. Итого – 242. Ну и ладно. Идём, оформляем справку – счёт, я ему деньги, он мне ключ и ПТС-ку. Ну вот, наконец сбылась мечта…пешехода! Купив заодно «набор для техосмотра», выезжаем, наконец с базара. За рулем - брательник, новоиспеченный хозяин сидит рядом, т.к. эмоции через край, руки дрожат, самому страшновато первый раз в городе на правом руле и автомате. Отец сзади. Едем через весь город к родителям, на Родники (новосибирцы знают). В этот же день у племянника день рождения. Собираемся у предков, заодно и обмоем покупку. На Речном вокзале «подбираем» жену с дочкой. Показываю машину. Девчонки визжат от восторга. Сажусь за руль сам. Страшно, блин! Но только первые 5 минут. Еду. Ощущения неописуемые! Как всё здорово, удобно! «Кочергу» на руле и приборы по центру полюбил с первого взгляда и прикосновения (ничего другого не хочу до сих пор). Фунтик просто летит по дороге и не хочется останавливаться и вылезать из-за руля. (Сейчас многие усмехнутся: ну вот, типа, ещё один болван – ТАЗовод пересел в дешевую японку и радуется, как пацан новой игрушке. Ребята, ну не глумитесь! Вспомните себя и свои ощущения, свою первую ПРАВильную машину! Ей-богу, сейчас самому смешно вспоминать). На подъезде к Родникам по неопытности цепляю пузом «лежачего полисмена». Сзади раздается : «Ё-оптить, Серёга! Это чего? Это как? Ё–моё! Да как ты будешь на ней ездить?». Ну папаня, спасибо! Подлил ложку дёгтя. Расстроился сперва малость, но через минуту уже забыл. На следующий день, когда ехал домой, полисмена переезжал медленно, аккуратно, немного наискосок (в общем, по науке). На этот раз удачно. Привыкать к машине надо!
Прошло ещё несколько дней. К Фунтику и его правому рулю я буквально прикипел. Машина мне нравится всё больше, и я из нее почти не вылезаю. Езжу везде и всюду, даже в магазин за хлебом в 200 метрах от дома. Что такое отцовская «Нива», а тем более маршрутка, я уже и не помню. Синдром владельца «Тойота-Фанкарго», знаете ли. Заболевание, «подцепил» которое я, просиживая вечера на «Дроме», обострившееся после покупки машины и перетекшее сейчас в хроническую форму. Конечно, поостыл немного. За хлебом теперь пешком хожу. Иногда.
Первый месяц пролетел как один день и был очень ярким и насыщенным всякими заботами. Буквально на следующий день после покупки застраховал и поставил сигналку. Фунтик у меня «бездомный», живет под окном на стоянке, поэтому вопрос с сигналкой надо было решить безотлагательно. «Томагавк-9010» вместе с кожаным чехлом на брелок («в подарок»), а заодно и FM-адаптером обошёлся в 6000 руб. Теперь и радио нормально работает. Кстати, штатная магнитола и звук в Фунтике меня вполне устраивают. Менять что-либо не собираюсь. Отсутствие МР3 большим недостатком не считаю. Когда дома есть компьютер, нарезать несколько «СиДюков» не проблема.
Мероприятия, от которых никуда не денешься, а именно постановка на учёт и техосмотр. Всё прошло быстрее и проще, чем я ожидал. Перед техосмотром, который прошёл совершенно легально, нашел контору, где Фунтику вылечили японское «косоглазие» за 20 минут и 400 рэ.
Из расходников сразу были заменяны свечи, воздушный фильтр, резинки стабилизатора и масло в движке. Свечи поставил простые, по 75 руб/штука. Тратиться на платиновые и иридиевые свечи (если, конечно у вас не «Субару», например, где к свечам лазить лишний раз проблематично) да ещё при качестве нашего бензина считаю глупостью. По мне проще раз в полгода потратить 300 рублей и 10 минут работы.
Резинки стабилизатора поменял сам. Сложного ничего нет. Если есть подходящий гараж с ямой, можно даже колёса не снимать. Занял на время отцовский гараж, провозился часа два. Масло в движок залил синтетику “Mobil” 5W-40. Жидкость в автомате свежая, чистая. Антифриз тоже менять не стал (забегая вперёд – езжу на нём до сих пор, осенью померили плотность – до минус 45, сказали, не греть голову. К следующей зиме всё равно поменяю). Салонный фильтр пропылесосил. Датчик ДМРВ промыл спиртом, хотя на вид был чистый.
Потом была поездка на Горский авторынок, где Фунтик обзавёлся хорошим компрессором, чехлами на сиденья, кожаным чехлом на руль, ковриками-корытцами и новыми колпаками на колёса.
Чехлы попались сразу, как только зашел на рынок. Велюр, цвет хороший, в тон обивки дверей, да и всего салона. Производства какой-то московской фабрики (сейчас уже точно не помню). Качество неплохое. Правда, для подлокотника чехла не оказалось. Хотел сперва найти подходящую ткань, да смастрячить (ибо со швейной машинкой умею обращаться), потом плюнул на это дело: по цвету чехлы от подлокотника мало чем отличаются, да и не пользуюсь я им, мне он только мешает. В общем, задвинул подлокотник в вертикальное положение, и забыл о нём. Когда стал чехлы одевать, обнаружился казус: На спинке «серединки» заднего сиденья защелка с левой стороны, а на чехле отверстие под штырь – справа. Кроме того, одетый чехол закрывает тыльную сторону спинки – там, где подстаканники. Взял в руки ножницы, нитки-иголки и доработал. Получилось неплохо. Заодно пришлось повозиться с чехлом спинки водительского сидения – там дырки под подлокотник не было.
Родные «двухслойные» коврики разъединил. «Верх» выстирал, высушил и спрятал в кладовку. Резиновый «низ» оставил на лето и сухую погоду. Пока вместо них положил глубокие корытца. Ну и колпаки – родные, как наверное и многим из вас, мне не нравятся. С колпаками на Фунтик японские (или какие там – бельгийские?) дизайнеры явно промахнулись. С новыми гораздо симпатичнее получилось. А, ещё книжку купил! Ту самую, про Фунтика! Там же, на рынке. Полезной информации немного. Зато очень много – бесполезной, нужной скорее для автосервиса, чем для рядового Фунтиковода.
С наступлением летнего сезона приобрёл родное литьё (в отличие от колпаков оно Фунтику очень к лицу) с летней резиной «Гудьир» также родного размера 175/65R14, а также, под влиянием Гуру фунтиководов Банщика затонировал, и непременно «Квантумом» (кто читал отзыв Алексея, знают как он расхваливал эту плёнку). Правда, не вкруговую. Передние двери не трогал, а на лобовом стекле сделал только полоску сверху (как потом выяснилось, от яркого солнца полоска все равно не спасает). Получилось конечно здорово, но обычная чёрная пленка смотрелась бы по-моему все-таки лучше. Дело в том, что данная плёнка («Квантум») обладает некоторым серебристым оттенком и это не очень хорошо сочетается с черными задними стойками и задними стеклами, имеющими черную каемку. Если бы пленка была просто черной, то получилась бы сплошная черная поверхность, а так выделяются серебристые прямоугольники на черном фоне. Да и тонировать такой пленкой дороже. В общем, необычно и на любителя. Я привык и уже не обращаю внимания. В остальном пленка - супер! Изнутри разницы с нетонированным стеклом практически не ощушается. Снаружи интересный эффект : метров с 10 сквозь тонировку можно рассмотреть силуэты сидящих в машине людей, да и всей панорамы позади машины. Подойдешь вплотную – не видно ничего, просто затемненное зеркало (Банщик поинтереснее описывал – советую почитать, я так не умею).
После тонирования отпал вопрос с полкой багажника. Очень хотел её приобрести сначала, наверное месяц обзванивал все авторазборы в Новосибе. Теперь полка не нужна.
Пор салон «Турист». Единственным стоящим прибамбасом является полка над головой. Очень удобная штука. Всякие атласы, журналы и прочие документы туда прямо просятся. Да и плафон подсветки никогда лишним не бывает. Фонарик в багажнике - ну не знаю: если бы его не было, точно не расстроился бы: воспользовался им за все время один раз. Карманы на задней двери, конечно, с одной стороны удобны. У меня там аптечка и всякие бутылки с автохимией. Но с другой стороны съедают 10 см полезного пространства без того небольшого багажника. Детская коляска из-за этих карманов без складывания не вошла. Ну и ручки под потолком во всю длину салона кроме необычного внешнего вида пользы никакой не приносят (по поводу удобства при «сдаче» одного из «экзаменов» : думаю, с обычными ручками будет не менее удобно, главное ведь в этом деле что – высокая крыша и простор на заднем сиденье, чего Фунтику не занимать).
Про сами «экзамены». Много чего уже было сказано до меня. Сильно распространяться не буду. Сразу скажу, что самый интересный из них пока не «сдан». Все как-то не было возможности. Недалеко от дома (например, в поездке на дачу) всегда находились более подходящие для этого дела места, а в дальних вояжах (коим была поездка в Горный Алтай минувшим летом) доча всегда рядом крутилась. Но ничего, предстоящим летом обязательно «сдадим» (и пересдадим). Зато остальные «экзамены» сданы на пятерки. Мой рекорд скорости – 150 км/час. Летом, без ветра, на родном размере резины, сухой и ровный асфальт и немного под горку. В машине, кроме меня жена и доча 8 лет, в багажнике килограмм 50 груза. Да и то вытягивал долго, очень неохотно Фунтик разгоняется до таких скоростей. В рассказы, как на 1,3 делают 165 верится с трудом. Осенью (скорее в профилактических целях, так как особых предпосылок не было) заменил топливный фильтр и промыл дроссельную заслонку и инжектор. Может машина и стала чуть быстрее откликаться на педаль газа, но максимальная скорость от данной процедуры нисколько не выросла, да и расход бензина остался без изменений (собственно, расход большим и не был).
На высокой скорости (за 130км/час) в Фунтике неуютно. Машина начинает рыскать по дороге, приходится постоянно подруливать. Задняя зависимая подвеска добавляет дискомфорта. Чуть только неровная дорога, начинается раскачка и реально становится страшновато. Так что 110-120 и не более. Да и в Новосибирской области (в отличие от соседей с Кузбасса или Алтая) хороший ровный асфальт надо ещё поискать. Ну и конечно, движок 1,3 не сильно подходит для путешествий. Обгонять фуры и автобусы после 100 км/час тяжеловато. И просто офигеваешь, когда на такой скорости какой- нибудь здоровенный «Неоплан», полный народу обходит тебя, как стоящего, а то и затевает игру в салочки с себе подобным монстром. Во время поездки на Алтай пару раз наблюдал подобную картину. Водители автобусов на межгороде – люди явно безбашенные.
Алтай понравился. Впечатлений масса. Дороги хорошие. Сколько живу в Новосибирске, и не подозревал, что рядом существует такая красота. Ездили первый раз. Выкроили в плотном рабочем графике…3 дня. Не иронизируйте, пожалуйста! Сам знаю, что за это время те, кто не был на Алтае, ничего о нём не узнают. Сами с женой считаем эту поездку своего рода разведкой. Ну не было возможности попутешествовать подольше! Да и хотелось испытать Фунтика в дальней поездке. И он не подвёл. Вся поездка прошла без единого к нему замечания. Расход бенза составил 6-6,5 л/100 км. Ночевали в машине на надувном матрасе (обмен опытом всё-таки хорошее дело). Мой рост 181см. жена тоже не маленькая (175 см). Конечно, дома на кровати удобнее! Никто и не спорит. Но для походных условий вполне сносно. В палатке ночевал не раз, сравнивать могу – в машине лучше! Мешали только вышеупомянутые карманы на задней двери – пришлось немного подгибать ноги.
За что люблю своего Фунтика и способен многое ему прощать, так это за полное равнодушие к количеству и объему перевозимого груза. Вообще ценю в машинах практичность. И по этому показателю в своем классе Фунтик даст фору многим. Он с легкостью поглощает в себя кухонную эл.плиту (вообще «семечки», даже сидушки складывать не пришлось), заднюю дверь от «Короллы» (у братца был неприятный эпизод с автобусом, дверь немаленькая, больше Фунтиковской) и диван (правда в разобранном виде, но запчасти вошли все). «Королла» брата просто отдыхает. Высокий потолок, низкий пол багажника и «прячущиеся» сиденья – вот козыри Фунтика, которых конкурентам нечем бить. В позапрошлом году (когда ещё был пешеходом) делал ремонт на лоджии. Надо было перевозить 20 блоков «Сибита» 600*300*100 мм и 20 2-х метровых досок. К «Ниве», чтобы это перевезти пришлось цеплять прицеп (ибо таковой имелся). Фунтик же, если бы он у меня тогда был, вместил бы этот объём стройматериалов без труда (многие, думаю со мной согласятся).
Про достоинства и недостатки. Тема настолько избитая, что нового и сказать почти нечего. Полностью разделяю мнение большинства по всем пунктам. От себя добавлю, что в сырую и холодную погоду сильно запотевают стёкла. Как с этим бороться, не знаю. У брата на «Королле» такая же ерунда. Можно, конечно включить кондёр, но когда на улице сыро и холодно, хочется, чтобы в машине было тепло и уютно. Погоняв кондиционер 5 минут и замерзнув, выключаю его. Стекла чистые. Через 5 минут всё по новой. Так и езжу, щёлкая кнопками и стуча зубами. На своих старых «Жигулях» (да и на «Ниве» отца) стекла никогда так не потели. Здесь же прямо беда. ( На ТАЗиках наверное щелей много, сквозняки – вот стёкла и не потеют). Еще несколько неприятных моментов. Лобовое стекло Фунтика, как магнит, притягивает камни. Летом, на Ордынской трассе, один из таких камешков, отлетев от впереди идущей машины (дело было на асфальте, поэтому опасности не ждал) оставил на память о себе симпатичную «мишень» сантиметров 20 в диаметре (см.фото). С наступлением холодов от «мишени» влево, через всё стекло потихоньку поползла не менее симпатичная трещина. Так вот и езжу. Хорошо, хоть обзору не мешает (буквально на днях, на этой же грёбаной трассе, получил в стекло ещё один камушек. На этот раз от встречки. Остался, правда, маленький скол. Но, всё равно приятного мало. Так что, новосибирцы и все остальные, кто окажется на трассе Новосибирск – Ордынск, будьте предельно осторожны, камней тут много). Сейчас вот думаю, не завернут ли меня с таким стеклом на очередном техосмотре, который уже близко, через месяц.
С наступлением зимы вылезли ещё несколько неприятностей. При сильных (за -20) морозах замерзает смазка в замках дверей. Двери захлопываются наполовину, «на один щелчок», и чтобы нормально закрыть дверь, приходится хлопать ею 3-4 раза. Обработка замков WD-шкой не помогла. Салон зимой, и так не из тихих, превратился просто в погремушку. Скрипит и издает другие шумы буквально всё. Один звук, источник которого определить не могу, меня уже просто достал. В движении, на неровностях, откуда – то из района правой стойки лобового стекла доносятся громкие и резкие то ли скрипы, то ли щелчки. Такое ощущение, что кузов в этом месте трещит по швам. Причем, когда проездишь на машине некоторое время (час-два) и она хорошо прогреется, звуки ослабевают, а то и пропадают совсем. Когда раскачиваешь машину «вручную», звука нет. Грешу на то, что может быть вода, попав в какую – нибудь внутреннюю полость осенью на мойке, и сейчас замерзнув и превратившись в лед, когда кузов «играет» на неровностях, издает этот звук. Весна покажет. Еще отклеился (от частых хлопаний дверью, не иначе) пластиковый «козырек» на водительской двери. Сейчас он висит на двух клипсах и когда закрываешь дверь, противно дребезжит.
Кстати, про зимнюю резину. Всесезонные «Бриджи» MZ-01, с которыми я купил машину, как уже говорил, были в очень неплохом состоянии, поэтому решил зимовать на них. Люди, не следуйте моему примеру! Такие шины очень коварны зимой. Можно ездить на них не один день, вроде бы все нормально, привыкаешь и теряешь бдительность. Но на всесезонках расслабляться не следует. У меня уже пару раз были ситуации, когда реально бросало в жар, жмешь на тормоз, АБС-ка трещит, а машина и не думает останавливаться. Слава богу, все обошлось. Кроме того, когда на дороге свежевыпавший снег, Фунтик на этой резине «плавает». Со светофоров стартовать приходится аккуратно и осторожно, иначе колеса срываются в пробуксовку и морду машины сносит вбок. В общем, поскупился я на «шипы», и уже не раз об этом пожалел.
Про проходимость и низкий клиренс. Тоже избитая тема, о которую сломано немало копий. Мне лично просвета в 150 мм (да и того, наверно меньше – пружины не новые) вполне хватает. За этот почти год мой Фунтик повидал многое: и разбитый асфальт, и раскисшую грунтовку, и колею в лесу, проложенную УАЗиками и грузовиками (правда, в последнем случае было сухо и рядом, для подстраховки, был отец на «Ниве»). И ни разу я не испытал неудобств по поводу низкого просвета. Да, пузом задевает, но проезжает везде. Такое «чирканье» брюхом по земле (грязи, снегу) вреда машине не принесет. Желание же некоторых товарищей поднять Фунтика проставками по 35 мм и более, да и вообще, боязнь оторвать что-нибудь снизу считаю полным бредом. Надо иметь голову на плечах, и ничего тогда не оторвёшь. Лучше лишний раз выйти из машины, пройти вперед, посмотреть дорогу, а уж потом потихоньку проехать. К проставкам вообще отношусь отрицательно. Я ещё могу понять, когда ставят толщиной 1-1,5 см. чтобы компенсировать «уставшие» пружины. Все, что выше, вреда может принести больше, чем пользы. Впрочем, это моё мнение, и я его никому не навязываю. Тут пусть каждый решает сам.
Про усовершенствования. Всем хорош Фунтик, но одна вещь в нём мне не нравилась с самого начала. Это его клаксон. Ну согласитесь, что звук, им издаваемый какой – то несерьезный, игрушечный что – ли. И прямо руки чесались что – нибудь тут переделать. Подтолкнул меня к «хирургическому вмешательству» Дмитрий, тот, который из Кемерово. Прочитав его отзыв (один из лучших, кстати, по-моему), решил не откладывая в долгий ящик заняться этим вопросом. В Интернете куча информации по этой теме. Проштудировав эту кучу, решил поставить «Волговские» дуделки. Сказано – сделано. Опять выгнал отца из гаража на денёк, закрылся там, включил обогреватель (декабрь все же) и давай мудрить. Сигналы довольно здоровые, и под капотом Фунтика место им сразу не найдешь. Да и не хотелось, чтобы «тюнинг» сильно бросался в глаза. В результате поставил их под левую фару. Места там – вагон! И незаметно. Правда, пришлось снять колесо и подкрылок. Подобрал подходящий кронштейн, немного его доработал. Прикрутил прямо к лонжерону (там кстати очень подходящая резьбовая втулочка имеется). Подкючил дуделки через релюшку и отдельный предохранитель на 20 ампер. Ну что же, результат стоил потраченного времени. Думаю, все слышали волговский клаксон. Низкий, громкий, солидный, какой – то прямо скажем благородный. Фунтиковская родная «пипикалка» рядом не стояла. В общем, я остался доволен.
В начале января совершили авантюрную поездку вместе с братом жены, на машинах в глухую деревеньку возле городка Камень-на-оби. Называется Соколово, может кто знает. Деревня, можно сказать заброшенная, зимой там живет всего наверное пара семей (летом больше – наезжают дачники). Электричества нет (зато есть работающий телефон – автомат. Как он там работает – ума не приложу. Снимаешь трубку – идут гудки и надпись мигает: «Вставьте карту». Фантастика, да и только). Обь, сосновый лес, чистый воздух, в общем красота! Излюбленное место рыбаков и туристов. У нас там есть небольшой домик, летом частенько туда ездим. Почему поездка авантюрная? Потому что зимой туда дороги, как таковой, нет. Летом доезжаешь до Ордынска (будь он трижды неладен!), переправляешься на пароме, и еще 60 км лесом и полем. Посуху проехать можно. В дождь и прочую непогоду без «Нивы» там делать нечего. Поэтому мой отец её держит, и не хочет сменить на иномарку. Ну а зимой теоретически туда тоже можно доехать. Вместо парома переезжаешь на другой берег по льду. По льду проторенной дороги тоже нет. Знаешь только направление, да пользуешься слегка заметными следами от машин рыбаков. Доехав, надо ещё умудриться подняться в деревню со льда. В общем авантюра, да и только. Лешка только поменял машину. Взял «Импрезу», универсал, 2006 год,1,5л, 4WD. Хорошая машина! Прямо рвался поехать, испытать свою новую тачилу. Да и я не прочь проверить возможности Фунтика. Отец отговаривал, но мы всё равно решили ехать, пока будет возможность, докуда получится, в общем. Для подстраховки пригласили с собой ещё знакомого паренька на «Форестере» и выдвинулись уже на трех машинах. До места спуска на лед (деревня Спирино) добрались быстро и без приключений. Впереди еще километров 25-30. По льду. (Это не Обь у нас такая широкая, просто немного наискосок). Лед ровный, снега на нем в этом году немного, сантиметров 15, хотя встречаются и переметы глубиной 30-40см. Снег сверху подмерзший, плотный, но легко проваливается. Так вот, Субаристы, сперва «Форик», затем «Импреза» быстро умчались по целику вперед, мы с женой на Фунтике поплелись сзади. Как идет Фунтик в таких условиях? В принципе, если бы не переметы, нормально. В глубоком снегу, если не держать скорость побольше сразу зарывается и встает. Да и беззубые «Бриджи» тоже «помогают». Очень не хватает заднего привода, хотя бы и подключаемого. Я, засев в очередном сугробчике и в десятый раз уже пожалев, что не купил вэдового Фунтика, завидовал черной завистью Субаристам, которые у меня перед носом отрывались, гарцевали и выписывали на льду кренделя. Мне оставалось об этом только мечтать. Вскоре такая езда порядком утомила. Прикрутил проушину, зацепился за «Форика» и несколько километров проехал на буксире, после чего наткнулись на сносную дорогу, проторённую рыбаками и дальше до деревни доехал сам. Въезд в деревню со льда был, преодолел его без труда. Пока добрались до дома, еще пару раз засел. Дальше были шашлыки, банька, пиво. В общем, провели время неплохо. Переночевав и изведя около кубометра дров, на следующий день поехали обратно. «Дорогу жизни» на этот раз осилил без посторонней помощи, держа скорость побольше и преодолевая препятствия сходу.
К чему я это все рассказал? Хотелось порассуждать, так ли нужен полный привод на Фунтике. Такие поездки, как эта, где 4WD был бы очень кстати, все-таки не для него. Не предназначен он для такого экстрима и пришлось ему несладко. Когда заехал в деревню и открыл капот, все вокруг движка было забито снегом Он был буквально везде, где не было горячо, забил все щели между движком и кузовом, отчего на кузов шла вибрация, не давал подвеске нормально работать. Я потом провозился пару часов отковыривая его. Кроме этой поездки за все время эксплуатации не было случая, чтобы я жалел, что не взял вэдового. Так что, будущие владельцы Фунтиков, делайте выводы.
Что ещё сказать? После этой поездки Фунтика зауважал ещё больше. Очень им доволен. МОЙ это автомобиль, такой же, как и я сам, простой и безхитростный, без выпендрёжа и понтов. Маленький, юркий и вместе с тем просторный и вместительный, практичный, неприхотливый и надежный. Мне от автомобиля больше ничего не нужно, и Фунтик устраивает меня и мою семью по всем параметрам. Достойной замены ему не вижу, да и менять пока не собираюсь. Спасибо всем, кто осилил данный манифест. Надеюсь, что кому-то он поможет сделать правильный выбор. Удачи!