Lexus RX300 и 1700 км грунтовки.
Удачный – Мирный – Якутск.
Июнь 2014 года.
Доброго времени суток, всем путешественникам и разъезжающим по дорогам России по необходимости автовладельцам.
Скорее это отзыв не об автомобиле, а рассказ о поездке и состоянии дорог по маршруту Удачный – Мирный – Якутск в июне 2014 года. Возможно кому-то пригодиться эта информация, т.к. в сети ее не так уж много. Поэтому, если кто-то не найдет в данном тексте описания автомобиля и его технических характеристик, прошу в меня ядовитые стрелы не пускать.
В июне 2014 годы я был вынужден (по долгу службы) сменить место жительства в г. Удачном Мирнинского района на пос. Усть-Неру Оймяконского района Республики Саха (Якутия). Владея автомобилем Lexus RX300 2004 г.в., продавать который желания не имелось из-за большой к нему любви, выбора вида транспорта особого не предполагалась, к тому же имелась необходимость перевозки личных вещей весом около 400-500 кг. Поэтому загрузив авто практически до упора (свободным оставался только передний ряд сидений) утром 12 июня я выехал из г. Удачного.
Итак, путь предстоял длиной в 2700 км., 2200 км. из которых мне были ранее не известны. Вооружившись многофункциональным устройством фирмы GlobusGPS, которое включало в себя навигатор, видеорегистратор, телефон на 2 симки и т.д. на системе Андроид, канистрой на 15 литров для бензина, провизией и иной необходимой утварью я двинулся в путь.
Удачный – Мирный
Здесь особо рассказывать нечего – скучный участок грунтовой дороги протяженностью 515 км., состоящей из камней и глины и позволяющий на некоторых участках (Чернышевский – Мирный) развивать скорость до 120 кмч. Преодолел я его за 6.5 часов без каких-либо проблем. Из достопримечательностей можно отметить каскад Вилюйских ГЭС в пос. Чернышевский на удалении около 400 км. от г. Удачного, где в это время обычно производят сброс воды из водохранилища. Зрелище превосходное. По моему, около 15 тонн воды пролетает по желобу с большой высоты и ударившись о трамплин устремляется в реку Вилюй, поднимая в воздух огромное облако водяной пыли.
Кстати, в Чернышевском единственная заправка на этом участке дороги. Приехав в г. Мирный, я переночевал у друзей, заправился и в 6 часов утра 13 июня (пятница) выехал в сторону Якутска.
Мирный – Якутск (1178 км по навигатору)
Сразу оговорюсь, в течении двух дней и ночей в Мирном шел проливной дождь с небольшими перерывами, однако в день выезда было тепло и ясно. Итак, через 15 км. за Мирным идет пос. Алмазный, до которого дорога хорошая. После Алмазного первое препятствие – речушка шириной 10-15 метров, которую необходимо переезжать в брод. Наиболее оптимальная траектория с обеих сторон отмечена соответствующими флажками, глубина воды в самом глубоком месте не более 50 см. (опять же после длительных дождей, наверное, в сухую погоду поменьше будет). Форсировав водное препятствие, в течение 60 км. идет ровная, но узкая и сырая дорога. А вот далее, где-то за 10 км. до реки Вилюйчанка, дорога превращается в болото, где грязь по составу очень похожа на пластилин. В принципе, и внедорожники и легковые полноприводные машины, при наличие достаточного опыта у водителя, данный участок должны проходить, но многие не рискуют. Например, когда я пересекал ручей около Алмазного, мужик на Прадике, отмывая свой авто от грязи, сказал мне, что он вернулся обратно и мне не советует туда ехать. Но у меня не было вариантов, я рискнул и проехал. Основная проблема на этом участке заключается в том, что тяжелые грузовые машины проваливаются, садясь на брюхо и перекрывают тем самым всю дорогу, исключая выбор оптимальной траектории проезда, а иногда полностью ее перекрывая. Длина наиболее сложного участка около 300-400 метров.
Через саму Вилюйчанку бетонный мост. Далее, до Крестяха (115 км. от Мирного) также узко, грязно, скользко и очень не ровно, но без глубоких болот, преобладает глиняно-песчаное мягкое покрытие, часто цепляешься днищем за неровности дороги, но без риска что-то оторвать. Скорость движения варьировалась от 30 до 50 кмч.
Первая переправа через р. Вилюй вблизи Крестяха, работает два парома, может быть и больше, но я видел только два. Интервал между отправлениями около 30 минут, работать начинают приблизительно с 7 утра и до 10-11 вечера, но поскольку лавочка частная, может быть все что угодно (запой например). Стоит это удовольствие 300 рублей для легковых и 400 для внедорожников и микроавтобусов. Для грузовиков не знаю точно, но не менее 1000 рублей. Что касается безопасности, то она на высоком уровне, лично я каких-либо предпосылок к ЧП не обнаружил.
Чтобы не повторяться позже, отмечу, что всего таких паромных переправ пять (или четыре, точно уже не помню), четыре через Вилюй и одна через Марху. Работают они примерно по одному принципу. Одна переправа понтонная, проезд по ней бесплатен и не составляет никаких проблем.
Далее, до Сунтар (210 км.) дорога также сырая и узкая. Вообще, воды вокруг очень много, как на дороге, так и рядом в кюветах. Более 60 кмч. разогнаться проблематично. Около Сунтар вторая паромная переправа.
До Верхневилюйска (510 км.) дорога в целом хорошая, особенно по сравнению с уже пройденными участками. От Сунтар до Нюрбы (370 км.) вообще шикарная по местным меркам: широкая и ровная, состоит из песчаной смеси, которая уплотнена тяжелой техникой.
Перед Нюрбой есть даже хороший асфальтный участок, правда он короткий всего 4-5 км., но разогнаться, чтобы сбросить с колес грязь длины хватает. Однако, на этом участке есть и ловушки. Дело в том, что крейсерскую скорость можно держать порядка 80-100 кмч., но в некоторых местах есть крутые повороты, которые не отмечены соответствующими предупреждающими знаками. Поэтому автомобили с неполным приводом, а также без вспомогательных систем (типа курсовой устойчивости и т.д.) может уводить в занос. Несколько таких, лежащих в кюветах, я на пути встретил. В Нюрбе еще одна паромная переправа, а в Верхневилюйске последняя перед Якутском. Где-то дальше будет еще одна понтонная.
От Верхневилюйска до Вилюйска (595 км.) качество покрытия резко ухудшается, что снижает скорость до 50-60 кмч. Перед Вилюйском, где-то за 5 км до въезда в город, укладывают асфальт, однако, в самом Вилюйске можно оставить всю ходовку, которая выжила на пройденном участке. Чем там занимается администрация муниципального образования остается только догадываться, но такого отвратительного состояния городских дорожных сетей я не видел за свои 40 лет нигде.
В принципе от Вилюйска до Якутска дорога однородная за исключением двух участков, о которых чуть позже. Покрытие составляет по большей части гравий и щебень, где-то крупнее, где-то мельче, но практически везде гребенка (стиральная доска) из-за чего крейсерская скорость ограничивается в среднем 60-70 кмч. Дождь закончился и появилось очень много пыли.
Что касается упомянутых ранее двух участков. Первый – (где-то 940 км. от Мирного), 14 км. хорошего асфальта посреди тайги (почему именно там я так и не понял) возникает как оазис в пустыне, реальный бонус за усталость. Второй полная противоположность за пос. Бердигестях (990 км.) не дорога, а вспаханное поле, средняя скорость 15 кмч. (и это по сухой погоде), благо участок короткий, несколько сотен метров.
Не доезжая 30-35 км. до Якутска начинается асфальт более-менее хорошего качества.
Что касается бензозаправок, то их много, расстояние между ними не превышает 200 км., качество бензина приемлемое.
Позволю себе несколько рекомендаций автолюбителям, планирующим поездку по маршруту Мирный – Якутск:
- В первую очередь необходимо запастись репеллентами, так как комаров туча, в случае каких-либо неисправностей или замены, не дай Бог, пробитых колес, они обязательно понадобятся, иначе комары могут унести Вас в тайгу и там съесть.
- Также необходимо иметь хороший запас воды или омывающей жидкости, поскольку в дождливую погоду грязи на стекле будет очень много, одного бачка может не хватить (у меня ушло два бачка по 4,5 литра), а в сухую все покрывается пылью. Воды кругом очень много, но за ее чистоту я не ручаюсь. Наверное, понадобится несколько тряпок.
- При длительной езде по грязи возникает вибрация на руле, не пугайтесь, скорее всего, это неравномерно осела грязь на внутренней части колесных дисков, вызывая дисбаланс. Раз в 200-300 км. я ее очищал и неприятные ощущения исчезали.
- В попутных кафешках я не питался, поскольку перед поездкой купил переносную газовую плиту и несколько баллончиков к ней. Цена вопроса 1500-2000 рублей, но при этом открывается множество возможностей приготовления пищи, не выходя из машины. Чай, кофе, банальный «Доширак» и т.д., всяко горячая еда лучше сухомятки.
- По технической части, тут каждый владелец своего автомобиля, знает лучше, что ему нужно, но набор минимальных инструментов, запасное колесо и набор для ремонта бескамерных покрышек иметь при себе желательно.
В процессе поездки окружающая природа разнится, но посмотреть есть на что, особенно в июне. Ярко зеленая тайга, обилие цветущих растений, множество различных животных. Больше всего меня поразили лошади и коровы, ходящие как в цирке вдоль дорог в колонну по одному, встречались зайцы, какие-то суслики, бурундуки, несметное количество различных птиц и даже семейство лис (лис-папа, лиса-мама и четыре лисенка).
В Якутск я прибыл в 8 часов 30 минут, потратив на переезд 26 часов, из которых, два часа спал. Водительского и жизненного опыта приобрел не мало, окончательно убив ходовую часть машины.
Всем приятных поездок, как говориться без гвоздя и жезла.
Удачи на дорогах.
P.S. Продолжение отчета о поездке по маршруту Якутск – Усть-Нера будет чуть позже.