Приветствую, дромовцы. Начинаю писать новый отзыв о довольно редкой в наших краях машине – Subaru B9 Tribeca.
Это моя первая машина данной марки. Причем первая неновая машина – б/у, короче говоря. До нее ездил на новых Фордах – C-Max и Mondeo (отзыв тут:
Отзыв о Ford Mondeo).
На момент написания отзыва с момента покупки прошло уже больше восьми месяцев, поутихли все эмоции, положительные и отрицательные. В голове сложилось определенное мнение о машине, ее достоинствах и недостатках, о бывших владельцах (ну куда же без них то), о магазинах запчастей (с которыми раньше дела не имел особо) и обо всем, что связано с покупкой неновой машины. Сразу предупреждаю, отзыв будет очень объемный, писать я люблю много, да и есть о чем написать. Будут подробности о многочисленных доделках, ремонтах. Кое-что уже сделано, многое еще предстоит. Планов громадье. Фоток тоже будет много. Это не руководство к покупке, не хвалебный отзыв, не нытье в жилетку. Скажем так, я пытаюсь подвести некий промежуточный итог и делюсь своими впечатлениями. Итак, начнем.
1. Что ты в ней нашел?
Это был первый вопрос, который задавали мне мои друзья, знакомые, родственники и все остальные. Ответ на этот вопрос так и не найден до сих пор. Да я и не старался особо. Не могу причислить себя к ярым фанатам какой-то марки, либо поклоннику японского автопрома, но одно могу сказать точно: когда ранней весной 2012 года, бесцельно бродя по дромовским закоулкам, я увидел ее в одном из объявлений, то сразу словил себя на мысли, что хочу именно такую машину. Очень понравилась необычная внешность, в чем-то спорная, но не вызывающая никаких негативных эмоций. И это не дизайнерские извращения, как у ребят из SsangYong, а очень гармоничный образ, я бы назвал его одним словом - мускулистый. В облике машины нет явной агрессии, которую сейчас так любят производители, нет и излишней, скажем так, «гламурности». Скорее просматривается строгость, но не без некой хитринки, ухмылки. А после того, как я увидел салон, окончательно убедился в том, что пора искать такую же, но свою Трибеку. То есть не буду отрицать, что внешность была одним из факторов, склонивших чашу весов именно в сторону этой машины. Также очень хотелось попробовать в деле воспетый на всех форумах субаровский полный привод и оппозитник. Ну и нужен был кроссовер с большим и удобным багажником.
Итак, вроде все складывается: внешность, двигатель, схема привода, практичный кузов, интересный салон… Решено – беру Трибеку!
2. Процесс покупки.
Вы никогда не задумывались о том, что пока не купил машину, то кажется, что она редкая, а как только завладел вожделенным аппаратом, то чуть ли не в каждом дворе натыкаешься на близнеца? Это конечно нельзя применить к совсем уж массовым моделям, но вот к Трибеке это выражение подходит как нельзя более точно. Такие мысли начали посещать меня спустя пару-тройку дней владения машиной. Ранее казалось, что за всю жизнь в городе видел их только раза три-четыре, не больше, а теперь чуть ли не на каждой парковке стоит. Это конечно все очень утрированно, но какая-то доля истины в этом есть. А может просто стал на подсознательном уровне искать на дорогах других трибекаводов – интересно же, что это за люди, какого возраста, чем занимаются, что побудило их к покупке именно этой модели, когда вокруг полно практичных до скуки и доступных до неприличия аналогов других фирм? Ведь, по сути, я сознательно шел на все сложности и трудности, когда отдавал деньги бывшему владельцу и подписывал договор – читал отзывы, форумы, страшилки о сложности ремонта, стоимости запчастей, высоком расходе, налоге и т.д. Т.е. весь тот набор ощущений, хороших и плохих, а также сюрпризов и западлянок, которые сулит неновое, редкое авто с синим шильдиком и магическим названием фирмы-производителя, у которой практически в каждом уголке нашего земного шарика есть даже не фанаты, а приспешники культа созвездия Плеяд, я выбрал себе сам.
Тут кстати, хочу сделать небольшое отступление – искал я именно дорестайловую машину с индексом Б9. Те, которые после рестайлинга пошли, мне не очень нравятся именно внешне своей обезличненной передней частью. Поэтому год выпуска машины будет относительно старый – от 2005 до 2007. Может Б9 и делали после 2007 года, но я таких не встречал нигде. Таким образом, критерий был простой: модель Б9, цвет кузова хотел только черный. В других цветах она не смотрится, по-моему (разве что еще только в белом). Ну и салон должен быть светлый – т.е. в данном случае бежевый.
Определившись с тем, какую же конкретно я хочу машину, первым делом полез на дром смотреть объявления в своем городе. На тот момент было скудно – около трех-четырех вариантов Б9, примерно пять рестайловых. По моим критериям только парочка подходила. Плюс еще одну видел на рынке на Высоцкого, но ее состояние было даже для меня, профана в деле покупки б/у машин, далеким от моих желаний. Посмотрев другие две по объявлениям, пришел к выводу, что свое автомобильное счастье в Томске я не найду. Косяков хватало – оплавленные туманки, сколотые задние фонари, внешние косяки, да и вообще машины производили впечатление не очень ухоженных – даже смысла «под юбку» заглядывать не было. Полез опять на дром в надежде найти где-нибудь поблизости еще варианты. В течение месяца увидел несколько интересных для себя машин в Новосибирске, но опять с непонятками – причем продавали почти всегда не сами хозяева, а перекупы. Один раз только женщина хозяйка мне ответила, но толку от такого общения мало было, прямо скажем. Короче жопа. Но все же жарким летом 2012 года натыкаюсь на одно объявление о продаже, долго пытаюсь понять, почему раньше не замечал его, смотрю – вроде подходит: черная американка, бежевый салон, вроде все нормально. Звоню, отвечает хозяин, говорит, что есть пара мелких косяков, но в основном машина в идеале. Верю, как набитый дурак, договариваюсь о встрече, собираюсь, еду на следующее утро в Новосибирск. А оттуда рукой подать до Бердска, где и жил продавец.
А дело-то было летом, жара под 35, билетов на автобус с утра нет - сажусь на Газель. Тогда, кстати, наши доблестные дорожники делали ремонт на всем протяжении дороги от Томска до Новосибирска, в четырех-пяти местах было организовано реверсивное движение с одной полосой. Короче, приехал на автовокзал уже уставший, в субботу, в столицу Сибири, в час-пик в обед, когда весь народ из этой самой столицы едет за город на дачи, купание и отдых на берегу. И так сложилось, что до Бердска мне надо было ехать именно со всем этим народом. Пробки в это время жуткие. И почему-то это только в тот момент до меня дошло, что чуток я ошибся со временем. Надо было ехать в будний день. Но машина за это время могла уйти. Короче вообще не учел этот момент. Ехал где-то часа два, а может и того больше. Попутно звонил продавец, спрашивал, где я там пропал. Шутник, блин. С горем пополам доехал, нашел место встречи.
Подхожу, смотрю – она! Дальше идет стандартное общение, осмотр, торг и пр. Внешне понравилась намного больше, чем прошлые просмотренные варианты. Подъехал в это же время один спец по машинам, которого попросил посмотреть тоже. Тот сказал, что все в норме вроде, пробил по телефону документы. Сразу спросили, где что красили – показал на переднее левое крыло (меняное, но родное) и заднюю правую дверь (локальная покраска небольшого участка, покрашено на четверку). Видно, что снимали бампер, а когда ставили назад, как-то не очень ровно его прицепили – у правой фары зазор чуть-чуть неровный. Может от удара чуть ушла геометрия спереди, а может в крепления не попали, не знаю, но явно в глаза не бросается. Остальное все вроде ровное. Все фары целые, без трещин. Пара стандартных сколов на капоте, все стекла целые, родные (или с нарисованными логотипами). В салоне посмотрел мельком, понажимал все кнопочки – лампы горят, люк и сиденья работают, в салоне мороз, мотор не перегревается. Решаю, что надо брать. Ударили по рукам, поехали за деньгами в банк и оформляться. Душа пела! Но недолго.
Надо сказать, что деньги я до этого положил на карточку Сбербанка, они их с легкостью и радостью взяли. На мое наивное требование в тот субботний день отдать часть этих денег, они сделали круглые глаза и сказали, что сразу столько нельзя снимать, и лимит строго оговорен. Занавес... Каким уж образом я тогда их упросил и как они там это дело провели, я не знаю, но деньги в кассе я получил, чему был несказанно рад. Продавец тоже был рад, да и продавал машину срочно. Душа снова пела, так как предстоял путь домой на новой машине!
3. Что же я купил.
Путь домой описывать не буду. Скажу лишь, что после механики не сразу смог привыкнуть к автомату и двум педалям, проезд через центр Новосибирска тоже не доставил особого удовольствия, по трассе шла машина уверенно, обгоны давались с легкостью, так что долетел мигом до Томска. По приезду домой машину оглядел в спокойной обстановке.
Итак: Subaru B9 Tribeca, 2005 года, выпущена в Японии (прошу заметить, японцами) для американского рынка, двигатель оппозитный Н6, объем 3 литра, мощность по ПТС 250л.с. (183,9кВт). Цвет черный, салон бежевый, 7 мест, электролюк, двухзонный климат, круиз, задний кондер отдельный, комплектация без ДВД в потолке для задних пассажиров, без камеры заднего вида и родной навигации, экран монитора монохромный, а не цветной сенсорный. Все это меня мало волнует, так как ДВД мне не нужно, а штатные навигации у меня вызывают стойкое отвращение. Пробег на тот момент точный не помню, но показания около 80тыс. миль (129тыс. км).
Проведя повторный внешний осмотр, выяснилось следующее:
1) Двигатель довольно грязный, все под капотом в пылище.
2) Кожа на водительском сиденье порядком затерта в некоторых местах – средняя часть спинки и левый валик подушки.
3) В двери водительского сиденья в ручке вместо родной резиновой накладки кусок резины.
4) СД-чейнджер не работает. Стандартная болячка у большинства Трибек. Прежний хозяин честно предупредил об этом. Кстати, радио ловит только нечетные частоты, и ничего с этим нельзя сделать.
5) В салоне в задней части у двух розеток 12В отломаны крышки.
6) Сломан шарнир подлокотника. Точнее его просто оторвали – иначе я не могу назвать это. Увидел это только дома, когда полез туда.
7) Задний карман водительского сиденья в одном месте оторван немного. Тоже не сразу заметил.
8) В багажнике на крышке отсека с инструментами сломана одна петелька пластиковая.
9) Есть родная докатка, балонник, родной домкрат, буксировочный крюк.
10) Водительский коврик затертый почти до дыр. Пассажирские в очень хорошем состоянии. В багажнике ковер резиновый целый, но заляпанный местами каким-то гудроном.
11) Спереди установлены отвратные дворники – толком воду не убирают даже.
12) Резина – говно. При покупке не заметил, что купил машину на зимней нешипованной (бывший сказал всесезонная – то ли в силу своей неграмотности, то ли в силу особой хитрожопости) резине Yokohama Geolandar «че-то-там», порядком истертой на боковинах, хотя в центре глубина протектора была миллиметров 5. Причем допер я до этого где-то через недельку, когда попытка войти в очередной крутой поворот на небольшой, казалось бы, скорости привела к визжанию покрышек и заметному соскальзыванию с траектории. До этого там ездил на предыдущих машинах спокойно и без проблем. Вышел, смотрю на колеса. Читаю маркировку, гуглю – да твою ж мать... Короче, резину под замену. Решил дотянуть до зимы и покупать новую шиповку, а летом новую летнюю. Причем резина была размером меньше, чем штатная. Стандартом идет 255/55/18, прежний владелец видать решил сэкономить и поставил 225/65/18.
13) Никаких документов с машиной не было, кроме ПТС и талона ТО до января 2013г. Ключ только один (как оказалось, второй был зашил под панель), брелок сигнализации – тоже. Как можно было все остальное просахатить, я не знаю.
14) Так как машина американская, то все в милях и фаренгейтах. Очень непривычно. На спидометре есть разметка и в километрах.
Надо бы отметить, что у прежнего хозяина (буду называть его просто – Бывший), я так понял, было полно детей, которые и приложили свои ручонки к салону машины. Других косяков пока не видел. Через день еду на диагностику к местным субаристам (в два сервиса). Итоги вполне положительные: явных нареканий по двигателю и коробке нет, кроме чуть сопливящей прокладки крышки клапанов, по подвеске все в норме, все резинки целые, только один сайлентблок нижней опоры заднего редуктора подтекает. По компу ошибок так же нет. Можно ездить. Так что со спокойной душой еду ставить машинку на учет (записался в очередь тогда в час ночи, был вторым с утра), покупаю страховку, обмываю удачную покупку.
Краткое первое впечатление о машине – это, конечно, восторг. По трассе как пуля, в городе на автомате удобно (особенно после палочных машин), багажник огромный, сиденья складываются в ровную поверхность одним движением, очень красивая приборка и консоль, передние сиденья с электро-регулировками, большой люк, сзади дополнительный кондиционер для задних пассажиров. Из плюсов еще – большой двойной ящик между сидений с двумя розетками, плюс еще один ниже, где обычно ручник устанавливается. На Трибеке ручника нет – есть ножник. Очень удобная вещь, скажу я вам. Не пойму, почему так мало производителей эту идею переняли. Перед пассажиром бардачек вообще смешных размеров – губка для ботинок только и влезает. А еще в задней части на кочках бренчит кое-где обшивка – болезнь многих Трибек – шумить и еще раз шумить. После Мондео с габаритами проблем вообще не испытывал. А еще семь мест – прикольно, успел уже пару раз оценить. Короче все нравится по большому счету, но вот мелкие косяки надо устранять обязательно – не люблю, когда чего-то где-то не работает.
4. Надо потихоньку приводить машину в порядок.
Был конец июля. Полное ТО машине с заменой всех жидкостей и остального решил отложить до осени – по времени это было около двух месяцев, а половину этого срока я буду на вахте. В оставшийся месяц я больше тысячи километров по городским пробкам все равно не наездил бы, да и результаты первой диагностики и небольшого перегона из Новосибирска внушили уверенность в машине, потому решил не торопиться, а начать закупаться запчастями и заняться устранением мелких косяков, которые выносили мне мозг своим присутствием.
Начать решил с дворников. И вот тут получился интересный казус. Есть версии Трибек для американского и европейского рынков, отличий у них не так много, но они есть. Так, например, кроме разных единиц измерения, на европейках зеркала крупнее, они оба сферические и с электроприводом складывания, поводки дворников имеют отличную от американских конструкцию крепежа, радио ловит нормально все частоты, свет и алгоритм работы фар и фонарей другой, остальное не так уж важно.
Короче, подъехав к одному магазину запчастей, прошу подобрать дворники. С правым проблем не возникло – стандартный крючок, а вот левый мы кое-как сняли – там поводок широкий и на него хрен че налазит. Слегка прифигели, как на него умудрились вкорячить какой-то нестандартный узкий дворник – видать хотели сэкономить сильно. Плюю на это дело, решаю не жмотиться и заказать оригиналы в экзисте: левый (1903,90р), правый (1527,88р) и задний (602,03р.). Цену брал самую дешевую с доставкой в месяц. Жду и помимо этого, начинаю активно читать форумы. Выясняю, что с дворниками у американок совсем беда – очень специфичный механизм крепления, кроме оригиналов ставить нечего. В процессе чтения форума про эти самые дворники, в какой-то момент че-то щелкнуло у меня в голове, и я вдруг подумал: «Слышь, брат, а если у тебя американская машина, то какого лешего щетки крепятся как на европейке?» Твою ж мать… Оказывается, Бывший был не дурак, тоже читал форумы и просто заменил поводки американки на европейские, а я заказал дворники именно по своему ВИНу для американки. Беда… Короче, делаю еще один заказ, на этот раз дворники европейские: левый (1427,31р), правый (772,14р). По приходу меняю и кайфую, что можно ездить в дождь и не париться. Трут отлично. Американские продал на барахолке коллегам трибекаводам. Пока ждал родные с экзиста, решил прикупить бошевские каркасные, которые тоже подходят по креплению – еще 1900р с доставкой. По качеству они немного хуже, чем родные, нет спойлера, оставил их на всякий случай. Кстати, недавно зимой покупал еще и бескаркасные фирмы Alca и Heyner (стоят копейки – около 500р за обе), но они вообще к стеклу не прилегают почему-то, хотя народ их хвалил ранее. Причем это не только у меня – пара людей то же самое пишет. Так и езжу с летники каркасными. Льдом, конечно, забивает, но редко. Зимние родные нигде не видел.
Далее пришел черед подлокотника. С ним все оказалось гораздо проще – 1441,82р за новый шарнир, месяц ожидания и полчаса времени на стоянке. Старый был буквально разорван на две части. Сделан из листовой стали где-то в 1,5мм, шарнир 5мм – надо сильно захотеть, чтобы сломать.
После были заменены прокладки крышки клапанов, свечных колодцев, также воздушный фильтр заменили – совсем плесенью покрылся. Запчасти и работа обошлись в 4740р. Делал в сервисе М45. Всегда после этого на ремонт езжу к ним, когда что-то надо сделать по подвеске или в двигатель залезть. Запчасти всегда стараюсь покупать заранее, по возможности оригиналы, если речь идет о двигателе, ходовой.
Во время эпопеи с щетками решил окончательно, что надо че-то делать с магнитолой – одно радио не устраивает, да и то, пара частот ловится. Покупаю б/у вариант с разбора в Минске – 12000р. ушли в братскую республику. А через недельку транспортники торжественно вручили мне упакованный в кучу полиэтилена комок картона весом в четыре-пять килограммов. Когда вручали, видать так волновались, что посылка упала из рук на асфальт. Я тихо смотрю на сие действие и думаю, то ли ругаться, то ли огорчаться, то ли нахрен все послать. Че кому теперь доказывать – бумаги то подписал уже. Но спасибо белорусам – упаковали знатно. Открыть смог только дома, вес посылки наполовину составляла упаковка и полиэтилен. Далее бегу в интернет за инструкцией по разборке панели. Первый раз дело шло медленно, страшно че-то сломать, но в итоге все оказалось проще простого. Включил – огонь! Ну, то есть играет, слава японцам. Свою, демонтированную отдал в ремонт (отвозил в Новосибирск, цена вопроса 5тр; как сказали ремонтники, Бывший был поклонником Елены Ваенги или как ее там – кусочки диска были извлечены и отданы вместе с магнитолой), после чего продал такому же горемыке. Диски почти не слушаю, но сделать решил для порядка.
Попутно заменил сигнализацию и воткнул к магнитоле переходник для флешки московской фирмы Триома (5149р это чудо обошлось). Подключается эта штучка в разрез провода идущего от внешнего СД-чейнджера и эмулирует его работу. Работает без нареканий, управление с руля работает. С сигнализацией пролетел – решил, блин, сэкономить. На машине стоял Шерхан4, а поставили… Фигню, короче, поставили – послушал спеца, блин. Хотя советовали его мне. Иногда брелок теряет связь или зависает, не знаю, но бывает подолгу ни открыть, ни закрыть машину не получается. Приходится минуту-две тыркать кнопки, плясать вокруг машины. Хотя может это у нас в городе глушилок понаставили – глючит чаще в одних и тех же местах, но бывает и в чистом поле захандрит. Короче если деньги будет некуда деть – буду менять на что-то другое. На прошлых машинах был Шерхан7 – ни одного глюка не словил ни разу.
Далее пошли более интересные вещи – заметил, что ручник, т.е. ножник (ногой нажимать надо, педалька слева внизу) не работает. Т.е. работать, то работает, а вот машина не фиксируется, и катится с уклона даже в 1 процент. Еду в ближайший сервис, там чуть регулируем колодки стояночного тормоза и все в ажуре. Попутно заметили, что лампы стопов не горят – сам бы не увидел то. Заменили там же. Еще спустя некоторое время заметил, что не горит лампа освещения режимов КПП и лампа подсветки на третьем ряду – меняется все легко, стоят лампы копейки.
Резина, установленная Бывшим, все не давала мне покоя – в один прекрасный день загорелась на приборке контрольная лампа системы мониторинга давления в шинах. Сделана она тупо – лампа горит, если давление в одном из колес выходит за определенные пределы. В каком – сам догадайся. Пришлось купить манометр и мерить каждый раз. Потом забил на это дело и когда загорается лампа просто еду на шиномонтажку и подкачиваю колеса до заводских значений -2,3 и 2,2 перед и зад соответственно. Также было разок в сильные морозы, когда давление падает из-за низкой температуры. А в этот раз система сработала потому, что словил я саморез в заднюю правую покрышку. И словил так, блин, удачно, что просто так хрен заклеишь – в самом краю боковины, рядом с протектором. На двух шиномонтажках сказали, что клеить бесполезно, на третьей запросили 1тр за ремонт без гарантий. Короче, опять плюнул на все и поехал в магазин за новой резиной. Взял комплект Nokian Hakka Z 255/55/18, как раз по акции в Колесе. Отдал с монтажом 40 тысяч. Сразу же отметил уменьшение гула от колес, возросшую устойчивость и управляемость. Кстати, все четыре колеса спокойно ставятся в багажник, если сложить два задних сиденья (то есть пятиместный вариант получается), и если их ничем не закрепить, то катаются они там вперед-назад. Сразу же заехал сделать сход/развал – критичного ничего не было, но кое-что подкрутили. Плюсом рядом был ремонт стекол – заделал три маленьких скола на лобовом на всякий случай. Как оказалось – зря. И вот почему.
5. Случилась незапланированная обкатка.
Спонтанно решили с друзьями махнуть на недельку в Хакасию. А у меня как раз машина семиместная. Надо было оценить грузопассажирские возможности, проверить работу двигателя в боевых условиях, с полной загрузкой, так сказать. Семь человек в итоге не ехало (ехали в две машины по пять человек), но багажник под завязку, и пятеро в салоне. Короче, хорошо проверили, дорога туда и обратно где-то в 1500км по жаре и с полной загрузкой прошла на ура – кондер холодит, машина летит, обгоны даются с легкостью. Но вот был там участок дороги километров 20 убитый, который надо было проехать два раза – туда и обратно. Так вот, решил я там газку поддать и видать налетел удачно на кочку или ямку. Короче заметил не сразу, а спустя час где-то – снизу лобового примерно посередине пошла трещина, в длину сантиметров 10 где-то. Настроение чуток упало. До дома доехал, было поздно уже, шел дождь, делать что-либо было уже поздно, а на следующий день на вахту ехать надо было. В общем, машину на стоянку поставил, уехал, забыл. Приезжаю, подхожу к машине и вижу, что трещина пошла дальше, причем не вверх, а хер пойми как – нарисовалась цифра два высотой сантиметров 20-25 где-то. Не знаю как другим, а мне с такой гравировкой ездить стремно. Поехал менять лобовик. Родное, которое 25 штук стоит, мне конечно нахрен не надо, потому заказал китайское XYG. Через день привезли, поставили, машина стояла ночь, утром забрал. В кассу положил 8500р. В Москве делают в два раза дешевле. Думаю у нас тоже можно найти дешевле, просто я плохо искал в тот момент. Само стекло отличное, нет никаких искажений, не затирается, есть подогрев зоны парковки дворников, как у родного, все пятачки и полосы, окошко ВИНа. Короче я доволен остался.
Кстати, после поездки выяснилось, что вентилятор заднего кондера только на максимальной скорости работает – надо разбираться.
Пробовал так же на пустынной хорошей дороге максимальную скорость выяснить. Не особо получилось – бодрый разгон до 180 и… И все - уперлись в ограничитель, машина даже пятую скорость не воткнула. Но я так быстро не езжу – обычно ставлю на круиз-контроле 110-120 и качусь себе. Управление круизом очень удобное, вынесено на отдельный рычажок под рулем справа снизу.
6. Чиним дальше.
Итак, к осени на машину было потрачено по моим подсчетам 85544,08р – это только запчасти, сервис и резина, ОСАГО и номера, с учетом тех денег, которые были выручены от продажи б/у запчастей. Без бензина, который она охотно кушает в количестве около 20л/100км в городском режиме. По трассе ест 12 л/100км. Проехал я на машине за пару-тройку месяцев от силы 2500км – даже большой пробег для меня, учитывая график работы. Попутно заказал на ebay несколько комплектов колпачков ниппелей субаровских (себе и знакомым, грубо говоря по 100р каждый), оригинальный мануал и все книжечки, буклетики в симпатичной кожаной папке – почитать, да и чтобы были просто (обошлись в 1390,18р, кстати).
К этому моменту подошел очередной заказ в экзисте – новые корпуса розеток 12В (565р за обе, меняются легко), коврик в дверную ручку (587,90р – пистец цена, два раза перезаказывал, кстати), свечи NGK6481 (2551,26р за 6 штук), фильтра масляные в двигатель, в коробку, воздушный, салонный, зеркальный элемент левый сферический (в американский плоский не видно вообще нихрена) от европейского аутбека (949,16р). Масло уже было куплено – 12 литров Idemitsu Extreme ATF и 8 литров Idemitsu Extreme Oil3995 (6800 за все 20 литров). Еду на ТО к парням из М45.
Там пошло не сразу все гладко. Первоначально план был такой: полная замена масла в двигателе, коробке, ГУРе, в обоих редукторах, тормозной жидкости, свечей, промывка форсунок, дросселя, замена всех фильтров (кроме топливных – тогда еще не было информации у меня, какие покупать, да и менять сам хотел все равно вместе с зашумлением задней части салона). Приехал с утра, уехал к закрытию, сделать успели не все, т.к. была пара загвоздок.
Сперва поднимаем машину на подъемнике, сливаем масло с коробки, откручиваем поддон – там все более-менее чисто, магнит не сильно мохнатый. Правда жижа лилась такого говняного коричневого цвета, что сразу стало понятно, что давно ее не меняли. Слили все, залили нового, погоняли коробку, опять слили, поддон сняли, почистили, поставили. Далее началась война с фильтром коробки – не получалось его открутить даже съемником. Он был мятый весь (видать после удара ему прилетело тоже). Решили его со шлангами и кронштейном сдергивать полностью и откручивать на земле. И тут выяснился интересный момент. Я стою в сторонке, думаю о чем-то, как мне говорят: «У тебя подкрылки тюнингованные что ли? Хромированные!» Подхожу и смотрю сам: передний левый подкрылок порванный, точнее из него выдран большой такой кусок, а на его место приклепали кусок оцинковки. И подпирает эту оцинковку изнутри большой кусок полиэтилена! Занавес… Тоже видать после удара решил Бывший сэкономить. Стою такой чуток прихуевший, думаю как же сразу не заметил. А ответ простой был – из под слоя пыли и грязи не было нихрена видно. Из-за этого тюнинга промучались с заменой масла в коробке до обеда. Далее все более продуктивно пошло – заменили масла в редукторах (точнее то говно, которое там было) на Motul Gear 75W140 GL-5 (по 820р/л, ушло литра 2,5 где-то), заменили масло (тоже говно было) в двигателе, свечи, форсунки сняли, промыли, сняли и почистили дроссель (был в нормальном состоянии, в принципе), жидкость в ГУРе, воздушный фильтр. Тормозную жидкость менять не стали, так как я решил отложить это дело до следующего ТО, да и особой необходимости в этом не было, а еще был уже вечер и пора всем на отдых. Попутно посмотрели еще раз подвеску и нашли пару мест, которым в скором времени стоит уделить внимание. Это втулки стабилизатора спереди и сзади, четыре сайлентблока в задних поперечных рычагах, плюс надо было уже что-то решать с опорой заднего редуктора. Плюс заказывать подкрылок передний левый. Короче, задача ясна, плачу парням за ТО и часть жидкостей и еду домой. С учетом всех затрат на запчасти и работы ТО обошлось мне в 18683,36р. Фильтр салона меняю утром на стоянке у дома – тоже порядком забитый. Масла в движок осталось литра 2,5, в коробку литра 2.
Кстати, после ТО расход упал примерно на 1-1,5 л/100км в городском режиме летом и составил примерно 17-18л/100км.
С зеркальным элементом тоже засада приключилась. Месяц был уже сентябрь, теплом погода не радовала. А мне нужно было снять саму стекляшку с водительского зеркала заднего вида. На форумах читал инструкцию, как и чего делать. Вроде не сложно, но самому снять не получилось – может было уже холодно и вся пластмасса задубела, может боялся приложить излишнюю старательность. Короче, не получилось самому. Думаю, дай-ка заеду к официалам субаровским – те точно снимут. Хрен там. Приезжаю к ним, захожу, высказываю суть проблемы, меня начинают футболить от одного менеджера к другому, последний из которых начинает меня убеждать, что это вообще нереально и надо покупать новое. Хм, и чего я еще от них ждал то? Ладно, еду в другой сервис, там безуспешно в течение минут 15 один чувак пытается снять это самое зеркало с тем же успехом, что и я. После всех этих мучений, один из трибекаводов дал мне телефон человека, который может помочь. Созваниваюсь с ним, загоняю машину к нему в гараж, где мы снимаем это несчастное зеркало. Термопистолет – вещь, скажу я вам. Далее сдираем обогрев со старого, клеим на новое, ставим все назад. Смотрю и понимаю, что раньше как будто без зеркала ездил – настолько разница заметна. Как американцы с такими зеркалами ездят, я не понимаю. Хотя, справедливости ради, сам я так катался почти три месяца и вроде бы привык. И что самое смешное, я даже никогда бы не задумался и не догадался, что оно плоское и его можно поменять, если бы не наткнулся на одну ветку форума об этих зеркалах, где и прочитал, что можно его заменить и с нормальным обзором кататься. Так бы и мучился до сих пор.
7. И опять чиним. Зима.
Итак, за примерно три месяца кое-что по машине уже сделано, внутри устранены основные косяки (розетки, подлокотник, заглушки, карман спинки починил, пришлось его сдергивать, правда), заменена магнитола, новое лобовое стекло установлено, двигатель обслужен. К этому моменту сумма расходов составляет: 108609,68р. Но скоро зима, а это значит, что скоро пора будет переобуваться. Опять новые расходы. Плюс еще устранять недавно найденные недочеты. Делаю очередной заказ запчастей: втулки стабилизатора переднего и заднего (1144,12р за четыре штуки), опора заднего редуктора (2600р нашел на разборе), четыре сайлентблока в задние рычаги (2399,20р за четыре штуки), левый передний подкрылок (2468,86р), резистор заднего кондиционера (898,79р, менять буду весной, во время разборки салона). Помимо этого не понравились мне своим внешним видом и состоянием поддон аккумулятора, кронштейны крепления аккумулятора, кожух аккумулятора, защита плюсовой клеммы поистрепалась, крышка бачка омывателя тоже – какая-то оплавленная, несколько клипс под капотом поломаны (итого вся эта мелочевка потянула на 2094,69р). Также заказываю в Москве коврики в салон (светло серого цвета, с голубой каймой) за 3620р. Качество ковров мне очень понравилось. Плюс был заказан дефлектор капота (3250р., установка, следуя инструкции, заняла полчаса времени в гараже).
Заранее в Новосибирске была куплена резина на зиму Nokian Hakkapeliitta 5 родного размера 255/55/18 (42000р за четыре баллона, дешевле, чем в Томске на пару тысяч). Переобувка в будний день до основных очередей стоила 2350р. После чего опять еду в М45 на небольшое ТО: замена переднего левого подкрылка, опоры заднего редуктора (демонтированную, кстати, реализовал на барахолке), втулок стабилизаторов спереди и сзади, четырех сайлентблоков в задней подвеске. Надо сказать, что каких либо нареканий по подвеске у меня не было, не было слышно скрипов, ударов. Сделать решил для успокоения совести, чтобы знать, что там все в порядке. Остальные пока менять рано. Это ТО обошлось с учетом запчастей 11912,18р. После чего сделан сход/развал за 1000р в Автоимперии. В следующий раз к ним опять поеду – очень хорошо сделали, углы максимально все подогнали, плюс оказалось, что руль немного криво стоял. Дали карту диагностики. Респект парням.
Зимой ездить на машине одно удовольствие, скажу я вам. Снег, сугробы – нипочем. Снежная каша на дороге – тоже. Трогаемся со всех светофоров резво, без пробуксовок и виляний. Клиренса хватает в большинстве случаев. Цеплял слегка пузом только один раз этой зимой. То, что резина шипованная, в салоне не ощущается абсолютно – разницы в шуме по сравнению с летней я как-то не ощутил. Резина, кстати, замечательная – очень предсказуемое поведение, на льду и снежной каше ведет себя одинаково хорошо. Что меня разочаровывает – отсутствие подогрева лобового стекла. На прежних машинах он был, а здесь только подогрев зоны парковки дворников. Иногда не хватает этого, ну да не сильно критично. Еще из косяков могу вспомнить рычажок открытия лючка бензобака – он в таком месте смонтирован, что его очень трудно не задеть при посадке в машину. Один раз его пластиковую накладку уже оторвал ботинком, заклеил. Короче, внимательнее надо. Также считаю, что бензобак мелковат – всего 65 литров, вообще как-то несерьезно. Зимой по городским пробкам хватает на 300км. Если говорить о шуме, то стандартная шумоизоляция в Трибеке заслуживает похвалы, но все равно нуждается в доработке. Так что пока подсчитываю, сколько материала уйдет, что купить и пр. Список уже составлен, часть материалов куплена, жду потепления.
Кстати, на зиму купил накидки из овечьей шерсти. С доставкой из Москвы получилось 2351р. Сами накидки симпатичные, ворс сантиметра 1,5-2 где-то, смотрится очень аккуратно, мне нравится. В то же время не напоминает норковую шубу, забытую в салоне и привлекающую пионЭров городских трущоб. Подогревом сиденья почти никогда не пользуюсь, а с овчинкой так и вовсе необходимость в этом отпала. А вот спутница жизни моей, наоборот, любит включать все подогревы на максимум и в начале зимы выяснилось, что на пассажирском сиденье подогрев работает только на спинке, а на подушке нет. Поискал в интернете – у многих такая же проблема. Надо разбирать сиденье и паять нагревательный элемент – его легко повредить, если удачно коленом встать на сиденье, ну или если дети попрыгают на нем. Пока что нет времени этим заниматься - отложил на будущее. Кстати, о прогреве – нагревается салон махом в морозы.
8. Наконец-то километры и Цельсии!
Давно посещала мысль перепрошить приборку, чтобы одометр мерял в километрах, климат-контроль показывал в родных градусах Цельсия, расход отображался в литрах на сто километров, а не в милях на галлон. По наводке знакомого трибекавода был найден грамотный рукастый специалист, который и проделал всю эту операцию. По времени все это дело заняло часа два – разобрать и снять приборку, отпаять чип, перешить в программаторе, запаять обратно и все собрать назад (причем ставить и снимать щиток надо было два раза – особенности технологии). При этом он мне сказал, что до него туда уже лазили и паяли эту схему – а это значит, что пробег смотанный был у меня изначально. Ну, я по идее и сам догадывался, судя по потертостям на водительском сиденье и по тому, что цепь начинает постукивать. При покупке цифра на приборке была 80 тыс. миль (129 тыс. км). Думаю в реальности цифра ближе к 180-200 тыс. км. Забил на это дело, говорю ему – рисуй 150 тыс. км. Он мне: «Зачем? Это же больше, чем сейчас!» «Рисуй и все – мне так удобнее будет». Для себя решил, что 200 на приборке – переборщил бы, а 150 – в самый раз, хотя наверное меньше, чем в реальности. Цифру за эту процедуру озвучивать не буду, по идее отделался я дешево. Сейчас, по-моему, от 5000р стоит эта услуга. Главное – результат. Как же было приятно видеть родные и привычные мозгу цифры, и не пересчитывать постоянно из одной системы в другую. Например, я так и не смог понять, сколько же градусов в Фаренгейтах надо накрутить, чтобы была комфортная температура – вроде 75, или 77.. Или 72? Мозг отказывается понимать и все тут. Пробег после данной процедуры стал 150000км (не ровно, а плюс пара километров). До этого на машине я проехал всего примерно 3000км.
В общем, к декабрю на машину потрачено (с учетом продажи б/у запчастей и старых колес) ни много, ни мало – 172054,47р. О размере цифры я судить не берусь, вышло так, как вышло, но значительная часть этой суммы приходится на колеса.
9. Снова мелкий ремонт.
Наткнулся на субаровском форуме на статейку про замену отбойников двери багажника. Дело в том, что у некоторых задняя дверь побрякивает на кочках. У себя такого не замечал, но решил, что лишним не будет заменить их. Делаю очередной заказ - четыре отбойника двери на общую сумму 770,77р. По приходу меняю в гараже в течение часа – дольше разбирать задние накладки и фары снимать. Особого эффекта от замены не увидел, но может быть дверь стала как-то плотнее прилегать. Брякает не сама дверь, а элементы обшивки – надо шумить. По форме отбойники идентичны, но контактные поверхности у новых рифленые, а не гладкие. В этот же день заменил и ограничители дверей – заметил, что они вообще нихрена двери не удерживают. Заказал на барахолке, с доставкой вышло 2090р. за четыре почти новых. Когда снял свои старые, они были заметно изношены, планка на ограничителе ходила практически свободно. После проведенной замены результатом остался доволен – теперь можно дверь открыть на любом уклоне и не бояться, что этой самой дверью тебя прихлопнет.
Примерно в то же самое время случилась неприятность – заезжал в гараж, прощелкал клювом и зацепил об ворота правое зеркало заднего вида. Матерюсь тихонько, выхожу, осматриваю повреждения. Накладка корпуса целая, а сам корпус сколот снаружи, поворотник зеркала тоже чуть-чуть сколот, моторчики работают, сам зеркальный элемент не пострадал. Короче косметика. На земле лежит кучка пластика - собираю все осколки. Позже выдается свободный денек, иду в гараж и снимаю зеркала – и левое, и правое. Чтобы снять зеракла пришлось демонтировать и обшивку дверей – иначе один из трех болтов крепления зеркала недоступен. Далее идет полная разборка зеркала до последнего винтика, даже разборка колодок разъемов (иначе не вытащить провода), помывка, просушка и кропотливый сбор всего этого паззла назад с помощью клея, а потом и в обратном порядке с отверткой. Получилось вполне хорошо (только один маленький кусочек видать укатился и его не хватило). Решаю, что швы надо чем-то заделать. Выход нахожу быстро – винил. Покупаю пленку под карбон, трачу один день и одно утро на обтяжку. Опыт первый, до этого никогда этим не занимался. Понял, почему за это люди много денег берут – очень трудно в одиночку наклеить так, чтобы не было складок, перетяжек и пр. И форма зеркал у меня не самая простая для первого опыта. Короче, к вечеру кое-как закончил. Утром беру в руки свое художество и понимаю, что могу лучше – переделываю. Результат меня устраивает, скажем, на 4 из 5. Чтобы была 5, надо было покупать шпатлевку и затирать швы. Но на тот момент почему-то мне это в голову не пришло – только сейчас допетрил. Плюс позже заметил, что в рисунок совсем не попал на правом зеркале. Ну и есть в одном месте перетяг небольшой. Вообще, если смотреть не с 10см, то все очень даже симпатично, но мне этого недостаточно. Вобщем, так долго парился с этим правым зеркалом, и в итоге именно оно очень плохо получилось, а левое сделал за пару часов и с ним-то как раз все нормально. Парадокс. Короче, буду снова снимать зеркала, и переделывать все опять, затирать швы, клеить новым материалом. Также затянул дефлектор капота – с ним все намного проще получилось, но его тоже буду переделывать, т.к. материал для оклейки будет немного другой по цвету и будет некрасиво с разными ездить. Если результат меня опять не устроит, то отдам делать парням на Советской. Ручки дверей тоже буду обтягивать, но их отдам сразу спецам. Пока что выложу фото того, что получилось.
10. Прохожу ТО.
Вспоминаю, что есть такая обязанность еще у автовладельцев. Дело было в январе 2013, уже в конце месяца почти. Поехал в Навигатор в конец Иркутского. Прошел честно, с первого раза, с красными поворотниками и оранжевыми передними габаритами. Сразу перед началом спросил, будут ли проблемы, сказали – забей, раз завод сделал так, то все путем. Я спорить не стал. По всем параметрам машинка в норме, свет ровный, подвеска, тормоза, выхлоп и т.д без нареканий. Тормоза проверяли на каждой оси по очереди, на двух барабанах, которые в разные стороны крутятся одновременно, так что авто с постоянным полным приводом там без проблем можно проверить. Дел на полчаса и 490 рублей в кассу по акции. Езжу довольный. Чувство выполненного долга и исправность машины греют душу.
11.Задние фонари.
Наконец-то нашел топливные фильтры, заказал (две приемные сетки – 457,09р) и основной в насос (2315,74р). Скоро планирую менять, как только потеплеет.
Плюс решил заморочиться с задними поворотниками. У американок они красного цвета. Чтобы сделать оранжевый, есть несколько способов. Самый простой и дешевый – вместо ламп установить светодиоды помощнее. Уж сколько я их пересмотрел, читал отзывов и советов. В итоге были куплены обманки (с входным и выходным штекерами, аж два комплекта пришло, по ошибке), диоды с линзами фирмы MTF (1000р за оба). Устанавливаю диоды, смотрю на результат – четкий оранжевый цвет. Частота мигания вообще не поменялась – т.е. обманки, по сути, оказались не нужны. Лично я считаю, что красный цвет лучше видно в яркую погоду, он более заметен, но у нас просто все привыкли к тому, что у большинства оранжевый. Поэтому всегда старался поворотник включать заранее, смотрю в зеркала, увидел ли человек сзади, что я готовлюсь к повороту, а то мало ли. Поэтому оранжевый цвет сделал в первую очередь для удобства соседей по потоку.
Попутно решил попробовать поставить диоды вместо ламп заднего хода – результат мне не понравился. Свет стал белее, но толком ничего не освещается, а цель была именно улучшить освещение – красота дело десятое. Забил и вернул назад лампочки. При этом, кстати, заметил, что в задних фонарях присутствуют еще одни лампы, неизвестного назначения. Опытным путем выяснилось, что это еще одни лампы габаритных огней, которые перегорели наверное лет сто назад, а так как габариты есть еще в фарах на крыльях, то этого никто и не замечал. Заменил на парковке у магазина за пару минут. При этом надо было открывать лючки в двери багажника чтобы изнутри добраться до разъемов. С осени у меня там шумка была наклеена – Сплен и битопласт. Битопласт почти отклеился, и на морозе он дубеет конкретно. Сплен тоже слабо держится. На многих форумах читал такое, но думал, что это единичные случаи. Ан нет – не стоит их клеить в двери. Сплен точно – ему от воды плохеет конкретно, клеевой слой слабый, а битопласт от наших холодов теряет пластичность и не выполняет свою функцию. Короче переделывать полностью.
12. Тормоза.
Все сверлила меня мысль, что надо бы заняться тормозной системой. Решил заказать колодки. В Автодоке за комплект Friction Master CMX1078 и CMX1124 отдал 3718,44р. Диски пока менять или точить рано - в руль не бьет, износ небольшой. В феврале на замену поехал в М45. За часа полтора где-то заменили все колодки (старые еще бегать тысяч 20км могли точно), полностью тормозную жидкость на Castrol Brake Fluid DOT4. Пока езжу потихоньку, прикатываю. По ощущениям вроде все то же самое, но исчезла некая ватность при нажатии педали. Плюс к тому же ушел скрип спереди слева, когда слегка нажимаешь на тормоз при маневрировании на парковке, например. Сейчас тишина. За все про все 5418,44р.
13. Дошли руки до капота.
Шумку делать решил с капота. Хотя нет. Осенью делал багажник уже, но переборщил с виброй – дверь сильно потяжелела и на морозе: в -20 мороза уже амортизаторы не удерживают ее толком. (вообще амортизаторы задней двери слабенькие, многие это признают – кто-то колхозит неродные, кто-то новые ставит, я пока не решил, что делать, так как летом все окей). Надо будет сдирать все в багажнике весной и все переделывать, и вибру, и отклеившуюся местами шумку. Сейчас же решил на капоте потренироваться. Купил Изотон-15 у Учкудука (полметра, причем осталась половина еще). В гараже часа за два все сделал – снял штатную теплоизоляцию, нарезал лекал из бумаги, по ним потом вибру (Вибропласт М1) накроил, наклеил, прикатал валиком. Все грел феном предварительно. После этого так же нарезал Изотон и наклеил сверху. Ребра не заклеивал – во-первых, незачем, считаю (там штатная шумка полкапота то еле-еле закрывает), а во-вторых, штатную потом хрен оденешь. Да и там такой профиль ближе к передней части, что че-то клеить туда нет смысла, плюс там только ролики снизу и воздух. И обратно поставил штатную изоляцию. Как бы процедура необязательная, в любые морозы двигатель быстро прогревается, да и капот не нуждался в какой-то дополнительной обработке виброй. Сделал просто потому, что захотел, да и хуже не будет, я считаю.
Попутно дошли руки до подкапотного пространства – отмыл все, оттер всю грязь, где смог дотянуться. Совсем снизу не стал мыть – считаю, что бесполезно, да и незачем. Сдернул аккумулятор, заменил поддон, крепления, кожух, накладки, клеммы разобрал, почистил, собрал назад. При этом выяснился очередной сюрприз от Бывшего – аккумулятор хоть и хороший (Bosch Silver S4, 60Ah, 540A), но не той полярности – прямой. А нужна обратная. И в итоге провода уложены не совсем правильно. Пока решил забить. Позже куплю новый аккумулятор, этот на продажу.
Кстати, очень мне не нравится, как работает задний дворник – точнее прижима почти нет в верхней части зоны очистки. И сам поводок как-то болтается. Решил менять его. Заказал новый, жду (885,29р за поводок, 91,25р за накладку).
14. Кратенько планы на будущее.
1. Ремонт и переоклейка зеркал, дефлектора и дверных ручек. Позже – некоторых элементов салона.
2. Цепь постукивает и это не может не напрягать. Взвесив все за и против, решил не экономить и заказать комплект деталей для ревизии ГРМ. Раз уж туда полезем, то менять надо сразу и надолго, поэтому заказал помпу с прокладками, цепи, все натяжители, успокоители. Всего 15 позиций на сумму 17685,26р. Жду прихода и в сервис.
3. Есть мелкие царапинки на задней двери – надо бы полирнуть. Также есть маленькая вмятина на передней стойке – выправить. Все никак не заеду к мастерам. Там дело пустячное.
4. Ремонт подогрева пасажирского сиденья.
5. Замена топливных фильтров.
6. Шумовиброизоляция. Хочу в ближайшее время делать двери, сразу проложить новые провода для акустики, плюс может быть сразу заменю динамики.
7. По теплу планирую разборку салона, шумовиброизоляцию потолка, пола, арок, багажного отделения. Также надо заменить резистор заднего кондера.
8. Что-то надо делать с передними сиденьями – либо восстановление кожи, либо на перетяжку.
9. В перспективе хочу выпаять линейные выходы у магнитолы, поставить пару усилителей, установить комп в машину, штатный экран перенести на потолок, вместо него установить сенсорный дисплей (уже люди делали). Под это дело уже купил кое-какие компоненты, распределители питания, предохранители, рамочки, буду пилить примерять. Пока обдумываю концепцию до конца, схему подключения. Дело это не быстрое, затратное, а тратить есть куда.
Итак, на сегодняшний день машина вытянула из моего бюджета 211086,09р. без учета бензина. Я лично думаю это вполне нормальная цена при покупке ненового автомобиля такого класса и размеров и первоначальное приведение его в относительный порядок. Не утверждаю, что это правильно или неправильно, плохо или хорошо – просто описываю свою ситуацию. У меня получилось так и никак иначе. Более того, машина мне очень нравится. Если что, то я не бухгалтер и не экономист – просто люблю порядок во всем. Считаю затраты чисто из интереса. Ну и другим может полезно будет при планировании покупки похожей машины – будущие расходы надо немного представлять и осознавать, что машина все равно тянет карман. Считаю, что взял не самый плохой вариант, учитывая то, что это мой первый опыт с подержанной машиной. В покупке я ничуть не разочаровался, машина меня радует каждый день, дарит удовольствие от вождения, особенно зимой, ни разу подвела еще – видно чувствует внимание к себе. Отзыв буду дополнять, будут новые фотографии. Хочу сделать нормальную фотосессию, а то пока только фотографии с телефона в процессе ремонтов. Сейчас начну закидывать фото – их более 100 на этот момент выбрал, так что просьба потерпеть самых нетерпеливых. Удачи всем на дорогах. Кому что интересно – спрашивайте, всем отвечу.