Ни одна машина не приходила мне в руки так легко и сложно одновременно.
Это не первая моя машина, до этого были Ваз 21053 и Ваз 2110. Ничего плохого не могу сказать о этих машинах. На каждой из них я выезжал из дома и точно знал, что она не подведет меня, и я вернусь домой, нигде не встану. Пятерка это первая личная машина и, как говорят, первая любовь. Появилась она, когда мне было 19 лет. Ей на тот момент было 9 лет(98 года выпуска). На ней уже стояло газовое оборудование, что мне было только на руку. Получился студенческий вариант – на классику запчасти стояли не дорого, и заправлять было не накладно. После года езды по СТО, понял, что классика это не та машина, на которой ездят по сервисам. И прикупив книгу по ремонту, стал обслуживать пятерку самостоятельно. За 4 года я отъездил на ней 60 тысяч километров. Не лазил, пожалуй, только в коробку и мост. Ну и ГБЦ не снимал. А всю мелочевку перебрал, иногда по 2-3 раза одну деталь менял («спасибо» нашим производителям запчастей).
Окончив институт, я захотел пересесть на передний привод. Взял кредит и купил десятку 2001 года. 16 клапанов. Динамика после классики прекрасная, комфорт, как в иномарке.… Но это первые две недели-месяц. Потом все звуки я начал слышать, пошли первые ремонты, в общем, обычная автомобильная жизнь. Что удивило, так это надёжность . В сравнении с пятеркой она практически не ломалась. Перебрал подвеску, да пару датчиков поменял, после старого хозяина и, в принципе, не парился. Но в связи некоторыми обстоятельствами, через 2 года пришлось десятку продать, и выбирать взамен за эти же деньги что то другое.
И тут я вспомнил, что несколько лет назад мой дядька владел тойотой короллой в 100 кузове. Мне она очень нравилась – можно сказать была мечтой. Ну надо мечту осуществить, подумал я и стал смотреть именно их. Друзья, знакомые отговаривали, мол зачем покупать двадцатилетнюю машину, тем более ПРУЛЯ?! А я хотел именно ее. Хотел купить машину в адекватном состоянии за адекватные деньги. Но как обычно, это оказалось сложно. Тогда я решил взять подуставший вариант за приемлемые деньги, а оставшиеся деньги пустить в ремонт. Сказано сделано. Нашел в интернете объявление, позвонил, посмотрел, поторговался, купил…
Что имеем? Toyota corolla ae100. 1994 года выпуска, комплектация LX-limited. Не густо, хотел суперовую, ну да ладно.
Двигатель 5а-фе - 1,5 литра, 100 лодашей. Поддымливает, но тянет - наверное колпачки маслосъемные. С ГУРа сочится жидкость (не уверен, что это декстрон, по цвету и запаху не похож).
Подвеска ушатанная – передние стойки не держат, шаровые под срочную замену. Туда же сайлентблоки. Резина пойдет, правда узкая – с платца – 155*80 R13.
Коробас трехступый, переключает с первой на вторую с небольшим толчком (а иногда и нормально), со второй на третью нормально. Масло в нем тоже не пойми какое.
Салон в довольно хорошем состоянии – наверное, стояли чехлы. Декоративные панели позорно покрашены в странный коричневый цвет (под дерево, что ли?) Панель без тахометра –поправимо.
Кузов – отдельная история. Которую описывать даже не буду. Если в общих чертах, то он стукался. Вроде без увода геометрии. Покрашен полностью чьими-то кривыми руками. И при том, по-моему без лака.
Сколько работы!? Сколько денег надо, что бы привести ее в нормальное состояние? Ну, руки вроде растут откуда надо. Вот и будет им экзамен
Начало было положено заменой стандартных для этих двигателей бегунком и крышкой трамблера. Замерил компрессию – 14 – 14 - 13,5 - 10,5. Ну думаю, попал, надо разбирать движку. Ну пока нет времени, залил раскоксовку при замене масла. Компрессия выравнилась – стало везде 14. Это много - значит в цилиндрах масло. Ладно, потом разберемся. Меняем то, что не терпит отлагательств. Радиатор течет, и термостат не закрывается(долго греется машина). Заменил и залил новый тосол. Хотел патрубки системы охлаждения поменять, но купить их как на русскую машину - комплектом, оказалось невозможно. Пришлось отложить.
Разобрал насос ГУРа. Думал система сложная, а оказывается на коленке можно починить. Заменил сальник и забыл про ГУР вообще. Сальник 100 рублей и работы на пару часов с перекурами, а контрактный насос предлагали за 1500-2000 руб.
Заменил масло в коробке и дифференциале (у 3-х ступенчатых автоматов это разные емкости). Пинок с первой на вторую все равно остался, хотя несколько меньше. Теперь свечи и провода на очереди. После этого меняю стойки, плюс пыльники, опорники, отбойники, шаровые и стойки заднего стабилизатора. Ехать стало намного приятнее, не говоря что тише. Вот теперь она стала напоминать японца )) Теперь я не боялся разогнаться на ней 120-130. Из-за трехступого автомата в салоне после 110 становится шумно. Стало интересно положит ли она стрелку в свои 19 лет. Положила .
Но жор масла мне покоя не давал и, поверив в чудо, я решил поменять сальники клапанов. Открыв клапанную крышку я охренел. Внутри все было чернющщее. В общем после работы, не торопясь, в гараже друга (привет Антоха) я 3 вечера занимался заменой сальников. Под замену пошли сальники клапанов, сальники свечных колодцев, сальники распред- и колен- валов, уплотнительное кольцо трамблера, так же ремень и ролик ремня ГРМ. И конечно все ремни навесного – генератора, гура и кондёра. После этого уровень масла снижался, но не так сильно как раньше. До тех пор пока я не выехал на трассу… На трассе за 200 км в режиме 120-140 км/ч она съела у меня пол литра масла. Здесь уже и ежу понятно, что надо скидывать голову.
Не хотел я этим заниматься, но узнав, что за эту работу на сервисе с меня потребуют от 15 до 25 тыщ, я засучив рукава, начал ремонт самостоятельно. Договорился об аренде гаража на неделю (привет Димас). Заказал запчасти и принялся разбирать. Фотографировал все что мог, что бы потом при сборке не перепутать какой-нибудь шланчик. Оказалось, что в японцах это не совсем обязательно. Там все трубки имеют такую длину, что на другой штуцер его не одеть. А у проводов разные разъемы, помеченные изнутри различными цветами. За 5 дней движок был разобран, отмыт и собран. Поменял поршневые кольца и шатунные вкладыши (умолчим про всякие прокладки, болты и проч.). В полпервого ночи пятого дня двигатель пустил дым. Радости моей не было предела. Во-первый, двигатель работает; во-вторых, это первый двигатель который я ремонтировал; и, в-третьих, я сделал все сам, без чьей либо помощи, что было особенно приятно. Подбив деньги получилось следующее, что запчасти+инструмент(динамометрический ключ, оправку для колец и специальные 12-гранные головки)+всякие растворители у меня ушло около 7000 рублей. Это с учетом, что я еще промыл форсунки карбклинером и дроссельный узел. На данный момент я проехал около 1500 км после ремонта, и масло стоит на уровне, никуда не уходит. Посмотрим, что будет дальше.
После ремонта двигателя, я поменял оптику головного света, поставил DEPO евро свет. И установил хороший 62А*ч аккумулятор.
В планах перекрасить пластиковые декоративные панели в салоне под цвет машины – серый, или в черный, как и положено, но боюсь не попаду в цвет и будет отличаться. Мысль была еще карбоном обклеить, но это уже совсем не комильфо. А в будущем году, буду приводить в порядок кузов.
Резюме: Хорошая городская машина, если в хорошем состоянии. В свое время легенда, одна из доступнейших японок в конце 90-х - начале 2000. Я же свою взял как «проект», который приносит мне удовольствие (как от ремонта, так и от эксплуатации). О надежности такой «восстановленной» машины можно будет судить покатаясь на ней года два-три-четыре.... О чем я и буду писать в дополнениях.