В последнее время расход масла внезапно начал расти сильно вверх и постепенно дошел до отметки 2л/4000 км, что является уже совсем перебором для такого двигателя.
Прежде чем вскрывать двигатель, было решено замерить компрессию в цилиндрах, а затем формировать список запчастей к покупке. Результат замера оказался более чем приятный:
1 - 12,0 кгс/см2;
2 - 12,0 кгс/см2;
3 - 12,0 кгс/см2;
4 - 12,0 кгс/см2;
5 - 12,0 кгс/см2;
6 - 12,0 кгс/см2;
По книге должно быть 12,8 с завода. Ну а для моего двигателя, который прошел почти 200 000 км, считаю что это очень хороший результат.
После замера компрессии, проблема с жором масла никуда не ушла (серьезно что ли? :D ) и было решено менять маслосъемные колпачки (мск) , а заодно часть сальников и прокладок в добавок.
Итак, для замены маслосъемных колпачков на 1G-FE Beams 2000 нам понадобится:
- Колпачок маслосъёмный выпускной Toyota: 90913-02092 (12 шт.);
- Колпачок маслосъёмный впускной Toyota: 90913-02093 (12 шт.);
- Прокладка клапанной крышки Toyota: 11213-70040 (1 шт.)
- Прокладка свечного колодца Toyota: 11193-70010 (6 шт.)
- Сальник распредвала с болтом Toyota: 0413970010 (1 шт.);
- Сальник коленчатого вала Toyota: 9031145015 (1 шт.);
- Сальник масляного насоса Toyota: 1516588382 (1 шт.);
- Прокладка маслонасоса Toyota: 15188-70060 (1 шт.);
- Герметик.
Заодно решил и обновить:
- Маслянный фильтр (VIC) (1 шт.);
- Новое масло (Eneos gran touring 5w40) (5 л.);
- Антифриз (6л.);
- Патрубки котла (подогревателя) (2м.);
- Патрубок радиатора;
- Ремень кондиционера 4pk875 (1 шт.).
Если Вам надо обновить и ГРМ, то придется в добавок купить:
- Ремень ГРМ;
- Ролик Обводной;
- Ролик с гидронатяжителем.
Из инструмента потребуется: Съемник шкива коленвала, рассухариватель, динамометрический ключ, набор инструментов, съемник масляного фильтра, магнит для сухариков, плоскогубцы и пинцет.
Вся подробная информация есть в книжке, но в добавок вкратце опишу весь процесс:
1) Сливаем все жидкости (масло, антифриз) при помощи сливных болтов и пробок;
2) Снимаем весь пластик, воздушный фильтр, аккумулятор, откручиваем все катушки, выкручиваем свечи и отцепляем все разъемы, затем убираем косу в сторону, чтобы не мешала;
3) Снимаем радиатор, пластик радиатора, и вентилятор;
4)Снимаем клапанную крышку и визуально оцениваем состояние валов, посадочных мест, а также общее состояние внутренностей;
5) Находим метки в книге (60 до вмт), а затем выставляем по меткам шестерню распредвала и шкив коленвала и приступаем к разбору ГРМ. Снимаем ролик-натяжитель, вставляя в него чеку из шестигранного ключа, а также откручиваем болт шкива коленвала и съемником снимаем сам шкив. В шкиве в отверстиях есть резьба, правда она расположена достаточно глубоко, но она там присутствует! На этом этапе лучше сделать метку на ремне, а также шкифах распредвала и коленвала еще свою маркером, с ней будет проще;
6) Прежде чем снимать распредвалы, зафиксируйте шестерню впускного вала болтом м6, и только потом извлекайте их;
7) Снимаем компенсаторы (стаканы) и не забываем все подписывать и укладывать так, как оно было, но на полу. С такими махинациями будет проще собрать все назад.;
8) Чтобы при рассухаривании клапана не попадали в цилиндры, необходимо соблюдать следующую процедуру замены колпачков: 1 - 6 цилиндр, 2 - 5 цилиндр, 3 - 4 цилиндр, и крутя за коленвал устанавливать поршни в верхнюю мертвую точку, пользуясь при этом на всякий случай вешкой, которую надо опускать в свечной колодце.;
9) При рассухаривании клапанов Будьте аккуратны с сухариками, заранее заготовьте магнит и подстелите в гараже материал, чтобы при падении или выстреливании их, в крайнем случае, было проще найти.;
10) Соблюдая порядок цилиндров, описанный выше заменяем колпачки 4 впускных/4 выпускных на цилиндр. Впускные и выпускные колпачки разные! При установке учтите этот момент. Отличить их можно по каталожному номеру. Перед установкой не забудьте смазать их маслом. Также 10-гранной головкой удобно сажать новые мск на посадочные места, немного постукивая. Убедитесь, что колпачок сел, подергав за клапан вверх-вниз, иначе придется рассухаривать и засухаривать заново. Также хотелось отметить, что старые выпускные колпачки снимаются легко,а вот впускные приходится очень сильно тянуть.;
11) После того, как заменили все колпачки, переходим к замене сальников и прокладке масляного насоса. Он держится на 5 болтах, снимается легко, если открутите компрессор кондиционера. Также можно поменять и сальник коленвала.;
12) Собираем все назад, затягивая все болты динамометрическим ключом по книге.:
13) Возвращаем стаканы на посадочные места, ставим распредвалы на место, совмещая метками, закручиваем шейки по порядку, что описан в книге с затяжкой 15 Нм.;
14) Наносим герметик на крышку распредвалов, прикручиваем ее и ставим новый сальник. Затем новым болтом распредвала крепим шкив на свое место, не забывая при затяжке использовать нужный момент затяжки, а также держать сам вал ключом;
15) Выставляем метки коленвала/ распредвала на свои места, фиксируем коленвал в смотровом отверстии, предварительно убрав пластиковую заглушку и начинаем одевать грм назад.;
16) После того, как все одели ремень, шкиф коленвала еще пару раз прокручиваем коленвал и смотрим совпадают ли метки, если да то идем дальше;
17) Меняем свечные прокладки колодцев в клапанной крышке, просто выбиваем старые и ставим новые. Те прокладки, что прижаты пластинами, аккуратно отгибаем и также аккуратно загибаем при установке. Ставим новую прокладку, мажем герметиком.;
18) Прикручиваем на место все, не забываем все собрать/подключить/залить жидкости и только потом заводить двигатель.;
19) Двигатель завелся и если первое время дымит и пахнет гарью масла - все хорошо, не стоит пугаться. Это обгорает то масло, что мы немного пролили, потрогали масляными руками итп;
20) Еще раз проверяем всю систему на утечки и наслаждаемся результатом.
В добавок приведу еще пару секретов, которые помогут при выполнении работ:
- Если не получается открутить болт шкива коленвала, то можно поступить немного варварски, уперев длинный рычаг с головкой под правый (водительский) лонжерон, и на долю секунды чиркнуть стратером. Правда стоит учесть один момент, чтобы свечи были выкручены, все провода скинуты и двигатель не завелся. И второй способ - это также застопорить коленвал при помощи смотрового отверстия снизу. Опять же удалив заглушку.;
- Не забывайте зафиксировать шестерню распредвала болтом перед снятием, а также выкрутить болт после установки;
- Положите все болты в пакетики и подпишите их, что/от чего и куда. Так будет очень легко потом собрать все назад, не потерять болты и не остаться после сборки с лишними болтами в руках.;
- Не забудьте подготовить рабочее место и быть готовым искать сухарики, если они выскочат. Тут без магнита не обойтись;
- Для Более удобной замены колпачков в 6-м цилиндре можно снять капот;
- После замены мск дайте двигателю хорошенько поработать на холостых и не давайте сильную и резкую нагрузку первое время.
- Запаситесь терпением, запчастями и свободным временем - оно Вам еще понадобится.
Ну и в дополнение публикую часть фотографий с самого процесса, приятного просмотра: