ВЫБОР
Процесс выбора авто был долгим и мучительным. Выбирать автомобиль я начал примерно за год до момента, когда его купил. До этого передвигался на НИВЕ (21213), что серьезным образом сказалось на моих критериях. Я не рыбак, не охотник, не участвую в покатушках и грязезамесах. Тем не менее, Ниву люблю за ее неприхотливость и свободу передвижения. За свои скромные деньги она позволяла ехать туда, куда мне надо, а не там, где есть хорошая дорога. Если надо – еду. Это часто помогало даже в тепличных условиях городских джунглей. Но не хватало комфорта, тишины и размер маловат. Да и о безопасности себя и семьи стал задумываться чаще… В итоге у меня сформировались такие вот хотелки:
1. Полный привод. Идеально – постоянный, в крайнем случае – подключаемый тем или иным способом. Если еще и блокировки будут – только плюс.
2. Размер средний. Большая машина неудобна в Москве, куда приходится мотаться ежедневно. Наличие рамы – безусловный плюс.
3. Клиренс хотелось иметь не менее 200мм и геометрию более-менее проходимой машины
4. Бюджет до 1М рублей.
После изучения машин, форумов, отзывов и всего остального, выбор сузился до следующих машинок. LR Defender 90, СГВН, Subaru Forester, Pajero Sport. Первый был с сожалением отброшен, ибо машина не для поездок по городу, комфортность передвижения под сомнением и куча жалоб на ломучесть и дороговизну в обслуживании. Ближе к лету, случилась неприятность, и я до сентября стал пешеходом. Поэтому покупка отодвинулась на осень 2008. И тут выяснилось, что у СГВН появляются новые движки 2.4 и 3.2 л, МПС выходит осенью в обновленном виде на базе нового L200. А Форики обновились еще весной. Новые Форики не приглянулись внешностью, да и цена на них зашкалила за мой бюджет, поэтому кандидатов осталось двое. Цены на новый МПС и СГВН были неизвестны, но увеличение цены на СГВН обещали не очень большое. В итоге, я сломался и в начале августа стал в очередь на СГВН с двигателем 2.4 с МКПП. Обещали, что продажи начнутся в октябре, а цены будут известны в конце августа.
Приготовил себя к тому, что я покупаю на самом деле паркетник, хоть и с бОльшими возможностями на бездорожье по сравнению с одноклассниками. Плюсы и минусы СГВН я более-менее знал.
Во второй половине октября я забрал машину. Охранную систему ставил в конторе, которая на этом специализируется. Дилер своей компетенцией отбил охоту ставить сигнализацию у них.
СНАРУЖИ
Мне нравится! Особенно, если машина свежевымытая. Цвет брал бежевый, т.к. он наиболее практичен и на нем меньше видна грязь и пыль. Колеса 17”, хотя я бы и на 16 согласился. Резина городская Bridgestone H/T – по асфальту нормально, в остальном средненько. Дорожный просвет меньше, чем хотелось бы, но ведь это ж паркетник.
В целом, машина гармоничная, «складная», глаз не цепляется за какие-то нелепости. Практически идеал для кроссовера. Металл корпуса тонкий – страшно трогать. Понимаю, что сейчас это везде так, однако…. Помню дедушкину Волгу 21 – годить можно было без последствий…
ВНУТРИ
Салон черного цвета, потолок бежевый, качество пластика соответствует цене машины. Кое-где появились скрипы и стуки (особенно заметно в мороз) – придется проклеивать и смазывать трущиеся детали отделки салона. Вообще, от версии с двигателем 2.0 отличается новой системой управления климат-контролем, новым компьютером и подлокотником, который теперь сдвигается вперед. В остальном, все практически такое же. Удобную посадку нашел сразу, правда еще недели через две пробовал разные варианты. К управлению и разным кнопочкам привык очень быстро – все под рукой, все понятно.
Обзорность в передней полусфере великолепная! Отличные зеркала заднего вида со встроенными поворотниками. Справа есть мертвая зона, когда капот соседней машины поравнялся со средней стойкой. Поэтому, при перестроении направо приходится не только в зеркало взгляд бросать, но и в заднее боковое стекло смотреть. Либо все время контролировать пространство вокруг себя. Езда задним ходом доставляет неудобство, ибо обзорность плохая. Широкие задние стойки и запасное колесо мешают хорошо рассмотреть, что находится за машиной. Поэтому маневры приходится выполнять медленно и вдумчиво, постоянно контролируя пространство по всем зеркалам. В этом смысле, на Ниве гораздо проще – видно все! В салонное зеркало точно помещается стекло 5 двери – ни больше, ни меньше.
Сиденья удобные, хорошая боковая поддержка. Немного не хватает поясничного упора, хотя после 6-7 часов за рулем спина усталости не чувствует. Но это все индивидуально. Подогревом сидений пользовался несколько раз в сильные морозы – приятная опция, но полезна лишь в самом начале поездки, ибо потом салон достаточно быстро прогревается, да и греет попу сильно.
Приборная панель хорошо видна в любую погоду и время суток. Подсветка кнопочек - красная – некоторым не нравится. В окошке со спидометром большой экран компьютера, который общается на русском языке. Может показывать общий и суточный пробег, температуру за бортом, время, расход средний и мгновенный, среднюю скорость, расстояние до заправки. Все зависит от режима. На этот же дисплей выводится всякая справочная информация, типа «не погашен свет», «осторожно, возможен гололед» и пр. Удобно.
Климат-контроль изменен, по сравнению с предыдущим поколением. К алгоритму его работы надо привыкнуть, но в целом неприятностей не доставляет. Сейчас он у меня стоит в режиме авто на 21 С – необходимости что-то регулировать в движении не возникает.
Салонного освещения много. Два потолочных фонаря (посередине и сзади), штурманский свет для водителя и пассажира и лампочка в багажнике. Бардачок не освещается – мне не критично. Подсветки дверей тоже нет. Только водительский стеклоподъемник светится надписью auto. Остальные на ощупь искать надо.
Музыка… достаточна для прослушивания радио. Я не могу называть себя меломаном, но качество звучания так себе. Думаю поставить другие динамики.
По салону куча всяких кармашков, и ящичков.
Трансформации задних сидений для меня достаточно. Спать там, конечно, нельзя, но груза впихнуть можно много. Да и просто в багажник много помещается. (Газовая плита поместилась в багажник целиком – не пришлось даже задние сиденья складывать) (Не забудьте – я сравниваю с Нивой )
В ДВИЖЕНИИ
Первое время был на гране эйфории от вождения (после Нивы то…) Потом страсти поутихли, но радуюсь до сих пор. Машина отлично стоит на дороге и четко реагирует на манипуляции водителя. Руль вполне информативен. Подвеска достаточно жесткая (еще и колеса 17” с профилем 65), но для меня это только плюс.
Динамика - штука относительная. Мне хватает. На трассе, на скорости 100-120 можно нормально разговаривать и слушать музыку. Дальше усиливается шум ветра и резины, хотя тоже не критично. Двигателя практически не слышно – только на обгонах. С точки зрения шума, комфортнее всего передвигаться в районе 2-3 тысяч оборотов двигателя. Но нормально тянуть он начинает после 3, что и немудрено. Не гоночный болид, но вполне хватает для комфортного передвижения по городу и вне его. Обгоны совершаю без напряжения. На максимальную скорость авто не тестировал, 140 идет без напрягов и дальше вполне способно разгоняться. Поведением машины на зимней дороге очень доволен – позволяет держать довольно высокую скорость, ведет себя предсказуемо.
Конструкция автомобиля такова, что в мокрую, грязную погоду вода с лобового стекла сносится встречным потоком воздуха на боковое и довольно быстро его заляпывает. Приходится часто чистить. Говорят, что помогают дефлекторы на окна – сам не пробовал.
Сразу не порадовала МКПП. Ход рычага довольно большой и переключения невнятные какие-то. Особенно 1-2 передачи. Ближе к 10 тысячам стало несколько лучше. А может я просто привык. Но осадочек остался.
Расход меня радует. Получил то, что и ожидал. Первые сотни км городской езды средний расход показывал 13-15 литров. К моменту ТО-0 (1600 км пробега) я приехал с цифрой 13.2. Сейчас расход плавает в районе 12.5 и имеет тенденцию снижаться дальше. По довольно забитой трассе (Ленинградка), с крейсерской скоростью 110-120 машина кушает не больше 9 литров. Если экономить, то можно еще на литр снизить, но смысла не вижу. Минимальный расход получается, если ехать на 5 передаче порядка 80км/ч.
К свету никаких претензий нет – все видно очень хорошо. ПТФ расположены низко и в условиях Московской осени-зимы-весны загрязняются в момент.
В инструкции по эксплуатации написано, что автомобиль спроектирован, в том числе, и для передвижения вне дорог. Пожалуй, соглашусь, но все равно буду считать СГВН паркетником повышенной проходимости. Почему? Причин несколько. Попробую сформулировать:
1. Автомобиль элементарно жалко убивать.
2. Жесткость кузова оставляет желать лучшего.
3. Сравнительно небольшие ходы подвески.
4. Сама подвеска независимая, что хорошо сказывается на управляемости, но плохо на ее надежности и неприхотливости.
5. Под брюхом болтается раздатка, защита которой съедает и без того небольшой (200 мм) клиренс автомобиля.
Хотя постоянный полный привод, с понижайкой и межосевой блокировкой – уникальная вещь в данном классе автомобилей. Да и вообще это сейчас редкость. Системы ESP и TCS «имитируют» межколесные блокировки. Проверял - помогает.
Раздатка переключается сервоприводами, которые управляются переключателем. Режимы трансмиссии такие:
1. N – нейтраль.
2. 4H – постоянный полный привод
3. 4HL – плюс заблокированный межосевой дифференциал
4. 4LL – плюс пониженная передача
В режиме 4HL можно отключить ESP. В режиме 4LL ESP отключается сама. Если ESP отключить в режиме 4HL и перевести трансмиссию в режим 4LL, то отключится еще и система TCS.
Одним словом, умеренное бездорожье покорить не проблема, если приложить голову. Тем не менее, не возникает чувства «неотвратимости движения», которое я испытываю при езде на Ниве. Парковаться «на стук» уже не рискую. Да и вообще нежнее отношусь к машине. В принципе, существуют различные защиты, лифт-комплекты, силовые пороги и бамперы. Машину можно подготовить к более серьезным испытаниям, если появится желание. Хотя и в стоковом варианте СГВН – лучшее, что есть из паркетников в плане преодоления бездорожья.
НЕДОСТАТКИ
На самом деле, существенный недостаток, который мешает жить, один – отвратительная работа стеклоомывателя. Причина в слабом моторчике, который не способен создать нужное давление в системе. Если летом его еще хватает, то зимой более вязкая жидкость долетает только до середины стекла. Это лечится установкой второго моторчика в разрыв магистрали и подключения его параллельно основному.
Остальное – это мелкие неудобства и недоделки, с которыми я смирился и не напрягаюсь особо. Ведь идеала не существует. Тем не менее, попробую перечислить косяки, как я их вижу:
1. Невнятная МКПП, хотя со временем немного разработалась.
2. Нежное сцепление, которое начинает вонять, при небольших, казалось бы пробуксовках. Ходит слух, что ближе к 20 тыщам это пропадает.
3. Слабенькая музыка
4. Пару раз наблюдал глюк компа, когда он начинал показывать бредовые цифры среднего расхода. Лечилось сбросом показателя.
5. Появились скрипы в салоне. Если этим озадачиться, то вылечить можно.
6. Наверное, есть что-то еще, но я не помню. Значит совсем мелочи…
Поломок пока не было (перегоревшая лампочка ближнего света не считается).
Сохранял все чеки на бензин. Получилось, что средний расход за все время порядка составляет 12.0 л/100 км. Это примерно 70% город и 30% трасса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я получил именно то, на что и рассчитывал. Недостатки есть (как и у всех), но они вполне поправимы. По совокупности критериев, которые я предъявлял к новому авто, у меня не осталось альтернатив. Как поведет себя машина в длительной эксплуатации, покажет время. Сейчас, проехав 10 000 км, я по-прежнему получаю удовольствие от вождения и понимаю, что не ошибся в своем выборе. Машине тесно в городе – хочется на простор, в Пампасы!