Непридуманная история про проходимость Йетика 1.8.
Приветствую, други.
Про машину, ее достоинства и недостатки здесь сказано довольно много, поэтому позволю себе выложить небольшую историю с ее участием, опуская эпопеи с покупкой и обслуживанием. Вдруг кому пригодится.
Вчера выпал случай проверить реальную проходимость машинки. Итак, поехали закрывать купальный сезон (я ненормальный по части искупаться). Картина маслом: конец августа, Сибирь, теплый пасмурный вечер, гравийка, лесное озерцо, вокруг холмы с перелесками, между ними местами поля. Накануне шли сильные дожди. Итак, приехали, а на озере куча рыбаков. Не люблю купаться, когда вокруг туча народу и каждый желает, чтобы ты поскорей убрался. Посидели с супругой, поскучали, погуляли по холмам и решили назад ехать. И тут сдуру вспомнил я, что по грунтовке, что между холмами в лес уходит, я посуху с удовольствием катался и на другое шоссе (километров через 5-7) выезжал. Решили, хоть не искупаемся, так время весело проведем. Поехали прокатиться. Авантюристы, что с нас взять...
Поначалу все было ничего так. Дорога - да, грязная, но по обочинам травка и можно самую грязь, не пачкая колес, объезжать. Дальше - больше. Дорога все хуже (по ней трактора и КАМАЗы с полей сено вывозят), колеи все глубже, горки все круче. Я перед супругой рисуюсь, руль небрежно держу одной рукой, машинка мне помогает - на каждый новый холм легко и без напряга выползает, бодренько гудя и швыряясь комьями грязи. Сколько-то едем, под колесами уже прилично грязно и скользко, Йетика местами норовит развернуть да боком протащить, я играю газом, стараюсь идти внатяг, кручу рулем, продолжаем ехать. Вокруг красота, перелески да полянки. Поворачиваем назад? Чего уж там, давай теперь до шоссе доедем.
Смеркается. Двигаемся дальше. Машина уже едет откровенно как корова на льду, несмотря на поганенькую, но все же AT резину. Объезжаем очередной лесок - и, приплыли! - дорога кончается, на ее месте свежевспаханое поле и по краю какие-то грязные колеи видны. Ну, делать нечего. Решили на мокрую пашню не лезть, покатились по колее. Ветки хлещут, грязь огромными комьями по сторонам, попадает даже на лобовое, на приборке вовсю моргает лампочка антипробуксовочной системы. Ползем, однако. Приползаем — спуск и горка. Крутая, вся в раскатанной скользкой глине с большущими колеями, справа пологий склон, слева канава и пашня. Круто, страшно. По колеям ползти - глубоковато для нашего дорожного просвета. Между колеями встать - узко, да и сползет машина. И уклон сильный вправо, в сторону склона. Так что сползем – мало не покажется. Однако кровь уже кипит, адреналин выдувает пар из ушей. Короче, поехали, помолясь. Машинка к тому времени столько грязи на колеса намотала, что та с брызговиков до земли свисала и колеса толком повернуть не давала. Однако едет, хотя таскает ее из стороны в сторону нешуточно. Ну вот, отпустил я педальку, шепчу что-то ласковое, Йетик поскрипывает своими электронными прибамбасами в режиме помощи спуска с горы, и тихонечко так ползет. Только бы, думаю, в колею не снесло, потому как руля она уже почти и не слушает. Что вы думаете? Сползли, уткнулись носом в огромную глинистую лужу, но в последний момент я газку дал, инерцию набрал и мы эту лужу с ходу форсировали и на подъем с ходу же выскочили. Перевели дух, видим - дорога. Справа под горой еще одно рукотворное озеро, дорога влево идет и вроде бы в нужном нам направлении. Чуточку под уклон, к тому же. Дальше будет проще, решил я. Дурак наивный.
Итак, катим мы бодренько по этой (такой же раскатанной КАМАЗАМи) дороге по направлению (как мы решили) к шоссе. Очень скользко, грязь мягкая, с большой примесью глины, по обеим сторонам поля, на обочинах глубокие лужи. Даже не лужи, нет. Правильное определение - ГОВНЫ! При этом дорога имеет приличный уклон вправо. Йетик хотя и едет, но норовит двигаться боком, с вывернутыми колесами. Время от времени вспоминает про руль и рыскает, с явным намерением прыгнуть в полуметровую топь на обочине и там сгинуть, как "Варяг" в неравном бою. При этом удобная кожаная баранка в руках давно превратилась в устройство для подержаться, потому как никакой явной пользы от нее уже нету - машина руля не слушает и живет своей жизнью. Тем не менее, играя газом, пытаюсь держать зверька подальше от правой обочины, куда он явно тяготеет сползти. Езда вскоре превращается в игру "кто быстрее". Я руль влево и газу - он (Йетик) закидывает зад и устремляется в пашню на другой стороне. Я - руль вправо, сбрасываю газ, и при намеке на послушание снова чуть нажимаю. Он, маленький гад, как полный энергии молодой динозаврик, закидывает зад в другую сторону и начинает сползать в грязь на противоположной обочине. Так мы упражнялись с километр, наверное. Однажды Йетик почти меня одолел - на повороте все ж таки соскочил с дороги и с хлюпаньем зарылся по самые ступицы. Однако инерции хватило, и мы, уже отнюдь не весело треща ABS-ской, с ревом продрались и таки выползли. Снова перевели дух. Почти стемнело, включили фары. Приключение продолжалось.
Картина маслом номер два. Дорога по сторонам окружена непроезжими кучами гравия, вдали виднеется стройка пригородного поселка, впереди подъем, перед ним низина, окруженная болотистой грязью. Ну, натурально болотистой — высокие кочки, на кочках - хлипкая травка, между кочками — жижа. Ямищи и колеи на этой псевдодороге такие, что на ум приходят разве что сорок первый год и утонувшие в грязи танки Гудериана. Пробуем объехать по полю (пашня к тому времени кончилась, стоит полусухая трава высотой сильно выше колена). Сворачиваем и с шумом и треском прем по этой траве, как крейсер, разрезающий волны. В который раз поминаю добрым словом конструкторов, предусмотревших пластиковый обвес по кругу. Ехали бы на какой-нибудь Витаре или, господи прости, Аутлэндере - краску на порогах содрали бы, как наждаком. А тут - знаю, что ни черта нам не будет. Проверено многократными выездами на природу. Прелесть, а не машинка. Прем мы, значится, прем, и вдруг упираемся в заболоченную низину. И как не пытаемся ее объехать, либо снова выезжаем на псевдодорогу в месте засады, либо снова в болотце.
Темнеет все сильнее. Предлагаю плюнуть и штурмовать эту, типа, дорогу. Колеи есть, стройка рядом, значит до нас тут часто ездили, наверняка где-то под грязью твердая основа имеется. Рассуждаю, ежели не глубже полуметра, с ходу проскочим. А не проскочим, - не беда. Пойдем за трактором. Как назло, вспомнил, что специально купленная для подобных случаев лопатка осталась в машине жены - в таком же, только переднеприводном Йетике. Наверное, лежит себе, собака, в багажнике на стоянке, и посмеивается.
Короче, я - за штурм. Жена - против. Поехали, грит, назад, и все тут. Где мы тут, ежели что, трактор найдем? Да еще ночью.
Поспорил для проформы. Согласился развернуться. Я авантюрист, конечно, но супругу свою люблю, и лишний раз спорить с ней не желаю. Кроме того, напугана она уже изрядно. Короче, решил проявить мужское великодушие. Болван.
Ну, развернулись, едем назад. Темно, на небе звездочки перемигиваются, грязь из-под колес. Романтика. Местами едем по обочине, пока пашня не началась, потом запрыгиваем на ту самую напрочь перекошенную типа дорогу, и снова начинаем танцы "кто быстрее". На это раз наш путь не под уклон, а наоборот, с небольшим подъемом, и танцевать уже не то чтобы напряжно, а и попросту страшновато. Потому как едем, в основном, мало того, что боком, так еще и задним мостом месим грязюку на обочине. И выползти оттуда не можем никакими ухищрениями. Еду и молюсь про себя - только бы не остановиться. Потеряем ход - сядем по самое пузо. Но — едем.
Долго ли, коротко ли - все прем и прем, моторчик гудит, по сторонам — брызги, как от торпедного катера, стекло закидано прилипшей глиной, дворники ее не столько смывают, сколько размазывают, превращая езду в незабываемый полет по приборам. На капоте - комья размером с мой кулак (не самый, смею заверить, маленький). Машина чует волю, едет, куда ей нравится, я остервенело кручу рулем, пытаясь удержать ее от желания заночевать в поле. Матерюсь, как водится. Поношу свою глупость, на чем свет стоит. Наконец, на чистом упрямстве доехали до развилки. До той, где под горкой озеро, а справа - та самая крутая грязная гора, с которой мы по пути сюда едва сползли. Сидим, соображаем. Вверх по горке - нет, не влезем. Резина забита глиной и замылилась, колеи — впору на танке ехать, слева - обрыв, перед горкой приличная грязь. Если с ходу не заскочим, сядем на века. Ну, или с обрыва кувыркнемся. Опять же, к озеру дорога хоть крутая, но все-таки вниз, дальше переползти через дамбу (по ней идет дорога), а там недалеко и нормальная гравийка. Я по ней однажды ездил, выходит она на шоссе, ведет к коровнику рядом с озером. В общем, решаю ползти к озеру с намерением достичь гравийки. Супруга уже не то чтобы в истерике (она у меня вообще женщина стойкая, по самообладанию любого мужика за пояс заткнет), но тут близка к панике. Убьемся, говорит, и все дела. Я спорю. Мачо, не хрен собачий. Не убьемся, говорю. Вниз на системе помощи сползем, а сразу за озером гравийка. Считай, цивилизация. Вздохнула супруга обреченно, и мы поползли. Начинался финальный, самый веселый этап нашей авантюры.
Чтоб было понятно, куда мы полезли, кратко опишу диспозицию. Озеро — большой рукотворный пруд с топкими берегами. Образовано дамбой. Слева от дамбы — обрыв метров этак с пять. Справа - само озеро, до воды от верха метра два. К дамбе спускается глинистая дорога. С размытыми колеями, куда без них. Крутизна — градусов 35. Глина в свете фар так и сочится влагой, к гадалке не ходи - если слалом начнется, кувыркаться нам до самого низу. А там как повезет. Либо в озеро улетим, либо в обрыв слева от дамбы. И уж точно обратно по этой горе не въедет даже УАЗ. Ну, разве что с помощью Бога и какой-то матери. Этот крутой участок внизу сразу упирается в дамбу, по которой идет дорога (по моим смутным воспоминаниям). По крайней мере, я однажды посуху по этой дороге тоже проезжал. Помню, что было очень узко и ухабисто, но как-то в памяти все сгладилось, и на фоне предыдущих приключений эта местность мне вспоминалась как приличная. А сейчас в свете фар подробности с горки рассмотреть не удавалось.
Перед тем, как тронуться (в смысле, в путь), вспоминаю про музыку. Что ж мы, зараза, как зайцы трясемся? Помирать, так с музыкой. Русские мы, или где (я правда, немец, хоть и сибирского разлива). Тычу в кнопку, в машине раздается блюз Вилли Диксона. Жена, хоть и испугана, начинает посмеиваться. Правда, смех получается с легкой долей истерики. Под хрипловатый голос Вилли я отпускаю педаль, и шепчу: «давай, малыш». Ну, малыш дает. Трижды спасибо той светлой голове, что придумала эту систему помощи на спуске! Я представил (потом, позже) себя в той же ситуации на Ниве или на УАЗе, как я торможу движком, судорожно играю педалью тормоза, как блокируются колеса и как меня разворачивает на крутом склоне, несет боком, а потом опрокидывает. Представил — и аж мурашки в паху. А тут — по сантиметру буквально, похрустывая тормозами, не едем — крадемся вниз. Вокруг не видать ни зги, склон такой, что фары светят в землю, жена висит на ремне безопасности, упирается руками в панель, я пятой точкой чувствую, как плывет грунт под машиной, однако ползем, и вроде бы даже прямо!
Сползли, высунулся, оглянулся, мать честная, да ведь так не бывает! За нами две глубоких и довольно извилистых борозды, уходящих круто вверх и теряющихся в темноте. А я и не помню, чтоб рулем работал. Со страху, должно быть. Ну да ладно, надо ехать дальше. Назад все равно дороги нет, теперь только один шанс ночевать дома — ползти вперед. А Билли — ему что. Поет себе...
Дамба. Нет, не так. ДАМБА! Первую букву, в принципе, можно и отбросить, именно оно и получится. Перед нами — узенький глинистый перешеек. Как уже говорил, слева - обрыв, справа - озеро. Глина так размешана, словно тут ралли с участием колесных тракторов устраивали. Машина руля не слушается. Ехать в ЭТО просто самоубийство. Вид и фактура местности впереди такие, что засада, перед которой мы давеча спасовали, теперь вспоминается не иначе как скоростной хайвей на задворках Нью-Йорка.
Не давая себе испугаться, потому как понимаю, что отступать некуда, жму на газ. Главное, не дать машине потерять ход. И не дать зарыться. И при этом не ехать слишком быстро, иначе развернет и в нашем доме будет играть печальная музыка, которой мы не услышим.
Едем. Машину начинает заносить. Она ползет каким-то чудом, но все время норовит пойти боком. Но тут игры устраивать просто негде. С обеих сторон, по субъективным ощущениям, дороги сантиметров по тридцать, не больше. Сердце колотится, в ушах шумит, руки на руле побелели. Вилли Диксон скулит про свою несчастную негритянскую любовь, мотор ревет, жена начинает тихонько звать мамочку. Машина все сильнее идет боком. Остановимся — сядем по брюхо, и отсюда нас снимут только вертолетом, потому как трактор на дамбу не загнать. Ну а если развернет — или улетим с обрыва, или нырнем в озеро. Каким-то фоновым зрением умудряюсь заметить, что в свете фар на берегу озера, где обычно полно машин с рыбаками, нет ни души. В какой-то момент задние колеса начинают сползать к обрыву. Прикрикиваю на жену, чтоб не мешала причитаниями, жму на газ. Виляя задом, с ходу проскакиваем самое узкое место, после чего нас все-таки разворачивает. Но тут уже не так страшно, работая рулем и педалькой, выравниваю машину и мы выскакиваем на берег.
Сначала, после дамбы, то, куда мы попали, показалось мелочью. Потом, выйдя на травку и осмотревшись, увидел, что прополз по растоптанной коровами трясине приличной глубины. А со страху и в азарте даже не разобрал. В здравом уме в эту полосу препятствий я бы рискнул сунуться разве что на квадроцикле, да при джипе с длинным тросом неподалеку. Но Йетик, видимо, тоже изрядно перетрухнул, и на фоне прежних приключений проскочил топь, даже не чихнув. Остановились мы только тогда, когда уперлись совсем уже в непроходимое нечто. Этакий узенький разъезженый перешеек с ямами по обеим сторонам. Покрутились, объезда не нашли, съехали на травку и вышли из машины осмотреться. Руки-ноги дрожат (откат после адреналинового шторма). Побродили вокруг, посмотрели, сходили к дамбе. Похихикали, но уже без истерики. Жена призналась, что на дамбе ее занимала только одна мысль: пристегиваться или отстегиваться. Если отстегнешься — убьешься, когда машина кувыркнется с обрыва. Пристегнешься – не успеешь выпрыгнуть, когда нырнем в воду. Ну да в этот раз пронесло. Подождали, пока мимо пробредет большое стадо коров. Умиляясь, послушали как пастух на лошади, подгоняя своих питомцев, упражняется в русской словесности. Когда он гарцевал мимо, то поздоровался и спросил: «Отдыхать приехали?» «Ага», - ответил я. После чего мы с женой захохотали, как сумасшедшие.
Стали искать дорогу дальше. А нет ее. В июле, когда я сюда приезжал, было сухо и весь берег был буквально заставлен машинами рыбаков. Причем, в большинстве, обычными пузотерками. Теперь я понял, почему на берегу никого нет. Прошли дожди, все низинки, по которым раньше ездили не напрягаясь, превратились в болотца. Сами же дороги разъездили так, что не всякий джип пройдет. Короче говоря, либо переть нам дальше через заболоченные низины, либо все-таки через перешеек. Он короткий — всего метров 5, но реально страшный. Ширина — ровно на машину, по краям глубокие заболоченные ямы, и очень скользкий. Я решил — перешеек. Ну не по дамбе же возвращаться, в самом деле!
Подъезжал дважды, но перед самым подъемом пасовал. Тормозил, разворачивался по глубокой грязюке (которая теперь уже опасной как-то не воспринималась), заходил вновь, как аварийный самолет на посадку. Страшно. Но в третий раз тормозить не стал. Разогнался, поминул чью-то маму, и проскочил. Тряхнуло, повело было в сторону, но тут узкое место кончилось и Йетик бодро вскарабкался на дорогу. Точнее на то, что раньше было дорогой.
А гравийки все не было. Поползли дальше. Точнее, поскакали. Да так, что грязь закидывало аж на крышу. Ребята, я вам скажу, эти сто метров оказались той еще слаломной трассой. Мы перли так, что плеск воды и грязи под колесами перекрывал шум мотора. Носило нас безбожно от обочины к обочине. Точнее, от ям с правой стороны к ямам с левой. Взлетали на какие-то бугры и с чавканьем влетали в лужи. В одном месте с ходу влетели в такое! Но — пронесло. Спасла инерция и блокировки. Сначала было ощущение, что влетели в стену — такой глубокой оказалась грязь. Йетик взвыл, захрустел всем, что там у него осталось, и вроде бы начал останавливаться. Но, когда уже решили — все, сели, передние колеса выскочили на травку. А за ними и задние. Наверное, выглядело это со стороны, как огромная свинья выбирается из лужи.
Проскочили, в общем. А еще метров через двадцать вскарабкались на насыпь и очутились на долгожданной гравийке. Помчались по ней, не разбирая дороги, и притормаживая только перед совсем уж глубокими рытвинами с водой. Перед самим шоссе встретили еще один разбитый участок, но мы уже как-то адаптировались и всерьез эту грязь не восприняли. Наверное, норму страха на этот вечер уже выбрали. Пожалуй, и на весь следующий месяц тоже. Короче, хрустя блокировками и виляя кормой, с ходу проскочили эти буераки и — вот оно, шоссе и долгожданная свобода!
Поехали домой. В динамиках снова сипел Вилли, колеса, забитые глиной, немилосердно трясло, так что больше сорока ехать было просто нереально. Но мы все равно радовались, как дети. На радостях, я даже чмокнул своего Йетика в рулевое колесо и сказал: «Ты чудо, а не машинка!». Он в ответ промолчал. Оно и к лучшему, а не то писать бы мне эти строки в палате с желтыми стенами.
В общем, пожалели подшипники, включили аварийку, поставили круиз на отметку «50» и поковыляли себе. До Красноярска — 15 км. Неспешно доехали, заскочили в первую же мойку, где нам за двойную цену сбили грязь с кузова и подвески. Оказалось - не всю, потому как трясти меньше не стало. Когда уезжали, на полу осталось несколько приличных куч глины. И это не считая того, что девочка-мойщица успела смыть в канализацию.
Потихоньку — спешить-то уже некуда – доползли до другой мойки — до автомата с мойкой днища на ул. Бограда. Попросили ребят отмыть колеса всюду, куда смогут добраться. Ждали едва ли не час. Паренек старался на совесть. Не верилось, что мы в России и что у нас еще остались такие вот простые добросовестные люди. Если тот парень читает сей опус — мой ему привет и наилучшие пожелания. Из колес в итоге достали еще ведра два спрессованной глины. И мы, наконец, поехали, нет — помчались, домой. Жаль, что дома не было спиртного, а в магазинах после одиннадцати — ни-ни. А так хотелось отметить счастливое возвращение рюмкой чего-нибудь холодненького. И закусить свежим малосольным огурчиком. Ну да ладно. Живы-здоровы, и то хлеб.
Тем и окончились наши горе-покатушки.
Вывод? Их много, но, так как мы на форуме автомобилистов, а не психиатров, остановлюсь собственно на машинке.
Первое и главное. Машина действительно чудо. По-настоящему универсальный и добротный автомобиль. На асфальте — резвая и отлично управляемая малолитражка с приличным запасом тяги на обгонах. В грязи — отнюдь не неженка, хотя по внешнему виду и характеристикам на крутой джип Yeti не тянет. Если голову включать, проедет везде, где нужно.
Второе. На бездорожье без подготовки лезть не стоит. Нам просто повезло. На родной дорожной резине мы бы сели сразу, хорошо, что у меня стоит чуточку увеличенного размера (215/65 R16) AT-резина Dunlop Grandtrek AT-3. С ней просвет повыше на сантиметр, корней, кочек и камней она не боится, но для хорошей грязи все-таки не годится. Замыливается на раз. Для таких дорог надо что-то с протектором поглубже. Соответственно, и управлялась бы машина на самоочищающемся протекторе значительно лучше.
Третье. Расстояние от колеса до арки со стороны передних дверей очень маленькое. При более или менее приличной грязи забивается быстро. При этом в верхней части арка имеет огромный запас. Было бы здорово, чтобы в будущих моделях конструкторы учли этот момент и сделали арку на пару сантиметров шире. Не критично, но желательно.
Четвертое. Несмотря на тяговитый турбомотор, очень не хватало пониженной передачи. Я понимаю, что это городской кроссовер, но ведет он себя на бездорожье так, что при небольших доработках его универсальность и проходимость возрастут до небес. Да, можно многое проскочить с ходу. Да, имитация блокировок помогает при вывешивании или при пробуксовке. Но очень часто не хватает тяги там, где нужно просто неспешно ползти, а не бодро зарываться. Не знаю, кто как, а я бы за возможность иметь пониженную передачу (пусть даже какую-нибудь кастрированную, включаемую несерьезной кнопочкой на панели) согласен приплатить, и приплатить прилично. Посему предлагаю маркетологам VAG рассмотреть возможность выпуска внедорожных доп. опций для Yeti. Уверен, в России эти опции будут иметь спрос.
Пятое. Несмотря на скромный дорожный просвет и маленький угол въезда, ничем и нигде я не зацепил, ничего не помял и не оторвал. Все хлипкие детали, типа глушителя и бензопровода, упрятаны в туннель под днищем, само днище ровное, борта внизу хорошо защищены от травы и веток. Это о многом говорит, и прежде всего — о грамотной компоновке и развесовке машины. Очередной большой жирный плюс машине и такое же жирное «спасибо» конструкторам.
И еще — начитавшись отзывов, все ждал, когда перегреется муфта Haldex. Тут бы и конец нашему приключению. Однако — ничего не перегрелось, никаких посторонних сигналов и запахов не возникло. Все прошло штатно. Зверек полз, насколько хватало сил, местами по самые пороги, и не жаловался.
Шестое. Отдельное «спасибо» разработчикам за систему спуска с горы. Если в городе она воспринимается как ненужный аксессуар, то на бездорожье может спасти если не жизнь горе-водителю, то машину — точно. Еще бы научить эту систему не только спускаться с горы, но и ехать в нее. Тогда за Yeti умные ребята начнут выстраиваться в очередь.
И последнее. Повторюсь, авто по моим ощущениям — просто чудо. Такой универсальности ни в одной из моих прежних машин я не находил. Да, конструкция не без недостатков, отнюдь не бесспорная. Да, сам аппарат невелик, равно как и его багажник. Но по сумме качеств — отличная машина. Экономичная, динамичная, управляемая, проходимая. Про такие говорят - на все случаи жизни. И я все чаще ловлю себя на мысли, что хочется ездить на ней даже тогда, когда ехать никуда не нужно. Просто хочется, и все.
И, конечно, жалею, что не сделал фото с места событий. Просто в тот момент желания вылезать в грязь по колено и снимать в темноте у меня почему-то не возникло. Не до того было. Надеюсь, вы меня поймете.
Фото самого Йетика (летние, сделаны раньше) прилагаю.
Засим кланяюсь,
Игорь