Доброго времени суток, друзья! На ДРОМе уже много написано хороших и подробных отзывов про такой чудесный аппарат, как Mitsubishi Delica в кузове «Кирпич». Однако я не нашел ни одного, в котором бы описывалась грузопассажирская версия Кирпича. Да да, та самая деревянная, наипростейшая с одной лавочкой, без велюровой обивки и второй печки, но с пятью дверьми. Обычный грузовой фургон, который внутри моется со шланга =) О нем и пойдет речь в моем отзыве.
Поиски.
История владения этим редким аппаратом началась в далеком 2004 году. Мне тогда было 14 лет, и нам в семью потребовалась вторая машина, которая бы сочетала в себе проходимость джипа и вместимость микроавтобуса. Чтобы и в тайгу съездить, и для малого бизнеса пригодна была, и по хозяйству чего нибудь перевезти (живем в частном доме). Обязательного дизель + МКПП. Не старше 7 лет. Благо япошки умеют делать вэдовые микрики. Изучив рынок выбор встал между Toyota Hiace, Nissan Caravan и Mitsubishi Delica. Последняя была меньших размеров (устраивало) и брюхо у нее расположено повыше над землей. В процессе поиска на авто рынке в Иркутске наткнулись на заднеприводную бензиновую грузопассажирскую (!) Делику. До этого видели только пассажирские суперованые. По словам продавца в таком кузове дизельные и 4вд в природе существуют, но встречаются крайне редко. Решено было ехать во Владик. Если не найдем, то возьмем Хайса. Велюровый салон губить перевозкой различных не совсем чистых грузов не хотелось, зато хотелось 5 дверей, просто удобнее.
К счастью в Находке попались сразу 3 стоящие в ряд грузопассажирки 98 года, 4вд, беленькие. Из них только одна дизель на механике. Техническое состояние идеальное, вполне соответствовало пробегу 94 000. Машина в родной краске без видимых дефектов. Салон спартанский, сзади везде голый металл, двери прикрыты обычным некрашеным ДВП, на полу резиновое покрытие. В отличие от пассажирских Делик нет кренометра, часиков, тахометра нет, обивка седений из кожзама не маркого, отсутствуют пластиковые накладки на стенках салона, печки второй нет, ABS и AIR BAG нету. Сиденье – лавочка легко складывается. Салон сзади превращается в фургон с ровным полом длинной 221 см. Ширина в самом узком месте (между колесными арками) 110 см. Стеклоподъемники – весла, зато есть кондиционер. Из минусов - отсутствовали брызговики. Решено было брать, договорились за 6000 баксов. Хайсы тех же годов и в такой же комплектации тогда стоили от 8500-9000, а цены на пассажирские Делики от 7000. Прикупили там же 4 колеса на дисках с такой же резиной Dunlop 225/75 R15, какая уже стояла на машине. Поменяли все жижи везде где только можно, фильтра и двинули домой.
Федералка тогда только строилась, участок между Сковородино и Читой был просто ужасным. Однако Делика отделалась только одним пропоротым об булыжник колесом. Обидно что перегон по Бурятии отличился небольшим ДТП. Дело было вечером, в сумерках за очередным слепым поворотом открылась следующая картина: стадо коров частично стоит, частично лежит на дороге. Уходя от неизбежного столкновения отец ушел на обочину. И все бы закончилось хорошо, если бы на обочине не оказалась хорошая такая яма, «споткнувшись» об нее одним колесом машину швырнуло в глубокий кювет… Последствия были не столь печальными, сколько неприятными. Лобовое в трещинах, сломано левое зеркало, разбит поворотник, пара оторванных креплений бампера, и большое количество маленьких вмятин по бокам машины. Ни пастуха, ни каких либо других людей поблизости не было обнаружено. Из кювета Делика вылезла сама и продолжила свой путь в Ангарск, больше неприятностей по дороге не было.
Решено было машину восстановить, геометрия кузова нарушена не была, кости все целые, а вот найти еще одну такую же машинку в идеальном состоянии было весьма проблематично. Облили машину вкруг более чистым белым цветом и сделали серый низ по «ватерлинии». Машинка в таком обличие смотрится немного интереснее. Так же была установлена сигналка с турботаймером, автозапуском и дистанционным запуском. Плюс пара противотуманок и брызговики из резиновых ковриков.
Машина в семье была вторая, основной лошадью был как ни странно грузовичок Nissan Atlas 1993 года. 2х тоник с дизелем 4.2 литра. Отец работал на грузоперевозках, поэтому и передвигались по большей части на нем. Делика была больше во власти матери либо машиной выходного дня. Зимой так вообще стояла месяцами. Atlas быстрее прогревался из-за большего объема движка и малой кабины.
Годы шли, на одометре у Nissan Atlas было около 300 000 км, хотя он был в идеале, его продали как говорится пока не начал сыпаться. Отец пригнал Isuzu Elf 3х тоник 97 года, суперованый салон с люком, 4.6 литра дизель. Машина зверь! Ему было откровенно пофиг, пустой он едет или под завязку груженый, он одинаково набирал свои максимальные 140 км/ч и упирался в отсечку на 3800 об/мин на 5й передачи. Была бы 6-я, пер бы и больше =) Но речь о Делике, она успешно справлялась со своими задачами. Была машиной для отдыха и хозяйства. Она стала первой машиной, за чей руль я сел. Вскоре я получил права и мог самостоятельно передвигаться на ней по дорогам общего пользования. На сегодняшний день я уже 4 года как официально езжу на этом шайтан-автобусе, и 9 лет, как она появилась в нашей семье. Сравнивать с легковыми, на которых я катался смысла не вижу. Ездил на Хайсе бензиновом и Мазда Бонго Френди. Так вот они более устойчивые и комфортные. Но хуже по проходимости. Лучше я просто озвучу следующие достоинства и недостатки Делики по моему мнению.
Что не нравится:
- Пожалуй, первое, это откровенно слабый движок для такой большой машины. Ну что такое 85 лошадок на пару тонн веса с полным приводом и большими колесами? В гору не едет, на обгон не едет, да вообще не едет!!! Турбояма до 2000 об/мин, Обгон не ходом, это всегда проблема, так же, как и с места влиться в поток со второстепенной в городе, из-за этого чувствуешь себя ущербным. Сюда нужно минимум лошадок 130-150, не для максималки даже, а для приемистости. В городском потоке конечно механика позволяет более менее держаться не выкручивая мотор, на трассе комфортно ехать 90-100 км/ч. Максималка у меня получалась 125 км/ч по прямой, причем запас по оборотам есть, тупо больше не едет. Кто то может подумать, что я много хочу, что это большая и тяжелая машина, а не гонка. Я согласен что не болид F1, но Делика в следующем кузове с 4М40 намного резвее. И Мазда Бонго Френди со 125 сильным дизелем на автомате тоже резвее, сам ездил за рулем. Даже отцовские грузовики были резвее.
- Мотор расположен под передними сиденьями, и попасть к нему можно только через люк под пассажирским сиденьем, либо снизу. Доступ к моторному отсеку мягко говоря неудобный. Добраться, снять и поставить что либо под капотом – это такая камасутра!!!
- Так и хочет упасть в повороте, ну тут все понятно, центр тяжести далеко от земли. Из-за этого могу сказать, что машина эта не любит горных серпантинов. Сложно ездить на Делике на Байкал по перевалу с Иркутска до Култука (кто знает - поймет), я частенько езжу в Байкальск кататься на сноуборде и летом на горном велике. Всегда ловишь в поворотах машину на пределе ее возможностей, чтобы не завалиться, и чтобы скорость не потерять перед очередным подъемом. Благо Делика на механике, весь контроль в твоих руках.
- Кирпич груженый и пустой - два разных авто. Она как грузовичок. Если без груза, то весь вес на передних колесах, задница козлит и раскачивает машину. Закинул пару центнеров в багажник, тогда превращается в довольно комфортный авто. По этой же причине за пустой Деликой наблюдается излишнее ямокопательство задними колесами рыхлых грунтов на заднем приводе. Давление в передних колесах делаю на 0.2 - 0.3 атмосферы выше, чем в задних. Зимой кидаю назад пару мешков с песком, машину меньше таскает на льду, лучше тормозит. Благо на объеме багажника это извращенство практически не сказывается =)
- Шумоизоляции в грузопассажирском варианте почти нет. По трассе можно не напрягаясь разговаривать только с передним пассажиром, с задним рядом уже проблема. После скорости 90 уже нет смысла слушать музыку, она сливается с шумом. По той же причине качество музыки в машине особо не зависит от навороченности акустической системы.
- Что салон деревянный и лавочка сзади спартанская, это конечно минус, но в данном случае знали на что идем. Машина больше рабочая, толпу людей не вожу.
- Дизель хуже заводится в морозы и долго греется. Машина всегда ночует в гараже, под картером ставим трамвайку, поэтому в гараже проблем с пуском нет. Однако в прошлую зиму поехал на работу в мороз -35. Обычно если машина на холоде стоит дольше 4х часов, обязательно прогреваю. А тут что то заработался, обед перенес на 3 часа и понимаю что машина уже 6 часов стоит при -35 на улице. Бегом на стоянку! Комплектация у нас северная, 2 АКБ соединенных параллельно (в моем случае это 2 по 75 А/ч) и подогрев топливного фильтра. Предварительно пощелкав ключом в замке зажигания раз 5 чтобы погреть свечками накаливания цилиндры, я принялся крутить стартер. У аккумуляторов дури много, стартер крутился хорошо, а толку нет. Даже не схватывала. Помучившись минут 10 я пошел в офис за горячей водой и товарищем. Далее была картина маслом: два придурка в -35 на стоянке отливают движок у Делики горячей водой, пар просто прет из салона через открытые двери, моментально затянуло льдом все стекла. Я аккурат лью водичку на блок и впускной коллектор, по команде крутим стартер и о чудо, на 10й секунде движок расчихался и ожил, дымина повалила с выхлопной трубы, на холостых движок колбасило как нарика во время ломки. Каких либо мозгов на этом движке нет, и на холодную обороты холостого хода повышаются только ногой, а не автоматически. Отогревшись конечно движок вновь стал работать как часики. Почему же запуск в мороз не удался я узнал позже, проверив свечи накаливания. Они все 4 были дохлые! Реле щелкало подавая на них напряжения, а подогрева в цилиндрах никакого не было. Заменил свечки, теперь двигатель прекрасно заводится до – 25. При более низких температурах испытывать просто не доводилось, но убежден что запустится.
- В машине зимой прохладно, печка одна и потому не справляется с огромным салоном. Еще она выстужает мотор при температурах ниже -20. Отчасти спасает древнерусское изобретение, картонка перед радиатором! Так же не любит холода подвеска. Дубеет передок и иногда даже начинает поскрипывать.
Что нравится:
- Пожалуй это самый высокий и проходимый из японских микриков 90х и 2000х годов в стандарте! Просвет на резине 235/75 R15 составляет 21 см под передним мостом, 27 см нижняя точка брюха (корпус раздаточной коробки) и 22 см под задним мостом. Короткая база не позволяет просто так на это брюхо сесть. Довольно большой передний свес компенсируется расстоянием до него. От земли до бампера 45 см! В любой бордюр просто упираешься колесами! Так же легко эти бордюры перепрыгиваются. Многократно разъезжался с легковушками в тесных дворах. Просто перепрыгиваешь бордюр и даешь пузотерке проехать =) И вообще во многих ситуациях даже не думаешь что там под колесами, откровенно пофиг, просто едешь. Жестко подключаемый передок + пониженная позволяют забираться очень далеко в даже самые непроходимые джунгли! Дно крепкое, балки прикрывает передний мост и картер двигателя. хорошая стальная защита днища и бака. Оторвать глушитель сможет пожалуй только очень везучий человек! В откровенное болото конечно не лазил, но были места, где УАЗик сел, а Делика проползла. Засадили мы с отцом её за 9 лет всего 3 раза. Первый раз отца стащило в колею от 66-го, сели на задний мост и раздатку, подложив под колеса пару бревен выехали сами. Второй раз при попытке выскочить из глубокой колеи машину развернуло поперек. Все колеса беспомощно буксовали в своих ямках, 5 мин работы лопатой освободили Делику. И третий раз я встал в стегу, там виной была лысая дорожная резина КАМА – 512 (205/75 R15). Быстрее бы уже добить ее и выкинуть! Полное барахло! Колеса просто не могли зацепиться за снег, пара разломанных пластиковых ящиков из под фруктов дали необходимый зацеп, и я выбрался из западни. На нормальной резине Делика прет пока есть зацеп, ее может бросать и мотылять в стороны, но она будет ехать! Все ширки днищем приходились на защиту переднего моста, она очень крепкая.
- Долго не покрываются грязью зеркала, боковые и лобовое стекла. Все потому, что колеса где то там внизу и расположены на одной оси с боковыми стеклами. Заднее конечно пачкается, но метла сзади хорошая. Объем бачка для омывайки большой.
-5 дверей! Левая пассажирская дверь практически не используется, только привычная нам правая. Это самый большой козырь данного кузова. В нише подножки левой двери удобно хранить ключи, ветошь, огнетушитель и масла про запас. Пока ни разу не пригодились, но мало ли что можно оторвать или пробить в лесу.
- Просто огромный багажник для таких небольших внешних габаритов авто. С разложенной лавочкой с легкостью входят 2 велосипеда в сборе, 3 со снятыми колесами (больше просто не возил). Так же легко входит 4 сноуборда ростовкой до 160 см. При поездке на природу или в тайгу группы 4=5 человек еще ни разу не было такого, чтобы что то не влезало. Даже совсем ненужное. Ну а если лавочку сложить…!!! Как уже говорил погрузочная длина салона в таком виде составляет 221 см. Спать в машине втроем - легко. Главное матрац положить =).
- В данной комплектации этот багажник еще и не жалко запачкать, моется со шланга. Случалось возить стройматериалы, мешки с цементом, гравием, перегноем, строительным мусором, холодильники всякие, ванну, дверь железную. Запихивал брус на дрова длинной по 3 метра под самую крышу (правда с открытой дверью). Кстати в машине легко можно перевозить длинномеры до 4х метров длинной и см 30-40 в диаметре без всяких открытых окон и дверей.
- Хорошая грузоподъемность 750 кг. Максимум раз аккуратно перевозили тонну, но это уже на пределе, рессоры выгибаются в обратную сторону.
- Хорошо держит дорогу по прямой на трассе, несмотря на короткую базу и большую высоту. Не нужно подруливать.
- Потрясающая обзорность, зеркала грузовые, панорамное зеркало над задним и передним бампером, довольно узкие стойки. Сидишь высоко, видно дорогу на 2-3 легковушки вперед.
- Хорошая маневренность в сочетании с обзором и большим дорожным просветом позволяет легко приткнуть большой автобус в маленькую щель на парковке.
- Большое пространство в салоне, пассажир впереди среднего роста может сесть нога на ногу, сзади так вообще ноги можно забросить на горб, под которым скрывается двигатель. Несмотря на довольно убогие с виду передние сиденья с примитивными регулировками, спина в дальних поездках не болела ни разу. Мне регулировок хватает при росте 175 см. Боковая поддержка практически отсутствует, но она особо и не нужна. Делика быстрее ляжет на бок, чем вы сползете с сиденья =) Удобно расположен рычаг МКПП, так же довольно внятно включаются передачи. Ход рычага почти как на легковых. Полочка между сиденьями классная, 2 подстаканника и 2 больших ниши под мелочевку.
- Хорошая приборная панель (для своих лет), отлично читается в любое время суток, конечно с тахометром было бы еще лучше.
- Хороший свет фар, хотя у меня фары отличаются от пассажирок. Очень просто свет регулируются, на каждой фаре 2 винтика, регулировки по вертикали и горизонтали. Без особых проблем скорректировал японский свет так, чтобы не слепило встречку, было видно свою полосу и обочину. Дальний лупит хорошо. Пара установленных противотуманок дополняет эту радужную картину.
- Откровенно простой двигатель. Крепкий и надежный. Не знаю почему многие считают 4D56 ненадежным мотором. Механический ТНВД - вечный. У него вроде одна проблема, рвутся ремни балансировочных валов, что может привести к повреждению ремня ГРМ. Так все решается простым удалением этого ремня. Менял ремень ГРМ с роликами на 120 000 пробега. Состояние всего было вполне нормальным, но все таки испытывать судьбу не стал. Ремень балансиров снял, разница одна – чуть заметнее стали вибрации на холостую, незнающий человек не почувствует даже. Сейчас пробег 140 000, полет нормальный. Сколько угодно народу так ездят с пробегом и под 300 000, двигатель не разваливается.
- Не менее крепкая и простая подвеска на базе Паджеро. Торсионная впереди, рессорная сзади. Довольно дешевая в обслуживании. В меру мягкая. Мелкие неровности и рельсы просто проглатываются. По гравийке можно спокойно ехать и 90 км/ч. Довольно большие ходы подвески, диагональное вывешивание поймать очень сложно.
- Информативные тормоза, АВS у меня нет, но тем не менее даже с большой скорости на асфальте можно хорошо дозировать усилие и не допускать блокировки колес. Хотя эффективность тормозов конечно слабовата, сказывается конструкция конца 80-х годов.
- Не было замечено активного развития ржавчины на кузове. Но на всякий случай все днище обработал антигравием.
- Высоко расположен двигатель, над мостом. Пробить радиатор в говнах просто нереально. Так же высоко расположен воздухозаборник, внизу за водительским сиденьем. У Делики по периметру кузова идет линия, так вот это как ватерлиния на корабле. Если брод ниже нее, движок не захлебнется и в фары вода не попадет.
- Считаю что для такого автобуса, массой в 2 тонны, высотой 2 метра и аэродинамикой падающего кирпича, вполне умеренный аппетит. По трассе до 90 км/ч мой рекорд 9 литров на сотню на резине 205/75 R15, с тройкой пассажиров на борту и без кондиционера. В среднем расход около 10 литров на сотню по трассе при скорости 90-100 км/ч. В городе выходит 12-13 литров. Зимой на литр больше из-за прогревов. Конечно если сутками стоять в пробках и выкручивать мотор с каждого светофора кушать будет больше, но в Ангарске таких пробок нет, и спортивный болид из Делики никакой.
Ремонт и эксплуатация.
Тут может к сожалению, но для меня к счастью описывать особо нечего. На момент покупки пробег был 94 000, сейчас 140 000. И это за 9 лет! Все потому, что машина в семье вторая, но любимая. Зимой больше стоит, чем ездит, вот и пробег маленький. И кстати пробег 100500% родной, вполне соответствует состоянию всех агрегатов. Поэтому избавляться от машинки пока нет смысла.
За 9 лет или 46 тысяч пробега было сделано:
- Заменен правый передний тормозной суппорт (2000 руб. c разборки). Старый стало подклинивать, может от грязи.
- Замена передних тормозных колодок Nisshinbo (1800 руб) + смазка высокотемпературная для тормозных систем Liqui Moly (100 руб.)
- Замена всех пыльников приводов моста и рулевой рейки, сайлентблоков передней и задней подвески, резинок стабилизатора, сход-развал, замена крестовины заднего кардана. (все детали с работой вышли на 15600 руб.)
- Замена сначала задних (по 2800 за шт.), а через 2 года и передних (2500 за шт.) амортизаторов. Поставили KYB газомасляные, задние подошли от MMC Canter.
- Замена всех ремней навесного, роликов и ремня ГРМ. Ремни корейские. Совместно с заменой ремней прочистили топливную систему. Машина стала чуть лучше тянуть и расход упал где то на литр в городе. (Все с работой вышло на 7500 руб.)
- Замена сожженного в тайге сцепления, почем не помню, давно было.
- В этом году появился стук в рулевой рейке, причем, только в нулевом положении. Рейка сама сухая. Диагноз – зубчатый вал в центре загнули горе-мастера, которые путем затягивания рейки «устраняли» люфт. Поставили контрактную рейку за 3000 руб.
- Поменял щетки на моторчике печки, для чего пришлось снимать полностью переднюю панель. Заодно заменил штатные динамики на Pioneer 10 см (больше в штатные места не влезут), магнитофон родной заменил на JVC KD-X 200. Простенький с USB, радио и аудио входом под джек 3.5 мм. Диски я не слушаю. По дизайну черный майфун хорошо вписался в интерьер, подсветка зелененькая с белым хорошо сочетается с приборами.
- Замена свечей накаливания, NGK по 400 руб. за штуку.
- Замена дворников на бескаркасные. Цену не помню, но эффект заметный.
- Дважды меняли аккумуляторы, родные на 60 А/ч отходили 3 года, поставили взамен американские тоже на 60 А/ч. Емкости двух аккумуляторов просто с избытком, по идее можно смело вешать лебедки и люстру. Через 4 года решили поменять и эти аккумуляторы. По типоразмеру нашли только на 75 А/ч. Дикая емкость, ну да ладно. Как показывает практика недостатка в энергии никогда не было. Даже если оставлял по невнимательности машину с включенными фарами на пару часов =)
- И естественно замена всех смазочных жидкостей по плану. В двигатель льем синтетику Shell Rimula 10 W40. Замена раз в 8000 км или раз в год, потому что на Делике в как то и 8000 за год не накатывали. Так же по плану меняются все фильтра только оригинал. В целом ТО-100 за это время было пройдено. Фатально ничего не отвалилось.
Из доработок еще поменял двп на обшивке дверей и покрасил в цвет салона. Сделал полную обработку дна кузова антигравием, проклеил арки специальной мастикой. Стало чуть тише в салоне.
Итоги:
Главное достоинство этой машины – сочетание ее небольших размеров снаружи, огромного салона и чудовищной для такого микроавтобуса проходимости, простой и крепкой конструкции. Это машина выходного дня, для семьи или больной компании. На ней можно нормально передвигаться по городу или трассе, но настоящая стихия этой машины - русское бездорожье! Леса и поля. Она отлично подойдет для таежников, рыболовов и охотников. Для меня это еще автомобиль моего студенчества, который привил мне любовь к приключениям и активному образу жизни.
В ближайшее время планирую обзавестись собственной машиной, все таки Делика остается родительской. Скорее всего это будет полноприводный универсал. Нравится Subaru Lancaster 2.5 на механике. Хочется удобства, устойчивости на дороге, динамики, большого багажника и полного привода. А Делику пока оставим, такая хозяюшка еще пригодится. Может я когда нибудь созрею и сделаю ей лифт подвески, поставлю на колесики 31 дюйма, прикручу шноркель и мощную защиту днища. Буду с друзьями и родными еще дальше и увереннее по таежным дорогам ползать. Да и жалко ее отдавать за те деньги, которых она сейчас стоит. Аналогов у нее просто нет! Хайс длиннее и ниже, близкая по размеру Мазда Бонго или Нисан Ванет меньше внутри и тоже ниже, Тойота Ноах и подобные микроавтобусы конечно более комфортные, но опять низкие и без понижайки. Джипы с таким же по размеру салона, это что то типа Крузака или Патролла. Ну это и совсем другой авто.
Самой близкой остается только Делика в следующем кузове, более комфортная и мощная она уступает пожалуй только в геометрической проходимости. Но желания менять наш суровый кирпич на Делику-булку желания нет. В этом кузове своя изюминка. В кирпиче чувствуешь себя суровым и брутальным самцом, которому чхать на велюровые кресла и лучшую шумоизоляцию. Она доставляет удовольствие от того, что ты можешь управлять ей, этим диким механизмом из прошлого. Грубым и брутальным. Ее не так жалко поцарапать ветками деревьев. Она как УАЗик, только из Японии.