Доброго дня, любители японских автомобилей!
Вот уже 9 лет в моих руках эта полюбившаяся за внешность а также добрый нетребовательный характер, и бережно хранимая машина.
История любви к Мицубиси Кольт началась с каталога журнала ЗР "1800 моделей всего мира" за 97, кажется, год. На странице Мицубиси три фотографии. Профиль, анфас, тыл. В то время я настойчиво увлекался рисованием автомобилей, и мне нравилось оценивать пропорции и силуэт по проекциям. Фото пришлись по душе. Еще мне нравилась мазда 323 трехдверка модели конца 80-тых годов и конечно Сивик. Жизнь тогда была небогатая, и я мечтал обладать легким, поджарым, приземистым хетчбеком. Владел я тогда Ваз-2106 который воспринимал только как верный транспорт и помошник в заработке, ведь тогда еще не был моден дрифт. Я конечно пытался на нём поизучать навыки экстремального вождения, описанные в книгах Цыганкова, но летняя резина спереди и универсальная сзади не позволяли создать занос на льду, и наверное это было к лучшему.
В общем, на эту благодатную почву Кольт лег прямо в сердце. Однажды, гуляя с любимой девушкой во дворе, увидели серебристый Кольт. Он нам понравился. Тогда я уже гонял на карбюраторной 2108. Выкручивал обороты, на пределе проезжал кольцевые развязки. У меня были красные брызговики, замки капота, неоновая лампочка под днищем и самодельный спойлер над задним стеклом. Среди этого тюнинга была и стоящая вещь - настоящий итальянский руль. Однажды 2108 был слегка помят спереди в ДТП. Я решил что негоже ездить на битой машине и после ремонта по упрощенной схеме, продал его, начав копить на следующую зубилу посвежее.
Решиться на покупку иномарки мне помог опыт товарища, который взял кредит на ремонт квартиры. В 2005 году кредитование еще не было распространенным явлением, но посоветовавшись со своей девушкой мы решили не брать снова зубилу которая сгниет и посыпется через три года.
Искал я Кольт недолго, взял первую попавшуюся в объявлениях машину в своем городе. Ровная внешне, аккуратная, тихая на ходу. Обошелся мне автомобиль в 224 тысячи рублей или 8300 долларов на тот момент. Помимо Кольта я смотрел объявления о продаже Опель Тигра, Форд Пума, Форд Ка, Тойота Левин и даже Ниссан Микра – кубичных скругленных форм, по году выпуска конец 90-тых. Было чуть дороже или чуть грустнее по состоянию.
Кольт был свежеприбывшим из Бельгии, все работало, все было отлично и красиво. Пробег 74 тысячи. Был недавний ремонт левого заднего крыла, покрашено достаточно неплохо, но у меня и требований завышенных не было. В день приобретения оказалось что для меня поменяли рулевой наконечник, но схождение не сделали.
Вот я сел за руль и сразу поразился легкости всего процесса. Педали, рычаг кпп, рычажки и кнопки все было ласковым послушным и приятным после зубилы. Даже дефлекторы системы вентиляции плавно и мягко слушались выбору направления. При езде мягкая уверенная тяга на любых оборотах, очень легкое трогание с места, неслышный мотор, тихая подвеска. Потрясающая обзорность в зеркала, удобное сиденье. Единственно - не очень удобным ощущался штатный руль. Эта его корабельная размерность так и оставалась ощутимой все годы вождения. Также наряду с легкостью, обеспеченной ГУР-ом отметил туповатую вялость, некоторую вязкость руля.
Никаких вложений машина не потребовала. И не требовала еще много лет.
Заехал к другу в гараж, он мне выдал пушечного сала, я нанес его на кромки арок колес. Из ямы обнаружили следы смазки на краю внешнего пыльника шруса, сделали схождение на глаз. Умудрились посадить мелкие царапины на задней двери, открытая, она задела полочку под потолком.
Далее еще много лет машина требовала только замены масла. Еще я часто менял свечи, в те годы они быстро краснели от ферроценов в бензине. За пройденные мной 58 000 км я свечи менял 5 или 6 раз в общей сложности. Подошли свечи НЖК, Волговские змз-406. Один комплект Денсо, выбранный продавцом по каталогу сразу же был выкинут, появилась.. нет не детонация, а какая-то непривычная вибрация, и снизилась тяга.
В уюте и тишине иногда слышался незаметный стук некоей пластмасски сзади. Я долго не понимал откуда он, и почему редко проявляется. Спустя лет пять, в очередной раз обрабатывая антикором машину, нащупал в глубине зазора между боковиной и задним бампером болтающуюся вытяжную решетку вентиляции, усадил на место.
Вождение Кольта в корне изменило мою драйверскую идеологию. Из бережливости я перестал ездить в предельных режимах. Ездил так, словно завершаю обкатку. Тормозил ранним сбросом газа. К слову, передние колодки сменил, когда они были изношенными менее чем наполовину на новые через 4 года езды, 40-45 000 км. Ездить спокойно способствовал характер внешней скоростной характеристики, двигатель послушно тянет на низах и не выстреливает наверху. Также повлиял звук мотора. После 90 км/ч мотор становилось слышно, до - в салоне весьма тихо. И звук мотора на верхах какой-то визгливо дребезжащий, не захватывающий и не похожий на рык могучего хищника.
Таким образом я начал кататься в стиле экологических гонок. Ездить рассчитывая маневры, чтобы минимизировать расход, плавно нажимать на газ, минимально тормозить.
В поездке на море у меня был реальный расход по чекам 5,2 литра на груженой машине. Учитывая тот факт что мотор хладнокровно употребляет 92-бензин, результат отличный. Большинство более экономных современников нуждаются в 95-том.
Достался автомобиль мне на странных разных покрышках. Всесезонных Клебер спереди и маломерных Тойо сзади. Никаких гонок в поворотах я уже не устраивал, но вместе с тем ощущалось что запас в поворотах хороший и машина уверенная и устойчивая. Благодаря низкому Ц.Т., многорычажной подвеске сзади машина легко и уверено держит прямую. В поворотах, на той скорости когда лада уже посвистывает резиной и готова сорваться в занос, Кольт едет как ни в чем не бывало. Особенно устойчиво машина идет в плавных поворотах на скорости выше 100, у зубил в таком режиме раскачка вызывает неуверенность.
Спустя год я нашел покрышки 14 дюймов Континенталь эко-контакт. У знакомого, недорого почти новые. Небо и земля, машина стала еще мягче, руль стал более послушен, снизился расход топлива. А еще через пару лет получил премию на работе и приобрел кованые диски ВСМПО Орион аж 15 дюймов размером, при штатных колесах 175/70-13. Штатные в арках смотрятся не крупно. Арки имеют некоторый запас на увеличение размера и я рискнул, обул я новые диски в б/у резину из германии 185/55-15 Конти-премиум контакт. Износа было менее половины, никаких порезов, грыж.
Стало очень красиво, осталась мягкость, появилась проворность и точные быстрые реакции на руление. Шины очень хорошо смягчали мелкие неровности, неглубокие рельсовые переезды, швы. Колеса в сборе оказались легче штатных. Я не боялся и крупных ям. На этих колесах я снова начал летать в поворотах. Еду законные 68 км/ч. А в поворотах не сбрасываю – наслаждаюсь поворачиваемостью, управляю тягой, но чаще просто иду по гладкой размашистой дуге до поребриков.
Зимой я не ездил, зимней резины не было.
Тем не менее ежегодно обрабатывал кузов мовилью, делал восковую полировку ЛКП составами с малой абразивностью.
Первой ремонтной заменой стали задние амортизаторы при пробеге около 95 000. У Кольта банка глушителя висит поперек и довольно низко. На первом комплекте шин я задевал глушителем даже на асфальте. Случалось это так: при повторяющися волнах задняя часть раскачивалась и цепляла глушителем колею. Однажды такое чиркание вынудило лезть под машину, откручивать среднюю трубу и заваривать фланец, частично оторвавшийся от трубы. Купил задние амортизаторы Токико, купил стяжки пружин. За два вечера поменял неспеша, не забыв прокачать амортизаторы. Самое сложное было заправить нижнюю проушину стойки в поперечный рычаг. Обнаружил неправильный отрицательный развал левой задней подвески, и к своей печали – то, что большая часть болтов рычагов – закисли. Даже без зимней езды.
На четвертый год езды, пробег около 105 000 начал настойчиво постукивать шрус при поворотах, и появился стук шаровой. Поменял шаровую, шрус делал позже и с приключениями. Подобранный по каталогу шрус не подошел. Нужно считать количество зубьев шлица на валу, мне подошел шрус от Галанта 88 года. Но я еще успел помучаться, количество зубьев отличалось на 1, чего я при пересчёте не заметил, и я долго считал что первый – подходящий, безуспешно пытаясь его надеть на вал. Поменял 4 слегка изношенные втулки на тяге стабилизатора, они на Кольте копеечные – 8 одинаковых простеньких втулок надетых на длинный болт.
Немногим ранее этих работ после заправки ЛукОйл машина начала троить и затыкаться. Узнал как достать форсунки, всего лишь открутить два болтика и приподнять топливную рампу. Все было загажено коричневой жижей. Промыл форсунки, сменил фильтр, заработало! Потом еще раз поменял фильтр и мыл форсунки для профилактики, конечно лучше было промыть бак, но показалось проще сделать так.
Следующим вмешательством во вполне благополучную работу стала замена ремня грм, ролика, приводных ремней. Заменил на пробеге 128 000. Получилось легко, даже не запомнилось особо. Доступ простой, всё разбирается легко. Единственная «сложность» - нужно приподнять правую опору двигателя. Также было некоей задачкой на ловкость одновременно удерживать натяжной ролик и затягивать его крепление. Заодно поменял масла не только в ДВС но и в МКПП. В коробку попало халявное масло Ликви моли ГЛ-4/5. Друг решил не лить его в Ниву, боясь за сальники, и подарил мне.
На новом масле легче стали включаться первая и вторая передачи. Вскоре я поменял резину, поставил более высокую 175/65 той же марки. В результате этих двух замен снизился расход топлива. Минус литр на 140 км дороги на дачу и обратно. Наверняка повлияло еще и улучшение аэродинамики, под мотором в это же время появилась самодельная защита, сделанная из заготовки для ваз 2110, алюминиевый лист.
Вот с защитой вышла небольшая промашка, ее надо было располагать ниже. После установки из-за соприкосновений с лыжей подрамника и выхлопной трубой иногда повляются вибрации. При сбросе торможении двигателем и заднем ходе. Иногда и при запуске, и при езде. Меньше чем на любом вазе, но все-таки. Это я так и не переделал.
Однажды грустным осенним вечером залез на сайт про-спорт и купил через интернет-магазин переходник для спортивного руля. Поставил лежавший в коробке с эпохи зубилы Sparco Lap 5 в Кольта. Замшевая и черная кожаная оплетка изумительно гармонируют с цветами кокпита. И наконец то мои руки удобно держат руль из приятной мягкой кожи.
Также начитавшись интернетов, я решил что пробег 128 000 это достаточно для амортизаторов и купил пару передних, новых оригинальных из серии для увеличения клиренса. Купил также пару опор Феби. Поменял. Тестовая поездка показала что характеристики демпфирования не изменились, старые работали совершенно так же как новые. Но всё-таки стало тише на ямках, ведь у старых уже был малюсенький люфт штока и опоры я освежил.
Позже оказалось что опоры низкого качества. Они заскрипели и машина стала хуже слушаться руля. Посмотрел распечатку магазина – Фебест а не Феби. Что-то я напутал.
Где то на этом пробеге я достиг просветления в вопросе багажника на крышу – на Кольт годится багажник Нексии, копеечный и распространенный. Велосипеду нашлось место на крыше. А я столько лет разбирал его для погрузки внутрь на сложенные спинки сидений.
И еще я наконец взял болгарку, отпилил рычаг с развальным болтом и поставил новый. Теперь развал задка в норме. На дороге поделал переставки и змейки – правый и левый повороты едутся одинаково, зачтено!
На пробеге 131 000, а достиг я его через три года после 128 000, начал гудеть выхлоп. Сваренный давно шов средней трубы просто проржавел. Не стал варить, купил Босал. Также потратился на оригинальные опоры амортизаторов. Смазал направляющие суппортов, но они и были в чудесном виде как и все резинки тормозов. Вспомнил еще, на 130 000 менял подшипник левого переднего колеса. Попробовал разогнаться до 130 на автомагистрали и он легонько загудел. Снял кулак, на работе с мужиками вытащили стопорную шайбу, перепрессовали.
Машиной я по назначению уже второй год не пользуюсь, лишь завожу, прогреваю, катаюсь неподалеку от гаража. Разве что пару раз катался на дачу и пару раз возил стиральную машину. При запуске в темноте в гараже для очередного прогрева и покатушки, заметил поблескивание на одном высоковольтном проводе. Заменил на комплект НЖК.
Отдельной строкой напишу любимую каждым водителем масляную тему. Машина была заправлена маслом Фукс-титан при покупке. Он стремительно темнел. Следующим маслом стал магнатек от кастроль. Магнатек этот быстро потемнел после Фукса, а может сам по себе, теперь не проверишь. Намного раньше положенных 10 000 он был заменен на топовый Кастрол эдж, и вот Эдж уже до самой смены темнел незаметно. Ни расхода масла, вообще никакого, ни изменения шума, никаких особенностей всвязи с маслом не было и нет. Мотор внутри девственно чист, будто его только что первый раз заводили новым.
В целом за время довольно щадящей и бережной эксплуатации конечно машина стала чуть шумнее, немного утратила лоск новизны. На кузове появились мелкие следы от гаражной тесноты, дачных случайностей и даже вредносных двуногих. Сейчас есть возможность сравнить с почти новыми хетчами Фабия, Фокус2, Октавия. Да, они конечно покрепче сбиты, но кольт благодаря достаточно плавному ходу на дороге ощущается вполне приятным и здоровым автомобилем несмотря на 15 летний возраст и меньший вес. И неплохо рулится даже несмотря на старомодный ГУР на фоне электро. Материалы салона вполне достойны при сравнении с современниками.
С точки зрения владельца - подкупает его простота конструкции, малая требовательность в ремонте и уходе. С точки зрения эстетики – ушедшие в прошлое легкие и приятные глазу пропорции низкого компактного хетчбека. Этакий Мини, но неломучий, японский, верный и терпимый. И цвет у меня – почти что Бритиш Грин. Лучшая машина в моей жизни.