Доброго времени суток уважаемые дромовцы. Наконец-то я созрел для написания пусть может и не очень интересного и не в полной мере информативного отзыва о моем железном коллеге, соратнике и наконец друге, Mitsubishi Pajero 3. Ну как говорится, "все что не делается, все к лучшему."
И так: всё началось в далеки детские годы, будучи мелким папиным "бродягой" и маминой "гордостью" и катая за собой на веревке игрушечные машинки я мечтал о том, что когда-то я стану счастливым обладателем такого автомобиля как джип, Вы быть может и не поверите, но это именно так. К осуществлению своей мечты я шёл медленно, но уверенно, начав наверняка как и многие с малого, первый собственный автомобиль на котором мне довелось к великому разочарованию, а не в удовольствие покататься, если это можно так назвать, был Nissan California 1994 г.в. 4 wd, бензин, автомобиль достался в удовлетворительном состоянии и поэтому радость покупки была не долгой. Сразу чем пришлось обзавестись был набор ключей и бесценный опыт ремонта полученный в детстве при походах с отцом в гараж, ну да ладно это совсем другая история. Далее появился "на мой взгляд", лучшее авто в своём классе, Mitsubishi RVR 1994 г.в 4 wd, бензин, вот где по настоящему оценивается японское качество, комфорт вождения и удобство для пассажиров, во втором ряду сидений при крайнем заднем положении пассажиры находятся как в домашнем кресле с полностью вытянутыми ногами и отдыхающей спиной. Объем багажника при скрадывании не большого количества комфорта для задних пассажиров просто поражает. Делая ремонт в квартире перевезти на нем стройматериалы и мебель мне не составило проблем. Из минусов отмечу, большой "как мне кажется" расход топлива для 2-литрового двигателя, город 12-14 литров, трасса 10. И был однажды случай, аналогичный как и на авто жены, у неё Daihatsu YRV 4 wd (в простонародии бешенная табуретка), застрял в песке, давлю на акселератор, обороты 3,5 тыс, а машина попросту стоит не вращая колеса и если в случае с YRV отделался тросом и мимо приезжающим Surf-ом, то здесь понадобилось раскидать тонны 1,5 песка и потратить часа 4 времени освободив полностью пузо и колеса (сделали что то подобие колеи). Вновь попробуя выбраться из этого плена был одержал верх, что то включилось с характерным хрустом и о чудо, как ни в чем не бывало она поехала. Ещё один случай был, "я быстро постараюсь, потерпите" кто знает тот поймёт, эмоции, есть такое место в Находке, мыс Дракон, так вот, однажды после очередного дождя, который кстати промыл рвы на дороге по спуску к морю, а он и без этого не безопасный, решил проверить проходимость данного авто, высадив супругу и друзей я спускался в лучшем случае на трех колёсах касающихся грунта, после чего встретив внизу мужиков на Land Cruiser 80 с изумлением в глазах, пальцем у виска и вопросом "ты чего ебану.ся" мы в долгих раздумьях были спускаться или нет. Отдохнули и вернулись на следующий день обратно по берегу моря, т.к подняться не получилось даже у Крузака. Но время идёт, семья увеличилась и настало время покупки большого авто, принципиальными параметрами выбора стали 4 wd и 7 мест. Хотелось что то посвежее, и перелистав сотни страниц отзывов и продаж выбор пал на Toyota Mark X Zio 2010 год. Классный авто. Но детская мечта то ковыряет изнутри, тем более являемся активными природоотдыхателями, сборщиками разного рода грибов и подледной рыбалки, было принято решение осуществить мечту. И новый поиск сразу пал на красавцев Pajero 3, почему сразу, потому что при поиске подходящего предыдущего авто, краем глаза смотрел на него в всплывающем окне на страницах Drom.
Итак, от поиска до покупки прошло около полугода, имея хоть и не большой, но достаточный опыт при выборе достойного автомобиля (мое мнение) и так как за сумму превышающею пол миллиона хотелось получить разумное качество, выбор был сделан на немногочисленные дизеля, 3.2 кубика (всегда хотел дизель), многие авто отсеивались при разговорах по телефону, несколько при рассмотрении и общении на месте, и ещё пара при проверке по базе. Слава богу есть хорошие люди на свете, совершенно безвозмездно мне помог проверить несколько авто по базе мужчина преклонных лет предложив свою помощь в этом. (Познакомился с ним при оформлении предыдущего авто.)
А да, совсем забыл рассказать, о том как отнеслись к моему выбору друзья и коллеги с которыми я обсуждал свой выбор. Все как один отговаривали меня от покупки Pajero, тем более в дизельном исполнении, "ты с ним наебешь.." и всё такое. Возьми лучше Prado. Он конечно очень хорош (Prado), но не моё это, душа не лежит. Но я на то время прочитав наверное все отзывы о "дизелях" остался при своём мнении и как оказалось не прогадал.
Наконец-то настал тот долгожданный момент приобретения, моего серебристого красавца Pajero, дизель 3.2, автомат, 1999 г.в. 170 тыс пробег, салон после химчистки, идеально как новый, облазив и рассмотрев его со всех сторон, нашёл единственное место со ржавчиной, передние крылья под капотом ближе к салону сварной шов с кармашком в котором скапливается всякого рода дрянь в результате чего и сквозная коррозия, но для авто с 15 летним стажем это более чем мелочь, двигатель работал как часики и самое приятное впечатление его звук, при трогании и разгоне заявленные заводом изготовителем 145 лошадок в паре с турбонадувом делают свое дело, грубый рык мотора и моментальное ускорение под собственным весом в 2.2 тонны просто оставляет меня где то за пределами простых смертных, лирика конечно, но всё же.
В дальнейшем проверка на 2-х СТО о состоянии ходовой, т.к знакомый, очень хороший специалист был в отъезде, вынесен вердикт, не беспокойтесь, "всё в порядке". Авто находилось в единственных бережных руках у женщины и было привезено "младенцем" под заказ с солнечной южной Японии. Судя по состоянию денег на машину не жалели, сервисная книга даже осталась.
Теперь к эксплуатации: башенный восторг и глаза по 5 рублей (взгляд со стороны, ну так жена сказала) от управления наверное смысла описывать нет и так понятно, мечта осуществилась. А вот какое наслаждение когда на ходу смотришь на рядом идущие авто не с низу вверх как раньше, а наоборот и при обгонах попутного малолитражного авто оцениваешь безопасность маневра наблюдая над его крышей. Чем был поражен в данном дизеле, так это его резвостью, не каждый более мощный бензин может этим похвастаться.
Расход топлива меня очень приятно порадовал, в городском зимнем цикле с прогревами, а они на моем дизеле до рабочей температуры по указателю доходит примерно за 20-30 минут составляет не более 15 литров, за городом при скорости движения 110-120 км/ч, а это как оказалось самый экономичный режим, всего то 9-10 литров. Я считаю, что это более чем достойно для такого объёма.
Замена масла каждые 7,5 тыс.км., лью полусинтетику Eneos 5W30 от замены до замены не доливаю.
Управление на скорости просто отличное, не смотря на то, что находится впереди, дорога или направление ! В пределах разумного конечно, дабы не попасть в первый российский список (их всего два, второй дороги), как говориться "лучше медленно проползти, чем тихо и молча лежать". Полностью независимая подвеска на длинном многорычажном ходу обеспечивает отличный комфорт на мелких неровностях и гребенке, которая не влияет на положение задней части авто при попадании в неё, как например на авто с задней зависимой подвеской (мостом). Кренов в поворотах практически нет, езжу по краю довольно таки много и многие владельцы других авто в том числе и прославленных Land Cruiser-ов очень положительно отзывались о устойчивости и резвости Pajero, что мне конечно же как владельцу сего, было приятно слышать.
Напишу немного о такой великолепной трансмиссии как Super select 2 с четырьмя положениями, таких как 2 H привод на заднею ведущею ось, 4 H привод на обе оси в соотношении 33% на передней и 67% не задней, в такой режим можно перейти при движении до 80 км/ч, (рекомендации изготовителя), расход по моим расчетам увеличивается примерно на 1-2 литра за городом . В городе очень редко включаю, только в снегопады и гололед. 4 HLс привод 50-50 % заблокирован межосевой дифференциал. 4 HLсс включен пониженный ряд передачи и заблокированы обе оси 4WD, эти два режима включаются только при полной остановке, селектор АКПП на положении N включаем блокировки за ранее на ровной дороге т.к необходимо ввести в зацепление шестерни привода. И выключать в обратном порядке за исключением; после выключения блокировок необходимо пару метров продвинуться назад, иначе не отключится. О чём я в первый свой опыт включения данных прибомбахов, к сожалению информирован не был. И выбравшись кстати без всяких усилий из канавы ливнестока в который угодил по своей глупости и не внимательности свесив в свободное вращение заднее колесо, выключаю блокировки и пытаюсь развернуться и тут меня терзают смутные сомнения, что то не то, при развороте прослушивается характерный скрип резины об асфальт и неуверенными рывками и большим радиусом поворота машина все же развернулась, сообразив что к чему, (дифференциалы заблокированы) включал и выключал данное изделие и пробовал двигаться вперёд, все же японский электронный мозг победил русскую "глупость", отключив блокировки. После чего пообщавшись с знающими людьми и прочитав соответствующею литературу узнал принцип работы сего агрегата. И второй случай опробовать тягавитость Pajero, где мне поистине стало гордо за моего японского друга произошёл на море, к сожалению нет фото, но зрелище было хорошее, на берегу в песке зарывшись по задние двери и вывесив переднее колесо на метр, Prado, причём на грязевой широкой резине, но у него передок глюки ловил, с хрустом его выбивало. Была предложена помощь, на что поступил интересный ответ, твой сейчас вообще сразу зароется на АТ-шной резине и тем не менее решено было попробовать, включаю блокировки, подъезжаю и цепляем трос под обсуждение данной ситуации, "общественных деятелей и специалистов в данной области", что "сейчас оба джипа откапывать будут", но действия развернулась не в их пользу, Pajero просевши немного в песок чуть напрягся и высвободил товарища из песка, на зло изумленным недоверчивым прохендеям и "специалистам".
А ещё одно, может кому пригодиться в эксплуатации, начали появляться проблемы с зажиганием, точнее чтоб подать питание на стартер нужно было включить нейтральную передачу. Устранить данную проблему не составит труда, снимаем селектор на АКПП (металлическая штука к которой идет тяга), раскручиваем болты, чистим контакты, смазываем и собираем, все работает.
Отдельно хочется выделить тормозную систему, а точнее давно всем известную систему АBS, хотя почти все негативно относятся к ней, мне в гололед она фактически пару раз помогла избежать серьёзных ДТП. Хотя и тормозной путь немного увеличивается при её работе, но зато машина остаётся под контролем управления исключая блокировки колес. А вот система распределения тормозных усилий работает интересно, её задача исключить занос автомобиля притормаживая или ослабляя давление на тормозной диск каждого колеса. Работает кстати по назначению на все 5 баллов, проверял лично сей девайс на замерзшем озере. Pajero при торможении, уверенно входит в поворот без заноса, соскальзывая лишь по инерции, но законы физики никто не отменял. Да, к чему это я всё, несколько раз при попадании на гребенку и нажав на тормоз наблюдал как Pajero лениво пытается уменьшить скорость и увеличить выброс адреналина у меня и пассажиров (у кого-то возможен выброс газовой смеси), чего к счастью мне удалось избежать. Видимо электронный мозг не успевает определить какое колесо находится в свободном падении (скольжении) и принять необходимые меры, исправляется данная погрешность элементарно, отпускаем педаль тормоза и нажимаем вновь, авто снова под контролем. И уж если затронул тормозную систему нельзя не упомянуть о задних суппортах, которые, как показала практика болезненно относятся к попаданию влаги и как следствие появлению коррозии на поршнях, решается не сложно, установкой ремкомплекта, оригинал 1200-1400р не оригинал от 650, советую не экономить, не оригинального мне хватило на 3 месяца. Единственная заморочка в установке сальника гармошки, вдвоём на поршень натянуть его нужно, вся работа заняла не более часа, в СТО замена от 800 р до 5000 тыс у "офицалов". Деньги не большие, но поковыряться самому интересно. К сведению суппорт Китайский от 3500, оригинал от 12000 т.р.
Вернёмся к ходовке, как писал ранее, что проверка на двух СТО с диагнозом "все хорошо" оказалась честно говоря туфтой. Осмотрев её состояние мой знакомый сказал мягко говоря, "поживет конечно, но большинству сайлентблокам писец, они выжаты", порекомендовав менять все сразу, да дорого, но 3-5 лет в ходовку лазить не нужно будет. Замена происходила в два этапа, т.к сразу не было столько денег. Замена всех задних сайлентблоков, 2-х линек и двух верхних шаровых обошлось в 25 тыс., с учётом запчастей под заказ, так немного дешевле. Через 2 месяца полная замена передних сайлентблоков, двух нижних шаровых (тоже кстати болезнь), - 31 тыс, правого ступичного узла - 4,5 тыс, потекла рулевая рейка б/у - 12 тыс, (новая к сведению стоит за 110 тыс.) и поменяли внутреннюю рулевую тягу - 3,5 тыс, пыльник на привод 600 р, тормозные накладки -2400 р. передние, задние 1800 р. После замены всего я ещё больше стал уважать и любить своего Pajero, дорогу стал держать замечательно, где раньше пробивало заднею подвеску до отбойника больше нестало, авто поднялся примерно на дюйм. Да забыл написать до перебора переда, заменил задние пружины, одна из них сама по себе лопнула, заменил обе цена вопроса 5,5 тыс, менял сам, хорошо были стяжки для пружин от предидущего авто. Вообще менять нужно со съёмом нижнего рычага, я не стал замарачиваться и просто отжал его монтажной.
Фронтальный свет ещё один важный момент в пользу Pajero, после полировки фар и замены лампочек в противотуманках на оригинальные Японские (2400 р. за пару, но не пожалеете, свет как у ксенона), езда ночью не приносит неудобства и плюс безопасность увидеть заранее опасность на дороге. Но минус встречным низким авто, каждый третий мигает, езжу ночью только с противотуманками, а они к сожалению не регулируются. Если забыть выключить свет и туманки он автоматически выключится через 10 минут в не зависимости в каком положении выключатель, для забывчивых очень полезно.
Панель приборов очень информативная и ничего лишнего, регулируемая по уровню освещения. Была досадная мелочь, долго не мог понять где живёт свечек, оказалось в панели приборов. Открутил и подложил кусочек резины под крепление болта. Теперь при сильном морозе появляется сверчек где-то с пассажирской стороны да и фиг с ним, он мне особо не мешает.
Салон более чем просторный, на природе ложу сиденья и матрас надуваю, спишь как в постели. Объем багажника огромен. Третий ряд сидений при езде хорошо подходит наверное только для детей, хотя товарищи ездили правда на не большое расстояние и не жаловались. Место в нише для сидений используется у меня для хранения всякой мелочи.
Свет в салоне и на дверях угасает постепенно и медленно секунд через 10, после того как закроешь дверь, а если с брелка закроешь сразу гаснет.
Имеются две печки отопителя, но вторую включал пару раз, одна и так греет на ура. Климат контроль вещь прекрасная, установил необходимую температуру и забыл, зимой так же включаю кондиционер чтоб стекла не запотевали.
Круиз-контроль, первое авто на котором я опробовал данную приблуду. Довольно таки полезная штука, установил скорость и Pajero сам её соблюдает, каждое нажатие + или - 2,5 км/ч. Только у меня работает на скорости не более 120 км/ч, при включении на большей скорости сбрасывает её до 120 и держит, наверное для безопасности так сделано. И почему-то при начале очень крутого подъёма отключается, включаешь заново и опять едет. Не знаю почему так, ничего не нашёл по данному вопросу.
Наружные зеркала заднего вида с подогревом, тока у меня не работает подогрев, нити сгорели, узнавал по ремонту, но ими ни кто не занимается. По размеру просто огромные и от этого происходящее сзади авто все как на ладони, очень удобно.
Еще одна полезная мелочь, установлена штатная камера заднего вида, при таких габаритах очень удобно.
После покупки было желание установить сигнализацию с автозапуском, но пообщавшись с знакомым электриком выяснил, что если ставить сигналку нужно ключ зажигания вшивать в систему, а это отключает штатный иммобилайзер, а дальше как повезёт встретить "честных на руку людей". Если ставить хорошую сигналку то цена кусается, тысяч 50, а цена дубликата ключа зажигания от 4,5 тыс. В итоге решение об установке отложено до лучших времен. За 15 минут до отъезда завожу машину и нет проблем. Да, поставил турботаймер, чтоб не ждать охлаждения турбины, цена вопроса 800 р. Установил чип в радио, т.к каналов в российских диапазонах было всего 2, точно не помню, вроде рублей 500-1000. Музыка штатная стоит классная, но только для кассет и CD. Было желание установить какой-нибудь чип в монитор для просмотра ТV, на что получил ответ, на штатный монитор заведен компьютер с всей информацией и либо отключать комп, оставляя только ТV, либо его перепрашивать, а это очень дорого ~ 100 тыс. с мыслью да нах... мне этот ТV я успокоился и взял отдельно маленький ТV.
Небольшой напряг вызывает движение по глубоким лужам, вся жижа из под колес вылетает стеной на лобовое стекло, но это как выяснилось проблема всех джипов.
Столкнулся с переобувкой шин на зиму, т.к АТ резина хотя и мягкая и протектор хороший, но на гололеде вообще не тормозила, взял шипованную Continental. За прошлую зиму не передних колесах почти все шипы вылетели, на задних почти все на месте. После легковой, где брали 700 р за переобувку, 2000 тыс уже накладно. И решил взять комплект литья на зиму. К сведению тому кто не в курсе, (как я был до покупки) в родных дисках отверстия для шпилек большие и гайки идут специальные, с втулками. Я взял диски от Bighorn, а в них отверстия ровно только под шпильки, хорошо, что шпильки длинные и вполне хватает затянуть диск, только торчат гайки наружу многовато (на фото видно). Да, кстати, расстояние между суппортом и этим диском примерно миллиметра 3, когда поставил и увидел это долго думал, оставлять или нет. Решил оставить, покрутил, посмотрел, проехал под нагрузкой на диски в поворотах, оказалось все нормально.
С наступлением первых сильных морозов, начал идти запах горелой проводки из стартера, после 2-3 пробного запуска, оказалось что стартер был китайский. Поставил стартер с редуктором от грузовичка Canter, двигатель 4М40. Единственное, пришлось применить смекалку, т.к он упирался в блок двигателя, "болгарка" вам в помощь. Срезал уголок на стартере который по предубеждению не должен никак повлиять на работоспособность и надежность стартера. Как результат, более мощный стартер при меньшей нагрузке на аккумулятор, а он у меня один 105 A/ч. Дальше выяснилось, что не работают свечи накала, до - 5 С запуск двигателя производился прекрасно, ниже - 5 С со 2-3 раза, взял свечи для замены, выкручиваю старые, проверяю их на аккумуляторе и понимаю, что я в очередной раз "залез в пекло вперед батьки" все свечи исправны, но все же поставил новые. Начал выяснять проблему почему не работают на месте, оказалось нет питания на свечи с силового реле свечей накала, хотя питание на само силовое реле приходит, но не идет команда с компьютера ! Пообщавшись с электриками выяснилось что такая проблема не редкость, возможно конденсаторы на компьютере, они со временем выделяют кислоту, которая растворяет электро схему дорожек на компьютере и сигнал не проходит. Нужно разбирать панель, вынимать и паять компьютер. Возможно обрыв провода. И еще много чего. Я просто поставил у электриков кнопку с принудительным включением накала в свободное место, под рулем поменяв заодно и силовое реле на свечи. 2000 р с установкой плюс 850 р. реле. У старого контакты окислились и один отломился. Теперь в любой мороз пуск двигателя безупречный.
Недавно начали свистеть ремни на генераторе, подтягивать уже смысла не было, поменял сразу все 3, вместе с тем что на помпу идет, 2-650 р., 1-900 р. Корея. Пол часа разбирались как натягивать на место новые, оказалось не так сложно, сначала через вентилятор протянули, а затем постепенно через каждый паз на шкив.
Ну и в заключение о недавно возникшей проблеме. Началось спонтанно, при остановке заглохла машина, завожу и начинает из выхлопной трубы валить черно-серый дым с сажей. Загорелся Check на панели приборов. Обороты двигателя поднимаются до 1200 и не реагирует на педаль акселератора. И так несколько раз. Обзвонив знакомых, которые с ничем подобным не сталкивались и не услышав от них ничего полезного кроме того как, "таракань его в СТО", попробовал разобраться сам пока за нами едет буксир. Оказалось топливный фильтр полностью в воде, а датчик воды в фильтре не сработал (был неисправен, цена 250 руб.). Слил топливо с отстойника, поменял фильтр, прокачал топливо, пару раз завёл и о чудо, все заработало. Доехал сам до дома и на завтра все повторилось, видимо на заправке где-то залил воды и она растаяла от потепления. Заливал удалитель влаги, спирт, сливал топливо с отстойника, результат нулевой. Периодически, раз в неделю возникала проблема. Поменял 3 фильтра. В итоге пришлось снимать бак, промывать его и всю топливную систему. В баке литра два воды с жижой какой то мазутной было. Заодно промыл сетку топливозабора в баке, она была, если сказать грязная это ничего не сказать. Отмыть её получилось только растворителем, как новая стала. В завершении промыл топливную систему российской химией Suprotek, по отзывам одна из лучших с своем сегменте. Тьфу-тьфу больше проблем не было.
На данный момент пробег 210 тыс.км из которых 40 мои. Я безумно доволен.
Тем кто дочитал до конца, спасибо. Писал так достоверно, на сколько я осведомлен по данным темам, в действительности может в чем либо не прав. Полезная и разумная критика приветствуется. На не обдуманные глупости даже отвечать не собираюсь, надеюсь таковых не будет.
P.S. идеального автомобиля нет. Но есть авто достойные восхищения и приносящие радость владельцу. Любите свои авто и они ответят Вам надежностью и не подведут в трудную минуту. Будьте вежливы и уважайте ВСЕХ участников дорожного движения. Всем удачи на дорогах и " ни гвоздя ни камня " Вам в пути.