Владела Фабией 2.5 года, накатала 30 км по разным дорогам и в городе, и по трассе. Просматривая последние отзывы и среднюю оценку Фабии, у меня сложилось мнение, что данный автомобиль несколько недооценен. Всегда можно найти и хорошее, и плохое в любом авто и стоит рассматривать его не через призму своих пожеланий, а исходя из реальных технических возможностей и прочих характеристик машины и насколько эти характеристики соответствуют реальным условиям.
Если лень читать остальное, то сразу краткое резюме.
Почему Шкода Фабиа? Потому что за умеренные деньги вы получаете надежный, качественный, безопасный, удобный в эксплуатации автомобиль, неизбитого дизайна с дешевой страховкой, дилерскими центрами в каждом городе. Недорогой VW в другой упаковке.
Для кого он подойдет? Для 1-2 человек, максимум трех, для поездок в основном по городу и небольших загородных путешествий, в условиях умеренно холодного климата и умеренного бездорожья. Минусы – низковатый клиренс и чуть слабоватый движок.
Выбор. Шкода стала нашим первым автомобилем. До этого долго не было то возможности, то желания купить машину. Автомобилем стоит владеть в двух случаях – когда есть некоторое количество свободных денег и это уже предмет «роскоши» - для более комфортного и удобного передвижения, при этом не заморачиваясь особо проблемами автовладения (дилер, КАСКО и прочие упрощающие жизнь способы). Другой случай, когда машина – предмет необходимости даже при ограниченных средствах: для работы, для семьи, для хобби и от авто есть какая-то польза. Но тогда надо быть готовым ко всем этим автоделам: ремонтам, поиску запчастей, выгодных магазинов, хороших СТО. К последним любителям автодел мы не относились, так что желание купить «тойоту» лохматого года для «покататься» быстро затухало, а на большее до поры не было средств.
Выбору предшествовал мучительный перебор всевозможных марок. Не стану писать каких, так как опыт вождения был только на учебном Логане и сравнивать было не с чем, и выбор основывался на сторонних отзывах и личном субъективном впечатлении. Выбирали чтоб была надежной и нравилась внешне. Фабий в городе в то время было немного, но как-то встретили в городе в живую и она нам очень понравилась. Почитали отзывы (в первую очередь на DROMе, конечно же) и решили остановится на механике (моё пожелание научиться ездить на «палке»), 1.4 л (по отзывам поняли, что 1.2 все ж маловато для наших целей). Сначала хотели сэкономить и купить немного подержанную, но предложения в городе не было, в том числе не было машин и у дилера, в конце концов заказали в салоне, прождали три месяца. Как-то заехала в салон узнать, ну когда же придет наша машина и увидела, что им подвезли Фабий на продажу. В итоге отказались от заказа и купили в начале 2013 г. ту, что пришла в салон чешкой сборки в максимальной комплектации (Elegance) для этой модели.
Внешний вид. С целевой аудиторией дизайнеры Шкоды малость ошиблись, имхо. Читала, что нацеливались на молодежь, но мало агрессии во внешности, сдержанный дизайн снаружи и внутри, не самая низкая цена, и получился добротный, приятный авто для людей «30+». «Доброжелательная, открытая физиономия», довольно мягкие, плавные линии. Хетчбек удобен новичку для парковки и вообще, на мой взгляд, намного удобнее и практичнее седана. В ЕС седаны вообще редкость. Там народ практичный: надо возить много – универсал, не надо – хетч. Вижу только один плюс у седана – заднее стекло не так быстро пачкается. Но у нас народ обожает седаны, видимо за то, что выглядят солиднее. Цвет по птс «бежевый», но нам его рекомендовали как «капучино» и на мой взгляд из всех серебристых металликов это самый красивый цвет и к тому же немаркий.
Интерьер. Качество материалов внутри салон хорошее и при аккуратном пользовании и регулярном уходе салон как новенький до сих пор. Некоторые пишут в отзывах, что внутренний дизайн «скучный». Вот бы подсветочку поярче, крутилки посовременнее. Но за время эксплуатации понимаешь насколько легко и удобно в применении, так что «все на своем месте» - это правильная оценка, что опять же новичку довольно важно. Единственные претензии к круиз-контролю – пока набираешь или снижешь показатель скорости на торце рычажка - рука может дернуться и включить что-нибудь типа поворотника или дальнего света. Все остальное без нареканий.
Очень удобный четырехспицевый руль, с практичной и приятной на ощупь кожаной оплеткой.
Бортовой компьютер показывает стандартную информацию: температура, текущий и средний расход и т.д. В правом углу показывает рекомендуемую скорость передачи, либо текущую, если компьютер все устраивает. Плюс – удобно для новичка, минус – не всегда соответствует реальным дорожным условиям. Стоит разогнаться до 40 км/ч – и предлагает включить 4 передачу, до 60 – пятую.
Два бардачка, нижний с охлаждением и подсветкой. Есть еще всякие разнообразные ниши и карманы. Для особо привередливых можно еще ящик под сиденье заказать. Подлокотник – удобно + доп. контейнер внутри. Очечник – так себе, не пользуюсь: вроде есть мягкие прокладки, но все равно очки обязательно дребезжат хоть немного.
Климат-контроль. Небольшой и аккуратный, но регуляторы немного неудобные, так как надо поворачивать и смотреть на экран, что в движении бывает неудобно. Вентилятор на максимальной мощности гудит как турбина самолета. Не гуд, конечно, но на средней мощности охлаждает за 5-7 минут даже прожаренную на солнышке машину и почти не шумит. Очень порадовались тому, что послушались доброго совета и взяли с климат-контролем: тихо, не воняет выхлопами, чисто, комфортно.
Сиденья с боковой поддержкой. Они похоже под индивидуальные проблемы каждого, поэтому кто-то пишет что отлично, у кого-то спина болит. У меня в долгих поездках спина все-таки уставала, хотя в целом сиденья удобные. Подогрев сидений – очень хорошо и полезно. На двойке жарит, на единичке самое то. Еще летом в легкой одежде достает ремень – сползает на шею. Регулировка не помогает.
Сзади места для двоих, пространства для ног умеренно достаточно, если передние сидения где-то в среднем положении выдвинутости. В целом не надо ожидать чудес – это все ж не лимузин: 4 человека средней комплектации, либо не более двух крупных и один обычный расположатся еще более-менее комфортно. Если больше, то будет тесновато.
Интерьер особенно четко указывает на принадлежность Шкоды к VW. Садишься в любой Фольцваген от Гольфа до Таурега и видишь те же самые дизайнерские решения, иногда немного приукрашенные вставками из других материалов. Впрочем, и под капотом много чего схожего.
Обзор нормальный, широкие стойки, но везде, чуть не про все авто читаю про широкие стойки, так что это дело привычки и внимания. Хуже, что в грязную погоду к этой стойке прибавляется полоса несмываемой дворником грязи, так что приходится в крайнем случае и тряпочкой счищать. Капот уходит вниз, поэтому его края не видно, но нос короткий, так что всегда остается место, как бы ни казалось, что препятствие спереди уже совсем близко. Зеркала дают хороший обзор, удобно настраивать из салона. Изображение в боковых зеркалах немного уменьшено и как бы завышает дистанцию до заднего автомобиля, и есть резон сверяться при перестроении с зеркалом заднего вида, особенно на трассе на большой скорости. Обогрев зеркал сильно выручает зимой и в сырую погоду.
Шумоизоляция нормальная на мой взгляд. В длительных поездках шум не напрягает, пассажиров с задних сидений слышно, негромкую музыку не перебивает шум. Скорее странно, когда пишут про шумку, а авто без кондиционера и в жаркую погоду окна открыты и весь шум, свист ветра в салоне.
Про подвеску – сравнить из одноклассников не с чем особо, но если это не огромные ямы от 15 см глубиной, то она справляется неплохо. Мелкие ямки просто глотает, кочки душу не вытряхивают, пробить достаточно сложно, еще и постараться надо влететь куда-то, на трассе от плохой дороги и тряски не устаешь.
Эксплуатация.
Расход бензина зимой в смешанном цикле был 8.5-9л л, в пробках – около 10-11 л. и летом поменьше.
В городе почти все время можно ездить на 3 передаче: и разгонится, и вытянет нормально. Вторая хороша для трудных дорожных условий – наката, гололеда, множества ям и луж: можно тронутся почти после полной остановки и рвануть бодро, не насилуя движок. На трассе приемлемая скорость 120-130 км/ч. Если выше, то слышно рычание движка - обороты уже от 3500 где-то. Расход на скорости 110-120 - 7-7.5 л. Если ехать 90-100, то около 6 л, а то и меньше. На мокрой дороге не было проблем, с колеёй тоже. На поворотах ощутимы крены, если была возможность – то обычно немного срезала по центру, в крутые стоит входить осторожно и снижать скорость – как-то нет уверенности. Обгоны: если скорость ниже 80 км/ч – то стоит начинать разгон на 4-той передаче, с 90-100 можно отлично и на пятой разогнаться. Не особо заметила влияние климат-контроля на мощность. А вот нагруженность в городе заметна: два пассажира сзади и старт с разгоном совсем не такие бодрые. На трассе пассажиры не заметны, даже, наоборот, устойчивей едет и обгонам не мешает. АБС любит срабатывать к месту и не к месту. Как-то едем не очень быстро, и вдруг яма, я на тормоз жму, АБС его блокирует и на всей скорости громыхаем через яму. На снежном накате, гололеде срабатывает чуть ли не при любом торможении, так что надо это учитывать. Круиз-контроль использовала в основном если надо долго ехать с ограниченной скоростью – через поселки, в пригороде. На трассе при плохой дороге и интенсивном движении – страшновато, так как не знаешь, что будет в любой момент.
Зимой. Не было установлено автозапуска и котлов, и поездки начинались с холодной машины. Выходила, заводила машину, начинала счищать снег и лед минут 5-10. За это время салон почти не прогревался. Для прогрева на холостых надо минут 20, чтобы стало более-менее. В паспорте написано, что можно ехать и на холодной Фабии, но не делать резких движений, пока не погаснет лампа холодного двигателя – обычно так и делали. В движении прогревается намного быстрее: через 3-5 минут температура плюсовая, а минут за 10 езды становится вполне комфортно, еще минут 5-10 и можно снимать шубы – справедливо для температур выше -25 мороза, не слишком сильном ветре и наличии обогрева сидений. Если мороз сильнее, да еще и ветерок, то может быть немного прохладно. Спереди не мерзнут ни руки ни ноги, сзади мало кого возили так-то, но тоже вроде никто не жаловался. Не хватает обогрева руля, либо надо более теплую оплетку зимой на него одевать. В общем про тепло можно сказать, что машина не жаркая, но зато обогрев равномерный по всему салону. Это подтверждает еще и то, что зимой никогда не замерзали окна или части окон во всем салоне.
Если зима снежная, то особенно проявляются недостатки низкого клиренса и не самого мощного движка. Если утром завалит снегом, то будешь шаркать пузом, грести из колеи и пробиваться в целине. В общем не предназначена она для нечищенных дорог. На трассе с переметами и участками голода справлялась вполне уверенно (шины шиповка Нордман 4). Ни разу не занесло, не таскало и не крутило.
За время эксплуатации ничего не сломалось, только расходники. ТО на второй год при пробеге 25 000 км не выявило никаких проблем, потрясли на стендах, вернули и сказали что все нормально. Сам осмотр + замена салонных фильтром + присадка обходилась в примерно в четыре тысячи рублей, замена масла (заливали всесезонный Шелл) – еще где-то четыре тысячи. А вот аккумулятор, хотя и Варта - подвел. Уже на первое ТО при пробеге 15 000 км сказали, что низковат заряд, и в первые морозы под тридцать машина не завелась. Сняли, зарядили – хватило на несколько морозный дней и опять. Этим летом уехали в отпуск, машина простояла на стоянке три недели и не завелась. На зиму надо менять.
Окончание истории: недавно мы продали нашу красотку в хорошие руки парню лет 30 (кстати, у его брата тоже Фабия, потому и выбрал). Почему? Одной четкой причины нет. Как-то подумывали купить автомобиль более удобный для трассы, но особых неудобств не испытывали и поэтому все сначала было в неопределенных планах, а тут непонятки с рынками, ценами и рублем, зима была снежная, дороги нечищенные, нужная сумма набралась, так все один к одному и решились на покупку следующего авто – Субару XV.