Заказал я себе Рено Сандеро и, пока еще не забыл, решил записать причины, по которым это сделал. Ну а потом дополнить первыми впечатлениями и выложить в инет для сомневающихся и колеблющихся. Кому неинтересно, сразу просьба перейти к Главе 4.
Глава 1. Муки выбора в общем.
Подход к выбору машин у всех разный. Один мой знакомый, долларовый миллионер, совершенно уверен, что покупать новую машину из салона – полный идиотизм. Он покупает машины премиум класса двух-трехлетней давности у тех, у кого денег часто в десятки раз меньше, но понтов во столько же раз больше, т.е отдает за машину вместо 80-100 тысяч баксов «всего» 50-70, потом ездит на ней 4-5 лет и снова продает, но потери уже гораздо меньше. А если вспомнить нашу перекошенную экономику и скачки валюты, один раз он точно даже наварился при продаже, если не учитывать инфляцию. Другой мой знакомый, с которым вместе работаем, любит машины просто так, за красоту и грацию, знает о машинах практически все и последовательно брал подержанный Гранд Чероки (захотелось поездить на настоящем джипе), Ауди 6 (захотелось комфорта) и БМВ Х6 (захотелось сидеть повыше при том же комфорте). Естественно, выбор объяснялся еще и ростом благосостояния, но надо отметить, что ездит он по 2 км от дома до работы и обратно, плюс в магазин по выходным. Мы над ним временами издеваемся, что он может не заправляться, хватит подзаряженного аккумулятора. Еще один старый френд купил себе 10-летнюю субару и честно ездил на ней 13 лет, не заморачиваясь, пока у него ее не попросили продать прямо на светофоре, он от удивления согласился и через пару дней они ударили по рукам и все оформили. И последний пример, знакомый уехал работать в международную организацию в Австрию, купил себе новый дизельный ФВ пассат и потом дал мне полную раскладку, почему. Выглядело это так:
1.Посмотрел, какие машины наиболее популярны при перепродаже в Австрии – только немецкие, - на японские и все другие цена падает больше.
2.Посмотрел, какой вид двигателя и краска наиболее востребованы – дизель/светлый металлик.
3.Посмотрел машины с минимальным сроком доставки или имеющиеся в салоне – нет смысла ездить на автобусе, если это можно делать на машине.
Добавим, что по международному статусу он покупал машину без НДС и всех налогов, плюс скидка и возможность беспроцентного кредита, т.е. мог купить хоть БМВ и Мерседес, но тут был еще и 4-й фактор – косо посмотрели бы на работе, как на дешевого понтовщика, который не соразмеряет свои доходы с расходами.
Все это я написал для выражения следующей мысли – машины разные, но разнообразие людей еще больше. Каждому нужно свое, нет универсальной машины для всех, иначе все остальные производители давно бы разорились. А если добавить еще и разнообразие стран, в которых мы проживаем, дорог, по которым мы ездим, то можно сказать, что типов машин вообще маловато )))
Глава 2. Предыдущий опыт
За мой короткий водительский стаж было у меня всего две машины – ФВ Гольф 3 и РАВ-4, ПРуль. Вспоминая о своем пытливом друге, я каждый раз пытался составить краткий перечень того, что мне надо. Для первой машины получилось следующее: т.к. я на ней учусь водить, должна быть небольшая (парковка, маневренность), на механике (чтобы вбить универсальные навыки), недорогая в ремонте, (чтобы можно было царапать и бить без серьезных последствий для кошелька), чтобы нравилась внешне (это обязательно!), была популярна и легко перепродавалась. После определения критериев и пробежки по автобарахолке выяснилось, что таких машин всего одна – Гольф 3. Купил я его за 4килоуе с маленьким плюсом, отъездил полтора года и продал за 4 килоуе с большим минусом ))). Царапал, ударил, но машинка была замечательная, хоть и с дефорсированным двигателем 1.8/75 л.с. Двигун был не особо мощный, но жрал любую гадость с заправок, несмотря на 200+ тыс. пробега, масла не просил, а на механике стартовал с перекрестка очень даже прилично. Особенно в самом начале, когда скорость 40 км/час мне казалась приближенной к первой космической ))) Потом, понятно, привык, но до сих пор вспоминаю его с удовольствием – отличная машинка, правда, без кондиционера, но с верхним люком, проходимая, управляемая, не капризная.
Через полтора года захотелось большего, опять взялся за критерии – что тебе нужно, Саша? Т.к. стал активно ездить на природу, потребовался клиренс и полный привод. Захотелось забираться подальше в горы, где асфальтированных дорог не очень много. В этот момент как раз Дальний Восток насытился праворульками и часть стала забредать в Казахстан, но мне ПРуль не нравился категорически. Не нравился до тех пор, пока не сел в машину знакомой, а это был РАВ-4, и не увидел, какой потрясающий обзор капота и очевидные габариты. Решил, что справлюсь и с ПРулем и действительно справился, гораздо больше проблем причинила коробка автомат – все время тыкал левой ногой в тормоз, пытаясь найти сцепление. Через неделю привык, но ногу приходилось поджимать под сиденье еще некоторое время.
С РАВ-4 тоже повезло, купил 1995 года десятилетний из Японии с пробегом 105 тыс. км – кроме ГРМ с валиками, масла с фильтрами по двигателю и два раза трансмиссионной жидкости + фильтры в АКПП ничего не менял. Один раз на морозе перепрыгнул на 3 деления ремень ГРМ, но без последствий – поставили на место и он заработал, как раньше. Ездил на РАВе без малого восемь лет, один раз неудачно объехал грузовик и пропахал дверь, пару раз несущественно царапался. Ходовку ремонтировал чаще, все-таки мотался по горам, но ничего особо затратного – пару раз серьги, один раз реставрировал задние стойки, на передних гранатах менял манжеты. Задние амортизаторы заменил сразу после покупки, передние так и остались родные на все время совместной жизни. Два года назад сменил резину, но это тоже расходник. Ездил до 700 км в одну сторону, никаких претензий. Короче, замечательная машина. И продолжал бы ездить еще, но тут родное правительство взялось за экологию, причем, вместо того, чтобы улучшать качество бензина, что дорого и долго, решило штрафовать водителей за несоответствие выхлопа Евро-2. Блин, если купить можно только бензин условной марки Азия-0, то лей ты его хоть в машину стандарта Евро-10, на выходе все равно будет та же Азия… Ну а мой бедный 1-летний РАВчик явно не сертифицирован по Евро-2, хотя точно не хуже. А тут грозятся всех замерять, останавливать и не пускать в центр города, т.е. для меня - домой, ну и прочие обещанные громы и молнии. Плюс закрыли для машин два ущелья, в которые я ездил и где мне хоть как раз и нужны были 4ВД, хотя бы зимой. После этого задумался и решил, что за 8 лет совместной жизни мы с машиной друг от друга слегка устали и надо бы ее поменять.
Критерии выбора 1) максимально дешевая и беспроблемная в течение 4-5 лет с кондиционером 2) Евро-3, а лучше Евро-4, чтобы тыкать в лицо экологам и гаишникам 3)лучше бы 4 ВД, потому что уже разбаловался, но можно и 2 ВД, ездил же спокойно и зимой и по средней паршивости гОвнам без опыта, сейчас точно опыта больше 4) чтобы нравилась! 5) на механике, потому что дешевле и экономичнее.
Глава 3. Тяжелый выбор
Сначала была мысль купить нормальную подержанную 3-5 летнюю машину, посмотрел на цены и просто офигел. В связи с тем, что ввоз машин в Казахстан упал в 75 раз после введения новых таможенных правил, на рынке образовался дефицит и в ценообразование вернулся благословенный совок. Вышеупомянутый друг продал свою 23-летнюю машину за 4000 уе, за РАВ моего года и комплектации на базаре отдельные граждане, ударенные пыльным мешком во все части организма, просят до 13 куев. Молчу о том, что стоят машины после пары-тройки лет эксплуатации – некоторые владельцы просят дороже, чем в салонах за новый авто похожей комплектации. Это меня просто убило, не рынок, а воплощенный бред. Денег у народа явно больше, чем мозгов.
Стал смотреть в сторону новых машин. По той же причине цена совершенно не радует, кроссоверы приличных марок стоят от 35 до 40 куе. Т.е. принципиально я такую машину купить могу даже без кредита, но блин, у меня что, других расходов нет? С учетом отсутствующего гаража и привычки ставить машину на улице (РАВ я вообще оставлял в предгорьях и с палаткой уходил в горы на день два), как-то неуютно будешь себя чувствовать. Машины, произведенные в России, по цене чуть гуманней, с учетом общего таможенного соглашения, но понятно, что слово ВАЗ до сих пор звучит ругательно и брать такую машину как-то влом. Хотя, если без шуток, качество их все равно стало получше, как и дизайн, и за последний год они снова стали появляться на улицах. Решил посмотреть на иномарки, произведенные в России. Если честно, тоже не фонтан, цены даже не европейские, не говоря уже об американских. В результате единственная марка, которая порадовала – Рено. Порадовала – тоже очень условно, но, по крайней мере, цены на них, как в России, все остальные дилеры еще и докидывают пару тысяч уе по сравнению с российскими себе на хлеб с икрой. А Рено, похоже, хочет раскрутиться, поэтому сдерживает жадность. Плюс в том, что все пишут про хорошую ходовку, оцинкованный кузов и сравнительно надежные, хоть и прожорливые двигатели. Окончательно решился, когда на улице случайно увидел стоящий Логан. Рено у нас пока очень мало, на картинках Логан выглядит совершенно уродливо, но в виде натуральном вполне прилично, на мой вкус. Даже вырубленная топором крыша смотрится прикольно. Понятно, что французы извращенцы, но дизайнеры у них всегда были с чувством вкуса, пусть иногда и нестандартным. Сандеро даже на картинке смотрелся симпатично.
Перед поездкой в салон стал задумываться о комплектации. Большинство народу в тырнете пишет полную фигню. Т.е. понятно, что пишут правду и горячо ее отстаивают, но при этом забывают, что люди все разные. И ездят совершенно в разных условиях, по разным дорогам, на разном бензине. Поэтому 90% покупателей реально пофигу, какой двигатель ты они выберут, причем как минимум по двум причинам
1.Если ездить в городе, да по пробкам, да не особо превышая, что 1.4, что 1.6 в любой комплектации будут вести себя очень похоже, причем самый мощный 16 с 16 кл. – чуть ли не хуже других, судя по отзывам и обзорам, за счет развития максимальной мощности на более высоких оборотах. Т.е. для большинства населения, не выезжающего с городских улиц, на практике это совершенно по барабану - я иногда свои 5 км 100 м до работы еду по 40-50 минут. На трассе разница есть, но тем, кто туда выезжает, советы по выбору двигателя, как правило, совершенно не нужны.
2.Когда приходишь в салон, обнаруживаешь, что реального выбора просто нет – все комплектации стандартные и любое отклонение от них выливается в долгие месяцы ожидания.
Для себя предварительно выбрал комплектацию 1.6/84 л.с. с механикой. Когда приехали в салон, Сандеро там не было в принципе, потыкался по Логанам разных комплектаций, да, сделано скромненько и бюджетно, но совершенно нормально. Облой на пластмассовых деталях – это просто отличительный знак советской автопромышленности, но в целом – ничего ужасающего.
Тут еще нужно помнить, что японцы и немцы в последнее время тоже не балуют нас качеством. Все машины стали рассчитывать не на пару десятков лет эксплуатации, а всего на пять, об этом говорят уже почти открыто. У знакомой Тойота Королла выпуска 2009 года поцарапалась и заржавела через неделю на царапине, вокруг которой вздулась краска!!! Т.е. металл там не обработан в принципе. Так что рассказы о вечных японцах и немцах, похоже, уходят в прошлое. Фиг с ним, я по ручкам пройдусь шкуркой, не надорвусь, но вот кузов, это самая дорогая часть машины, так что оцинковка потенциально радует.
Сигнал на поворотнике – это нечто, но открывающийся ключом лючок бензобака – это неповторимый шедевр. Просто представляю, как я буду на глазах у изумленного заправщика его открывать и гордо идти оплачивать, с крышкой наперевес… Тут извращение дизайнеров явно зашло дальше нормы. Все остальное совершенно не напрягло.
Чтобы посмотреть Сандерик в натуре, залез в объявления, и нашел точно такую комплектацию, какую хотел, 1.6, 8 клапанный, механика, кондиционер, пробег 60 км, из салона, на гарантии, еще даже неоформленная, с транзитными номерами, мужик его выиграл в какой-то новогодней лотерее (бывает еще такое!!!) и продает, пока новый. Продает за 13500 уе, на 1600 дешевле, чем в салоне, причем с сохранением официальной гарантии.
Вернулся домой, рассказал о впечатлениях, сказал, что беру. Жена тут же захотела автомат вместо механики. Т.е. до этого она восемь лет никакого желания водить на автомате не проявляла, права валялись в столе, а сейчас захотелось автомат ))). Дочь к жене подключилась, автомат ей тоже милей и ближе, хотя прав еще нет, хотя уже в институте. Сыну, хоть он и старше, эти машины вообще до одного места, в отличие от дочери, он даже за руль никогда не просился. Ну и ладно, в результате заезжаю в салон и заказываю единственно доступную комплектацию: Экспрешн, АКПП, 1.6 16 кл. 103 л.с., из допов только кондиционер, цвет серая платина (обыкновенный серебристый металлик) все вместе – 16700 уе, доставка в течение 3-х недель, 6 февраля 2013 г. вышел с завода. Все остальные варианты – под заказ и хз когда. Еще один прикол – в комплектацию НЕ входят задние брызговики! ИМХО, вот это уже просто борзость. Какая-то совершенно копеечная экономия, ничем не оправданная.
Глава 4. Радость обладания
Ждал я прихода своего Сандерика ровно две недели. Приехал в салон, быстро посмотрел, быстро купил и уехал на неделю в командировку, не успев ни поставить на учет, ни застраховать. Делал это уже через неделю, у нас как раз открыли практически инопланетный сервис – единый авто-ЦОН (центр обслуживания населения), специально для автомашин. Куча клерков, оформление документов практически по принципу одного окна - подаешь одному клерку пакет документов, на выходе получаешь номера и техпаспорт. И даже полный пакет документов с уплатой налогов, справкой об отсутствии штрафов и прочим собирается здесь же в одном зале и даже сверка тут же на улице на нескольких линиях. В целом неплохо, хотя пытливые автоинспекторы уже нашли дырки в логистике, где можно лупить бабки. Но все равно достаточно быстро, если приехать с утра, то все можно принципиально оформить за 40 минут.
На сегодняшний день наездил на машине 950 км, практически прошел рекомендуемую обкатку. С советом не превышать 3000 оборотов не получилось – при резком старте с перекрестка в гору периодически обороты поднимались до 3500, думаю, что не проблема. Рекомендованную максимальную скорость 130 км/час превысить ни разу не удалось, ездил в основном по городу, на объездных ограничение 80 и радары, это и был мой максимум. За городом после зимы, когда снег сошел вместе с асфальтом, тоже особо не погоняешь – ямы такие, что у джипов на скорости колеса отрывает (не шучу). Так что режим обкатки практически городской. Теперь по пунктам.
1.Расход бензина.
Заливал в машину с рождения 92-й, как и рекомендовали в салоне, хотя в руководстве написано, что родной – это 95-й. Но у них сильные сомнения, что наш 95-й - это нормальный бензин, а не забодяженный присадками.
Пока у меня есть данные по 2-м заправкам, если верить тому, что в салоне мне залили 5 литров и после этого я долил еще 18.2 (в сумме 23.2), то проехал я на них до момента загорания сигнальной лампы заправки 175 км, после чего мне в бак залили ровно 50 литров, т.е., если верить их датчикам, бак был уже пуст. Т.е. первая заправка дает расход 13,26 л/100 км. На заправленных 50 литрах я проехал 476 км, после чего снова залил полный бак на той же заправке после загорания лампы. Получилось 48.2 литра бензина, т.е. расход = 10,12л. Сейчас езжу на снова на полном баке, проехал 300 км, нет 4-х делений из 9. Но нужно сказать, что зависимость шкалы нелинейная, первое деление гаснет при пробеге 120-130 км, а второе – всего через 20-30 км. И остальные тоже нелинейны.
В целом, пока неплохо для города, на этом баке за город не выезжал, но по пробкам ездил мало. Машину грею тоже слабо, не больше минуты. Как написано в руководстве, лучше греть ее не на стоянке, а при неторопливом движении при небольших оборотах.
2.Что не нравится
- Первое и основное – кнопка сигнала на поворотнике. В экстремальных ситуациях просто предчувствую, что буду бить по центру руля, а не искать ее где-то сбоку. Причем когда едешь прямо, ее еще можно найти, а вот при повороте, вслепую, да при неожиданном препятствии - -сильно сомневаюсь. Короче, за это жирный минус, потому что влияет на безопасность. Между прочим, в руководстве по эксплуатации есть рисунок, где сигнал по центру руля, как всем привычно. Т.е. выпускаются и такие модели.
- Сопля на стекле. Блин, ребята-демократы, ведь проблема решается увеличением длины водительской щетки на пару сантиметров и угла ее хода на пару градусов – ну какого хрена это еще не сделано? Особо не мешает, но за невнимание к нуждам покупателей при цене вопроса копейка – минус Рено.
- Нескладывающиеся зеркала. Елы-палы, хоть цена вопроса чуть дороже копейки, но зеркала в городе на тесных улицах, при парковках впритирку надо делать складными. Иначе масса шансов их отломать. Ну и на проселках я много раз цеплялся зеркалом за ветки, короче, минус. Хотя сначала не обратил вимания. Кстати обзорность правого зеркала посредственная, если сидеть прямо, часть зеркала скрыта стойкой.
3. Что непонятно.
Работа коробки автомат. Имхо, какая-то она странноватая. После легко предсказуемой тойотовской эта как-то странно ведет себя, держит высокие обороты при падении нагрузки и не всегда скидывает их при сбросе газа. Такое чувство, что она больше привязана к скорости, чем к нагрузке на двигатель. Думаю, что это она дуркует из-за своей адаптивности при поездках вверх-вниз, в принципе, с этим легко бороться легким повышением скорости, при этом она точно переключается. Посмотрим, как будет вести себя дальше.
4. Что пофигу
- Замок на крышке бензобака – идиотизм, но особо не мешает, тем более, что крышка не пахнет, там за ней еще стоит клапан для бензина, ее не забрызгивает. Ношу ее при заправках с собой, вешать бесполезно, все равно придется возвращаться, чтобы закрыть. Кстати, в европейских моделях есть вариант с тросиком из салона без ключа.
- Отсутствие задних брызговиков – как оказалось, не особо нужны. Более того, при парковках задом смело наезжаешь на бордюр колесом, брызговики при этом отлетели бы. Как раз сегодня соседка по парковке на работе въехала глушаком в бордюр, обманувшись габаритами моей машины. Внимание – на Гранд-Витаре! 2002 года, т.е. еще полноправном рамном джипе. Мой глушак выше бордюра сантиметра на 3!
- Пластмасса салона. – Что за прикол, когда говорят, что она жесткая? Ее что, зубами грызть надо? Прошелся по разнообразным машинам на работе и пощупал, имхо, разница минимальная. В любом случае, меня это совершенно не волнует.
- Посадка. Тут народ жалуется, что сидеть неудобно… Млин, ребята, йогой нужно заниматься и зарядку по утрам делать. Посадка совершенно НЕ отличается от джиперской, лично мне удобно, на моем РАВе я точно так и сидел и десятками часов при покатушках на нормальных джипах. Хотя задним пассажирам, с учетом того, что задняя спинка никак не регулируется, при дальних поездках м.б. некомфортно. А регулировка передних сидений колесиком - это мерседесовский дизайн.
5. Что нравится.
Нормальная и достаточно просторная машинка, без претензий и понтов, не привлекающая дорожных инспекторов и жуликов (тьфу-тьфу-тьфу). Из разряда машин, которые бросаешь под окном, чтобы в любое время дня и ночи выйти и поехать или в супермаркет, или в аэропорт за друзьями/родственниками, что я и делаю. По большому счету, такую машину я мог без кредита взять каждому члену семьи, включая кота. Так что, помня, что ей вскоре предстоит нелегкая доля служить учебной машиной для женской части семьи (коту и сыну это движущееся железо глубоко пофиг), это просто потрясающая компактная, симпатичная и удобная машинка. С учетом вполне приличной городской динамики даже сейчас, до конца обкатки, когда, судя по отзывам, она «просыпается», думаю, что не разочарует. Единственное, что от нее еще требуется – чтобы не ломалась.