ПРОЛОГ
На данный момент владею машиной почти 2 года и 16 тыс. км., сложились кое-какие впечатления от эксплуатации.
Январь 2014г. После продажи марка в 90 кузове, в принципе уже достаточно точно знал чего хотел от следующей машины: брутальный внешний вид, вместительность, экономичность, относительно свежий год выпуска, проходимость (уместнее будет сказать 4WD, но об этом подробнее ниже…). Бюджет 550 тыс.+/-30 . Легаси вагон идеально вписался в эти параметры. Объявлений на местном сайте было с десяток, выбор оказался недолгим, посмотрел два «вагона», которые были с замечаниями по кузову, ходовке, салону и т.д., «для галочки» глянул В4 этого же года(но не зацепила), увидев третью, практически с ходу, сказал хозяину, что я ее покупаю. Вообщем в пятницу вечером продал марка, в воскресенье в обед уже приобрел легасика. Машина была привезена с Японии в августе 2013г местной фирмой, занимающейся поставкой и продажей авто, первый хозяин купил ее в сентябре, покатался 5 месяцев, так что фактически я второй хозяин, практически безпробежной по России на то время машины. Пробег на одометре был около 92 тыс., похоже на правду…Комплектация средняя,B-Sport(так и не нашел внятной информаций, что именно она включает. Вариаций там масса, как по двигателю, так и по салону), в моем случае – двигатель 140 л.с., подрулевые лепестки переключения скоростей, электро-регулировка вод. сиденья без памяти, обшивка салона-тряпка, противотуманки в переднем бампере, мультируль, стоковая аудиосистема.
ВНЕШНИЙ ВИД.
Он действительно привлекателен. Ни разу, ни в одном отзыве, ни от одного человека не слышал, что ему не нравится, как внешне выглядит эта машина. Она красивая, тут даже спорить не о чем, особенно в черном цвете, особенно на титанах большого диаметра, имхо...
Безстоечные двери, в том числе и стекла багажника, что создает впечатление единого цельного панорамного стекла, линзованная передняя оптика, стоковый спойлер, стандартные брызговики-обвесы, зеркала с повторителями поворота - мало того, что красиво, так еще и информативно для встречных машин. Головной свет - выше всяких похвал – штатный линзованный ксенон освещает дорогу идеально, граница светового пучка на земле четко видна. В дальнем обычные желтоватые спиральные лампы, но освещают не хуже. В туманках нештатный ксенон, для освешения не годятся конечно, использую как дневные ходовые огни, встречку не слепят, а вид машине придают. Во всех версиях легаси в этом кузове, кроме «стосорокасильных», раздвоенный выхлоп, если подвернется второй глушитель обязательно поставлю. Есть еще одна приятная фишка- это крышка бензобака справа, подъезжаешь на заправку и заправляешься без очередей.
От прежнего хозяина достались, «реснички» на передние фары и колеса R18 реплика «Адван 7» в бронзовом цвете, с небольшим вылетом – идут машине без сомнения.
САЛОН
Мнение противоречивое. В целом выглядит неплохо, красная подсветка эл. табло и всех кнопок ночью смотрится на 5+(кстати табло оптитронное, с регулируемой яркостью, вечером очень нужная опция). При запуске двигателя стрелки приборной панели делают «круг почета» и становятся в исходное положение, мелочь, выглядит приятно.
Сиденья не совсем удобные, однако красивые и практичные, передние с боковой поддержкой, но подголовники не регулируются вперед-назад, только по высоте, голову на них не облокотить, они скорее для безопасности.
Посадка водителя и пассажиров низкая. Над головой даже при максимальных регулировках кресла запас пространства более чем. Обзор с водительского кресла относительно хороший, разве что передние стойки крыши немного загораживают при поворотах.
Боковые зеркала огромные (с очень полезной функцией обогрева, который работает в комплексе с обогревом заднего стекла и включается одной кнопкой), видно в них отлично. Еще особенность обзора – при нормальной посадке, капота с водительского сиденья не видно, то есть за торпедо сразу видишь дорогу (ощущения как на микроавтобусе). При всем этом, габариты автомобиля чувствуются плохо из-за скошенных со всех сторон к краю, линий кузова. Крайне не хватает камеры заднего вида и парктроников. Водительский подлокотник, он же бардачок, неудобный- маленький, низкий, хрустящий когда на него надавливаешь еще и смещен назад. То есть развалиться на кресле, как обычно многие любят: правую руку на руль, левый локоть на подлокотник, кисть на ручку кпп, не получится. Электро регулировка вод.сиденья - это удобно, но без памяти, хотя бы на двух водителей, радость не полная - опять же особенность комплектации.
Омыватели лобового стекла с распылителем, вся грязь со стекла смывается первым взмахом дворников, а не шкрябает по сухому стеклу и не размазывается, как от двухструйных форсунок. Приятная мелочь. Зона прилегания дворников на лобовом стекле с обогревом, очень выручает зимой, не нужно поднимать щетки на ночь или обстукивать с утра, включил подождал и все оттаяло.
За механизм боковых стеклоподъемников ставлю тройку, но это уж если совсем придираться. Во-первых только водительское стекло с автоподьемником, для остальных трех нужно удерживать кнопку(неужели все четыре сделать было дорого?), во-вторых скорость подьема и опускания стекол низковатая и ездят они как-то дергано. Если окно грязное вообще лучше его не опускать, попадает песок и начинает скрипеть и царапать стекло.
Места для задних пассажиров мало. За мной (рост 187) человеку сидеть тесновато, колени упираются, та же песня и с детским креслом - сын позади меня постоянно пачкает ногами сиденье(хорошо в этом месте большая пластмассовая вставка, которую легко почистить. Это тоже особенность комплектации, на некоторых там, как и на пассажирском сидении, «сеточный» карман). Не понимаю, почему нельзя было сдвинуть задний диван хотя бы сантиметров на 20 назад, пусть в ущерб багажнику, задние колесные арки вполне позволяют. За это жирнейший минуc!
Один из важнейших параметров, по которым, на мой взгляд, стоит оценивать салон авто – это руль, так как большую часть проводимого времени в машине держишься именно за него. Тут он на 5 с маленьким минусом. Кожаный, фирмы momo, оптимальный по размеру и форме, приятный на ощупь, единственное замечание пластик по центру, где кнопка звукового сигнала, дубоватый, шершавый. Плюс, на руле управление аудиосистемой, очень приятная и полезная функция (в полных комплектациях там еще регулировка климата, круиз-контроля и т.д.или что-то еще) Звук клаксона тоже на оценку отлично, громкий, четкий, ни какая-нибудь писклявая крякалка. Приятно бибикнуть.) Жаль нет подогрева руля, но такой фишки, на сколько я знаю, на этих машинах не было.
Багажник. Ситуация как и с внешним видом, без изъянов. Задние сидения складываются в ровный пол, без неровностей и проемов (а не как в большинстве автобусов и минивэнов), длинной, наверное, сантиметров 190 , спать можно вдвоем как на двуспальной кровати. В высоту вместимость также приличная: перевозил и большую стиральную машинку и большую пластиковую ванну, вообщем, загрузить туда не по массе, но по объему, можно половину моей квартиры. Где-то читал, что объем багажника самый большой среди универсалов. Запаска-банан, под полом багажного отсека, над ней ящик из плотного мягкого, ни то пластика, ни то полипропилена, разделенного на отсеки, помешается там все, что может понадобиться в дороге: огнетушитель, провода, ключи, трос, знак и многое прочее. Вся эта мелочевка не гремит, не скрепит не занимает место в багажном отсеке. Там же стандартный набор с завода: домкрат, отвертка, буксировочный крюк, балонник.
Пластик отделки торпедо и дверей приятный не внешний вид, мягкий на ощупь, НО на дверях при надавливании, скрипит как советский диван, вроде бы явного дискомфорта нет, тем не менее, за это-минус.
Стандартная аудиосистема. Ставлю 3 по пятибалльной без раздумий. Четыре основных колонки в дверях + две высокочастотных в передних дверях возле зеркал заднего вида. Басов нет, звучания нет, на высокой громкости трешит и кряхтит. Головное устройство на котором нет выхода под сабвуфер (пришлось запитивать от провода колонки), 6 cd ченжер (спасибо хоть есть MP3), никчемный слот под MD- диски, радио естественно ловит только минимальный диапазон волн (решается установкой конвертора, но как-то не заморачивался). И весь этот бульон усугубляется тем, что аудиосистема спаяна с климат-контролем (который кстати в богатых комплектациях раздельный + бывает, что воздуховоды в районе переднего подлокотника выведены на задних пассажиров ), то есть просто так её не взять и не выдрать. Говорят совсем другое дело, в богатых комплектациях McIntosh с кучей колонок,HDD, сабом и пр., но не юзал не знаю.
На муфте почему-то нет кнопки «шифт-лок», хотя в дорестайловой версии этого же кузова она была, то есть переключить муфту на заглушенном двигателе или без ключа не получится.(Исправьте меня если ошибаюсь).
Тепло-изоляция салона посредственная, зимой выстужается минут за 10-15, Виброизоляция так себе. Шумоизоляцию ругают, как по мне, так не идеал, но вполне сносная.
Климат-контроль, даже в сильные морозы, справляется хорошо, учитывая кузов универсала и огромный общий объем салона. Сила обдува регулируется в 6-ти положениях, на максималках шпарит как в аэродинамической трубе. В верхние воздуховоды и на стекло, в ноги же поток воздуха значительно слабее. Есть салонный фильтр, находится за пассажирским бардачком, меняется за 3 минуты,очень удобный доступ.
Бортовой компьютер в центральной консоли, под бардачком для очков, показывает время, температуру за бортом, мгновенный расход топлива в км. на литре, расход в км. на литре за пройденный путь(два замера «А» и «В», переключается кнопкой-столбиком возле одометра), запас хода в километрах(кстати оранжевая лампа бензобака загорается когда остается примерно 60 км) и значение, что то типа ET 0:12 либо 2:00 и т д., вроде как время в пути.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Четырехступенчатый автомат,186 нм крутящего и 140 л.с…. Сколько уныния в этом словосочетании…
Но все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Двигатель двух распредвальный, атмосферный, стандарта евро4,от сюда и все его минусы и плюсы.
Есть два режима Эко и Спорт.
В эко режиме борт компьютер старается как можно быстрее повысить передачи, тем самым снизить обороты коленвала, то есть переключения происходят в диапазоне примерно до 2400 обмин и на скорости 40 кмч мы уже едем на 4 передаче. Машина становится вялой на разгон. В спорт режиме переключения уже на 2900-3400 в зависимости от тяжести ноги на педали. Тут уже машина ведет себя поживее. Разница по расходу на 100 км. между ними примерно 1,5-2 литра.
Динамика, для этой мощности мотора, вполне достойная, заслугой этому, именно тот тупой автомат с возможностью ручного переключения (либо ручкой акпп в режиме «спорт», либо подрулевыми лепестками), который позволяет выкрутить двигатель до 4-5-6 тыс. практически с холостых(максимум крутится до шести тысяч ста). Первая передача короткая, она как подобие пониженной. Вторая длиннющая, именно на неё основной упор на «прыжок» и делается. Третья на подхвате, для скоростей примерно от 100 до 120км/ч. Четвертая только для поддержания крейсерской скорости, то есть набора скорости на ней практически не происходит. Переключение передач долгое, отзыв двигателя на педаль газа с задержкой. В режиме кик-даун машина начинает ехать только через секунду-полторы, тут вина скорее всего дроссельной заслонки, либо самого кик-датчика. Опять приходит на помощь ручной режим акпп-если по трассе требуется кого-то обогнать скидываешь на вторую или третью передачу (в зависимости от скорости) и тут уже педаль газа становится более твердой и информативной. Но это только на ходу, при старте с места смысла в ручном режиме не вижу.
Холостые обороты на прогретом двигателе низкие, около 600. Прогревается двигатель, нормально. В январские морозы утром дистанционно завожу и через 10-15 минут сажусь в теплую машину. Кстати аккумулятор стоит маленький, чуть ли не от мопеда, но заводится после ночи в -25-28 с пульта с первого-второго раза, уж чего-чего, а тут притензий нет. Зато и остывает двигатель практически с такой же скоростью. Теплоизоляция моторного отсека отсутствует напрочь, то есть открываешь капот и видишь между навесным землю, ни тряпочной обшивки изнутри на капоте, никакой защиты снизу, хотя бы пластмассовой, нет. А это еще и способствует попаданию грязи в моторный отсек, весь двигатель в брызгах и пыли. За это минус япошкам.
Разгон до сотни особо не замерял, чтоб не зарыдать), но по ощущениям секунд 10. Максимально разгонял до 175, дальше почему-то, не набирает.
Расход топлива очень даже приятный. По трассе машина очень экономична, при скорости не более 110-115 кмч(пока горит лампочка «эко-режим») можно укладываться в 7-8 литров на 100 км. легко. В городе,зимой, с долгими частыми прогревами, пробками, при агрессивной манере езды, больше 15-16 литров не получалось, так что, например, летом в городском режиме, 12-13 литров это реальность.
Если следующей машиной будет субару,то только турбо, конечно это совсем другие затраты по расходу, обслуживаню, страховке,налогу и т.д., но мне кажется оно того стОит. Все-таки, если быть откровенным, по-трассе динамики частенько нехватает…
ХОДОВЫЕ КАЧЕСТВА
Управляемость отличная, по любому покрытию и на любой скорости едет как по рельсам, в рамках разумного естественно. Длинная база, широкая резина, знаменитый полный привод, короткий ход подвески, небольшой дорожный просвет этому способствуют. Все эти качества в тоже время отрицательно сказываются на проходимости. Субаровское 4WD это не панацея от бездорожья. В первую очередь, именно для этой машины играет роль клиренс и большие передний и задний свесы бамперов. Да, тут постоянный симметричный полный привод посредством нормальных редукторов и дифференциалов с возможностью распределения крутящего момента чуть ли не пополам на переднюю и заднюю ось, а не игрушечной вискомуфты. Да по рыхлому снегу, песку, грязи идет хорошо. Но, посадить на пузо машину, как дважды два… Диагональный провис - и вы также уже никуда не едите, колеса вращают воздух, ведь ход стойки минимальный…Зато гололед-это её стихия, пустить машину в намеренный занос – легко, как и вытащить из него, в то же время, если необходимо, скользкий поворот пройти по нужной траектории без сноса вполне реально. На скользкой дороге рулится очень предсказуемо и комфортно, тронутся на гололеде, даже в горку, проблем нет. В целом машина жестковатая, но в тоже время плотная. Ямы и выбоины чувствуются достаточно ощутимо. В первую очередь тому виной колесные диски большого диаметра, на 16 или хотя бы 17 диаметре, мне кажется, стало бы мягче, опять же в ущерб внешнему виду.
ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Естественно сразу после покупки поменял масло, долго думал какое лить, т.к. прошлый хозяин не знал, что было залито. По мануалу вязкость для этого мотора круглый год 5w30, остановился на марке Sumiko полусинтетика. По мне так отличное масло, хотя многие ругают, но никто не знает почему. Меняю каждые 4,5- 5 тыс. км. Темнеть начинает где-то после 3х тысяч. Влезает в этот двигатель при замене ровно 4 литра(как раз канистра). Что меня и удивило и порадовало одновременно, это то, что расхода масла нет вообще, уровнь стоит как вкопанный через 5 тыс.
Бензин лью 95 круглый год, с заводкой в морозы на нём проблем нет. Пробовал ездить на 98-м, в динамике, либо в чем-то еще, разницы не ощутил никакой, а вот на 92 едет как будто бы хуже, так что остановился на золотой середине.
Ключ зажигания с дистанционным открытием/закрытием замков, в этой комплектации, без встроенного иммобилайзера, так что установка сигнализации не очень затратна, остановился на «диалоговой» пандоре, на все, про все ушло 10 тыс.
Задние стекла в стоке с небольшим напылением, слегка затемнены, по мне так не комфортно, так что сразу закатал всю заднюю часть пленкой «5-кой». Поставил сабвуфер-проблема с музыкой немного решилась.
Маленький дорожный просвет на наших дорогах доставлял массу дискомфорта, решил приподнять немного машину проставками под стойки. Заказал с polimer-nsk.ru полиуретановые 3см. по кругу, обошлись 2500 руб., кстати пришли почтой россии быстро и без обмана. Плюс установка, дело недешевое и достаточно трудоемкое. Машина стала немного выше. Уже можно где-то припарковаться к бордюру, где-то идти по небольшой калее и не шоркать днишем и бампером. Хотя в целом, теперь считаю, что это все несерьезно-хочешь клиренс бери джип или кроссовер…
Первой осенью после покупки, прямо посреди дня в городе начала расти температура охлаждающей жидкости и чуть не закипел двигатель, хорошо вовремя заметил. Кое-как с остановками дотянул до стоянки, проблема оказалась в термостате, перестал отщелкиваться и гонял по малому кругу. Причиной тому думаю то, что машина 4 месяца стояла в гараже (уезжал в командировку) и термостат просто закис. Цена 800 руб в магазине. Заодно заменил и антифриз. Залил японский, зеленый, фирмы TCL, влезло литров пять вроде, по цене за канистру около пары-тройки тысяч рублей.
Ближе к зиме встал вопрос о замене резины…Решил ставить немного больший профиль(был 205/45/18), будет и повыше и помягче…Японская в таком размере стоила 45, европейская еще больше, так что начитался противоречивых отзывов и взял китайскую Triangle 225/45/18, четыре новых баллона обошлись в 13 тыс. Езжу на ней круглый год, в том числе, уже вторую зиму и мое мнение резина полностью оправдывает свою стоимость. Изностойкость отличная, шумит вполне терпимо, по снегу и по весенней снежной каше идет на отлично, по асфальту на скорости держит хорошо, по льду не очень…Как бюджетный вариант для вд-шной машины сойдет на ура. Размер резины в арки встал нормально, правда на поворотах, при кренах кузова, незначительно задевает подкрылки.
Не так давно заметил при старте с места небольшие вибрации и рывки. Со временем они появились и на ходу, при чем становились все сильнее. При этом на холостых машина работала ровно и заводилась отлично. Грешил на муфту, однако все оказалось намного проще, дело было в свечах, которые оказались закопченные до безобразия, да еще и с подгоревшими электродами. Купил иридиевые NGK по 500 руб., поставили, и все как бабка отшептала. Сама процедура замены на оппозитнике, вопреки стереотипам, не так уж и сложна. Полчаса-час работы и 4 свечи поменяны. Когда меняли свечи заметили, что бронепровода немного в масле, значит сальники свечных колодцев не держат и масло давит из-под клапанных крышек. Через некоторое время добрался и до них. Закупился всеми необходимыми резинками: прокладки под клапанные крышки(2 шт.), сальники свечных колодцев(4 шт.) и уплотнительные шайбы под болты(10 шт), прокладка под заливную горловину(1шт.), все это обошлось тысячи в 3-4 примерно. Старые оказались целые, просто немного «дубоватые». Картина под клапанными крышками также приятно порадовала, никакой закоксованности, все чисто и опрятно, опять же плюс в сторону масла сумико.
Вместе с резинками по двигателю, решил провести профилактику ходовки, 4 линка в круг, обошлись примерно 3500 плюс замена. Но это скорее прихоть, чем необходимость, старые были вполне живые. Вообще о надежности ходовки стоит сказать отдельное слово, ее крепость это не миф. Также заменил задние колодки(передние оказались уже меняные и вполне еще годные), поставил фирмы asuki, 750 руб за комплект, по началу скрипели жутко, позже притерлись и все стало ок. В остальном за два года никакие технические узлы ходовой в принципе не требуют замены, хотя 18колеса+наши дороги ядерная смесь.
Менял жижу в муфте со снятием поддона. По каталогам льется ATF-ка, объем в коробке по-моему 8 литров, закупился, опять же, сумико две канистры тысячи по 3 каждая плюс фильтр в поддоне 2 тыс. Процедура замены не намного сложнее, чем масла в двигателе. Сливаем жидкость через сливной болт на поддоне, отдаем десяток болтов и поддон у нас в руках, под ним фильтр, меняем, закручиваем, заливаем, поехали. Работы на час. На магнитах металлической стружки оказалось немного, а вот жижа была конкретно отработанная, кстати сливается, даже со снятым поддоном, всего литров 5 из 8,остальное по-видимому остается в муфте, патрубках и т.д. Решается нюанс повторной заменой(слил-залил) через некоторое время.
По-кузову были кое-какие замечания, а именно качество покраски порогов и брызговиков, после нескольких моек начала слазить краска. Причем облазила она как пленка, потому как нанесена была прям на гладкий пластмасс, без грунтовки или другой подготовки поверхности, детали эти оригинальные, а значит это претензия непосредственно к заводу-производителю. Надо было красить, а ведь обошлось это удовольствие в 11 рублей... В остальном качество ЛКП кузова без нареканий, даже спереди, после ста тысяч пробега, мелких сколов от встречных камней минимум. До установки проставок и высокой резины, недостаток клиренса прочувствовал передним бампером, так что притертостей и царапин на тот момент на нем хватало, пришлось отдавать под покраску, еще 8 тыс... Снимается он за 10 минут, пару болтов и десяток клипс. Краску по номеру подобрали идеально в цвет, невооруженным глазом не отличить. На днях во дворе по-неаккуратности «притерся» об бампер ЗИЛа. Ему ясное дело ничего, а мне как ножом по живому, итог: на двери вмятина и глубокая царапина, оценил в 5 руб, поеду делать…
Давненько, еще как только пробег перевалил за сотню, беспокоил вопрос замены ремня ГРМ, наслышан, что на этих моторах при обрыве загибает клапана. Наконец на 108 тысячах добрался. Комплект вместе с роликами, сальниками и ремнями на навесное, обошелся в 12 тыс+замена 4. Работы на час-полтора, при наличии гаража и ключей и прямых рук, поменять самому несложно, видеороликов по этому поводу на ютюбе море, главное выставить валы по меткам естественно.
ЭПИЛОГ
Вообщем обслуживания машина требует как и любая другая, а то и меньше. Стоимость деталей и расходников вполне приемлемая, все запчасти в магазинах и интернете всегда в изобилии. Ремонт совсем не сложен, практически все, при наличии гаража, времени и желания, можно делать самому. Устройство ходовой части простое, эффективное и надежное. Оппозитный двигатель оказался не сложнее и не «ломучее» тойотовского или любого другого.
Считаю машину очень даже неприхотливой, и именно «универсальной», точнее слово не подобрать, и не в плане типа кузова, а в плане широкой возможности эксплуатации. Однако, за свою надежность и неприхотливость она расплачивается частичным отсутствием комфорта. Подводя итог скажу, что за два года после покупки еще не разу не пожалел о сделанном выборе.