Итак, решил впервые оставить отзыв об одной из своих машин. Начал свой водительский стаж 7 лет назад, начиная поиск какой-нибудь тарантайки для обучения езде, выбор был между ВАЗ-2106 и ВАЗ-2108, однако опытный товарищ надоумил попробовать старый правый руль (свежих в Крыму в то время не было). Мнение отца, который учил меня ездить на ГАЗ-24 (тоже опытный автомобилист) - "не вздумай покупать старую иномарку, тем более с правым рулем". Но все-таки решил рискнуть и пригнал из Евпатории праворульную Тойоту Корсу 1985 г.в. с "напомаженными губками" и некоторыми косяками, которая мне после отцовской "Волги" показалась самолетом. Отец был сперва в шоке, но прокатился и ему понравилось)). Корса, покомпостировав мозг (безумный карбюратор, двигатель 3А), через полгода была продана, и была приобретена у севастопольских перекупов Тойота Королла КЕ-70 1983 г.в. (правый руль, задний привод, двигатель 4К), что примечательно - в обалденном состоянии с родным пробегом 67000 км (стояла у моряка), на которую я поставил пропановое ГБО и откатал без особых проблем 3 года, намотав около 50000 км. Менял стойки и сцепление. Надоела откровенно слабая динамика двигателя 1.3 и расход при этом 10/100 по городу (и газа, и бензина). Были сформулированы требования для следующего авто:
- передний привод;
- двигатель от 1.5;
- желательно левый руль (в Крыму потом проще продать);
- доступность запчастей и ремонтопригодность.
Начал поглядывать даже на ВАЗ-2109, но тут натолкнулся на объявление о продаже в Севастополе указанной Мазды с отметкой "требует ремонта" и ценой 3000 у.е. (уж такие тогда были цены, не удивляйтесь, это сейчас такие ведра в России ничего не стоят). Звоню продавцу, он говорит, что авто живое, двигатель год назад откапитален, масла не берет, была проблема с карбюратором, он ее устранил и на данный момент все с авто нормально. Приезжаю с друзьями на электричке в Севастополь, смотрю, в итоге из косяков обнаружил слегка подгнившие задние арки в районе стыка с бампером, и вроде все. Пробег по одометру 247000, родной или нет - хз. Ходовка не гремит, мотор работает ровно, днище в идеале. Салон аккуратный, качественный велюр, мягкий пластик торпеды ("девятка" в этом отношении рядом не валялась). Из ништяков - только регулировка руля по высоте. Сторговал 300 баксов и возвращаюсь с друзьями на Мазде домой. Первые ощущения после более старых и откровенно "дохленьких" Тойот - супер!
На въезде в Симферополь машина глохнет и заводится с 10-й попытки. Не мог понять, почему. Потом посмотрел фильтр тонкой очистки топлива, который был очень грязный и забит ржавчиной, поменял его и проблема исчезла. Через пару дней поставил на авто ГБО и загнал знакомому гаражному мастеру на диагностику. Итог - реставрация рулевой трапеции, замена тормозных шлангов, передних тормозных дисков и колодок (а диски меняются только со ступичными подшипниками). Карбюратор работал "через ..опу", гаражный мастер наотрез отказался в него лезть, сразу предложив поменять его на Солекс. Проблемы с карбюратором были такие: не работал автоподсос, да еще педаль газа почему-то периодически подклинивала и нажималась на 1/4 хода, не более. Когда он мне назвал стоимость замены карбюратора, я "выпал в осадок". Знакомые подсказали толкового карбюраторщика, который мне полностью отреставрировал родной "Айсин". Перед тем, как лезть в карбюратор, он продиагностировал двигатель - бронепровода нормальные, компрессия 10, 11, 11, 11, а после раскоксовки везде по 11. В общем, норм. Реставрация карбюратора мне обошлась раза в 3 дешевле замены на Солекс, и после нее машинка ожила и стала на бензине ездить довольно динамично (несмотря на 73 л.с., снаряженная масса всего 940 кг, и это японские честные 73 л.с., так что удельная мощность неплохая). Масло двигатель изначально почти не расходовал. Расход бензина стал город 10/100, трасса 7/100, раньше был чуток поболее. Газа авто потребляло примерно столько же, что давало немалую экономию при езде.
Далее мне знакомый сварщик за символическую плату подварил и подкрасил задние арки. После этого за 3 года было следующее (стоимость запчастей в гривнах привожу за период до воссоединения Крыма с Россией):
- потекла и застучала задняя правая стойка (порвался пыльник, прозевал) - заказал б/у живые задние стойки с разборки от универсала, по 100 гривен за штуку, поменял на СТО по 70 гривен за замену каждой и все ОК;
- перестал работать спидометр и одометр. На разборках объявляли конские цены по 100 долларов за приборную панель и 40 долларов за трос спидометра, мои доводы о том, что эти запчасти на 25-летние Мазды будут валяться никому не нужные у них на складе до скончания времен не действовали. В итоге нашел объявление о продаже такой же Мазды по запчастям после опрокидывания. Машина находилась недалеко, приехал и забрал с нее приборную панель с тросом спидометра за 100 гривен, и продавец остался доволен);
- поменял правый трос стояночного тормоза (заржавел и разорвалась оплетка троса), ручник стал отлично и плавно работать;
- замена ремня ГРМ и роликов. При этом выяснил, что при обрыве ремня клапаны не загибаются;
- поменял главный тормозной цилиндр (старый потек, поставил АВЕ за 360 гривень);
- поменял радиатор на новый и больший по размеру (старый был какой-то маленький и зачуханный, машину пару раз чуть не вскипятил летом);
- через 40000 км после покупки поменял тормозные колодки по кругу. Поставил Кашияму, передние мерзко пищали;
- подварил днище (у правого переднего колеса в районе порога появилась ржавчина, которая при зачистке металлической щеткой оказалась сквозной дыркой размером с треть ладони).
Ближе к 300000 пробега мотор вдруг начал расходовать масло, доходило до 0.3-0.4 л на 1000 км. Заливал полусинтетику ХАДО (бочковое) типа с ревитализантом, покупал в официальной точке продажи и менял раз в 8000 км пробега. Подумал, как-то странно, может, сальники клапанов от езды на газу «задубели». Но измерил компрессию и ужаснулся: 8, 8, 10,5, 11. После раскоксовки - везде по 8.... Добавил масла в цилиндры, поднялась сразу до 9.5. Приплыли - замена колец как минимум. Вот тебе и ХАДО, хотя, может, наливали мне из бочки какую-то бодягу. Решил ездить пока так, благо на дворе уже была поздняя осень и лезть в мотор перед холодами не хотелось, да и обкатка после ремонта была бы лучше летом, быстрее бы прогревалась. При этом тяга не ухудшилась вообще, машинка на 2-й передача на подъем спокойно раскручивалась не бензине до 80 км/ч.
Далее мне вынесли мозг наружные ШРУСы. Начали хрустеть на поворотах, хотя пыльники были целые. Мало того, что они меняются только при полностью снятом приводе и старый ШРУС приходится разбивать молотком (иначе не снимешь), так и новые (фирмы ТОКО) у меня через месяц опять захрустели. Поставил другие (фирму не помню, но подороже, уже по 1800 рублей за штуку), и проблема исчезла.
Месяца за 4 до незапланированной продажи обработал 3 раза двигатель Нанопротеком (он же Супротек), расход масла снизился и стал как и прежде. Машина была продана в начале 3-го этапа обработки, компрессию, к сожалению, измерить не успел, но что заметил – поднялись обороты на холостом ходу, и в спокойном режиме езды расход масла прекратился вообще.
Появились деньги и возможность взять в долг у родственников, и я подал объявление о продаже Маськи. Пока продавал в течении 2-х недель, поменял помпу (появились подтеки антифриза) и перебрал генератор (поменял воющие подшипники на новые). Два покупателя-мурковода долго осматривали машину, им все понравилось, но захотели еще подумать (один даже решил обсудить на семейном совете), потом позвонил третий, я ему честно рассказал о нюансах с двигателем и он сразу забрал машинку за 70000 рублей, я ласково хлопнул ее по крыше ладонью и сказал «спасибо». Где только три года она меня не возила, весь Крым по работе объездил, все южнобережье с его подъемами, спусками, серпантинами – во время отдыха с семьей, многократно. И ни разу она меня не подвела. После продажи Маськи купил Мицубиси Каризму 2002 г.в., но это уже другая история.
Итак, плюсы авто:
- несмотря на годы, в живом состоянии гораздо приятнее девяток, четырок и прочих подобных, при этом есть доступные запчасти, неоригинал можно найти по приемлемым ценам. Проблема в том, что найти сейчас живой экземпляр почти нереально;
- мотор В5 – неплохой, оборудован гидрокомпенсаторами, не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ, надежен (особенно если в него после завода никто не лазил);
- задняя независимая подвеска, машинка отлично управляется;
- легкий руль (даже при отсутствии гидроусилителя);
- длинные передачи КПП;
- вместительность, при сложенном заднем сиденье перевез 2-х метровую кровать с закрытым багажником.
Минусы:
- годы;
- не всегда качественные запчасти (ШРУСы, тормозные колодки);
- как мне показалось, немного «ватные» тормоза.