Прошу прощения у тех, кого обманул - это отзыв про ЛуАЗ-969А. Кажется именно к эскуде он ближе всего своей аккетичность, неприхотливостью и проходимостью. Ему моторчик еще от эскуды.
Фотографий моей машины к сожалению не сохранилось.
ЛуАЗ был моим первым автомобилем.Впервые эту модель увидел я его еще студентом, году в 1981-м, удивила аскетичность конструкции и необычность внешнего вида. Похож он был только на самого себя.
В 1988г, мне было 25 лет, Я был отцом семейства, появилась возможность купить машину. Денег было совсем мало – молодой специалист, помощи ждать неоткуда. Ходил – выбирал. Денег было только на бу «Запорожец» или на совсем уж гнилой «Москвич». По ценам это было примерно 2-х годовая зарплата инженера в не военном НИИ - чуть более 2-х тысяч рублей.
Времена тогда были совсем другие, машины в утиль не сдавались вообще – только если уж совсем в лепешку или сгорит, Масло моторное было трех видов – зимнее, летнее и дизельное. Бензина на заправках для частников начиная с августа по январь практически не было, приходилось его «ловить» - дежурить у АЗС или искать знакомых на гос. транспорте, которые продавали бензин. Понятие «сезонная смена резины» не существовало. Если ты член «клуба автолюбителей» - были такие при городском комитете ДОСААФ - то раз в два года мог по гос.цене – рублей по 30 купить две покрышки. Иначе – на базар, по 120р за штуку, а зарплата инженера, напомню – 120 – 140рублей в месяц. Но были у того времени и очевидные плюсы – учеба и медицина были доступны всем гражданам, не было безработицы. Не было наркомании и шприцев в подъездах, не было бомжей. И было спокойно и безопасно и дети играли во дворах без присмотра. И Кавказ был кузницей, житницей и здравницей, и Давид Кипиани и Хорен Оганесян и Олег Блохин были нашими спортсменами и Александр Чевадзе был капитаном нашей футбольной сборной и мы их всех одинаково любили. Милиция ходила не то что без автоматов и броников – даже дубинки (прозванные в народе «демократизаторами») появились году в 1990.
В одном из объявлений увидел что продается ЛуАЗ. В принципе эта машина была как раз то, что надо. Жили мы в своем доме, и грузопассажирскость машины тут пришлась бы как нельзя кстати.
Поехал смотреть. Это был автомобиль 1978г выпуска, с безобразно сделанной из будки Ижа-пикапа горбатой крышей (тент пришел в негодность), со стучащим на холостых оборотах мотором, выбивающей 4-й передачей КПП. Продавали его три брата – матерые мужики лет под 40. Один работал таксистом, второй- зав.маг, а третий был еще круче первых двух. Позднее-то я понял, что красная цена машины была вдвое меньше той, что я за нее отдал, но на «смотрины» я пошел один, «подпора» не было и эти три брата «сломали» меня психологически. Покупка состоялась.
Что же я купил. ЛуАЗ-969А. Двигатель МеМЗ-968 (как на «ушастых запорожцах»), V-образный, 4-х цилиндровый, воздушного охлаждения, объем около 1.2л, мощность – 40л.с. Коробка, чуть модернизированная от ЗАЗ-968 – добавлена раздатка, передающая крутящий момент на задний мост и понижающая передача. Привод - основной мост – передний, задний мост жестко (без дифференциала) подключается рычагом. Ограничений по скорости на подключение заднего моста по-моему не было, главное чтоб машина не буксовала. При включенном заднем мосту и включенной нейтрали на КПП рычагом подключения заднего моста можно включить понижающую передачу – примерно как 1-я, деленная еще на 2.5. Понижайка включалась только на месте, т.к. на ней не было синхронизаторов. Есть возможность блокировать дифференциал заднего моста – рычажок между передними сидениями. Дифференциал заднего моста такой же как в коробке, только установлен в оригиналом картере.
Подвеска всех колес независимая, на продольных рычагах, в качестве упругих элементов - торсионы круглого сечения, на переднем мосту – толщиной около 25-30мм, на заднем мосту – около 20мм . Посадку машины в некотором диапазоне можно было регулировать перестановкой головки торсиона в шлицевом фланце рычага. На каждом колесе установлен понижающий редуктор. Дорожный просвет – точно не помню, но на вскидку около 25см – и это при колесах 13-го радиуса. Поворотный кулак передних колес крепился к рычагу на шкворнях. Верх кузова - мягкий тент на стальных трубах, квадратная морда, две двери - окантовка из профиля квадратного сечения и плоский лист металла, закрывающие нижнюю половину дверного проема, брезентовые надставки дверей с маленькими стеклами-бойницами и откидывающийся борт сзади. Салон спартанский – 4 места, цельнометаллическая передняя панель (то, что называется «торпедо»), приборы – спидометр, амперметр, указатель давления масла, показатель температуры масло, показатель уровня топлива и две лампы – указатели поворотов и тормоза. Пол был голое железо, никакой шумоизоляции не было. Передние сидушки с откидными вперед спинками (чтобы могли пролезть назад пассажиры), складывающиеся к бортам задние сиденья. Регулировка передних сидений предусмотрена только продольная.
Т.к. двигатель воздушного охлаждения, то печка работала на бензине, расход был около литра в час. Была у нее полезная функция – можно было использовать для предпускового прогрева мотора, при чем делала она это минут за 15 при -30. Как «Вебаста», только с полным отсутствием автоматики.
Начал приводить машину в порядок. Первое – на холостых оборотах стучал двигатель, но не регулярным стуком, как клапан или шатун при разбитом вкладыше, а как стучит консервная банка, привязанная за велосипедом, стоило добавить оборотов – мотор работал ровно и беззвучно. Совета спросить было не у кого, своей техники никогда никакой не было, на СТО ремонтировать мотор не было денег. Пошел на авторынок, смотрю кто продает запорожские з/ч , спрашиваю – что так может стучать. Ответов нет. Один мужик мне и говорит – книжка по машине есть? – ну бери и аккуратно мотор разбирай, сам увидишь в чем причина, мотор простой, сложного ничего в нем нет, разберешься. Оказалось что открутился маховик двигателя – на этом моторе он крепился к коленвалу одним центральным болтом. Рассверлил и заменил штифты маховика, сделал стопорную пластинку для болта, заменил для профилактики кольца, вкладыши, притер клапана. Собрал мотор и поставил на место. Перебирал мотор я в первый раз в жизни и совершенно самостоятельно. До этого не то что не участвовал – даже не видел как это делается. Затаив дыхание завел – все получилось – посторонних стуков нет. Повезло купить КПП и редуктор заднего моста со списанного разбитого ЛуАЗа. Заменил крестовину заднего левого привода – она оказалась точно такой же как у ГАЗ-24, долго боролся с тормозными цилиндрами – у них диаметр был 25мм, никак не мог найти манжеты такого диаметра, в конце концов заменил рабочие цилиндры на «москвичевские» - тоже надо было их где-то «достать».
Одним из немногих слабых мест конструкции была узел крепления рычагов подвески. Рычаги крепились на толстостенных трубах – осях, расположенных поперек кузова, на подшипниках скольжения. А вот защита узлов трения от воды была слабая, стоило попасть воде – начинался интенсивный износ как оси так и металлокерамических втулок, колеса становились «домиком». Через 2 года эксплуатации заменил втулки в рычагах, наварил и перешлифовал сопрягающиеся с втулками места на осях
Из прочих усовершенствований - заменил переднее стекло вместе с рамкой и надставки дверей на ЛуАЗ969М, ближе к лету переделал крышу – посадил ее ниже, вставил в заднюю часть «будки» длинные задние стекла от ЗИЛовских кабин, снабдил хорошим трубчатым каркасом, обшил изнутри утеплителем и тканью, так же обтянул изнутри передние двери. Пол салона застелил двойным слоем линолеума на тканевой основе, таким же линолеумом обтянул моторный щит со стороны салона. Обклеил пенопластом на резиновом клее и сверху дерматином приборную панель – так оно было и покрасивее и безопасней при ударе. Оформил металлическую крышу в ГАИ (типа изменения в конструкции). Блокировки замков на дверях предусмотрено не было совсем. Сделал чтобы замок пассажирской двери блокировался изнутри, Водительскую дверь оснастил ручкой, закрывающейся на ключ. Большие неудобства доставляла печка. Зимой и без того не малый расход увеличивался на литр, необходимый для работы печки, летом в дождь не было возможности включить обдув стекла. Поставил моторчик с «улиткой», и возможностью отбора горячего воздух от правой головки мотора – тепла вполне хватало киргизской зимой (до -25), а летом можно было забирать холодный воздух с улицы. Штатную печку оставил на случай необходимости разогрева мотора. Перенес с верхней части рамки ветрового стекла на нижнюю крепление дворников, увеличил размер дворников, снег перестал сбиваться дворниками в кучу посреди ветрового стекла. Не помню подробностей, но удалось дифференциал с заднего редуктора (купленного мной по случаю) поместить в КПП, в итоге получилось что оба моста имеют блокировку дифференциала. Родную коробку ремонтировать не стал – так и отдал потом вместе с машиной. По началу блокировка включалась рычагом, потом приспособил для включения втягивающее реле стартера – кнопкой получалось быстрее, выключалась блокировка посредством рычага. Установил ремни безопасности на машину. Поставил индикатор ручного тормоза, установил фонари заднего хода – штатно на этой машине такой фичи не было совсем. На передних крыльях установил повторители поворотов.
Надо сказать, что понятия «движение накатом» для этой машины не существовало. Видимо не качественные трансмиссионные масла (а где было их взять - качественные) в колесных редукторах, редукторе заднего моста и КПП создавали очень большое сопротивление качению и на нейтрали выбег машины был совсем коротким. Но несмотря на это первые год – полтора все мои нарушения ПДД – нарушение скоростного режима.
Получилась отличная, универсальная машина. При включенных блокировках мостов, на родной резине «елочкой» - засадить машину можно было только специально. Если она цеплялась хотя бы одним коготком неизменно выходила победителем любого бездорожья. Жили мы в Киргизии – это прежде всего горы. Крутизна склона, на которую мог забраться автомобиль ограничивалась только углом продольного опрокидывания. Трансмиссия, в которой отсутствовали нежные ШРУСы позволяла не особо задумываться о подводных камнях, проволоке или корягах. Высоко расположенные трамблер, ВВ катушка и воздухозаборник – на уровне нижней кромки ветрового стекла – не особо беспокоиться о глубине брода. Для многих любителей пикников мой ЛуАЗка был спасителем когда внезапно сменившаяся погода делала непроходимыми для жигулей и москвичей дороги в предгорьях. Тяговое усилие на пониженной передаче было достаточным чтобы волоком переместить заполненный золой мусорный контейнер 1х1х1.5м.
Салон при сложенных задних сиденьях позволял грузить и грузить. Высота погрузке при откинутом заднем борте совсем небольшая. Я ставил доски поперек салона за передними сиденьями и вровень с бортом засыпал кукурузу – кормить домашнего барашка, машина приседала, но везла. Возил полный салон – до крыши пиленых дров. Перевозил целую бухту битума при строительстве дома, Понадобились камни при бетонировании двора – тоже не вопрос. Осенние заготовки продуктов на зиму – на такой машине можно было покупать (о хищениях нет речи) продукцию прямо на полях (проходимость+грузоподъемность) – это было существенно дешевле чем в магазинах.
Был у меня ЛуАЗик 6 лет. Расход бензина – как-то не отложился. Остались теплые воспоминания как о первой машине, которая конечно потребовала приложения рук, но и не подводила никогда.
А потом пришлось поменять его на ИЖ-пикап, т.к. перестали платить зарплату и надо было как-то кормить семью, с утра я работал на этом ИЖе – развозил продукты, а после обеда уже программистом. А потом было много других машин, но это уже совсем другая история.