Писать про Renault Duster и подобные автомобили – дело непростое. Это как тема про котов, Украину, неравенство полов, российский футбол и т.д. Написано много, везде, эмоционально и не очень, интересно и протокольно. Но я рискну.
Небольшая предыстория. Не было в моей автомобильной биографии ни студенческих икон типа Mark II/Chaser, Accord, Celica и прочих «гонок», не было джипов, минивэнов и «некропремиума» а-ля 15-летние «немцы». Даже субарофилом я не стал, хотя был у меня старый добрый Forester в первом, «классическом» кузове. В общем, ничто не смогло оставить в моей душе нестираемого следа качества/комфорта/динамики. Поэтому, когда предпоследний мой железный конь (MMC Lancer 9) стал досаждать периодическими поломками, я безо всякого пренебрежения и снобизма обратил свой взор на новые автомобили из салона, которые, как авторитетно заявляют сторонники б/у автомобилей, «картонные», «деревянные», ущербные и вообще то, что на интернет-форумах принято закрывать символами *****.
Меня всегда тяготили продолжительные муки выбора, просчеты, сравнения, чтение отзывов, зависания на клубных форумах в поисках зерна истины, поэтому я всегда примерно представлял, что мне надо от автомобиля, и выбор сводился к выбору конкретного экземпляра из имеющихся. Так случилось и в этот раз. Почти так: главным претендентом на смену Лансера был Volkswagen Polo седан. Автомобиль, звёзд с неба не хватающий, по мнению достоверных источников, вполне надежный, в меру просторный, экономичный. И относительно доступный. Казалось бы, и кредит одобрили, и вот он, наполированный, как кошачье достоинство, парит в софитах дилерского центра – забирай и езжай! Но, как в выборе б/у авто в один момент вмешиваются факторы типа стучащей рейки, проблем с документами и стуком двигателя, так и при покупке нового авто возникают преграды. В моем случае (и в случае всех клиентов дилерского центра VW) серьезной преградой стало отсутствие ПТС в наличии. Вносите деньги, и можете в течение трех-четырнадцати дней приходить поглазеть на ваш автомобиль, сдувать с него пылинки и с надеждой смотреть в честные глаза менеджера, пожимающего плечами. Поскольку Polo-седан – не Porsche 911, не BMW M5 и даже не Golf R, я решил, что не стоит он столь длительного ожидания. Тем более в отсутствие уже почти проданного Лансера возникал риск остаться без летнего автопутешествия к теплому берегу Байкала. А это в условиях четырехнедельного лета приравнивалось бы к катастрофе. В общем, забрал предоплату и… Помните, кто-то из классиков общества потребления говорил, что лучшие покупки совершаются спонтанно? Я убедился в этом.
Как оказался в дилерском центре Renault, я не помню. Пелена застилала глаза и, истощенный многочасовыми поисками достойного автомобиля, я увидел его – красавец модного бронзового цвета сиял полированными боками и с высоты своего дорожного просвета снисходительно взирал на окружающих своими выразительными фарами. Я влюбился с первого взгляда. Мы жили долго и счастливо и т.д.
А теперь забудьте про то, что написано в предыдущем абзаце – ничего подобного не было. После poloвого разочарования первое, что я сделал – с помощью ценового фильтра отобрал все возможные варианты и с удивлением обнаружил, что в мой бюджет, наряду с эконом-седанами С-класса, вполне вписывается полноценный кроссовер с двухлитровым мотором и полным приводом. Съездил на тест-драйв, без особых иллюзий насчет солидности и премиальности Duster убедился в том, что едет машина в пределах моих ожиданий, салон в меру спартанский, эргономика без катастрофических провалов. ПТС в наличии, КАСКО за смешные деньги (в два раза ниже, чем на Polo), выбор по комплектациям и цветам богатый, выдача в течение суток, в трейд-ин за Lancer предложили на 30 тыс. больше, чем остальные (и всего на 20 тыс. ниже «рынка»), цена лишь на 100 тыс. выше не самой дорогой комплектации Polo. Чего же боле? Звезды сошлись в подсвеченный коридор аккурат к кассе дилера Renault. 762 т.р. – 2.0, «механика», комплектация Adventure и симпатичный цвет «орех». И, кстати, никаких навязанных «допов» - комплект резиновых ковров, включая багажный, я прикупил по собственному желанию, особенно когда посчитал, что в интернет-магазинах они дешевле на несущественные 500-600 рублей.
По старой русской традиции, покупку чего-то серьезного непременно стоит отметить. Кто-то едет на шашлыки на природу, кто-то устраивает застолье. У нас всё произошло гораздо прозаичнее – через 42 минуты после выезда от дилера бодро разворачивавшийся Toyota Mark II въехал Дастеру в зад. Горе, вырванные от досады волосы, укусы на локтях и великая депрессия? К собственному удивлению, к этому трагикомичному инциденту я отнесся по-американски: вспомнил про КАСКО, по достоинству оценил неприкрытую лишним (как оказалось) декором буксировочную проушину, принявшую на себя удар, посочувствовал бедняге на Mark II, которому проушина нанесла куда более серьезный ущерб. И задумался о фаркопе.
После этого страх «первой царапины» (который, правда, одолевал в основном мою девушку) мгновенно иссяк, мы забили небольшой багажник Дастера туристическим скарбом и на следующий день махнули на восточный берег Байкала – отдыхать, загорать и, конечно же, обкатывать машину.
Первые впечатления от Duster в двух словах – лифтованный Logan. Вот она – отлогая передняя панель со стыдливо спрятавшимися в её подвал барашками климатической системы, вот они – столбики температуры мотора и уровня топлива, «восьмибитная» графика приборной панели, высоченный рычаг МКПП. Даже мотор позвякивает как логановский восьмиклапанник. Но вскоре Duster словно начинает доказывать, что он не Logan, что он на 300 с лишним тысяч дороже: и черный глянец на торпедо имеется, и стеклоподъемники сбежали на двери, и огромный по бюджетным меркам touch-дисплей красуется по центру. Но, право, нелепо в этом ценовом сегменте обращать внимание на интерьерные нюансы. Не в этом предназначение и смысл Duster – очаровывать мелочами. Ими (в частности, никчемной поясничной поддержкой и клавишей клаксона в торце левого подрулевого переключателя) он может только разочаровывать. Но клаксоном я пользуюсь в исключительных случаях, а проблема поясничного подпора решилась с помощью поролонового подголовника от шезлонга. И, скажу честно, даже с учетом архитектурного несовершенства кресел, Duster первый автомобиль, в котором я преодолевал длительные поездки (до 1100 км.) в один присест без намека на усталость и желания поёрзать в кресле.
Подзабытое со времен Subaru Forester чувство легкой вседозволенности на наших неидеальных дорогах – вот она главная изюминка (да что там изюминка – чернослив!) Duster. Конечно, субаровской благородности подвески у Renault нет в помине – на кочках и лежачих полицейских что-то побухивает, постукивает и поскрипывает. Но при этом ни малейшего намека на пробой! Можно спокойно мчать по разбитой гравийке со скоростью три грыжи в час! Да-да, достаточно мягкая подвеска, пухлый 65-й профиль покрышек не способны уберечь штатный Amtel Cruise от повреждений. Это притом, что на бордюры я не заскакивал, через рельсы на сверхзвуке не перелетал, даже по внезапно срезанному асфальту не гарцевал. Так, всего лишь будничные ямки да «стиралка» трассы М-55. Впрочем, окончательный вердикт оставлю до сезонной смены «обуви» (зимой Duster опирался на асфальт шипованным Goodrich на дисках) – дело в том, что затейливый рисунок боковины Amtel’а не позволяет четко определить грыжи, а биение на руле и в салоне ощущается только после 120 км/ч. Визит в шиномонтажку позволит определить, действительно ли имеет место повреждение боковин или дело в заводской разбалансировке колёс.
А какое удовольствие зимой! По счастливой случайности путь, обходящий пробку от работы до дома, проходит практически по бездорожью с ледяным подъемом длиной 500 м на финише. Эти 5 минут ежедневного удовольствия и превосходства – гарантия того, что следующий авто будет непременно кроссовером с полным приводом. При этом за рулем Duster не возникает желания хулиганить ни физически (135 утонченных французских «шеваль», склонность к скучному и безопасному сносу вместо заноса, хорошая курсовая устойчивость и пенсионерские передаточные числа рулевой колонки отнюдь не ингредиенты зажигательного коктейля) ни, если угодно, психологически. Лихачить на Duster – что возить картошку в Panamera. Несоответствие 100%. А вот неспешно, но уверенно ехать вперед вне зависимости от того, что там под колесами – это всегда пожалуйста, в любое время года.
Особо хочется выделить один минус. Минус 35 по Цельсию. Дастер, даже с учетом убийственного для машины режима эксплуатации (открытая стоянка, суточный пробег в среднем 6-7 км), за зиму ни разу не заставил усомниться в его хладостойкости. Правда, под занавес зимы стал долго схватывать после дневной стоянки (стартер бодро, но безрезультатно мог крутиться до 10 секунд). После ТО-1 выяснилось, что проблема оказалась в некорректной прошивке ЭБУ. «Залили» свежую и проблема исчезла. Свечи, кстати, тоже сменил от греха подальше, ибо накануне в обделенной даже обычным 92-м бензином Монголии пришлось заправиться старым добрым АИ-80 (по 62,3 рубля за литр, между прочим).
В общем, когда меня спрашивают «Ну как Дастер?», а я отвечаю «автомобиль как автомобиль» - это лукавство и даже, простите, понт. Потому что в своем времени, в своем классе, за докризисную стоимость Duster не просто автомобиль, а замечательный автомобиль. И мне он, конечно, нравится и почти всем устраивает. Есть в нем, правда, некая полуфабрикатность – после покупки обязательно нужно поставить дополнительную мелкоячеистую защиту радиатора, желательно обзавестись передними брызговиками посерьезнее, оснастить багажник пластиковыми накладками (а то чересчур много голого металла). Кто-то из владельцев настаивает на дополнительной шумоизоляции и модернизации уплотнителей, но я так и не нашел повода убедиться в необходимости последнего. В общем, Duster - практичный, недорогой в обслуживании, устойчивый к отечественному углеводородному «овсу», проходимый и самобытный кроссовер. А главное, что, в отличие от ситуации пару лет назад, сегодня его можно прийти и купить за полдня – с выбором по цветам, трансмиссиям, моторам и комплектациям. Правда, нынешние ценники (даже с учетом трехпроцентного «обвала») на Duster немного подкосили «пролетарский авторитет» модели. Но тема высоких цен – это уже из области котов, Украины, неравенства полов и российского футбола.