При написании отзыв поделил разделы, чтобы читателю можно было не читать его целиком, а только то, что интересует.
==== ПРЕДИСТОРИЯ. ========================================
Первым моим автомобилем стала пробежная по России Honda Accord Inspire 91 года выпуска с двигателем G20A. Два раза приходилось откладывать покупку этого автомобиля, так как не получалось накопить необходимую сумму (Наше государство два раза поднимало пошлины за период накопления средств). После покупки, поездив немного на хонде, я столкнулся с рядом проблем: в большинстве сервисов мне отказывали, говорили, что они хондами не занимаются, и что хонда – это очень сложно. Поэтому практически все делал сам: подвеску перебирал, кое-что по двигателю, по мелочам в салоне. Но с другой стороны хонда оставила и хорошие впечатления – комфортный динамичный автомобиль. Но тогда я утвердился: следующая машина будет только тойота, чтобы не иметь проблем с ремонтом. И это была Corona Premio с двигателем 3S-FE. Машина надежная, двигатель даже зимой заводился с первого раза с полуоборота (чем я был несколько удивлен), ходовая часть ремонтируется на раз-два. Решил, что больше никакой машины другого производителя не возьму. Поэтому следом нацелился на Toyota Mark II 98 года (двигатель 1G-FE VVT-i 160 л.с.). Марк служил мне 3 года. Отличный автомобиль. Были небольшие проблемы с двигателем с клапаном системы VVT-i, потом как выяснилось, эти двигатели – не самая лучшая разработка тойоты. И вот созрел я менять машину в очередной раз.
==== ПОИСКИ ИЛИ КАК Я ДОКАТИЛСЯ ДО СУБАРУ. ===============
Весной 2008 года начались поиски автомобиля на аукционах. Это должен был быть обязательно автомобиль фирмы Тойота, годом не старше 2003. На тот момент уже успел немного посидеть и полазить в Toyota Premio и Mark II в 110-м кузове, очень понравились оба автомобиля. Но от Марка я уже устал – задний привод во Владивостоке создает некоторые трудности. Решил, что буду искать именно Premio. Взял на аукционе Premio 2003 года выпуска с двигателем 1.5 с пробегом 100 тыс. Оценка кузова 3.5, салон D (как оказалось был просто грязный). Когда автомобиль растаможили, счастливый поехал забирать машину с таможенного склада, припарковал Марка и отправился на склад. Но когда сел на выезде со склада в Premio, испытал сильный шок: осознал, что совсем не хочу эту машину. Все было не так. Нет, машина хорошая, но вот не легла душа к ней (наверное, после Марка). Да и показалась мне она меньше, чем Марк, как будто сел в “консервную” банку, да простят меня владельцы этих машин. Далее было несколько дней обкатки на случай, если все-таки решусь оставить; однако, так и не понравилась. Сделал постановку со снятием, и полтора месяца продажи автомобиля. После всего этого была сделана передышка: настало лето, море, пляж, палатки.
Осенью 2008 года я снова стал искать автомобиль. С этого момента внутри у меня что-то изменилось, и очень захотел себе универсал – видимо, достал маленький багажник сотого Марка. Тем более, современные универсалы не такие, какими они были много лет назад. Выбирал из … да, собственно, и не выбирал. Марк II Blit мне сразу не понравился по дизайну. Калдину в новом кузове с двигателем 1.8 я брать не хотел, а уж с двигателем 1AZ-FSE тем более. Не такой большой и выбор был, по деньгам стал смотреть в сторону Subaru Legacy именно в R комплектации (I – обычно слишком проста), а турбо если и хотелось, то не за те деньги, которые имел. Кроме того, мой хороший друг – ярый субарист (после Нивы у него были только универсалы субару легаси). В начале октября сыграла моя ставка на аукционе. Машина взялась подозрительно дешево, теперь я знаю почему. Но это совсем другая история. У друга (он искал себе Outback) на той же неделе сыграла ставка на другом аукционе, и мы стали ждать. По стечению обстоятельств в конце ноября обе наши машины пришли на одном судне.
==== ЗНАКОМСТВО С СУБАРОЙ =================================
Как только я сел в этот автомобиль, сразу осознал: это она. При выезде с таможенного склада машина стала глохнуть, горела лампочка бензоколонки. Глохла в самые неподходящие моменты на перекрестках и подъемах. Дотянул до ближайшей заправки, заправился 95-м бензином, но эти проблемы продолжились где-то в течении недели, после чего полностью пропали. С этого момента за все время эксплуатации заглох только один раз на холостых.
Как показало состояние машины, японец был человеком безбашенным, немного не в себе. Состояние машины за 60т.км пробега меня рассторило. Из известных косяков, описанных в аукционном листе: неработающий один стеклоподъемник и немного разорванная обшивка передней панели. Дальше - больше. Начались неизвестные косяки.
Под капотом обнаружил STI-распорку, которая была плохо прикручена (гайки легко крутились)! Учитывая, что она устанавливается на шпильки стоек, то и стойки не держались должным образом. Закрутил.
Когда я заехал в сервис центр для проверки температуры замерзания охлаждающей жидкости, выяснилось новое: крышка радиатора просто лежит сверху, и она не родная – от тойоты! Частично сломано на радиаторе ушко одного из креплений для фиксации крышки. Был расстроен, везде говорили: “только менять радиатор”, но здесь повезло: купил оригинальную крышку радиатора за 400 рублей, и она встала, как положено, и держится отлично.
Затем в декабре пришлось улететь в командировку на несколько месяцев. В этот период я наблюдал весь этот российский кошмар из-за границы; и честно говоря, совершенно не хотелось возвращаться, в этой стране все делается только к худшему. Перед отлетом забыл снять аккумулятор, в результате чего он кончился, и по прилету пришлось покупать новый.
Обнаружились сразу полуживые активаторы замков задних дверей. Ни на одной машине у меня не было проблем с активаторами, столкнулся только на этой. Вначале проблема была только с правым задним активатором – новый стоит 4500 рублей, но я поискал и нашел замок в сборе на разборке за 600 рублей. Активатор переставил, смазал, теперь работает. Потом забарахлил левый задний активатор (ну что же за невезение такое :( ). С ходу на разборке дешевого не нашел, поэтому пока забил. Из неработающего активатора вытащил электродвигатель, производитель “Mabuchi Motors” – Япония. Механизмы целые, электродвигатель крутит неуверенно. Пытался найти сам моторчик, но в России, особенно во Владивостоке – дело это неблагодарное. Зато обнаружил неродные красные колонки в дверях: Sony.
Устанавливали сигнализацию с другом, нашли кучу сорванных саморезов, сломанных защелок. Японец постарался на славу! Видно то, что с машины было много чего снято. Какие-то антенны на переднем и заднем стеклах, которые ни к чему не подсоединены. Куча проводки непонятной внутри. Создалось впечатление, судя по следам, что на крыше стояла спутниковая антенна. При установке сигнализации мы сняли японский считыватель карточек, но с удалением лишних проводов явно перестарались. Телевизор теперь исчез, то есть все работает: нави, компьютер, - но нет NTSC телевидения. Надо разбираться, да руки пока не дошли.
Загнал на осмотр ходовки – на сервисе обнаружили, что течет помпа и патрубки. Заменили помпу, и по ходовой части заменили линки переднего стабилизатора и сайлент-блоки нижних рычагов.
Затем практически сразу перегорели лампочки в противотуманках – японец ставил тайваньские белые, которые оказались не только ненадежными в плане своей прямой обязанности, но и рассыпались у меня в руках, когда я их вытаскивал. Плюнул на белый свет (у нас тайваньские стоят 1200 за пару), и установил штатные желтые японские KoTTo (260 за пару). Кстати, с удивлением узнал, что для замены лампочки в противотуманке нужно лезть по машину и откручивать защиту.
==== САЛОН =================================================
В салоне удобные полуспортивные сидения с ярко выраженной боковой поддержкой. Материал обивки салона мне понравился — приятный на ощупь, хотя очень подвержен повреждению (как и пластиковые вставки на панели). Кожаную обивку очень легко поцарапать, порезать. Это минус, у Марка материал обивки гораздо прочнее. Радуют большие боковые зеркала после Марка и наличие CD-ченджера. Хотелось бы видеть в штатной аудиосистеме поддержку mp3, но такая функциональность появилась только с 2005 года. Штатной акустике не хватает басов, хотя высокие частоты звучат неплохо. В той же самой Toyota Premio 2003 или Mark II 2001 встроенная акустика на порядок лучше. Компьютер, несмотря на японский интерфейс, интуитивно понятен. Настроил его, чтобы выдавал предупреждения, когда масло подходит к сроку, когда содержимое бачка омывателя стоить проверить и т.д. В плохую погоду при включенных габаритах имеется возможность увеличить яркость подсветки приборной панели (такая же функция была на Марке). Не понравились постоянно отклеивающиеся металлические накладки на порогах: они приклеены на двустороннюю заводскую ленту, которая очень не перепады температур. Как выяснил, не только я с этим столкнулся. Кнопки опускания стекол на водительской двери выполнены не очень качественно: они довольно жесткие, и часто вместо того чтобы приопустить стекло, включается автоматическое полное опускание. При движении задним ходом мне помогают сонары и камера заднего вида, которая прекрасно “видит” в темное время суток. Руль небольшой, хорошо ложится в руки.
Для разделения багажника и салона имеется горизонтальная шторка из ткани, которая создает подобие задней полки как на седанах. Задние сидения могут складываться прямо из багажника кнопками на боковых стенках. Под полом багажника находятся еще два отделения полок, в которых удобно помещается инструмент; и только ниже под ними находится запасное колесо (в моем случае - банан). Слева и права имеются еще карманы для тряпочек, а в одном из них – дополнительный разъем питания 12V.
В машине есть парочка сверчков, вообще создалось впечатление, что в субариках они – норма.
==== КУЗОВ ===============================================
Понравился ксенон, регулируемый из салона. Металлические пороги обрамлены пластиковыми накладками, которые закрывают металл не только сбоку, но и снизу. Так что если шаркнуть порогом, покрытие металла не будет повреждено. Подогрев дворников и зеркал испытать в реальных зимних условиях не успел, но включал его в наш теплый июнь (+12C) для проверки – зеркала и нижняя часть лобового стекла действительно становятся теплыми. Обрадовало на машине наличие заднего противотуманного фонаря. Только готовьтесь к тому, добрые люди вас замучают замечаниями: “А у Вас не горит правая лампочка заднего хода”. Визуально фонарь выполнен также как и лампа заднего хода: прозрачный белый пластик, - но внутри него стоят светодиоды, которые горят ярким красным светом. Компоновка блоков в моторном отсеке хорошо продумана, удобный доступ ко всем необходимым компонентам. “Гудки” под капотом в этой машине вы не найдете, они спрятаны в крылья. Их звук намного приятнее, чем на тойотах.
Не смотря на наличие спойлера, заднее стекло и камеру забрасывает грязью в дождливую погоду, даже если проехать небольшой участок пути.
==== АВТОМАТ =============================================
Автомат, мягко говоря, задумчивый, живет своей жизнью. Пока он переключается, можно попить кофе, почитать журнальчик. Это часто подводит на дороге. Пришлось привыкать после Марка. Хотя в режиме спорт он проявляет себя намного лучше, но “спортом” не пользуюсь. В связке автомат-двигатель мне нравится то, что субаровский автомат “любит” четвертую передачу в городе и часто ее врубает на скорости 40 км/ч, это экономично (двигатель работает на такой скорости на 1000 оборотах). Но совершенно не нравится, что запретить делать ему это невозможно, потому как иногда он ее включает в неподходящий момент. Конечно, можно перейти в ручной режим, но там придется самому передачи и менять.
==== ДВИГАТЕЛЬ ===========================================
Двигатель приемистый. Педаль газа без тросика и слишком чувствительна; поэтому некоторое время привыкал к ней после предыдущих машин (похожа по чувствительности на педаль в Pontiac GP). Компьютер ощутимо подстраивается под водителя, то есть после энергичного передвижения по городу некоторое время субарика приходится успокаивать. 180 лошадей под капотом это есть гуд. Но смею заметить, что машина слишком тяжела (даже при меньших габаритах, чем Марк 2). И эти дополнительные лошади работают на то, чтобы таскать лишние килограммы. Машина – не гонка.
==== ПОДВЕСКА ============================================
На легаси в комплектации R устанавливается штатное 17” литье с низкопрофильной резиной. Машина приятна в управлении, четко реагирует на повороты руля. Автомобиль прекрасно держит дорогу, практически не кренится. Подвеска жестковата. Не смотря на все удобство сидений, при перемещении по нашим дорогам на большие расстояния (200 км), очень устает нижнее место, и возникает непреодолимое желание вылезти из машины. Хотя в последнее время после поездки на 700 км, я стал намного легче переносить поездки на 200 км. Наверное, натренировал заднее место. Тормозная система имеет свои недостатки, к которым стоит отнести тормозные диски – они быстро кривятся. Слишком ватная педаль тормоза, после Марка некоторое время у меня было ощущение, что машина совсем не тормозит: жмешь педаль тормоза, а авто продолжает ехать. Потом привык. Система ABS тоже особенна, и при движении по крутому склону при неравномерной загрузке передних колес зачем-то иногда включается на секунду-две; возможно, дороги грязные в нашем городе.
==== ЭКСПЛУАТАЦИЯ ========================================
Расход по городу: летом 13.0л/100км, зимой 19л/100км. В принципе, летом легко можно увеличить расход до 17л/100км. Все зависит от стиля езды.
Расход по трассе: 11л/100км (150км/ч), 10л/100км (120км/ч), 8л/100км (80км/ч).
Пробовал заправляться как 95-м, так и 98-м; на 98-м она немного хуже заводится, но едет лучше, расход немного меньше (разница в расходе – около 5%-7%). Пока лью 98.
==== ПОЖЕЛАНИЯ. ==========================================
1. Хотелось бы вместо 2-х литров 3-х литровый оппозитник. Как раз его мощность на границе и транспортный налог на 3-х литровые атмосферники гораздо ниже, чем на 2-х литровые турбо.
2. Вместо штатной акустики хочется видеть McIntosh. Штатная акустика сделана не на самом высоком уровне, все-таки 21-й век на дворе, и инженеры FHI могли бы постараться.
3. Хотелось бы аутбэк вместо легаси из-за дорожного просвета (аутбэк - 20см, легси – 14.5см, хотя реально она ниже).
4. Хотелось бы поменять навигацию и подключить к штатному телевизору. Технически, это не проблема. Другой блок навигации обойдется в 15 тысяч деревянных. Пока обхожусь без него, как в “Бриллиантовой руке”: “А тут дорога одна…”
В целом машина мне очень нравится. Но по стоимости обслуживания тойота все равно выигрывает. Хотел написать что-то еще, но никак не могу вспомнить. Мое заключение: легаси рекомендую, отличный аппарат.
Расходы на ремонт/обслуживание (4 месяца простоя, 6 месяцов катания, проехал 7000 км):
Аккумулятор: 3500 рублей
Замена жидкостей в АКПП (Subaru ATF на 30 тыс. км), двигателе (Mobil 5w50 на 10 тыс. км), LSD: 9950 рублей
Жидкость в систему рулевого управления (Subaru): 790 рублей (пока не менял)
Замена помпы и патрубков радиатора: 10500 рублей
Замена втулок стабилизатора и передних сайлент-блоков: 4000 рублей
Крышка от радиатора (1.1 атм.): 400 рублей
2 литра жидкости в радиатор для восстановления баланса после злодеяний японца: 250 рублей
Лампочки в противотуманки: 260 рублей
Замок с разборки: 600 рублей
Новые резинки на дворники: 100 рублей
Стеклоподъемник: пока не ремонтировался.