Владельцем Spacio стал летом 2003 года. До этого ездил на разных моделях ВАЗа, с праворукими был знаком только по авто знакомых, у которых в основном Тойоты. Другие марки по разным критериям для меня менее предпочтительны. До похода на рынок не было стремления купить определённую модель. Но нужен был универсал для семьи из четырёх человек, двое из которых дети. Описывать огромную площадку авторынка Красноярска со всем разнообразием моделей нет смысла. Скажу, что дело было до 1 июля, в канун введения повышенных пошлин на ввоз иномарок и выбор был максимальным.
Сначала внешне понравившиеся универсалы Toyota Corolla, Caldina и Nissan AD, Partner отпали после примерки их салонов на себя. При моём росте 186см. и не худой комплекции после относительно просторного водительского места моих предыдущих «Жигулей» перспектива ездить зажатым в низком салоне, особенно в зоне головы из-за скошенных стоек, не радовала. И это летом, а что будет зимой. Машины вроде Toyota Ipsum, Ardeo показались слишком большими, прожорливыми на бензин, да и дорогими.
Вариантов комплектации по салону у Spacio три (это я уже позже вычитал). Комплектацию на 4 человека сам видел, мне не понравилась. Задние сиденья узкие, отодвинуты далеко назад (можно двигать, как на полозьях). Багажник при этом был в длину сантиметров 50 и мог вместить разве что пару – тройку больших сумок. Причём Spacio в этих комплектациях оказались 1997-98 годов. Среднегодовые пробеги машин, которые я смотрел не менее 20 тыс. Семиместную комплектацию на рынке и позже никогда не видел, но в каталоге про неё читал.
Spacio 2000 года была на рынке одна, вид снаружи и внутри как из магазина, литьё. К тому же она была полноценной пятиместной моделью с багажником, лишь сантиметров 5-6 в длину проигрывающему стандартному универсалу Королла. Пробег 71400 км, понравилась сразу. Битых ранее мест на кузове не нашли (смотрел со спецом). За 10000 зелёных с продавцом ударили по рукам. Износ тормозных дисков на ощупь не ощущается. Салон серого цвета, со стандартным для Японии пакетом, есть всё необходимое, сиденья тканевые, хорошо для чистки. Приятно удивила объёмность и воздушность салона, высокая посадка, отличная обзорность через большие окна (даже треугольные боковые окошечки почти не ограничивают обзор). В машину не садишься, а входишь. Над головой запас пространства даже надо мной был примерно с ладонь. Водительское сиденье, в меру жесткое, с механическими регулировками, в том числе наклона подушки, хорошо спрофилированное, позволило удобно устроиться за рулём. На заднем сиденье, при максимально отодвинутом водительским, ноги хотя его и касаются, но совсем не тесно, а за комфортно отстроенным пассажирским даже есть приличный запас перед коленями. Нормально вмещаются трое взрослых пассажиров. Поделённая по полам задняя спинка сиденья регулируется по углу наклона, можно даже полулёжа вздремнуть в дороге.
К машине прилагалась сервисная книжка с перечнем проведённых работ и описание машины, всё на японском.
Машины, выпущенные ранее середины 1999 года отличаются от поздних формой передних и задних бамперов, фальшрадиаторной решётки, рисунком задней оптики. Сразу после покупки в специализированном техцентре заменил с промывкой двига-теля масло на полусинтетику Shell Helix, а так же Dexron 2 в АКПП и гидроусилителе руля. Там же завёл сервисную книжку.
За 100 у.е. купил 2 бэушных, но вполне приличных летних Бриджстоуна из Японии, т.к. на машине стояли зимние липучки и пара из них была прилично изношена.
Привыкание к правому рулю, острым тормозам и автомату заняло дня два, но все тонкости обращения с трансмиссией я постигал ещё несколько месяцев по подсказ-кам знакомых. Высокая посадка над дорогой и работа автомата даже несколько поменяла мой стиль вождения на более размеренный.
Теперь об эксплуатации за почти 4 года (наездил 40 тыс.км) .
Замена масла двигателя раз в год – пробег 10-12 тыс. км. (много не езжу), в ГУРе – раз в два года, воздушный фильтр тоже. Кстати корейские ничем не хуже, а стоят раза в два дешевле. Всё делаю в одном техцентре (масло прямо из фирменных бочек закачивают).
Через год поменял японский антифриз (из-за сомнений в его морозостойкости) на фирменный AGA. Ещё через год сменил тормозную жидкость (с тормозными накладками) на полусинтетику Castrol. Хотя к тормозам претензий не было, но здесь надо следовать советам инструкции и менять даже хорошую импортную тормозуху хотя бы раз в пять лет, тем более в Японии явно этого до меня не делали.
В начале 2007г. сменил Dexron2 на 3 в АКПП с полной промывкой, как того указывает инструкция по эксплуатации.
На 90 тысяче сделал промывку форсунок системы впрыска с помощью прибора с заменой свечей (стояли NGK, но новых таких не нашёл – купил Denso). Результатом стал более живой отклик на педаль газа.
На 100 тысячах заменил ремень привода ГРМ. Старый был на вид ещё хорош, но бережёного бог бережёт.
По электрооборудованию: почти сразу поменял только перегоревшую комбинированную двухнитевую лампу габаритов и стоп сигнала, установил сигнализацию. Вместо штатного комбинированного кассетного и СД проигрывателя установил МР-3ресивер, в оставшееся место воткнул кассетную магнитолу. Динамиков изначально было два – в передних дверях. Я не меломан, для меня звучание было нормальное, для магнитолы в задние двери врезал ещё два динамика, тем более, что аудиоподготовка там уже была.
На вторую зиму заменил аккумулятор ёмкостью 35 Ач на 45. Старый не позволял завести машину зимой уже после 3-4 дней стоянки в гараже и требовал постоянной подзарядки.
Двигатель 4А-FE, объёмом 1,6 л., мощностью 110л.с., (по техпаспорту 115), не для спортивных водителей, но без груза можно пошустрить . В меру тяговитый с низов мотор уже при перевозке четырёх взрослых пассажиров по горкам и при обгонах приходиться хорошо крутить иногда даже с переходом на две ступени вниз, но и потом начала активного ускорения приходится ждать пару секунд. При этом умеренный рокот двигателя совсем не досаждает. Спасает в затяжных подъёмах отключение режима «овердрайв», благодаря чему скорость можно поддерживать постоянной. На крутых спусках помогает режим принудительной фиксации 2 и даже 1 передачи, позволяющий тормозить двигателем. Даже при движении на трассе накатом под уклон на прямой передаче автомат не даёт разогнаться, а после 1 – 2х торможений начинает немного подтормаживать. Сами переключения плавные и малозаметные, при резких ускорениях на прямой коробка оперативно переключает пониженные передачи. Вообще автоматом Тойоты при надлежащем умении можно пользоваться почти как механикой, хотя она мне всё же нравится больше. В городе мощности двигателя хватает с запасом.
Расход топлива для высокой машины вполне умеренный. Летом в городском режиме, он редко превышает 9 литров на сотню, а на трассе в районе 7,6-8,2л в зависимости от нагрузки и скорости. В морозы расход увеличивается примерно на литр. Двигатель нормально кушает 92 бензин. Расход масла между заменами примерно пол-литра. Расход топлива удобно контролировать по электронному индикатору, размеченному десятью светящимися секторами по 5 литров, которые по мере расхода бензина гаснут. Когда остаётся 15 литров в баке шкала загорается зонами по 2 литра. Показания скорости на приборной панели отображаются крупными цифрами, занимающими всю центральную часть, что вполне нравится. Рядом расположились индикатор положения автомата, электронные одометр (можно засекать два пробега одновременно) и часы (с будильником), блок контрольных ламп. Удобно и лаконично. Но нет тахометра, хотя он, по большому счёту, и не нужен. Есть один минус, появившийся благодаря нашим депутатам – солнечным днём при включении фар тускнеет дисплей, трудно разобрать показания приборов. Регулировку подсветки лучше было выполнить отдельно.
В салоне по ходу движения никаких посторонних звуков. Обивка передней панели, части дверей и руля из жёсткого, но приятного на ощупь пластика. Сам руль небольшого диаметра, обод удобно ложится в руки. Сиденья второго ряда складываются вровень с полом, образуя внушительных размеров сарай, в котором я однажды перевёз собранным средних размеров компьютерный стол. Пол багажника состоит из трёх обитых легко моющимся ворсистым материалом пластин, под которыми скрываются мелкие и крупные отсеки, где удобно помещается всё, что нужно в дороге. Под центральным отсеком спрятана докатка (полноразмерное колесо не поместится).
На крыше машины в зависимости от комплектации могут быть установлены релинги, у меня их нет.
В дождливую погоду быстро загрязняется заднее стекло. Поэтому дворником приходится постоянно работать.
К управляемости автомобиля претензий не имею. Машина хорошо слушается имеющий информативное реактивное усилие руль. Реакции в поворотах хотя и не спортивно острые, но уверенные, без запаздываний, с непугающими кренами кузова. Благодаря гидроусилителю руль при парковке можно крутить буквально двумя пальцами.
Отопитель эффективен только в слабые морозы. При температурах ниже -10 градусов и наличии пассажиров передние боковые стёкла в столь объёмном салоне отогреваются на 70-80%, а задние покрыты инеем или не отпотевают. Не оттаивает и верхняя кромка лобового стекла, заднее стекло отогревается быстро и полностью благодаря встроенным нитям. Никак не могу найти место установки салонного фильтра, в инструкции по эксплуатации про него ничего не сказано и знакомые тойотоводы не знают.
О ходовой части. До сих пор служит верой и правдой. В оригинальном виде подвеска мягкая и длинноходная, не боится ям и колдобин. Сначала это радовало, но при передвижении по нашим вездесущим асфальтовым волнам начали утомлять слишком большие вертикальные ходы задней подвески, а при нагрузке задние колёса часто шеркали об пластиковые подкрылки. Решил с этим бороться своим старым жигулёвским методом. Купил резиновые проставки, продаются специальные из жёсткой резины под витки пружин. Вставил между средними витками задних пружин и между верхними витками передних, закрепив их проволокой. В результате раскачка на волнах заметно уменьшилась, как и количество пробоев колёс до подкрылков. В целом на ходу машина стала более упругой, энергоёмкой, что было нужно, и без какого либо ущерба для управляемости. А самое главное, что увеличился дорожный просвет примерно на 1,5 см. (на машине с водителем до 165 см). Согласитесь, не мало. Принимая во внимание короткие передний и задний свес, это позволяет по геометрической проходимости спокойно проехать как минимум там, где проедут «Жигули». Для меня этот способ оказался менее затратным по средствам и времени, да и более эффективным, чем установка проставок под стойки. Дополнительной защите двигателя снизу способствует мощная лыжа, прикреплённая к подрамнику. К состоянию стоек за всё время эксплуатации замечаний не возникало.
На машине стоит более высокопрофильная резина размерности 185/70 R14 вместо стандартной 185/65. Хотя это слегка и снижает динамические возможности, но тоже прибавляет под днищем лишнее пространство.
Руководство по ремонту и эксплуатации по Spacio появилось только в 2004 г, до этого пользовался книжкой для обычной старой Короллы. К стати, в руководстве нет данных о расходе топлива, геометрических размерах, массе машины.
В заключение. Данная модель выпускалась с 1997 по 2001 год и европейского аналога не имеет.
Менять машину пока не собираюсь, а если и надумаю, то на такую же в новом кузове.
PS: однажды летом случилось бампером на небольшой скорости прислониться к твёрдому ограждению, так он самортизировал и выгнулся обратно, восстановил только обломанные крепления фары.