Предисловие.
Уже перечитав написанное, я понял, что это, по сути, не отзыв о автомобиле, а, скорее, история моего им владения. Очень много букв, не все, наверное, осилят, да и не всем, наверняка, интересно. Поэтому, краткий отзыв отдельным абзацем:
Данная модификация утилитарной модели Libero явно по своей оснащенности пренадлежит к более высокому классу, нежели позиционируется. Пластик салона черный (на всех прочих серый) На торпедо и дверях мягкий винил, обшивка, разумеется, везде, включая багажник. Все регулировки передних сидений - сбоку. Задний диван - полноценный, разделён на две половины, которые можно складывать независимо друг от друга. Метла, подогреватель дворников, электропривода всех окон, зеркал, антены. Центральный замок и дистанционный ключ. Руль обтянут натуральной кожей, кожаный-же чехол мешалки. Внекоторых комплектациях встречается кожаный салон с подогревом передних сидений, люк, LSD в заднем мосту, передние противотуманные фары (задний фонарь на всех). Передняя подвеска - обычный макферсон на одном V-рычаге, сзади мост на пружинах с тягой панара. Стабилизаторы спереди и сзади.
В целом автомобиль динамичный, отзывчивый на педаль газа. Никак не выделяясь из потока овощей внешностью, являет собой, как это не банально звучит, того самого волка в овечьей шкуре. Ну, по крайней мере, крупного пса : )
Рулится удовлетворительно, ход вполне комфортный. На живой ходовке автомобиль вполне собранный, может даже показаться, что жесткий.
За мою практику ничего не ломалось в машине само (за исключением, разве что, топливного насоса, который начал явно помирать от непомерных нагрузок на старости лет и был отправлен на пенсию). Всё достаточно прочное.
Расход: по трассе мне удавалось уложиться в 8,5 литров. При отжиге - больше 20.
Резюмируя, можно сказать, что это весьма надёжный и неприхотливый автомобиль, но это не гонка.
Аминь.
Теперь, предлагаю вашему вниманию сию повесть. Сразу отмечу, что хронология событий может быть нарушена в виду невозможности точного восстановления последовательности за давностью лет : )
Долго собирался написать отзыв об этом неоднозначном автомобиле, но всё откладывал до той поры, когда будут таки закончены ВСЕ доработки технического и эстетического плана, можно будет сделать пару красивых фотографий, ненавязчиво обработать их в фотошопе и, сидя вечерком у камина со стаканчиком кефира, вдумчиво написать очередную оду.
Но, взирая на происходящее через призму суровой действительности, приходится признать, что, вопреки законам геометрии, перспектива доработок бесконечна, а значит и отзыв не будет написан никогда. Стало быть - пишу сейчас и буду регулярно дополнять.
В моей водительской практике мне довелось управлять - в т.ч. пользоваться длительное время - многими ТС. От запорожца и КамАЗа - до тупера и ТЛК. Это к тому, что мне есть, с чем сравнить. В собственности-же "по-настоящему" первым автомобилем была ММС Либеро (де-жа-вю, ага) с 4D68t и АКПП. Тоже, должен сказать, автомобиль странный. Самый что ни на есть настоящий суперовый салон с климатконтролем и полноценной аудиосистемой (для своего времени, конечно) и т.д., и, вместе с тем - дизельный двигатель, который просто не может не портить впечатления - как ни крути, в 92ом году даже японские дизеля работали не слишком незаметно. Но - оставим лирику. Была приобретена Делика (4D56) и стало совсем скучно. Я стал в полной мере задумываться о пкупке Эво первых поколений. Одно смущало: седан категорически не нра. Если быть до конца честным, я даже не рассматривал всерьёз никаких альтернативных вариантов. Просто стал целенаправленно искать ЛибероГТ и, разумеется, обязательно с МКПП (в то время вопрос свапа КПП рассматривался мною с еще большей неохотой, чем приобретение седана). Ну а кто ищет, тот сами знаете.
И вот был приобретён этот универсал. В абсолютно не тронутом рукой тюнера состоянии (семейный-же авто), со старомодными тряпичными чехлами поверх кожаных сидений, на 14ой штамповке и лысой зимней резине. В багажнике лежало еще четыре - когда-то летних - колеса на простецком литье звездой. Очень радовало то, что в машине работало ВСЁ, что должно работать - и двухрежимный подогрев передних сидений и электропривод антены и вся остальная лабуда, типа грелки дворников (!). Сейчас, конечно, все поржут над такими восхищенными возгласами, но стоит только вдуматься, что в простом трудовом универсале середины 90-х аудиосистема из ВОСЬМИ динамиков, подогреватель дворников, климат, кожа-рожа, электропривода и прочая, присущая гораздо более высокому классу авто ересь, и понимаешь - могли ведь, косоглазые! : ).
Разумеется - о, юность, - первым делом не тихо крадучись на диагностику и замену всего, что можно, а прямо по дороге домой, после короткого ознакомления с автомобилем, тапка впол на первом пустом участке трассы. И - о, да - это то, чего я хотел тогда. Даже больше. После прадика с 1KZ, после аккорда и марка-черностоя, поле зрения моего, с непривычки, сузилось до узкой ленты дороги. Стрелка спидометра бодро легла за отметку 180 и отсечка по скорости тут-же умерила мой пыл. Дальше ехал уже спокойно. Предстояло многое сделать. Благо, на тот момент, параллельно учебе я очень удачно в плане доходов (и очень не удачно в плане графика) работал. Сразу-же волшебным образом на развале у барыг было найдено родное Эволюшенское литьё (15ое, если кто не знает), приобретена новая зимняя резина, поменяны расходники. В первую-же зиму эксплуатации были заменены стойки и амортизаторы. Передние стойки были установлены синие KYB New SR от Эво2-3 с родными пружинами. Морда авто стала ниже сантиметра на полтора. Начались неспешные поиски пружин от Эво 2-3: они жестче = управляемость лучше. Так-же удалил неадекватную АБСку путём замены всего, что нужно, на аналогичное от безАБСной версии.
Долгое время я беззаботно ездил в своё удовольствие. Благополучно спалил сцепление, заменил вместе с корзиной и выжимным. Выезжал на зимние покатушки, в городе и на трассе удивлял водителей относительно дорогих атмодиванов (типа трёхлитровых краунов) и любых атмоколотушек (вроде левинов и цивиков. Предвосхищая возможные смешки хондоводов отмечу, что с бодрыми интеграми не гонялся, сам знаю, что тупер уезжает от ГТ-Т кладовки). Тёр резину об асфальт, рисуя бублики под окнами краевой администрации. К машине быстро приросло прозвище "crazy cd5w". Одним словом - просто менял масло, заливал бензин и радовался. Пока, в один самый обычный день, на ровном ходу при скорости около 50км/ч, мотор не заглох. Вот так просто: ехал себе по городу, тошнил на четвёртой и раз - тишина. Сразу на обочину, задираю капот: из пролома в кожухе ремня ГРМ торчит обводной ролик. На верёвку и в гараж. Первичный осмотр выявил срезанный болт этого самого ролика (рабочая версия - ролик менялся вместе с ремнём, болт, скорее всего, был недотянут, либо сильно перетянут). Без снятия мотора его не высверлить. Да и смысла особого заморачиваться нет - клапана всё равно уже проиграли бой с поршнями : ). Да и гидрокомпенсаторы в прошлую зиму на холодную гремели уже, как усталый МТЗ.
Купил контрактный мотор. Замена ремней, сальников, установка. Всё работает, всё едет. К тому времени уже познакомился с местными эвоводами, у одного из которых был очень занедорого приобретён штатный впуск от Эво: пайпинг, интеркулер. Разумеется, сразу-же установил, доработав бампер турбинкой : ) Так-же постепенно Либеро обзавелась передними пружинами от Эво (морда приподнялась на прежнюю высоту), бензонасосом и узлом дроссельной заслонки от Эво (с расточкой окна в коллекторе), передним бампером Эво III, модными качественными силиконовыми бронепроводами с, не побоюсь этого слова, легендарного миража, распоркой передних стоек. На этом технический прогресс временно замер - машина радовала в том виде, в каком она есть. По привычке была сделана - на этот раз по-минимуму, чтоб не утяжелять авто - шумовиброизоляция, установлена музыка, снятая с предшественника. Заменено лобовое стекло на сделанное на заказ с затемнением (т.е. само по себе стекло тонированное, не плёнка). Из двух эволюшенских сварен новый выхлоп - чуть жирнее штатного, без катализатора, с глушителем HKS SuperDragger, который был героически привезен в СВ вагоне товарищем из хабаровска. Звук на удивление тихий и не напряжный.
Опять скучные и не очень будни. Подвернулись передние сидушки RECARO - установил. Заменил старую ГУ Alpine на процессорную (так-же Альп), акустика Focal по случаю проапгрейдилась с линейки Polyglass до Power с изготовлением новых подиумов под мидбасы с доворотом и немного более серьёзной подготовкой передних дверей.
Для профилактики перетряхнул ходовку, заменил все резинки-втулки-сайлентблоки-подушки на новые оригинал. Установил рулевую рейку от Эво. Еще раз поменял сцепление (на этот раз - до кучи). Между делом был приобретён еще один комплект Эволюшенского OZ Racing, чтоб резину зима-лето не переобувать каждый сезон. Позже, вместо второго комплекта было приобретено бодрое спорт литьё на 16' - для лета.
Наверняка у кого-то сейчас округляется глаз и из горла рвётся возгас "мужик! зачем всё это??? зачем к древней балалайке прикручивать столько сил и, местами, денег?! Оно всё равно никуда не поедет!". Да, во многом это правда. Намного лучше машина не поехала. Да, комфорта не добавилось. Да, вложено достаточно много. Не спорю. Но я получил массу удовольствия от процесса. И, на самом деле, ездить на машине реально интересно. Это ведь универсал с честным полным приводом, со спецификой, накладываемой мостом сзади, с эластичным мотором. Признаться, даже не представляю, что это за машина на АКПП, но, думаю на несколько порядков скучнее. 4G93t - очень интересный мотор. С отчетливым слабым низом, с характерным пинком при выходе турбины в эффективную зону, с плавным завалом на верхах. Тем не менее, при спокойной езде, мотор позволяет, если лень, не переключаться на пониженную передачу при падении оборотов ниже зоны наддува. Если надо - охотно крутится в красную зону. Одни словом, при грамотном обращении, он очень бодро способен таскать 1200+кг прикрученного к нему веса. Не хочу устраивать войну, поэтому сразу оговорюсь: мне доподлинно не известно состояние той кладовки, но раз, было по глупости, еще до начала каких-либо доработок технического характера, гонялся с Калдиной ГТ-Т: к тому моменту, когда пора уже было тормозить (пустынный район города, ночь, затяжной подъём с парой несложных поворотов, какраз четвертую выкрутил почти до упора, что ~150км/ч), я шел впереди на корпус. Может быть, она была автоматная. Или уставшая. Не знаю. Но и у меня в салоне сидел гандикап килограмм на 100-110 : ).
Как-то весной я, наконец, задумался об обновлении автопарка. Седаны по прежнему не нра, ничего джипоподобного не хочу в принципе (тем более, делика была продана и куплена посвежее). Снова без альтернатив - ММС Легнум. Но тут тоже всё не просто: либо брать джедая и ставить 4G63турбо (либо собирать новый мотор на 64ом блоке), либо искать VR4. Первый вариант как-то на тот момент не прельстил совершенно, а найти ВР4, да еще живой за адекватные деньги - утопия. Не говоря уже о МКПП. А тут еще на горячую стал откуда-то течь антифриз. Визуально - помпа. В таком состоянии куда её денешь? Снова был куплен контрактный мотор, неспешно разобран до винтика, отдефектован, заказано много-много новых шабашек. Как оригинальных, так и тюнь. Но это уже совсем другая история.
Выходит, нет среди более современных авто альтернативы этому морально устаревшему, но, тем не менее, по-своему харизматичному универсалу. Разве-что Эво вагон : )
На данный момент автомобиль благополучно передвигается своим ходом, в любые морозы (-24 было точно) заводится с сигналки с первой-второй попытки. Установлен пластиковый (ОЕМ, под штатный замок) капот Эво 1-3, стойки (так-же New SR) ЭвоVI ТМЕ с пружинами. Морда снова провалилась. Гуд, теперь нужно установить заниженные пружины назад. Сварен новый ровный выхлоп на 80. Установлены обслуженные и собранные на оригинальном ремкомплекте тормоза Эво 2-3 с новыми дисками и армированными шлангами. Изготовлены и установлены правильные подиумы под будильники и твиттеры. В ближайших планах переделка впуска, некоторая модернизация задней подвески, установка LSD, ищутся передние крылья Эво 2-3. К лету - удаление косметических косяков и покраска вкруг. Ждёт своей очереди спорт мозг Apex'i PFC от Эво6 c изготовленным на заказ переходником и бустконтроллер.
Так что, кому интересно, следите - позже добавлю фотографии на 16ых колёсах и в новом цвете.
Ну и, если будут заинтересованные, напишу, чем закончилась эпопея с неоправданно дорогим в тюнинге 93им мотором.
З.Ы.: владельцы цивиков/левинов, плз, без обид : ) Ездил на Труэно, была и СтарлетГТ. Как ни крути - колотушки. Как и моё престарелое эмалированное ведёрко. Всем пис : )