Ну вот, прошёл год эксплуатации автомобиля Хаммер Н3, поэтому самое время написать отзыв.
И так всё по порядку.
Хаммер Н3 2006 года. Рамный внедорожник бежевого цвета, с пробегом на момент покупки 117 тыс. км. в комплектации Adventure. Подвеска для езды по бездорожью. Постоянный полный привод. Функция жёсткой блокировки заднего межколесного дифференциала. 2-ступенчатая раздаточная коробка с передаточным отношением, равным 4,03. Электрический люк и шины с индексом А/Т 33 размера. В комплекте предлагается американская инструкция по преодолению бродов и других препятствий, что собственно даёт понять для каких целей был сделан этот автомобиль в этой комплектации.
Про муки выбора долго писать не буду, скажу лишь только, что после продажи Митсубиси Монтеро 3, кандидатов на замену было не так много. Нужен был внедорожник не старше семи лет, с мощностью не больше 250 л.с. и не дороже одного миллиона рублей.
За эти деньги, выбор был невелик, сначала смотрел Джип Гранд Чероки, едет он конечно очень хорошо, но низковат и маловат, не рамный и сзади очень тесный.
Вторым кандидатом был рестайлинговый Форд Эксплорер, тут всё вроде бы было хорошо с салоном, но сильно не нравился экстерьер, такой своего рода привет из конца 90-х. Хотя одну машину чуть было не купил, цена была хорошая и в целом машина выглядела идеально, даже ездил на диагностику, которая в итоге показала, что возможно имеется трещина в блоке, да и симптомы тоже на это указывали.
Ещё одним кандидатом, был Ниссан Патфайндер, по прокатившись пару раз в нём на тест драйве, я понял что это совсем не моё. Тесный, неудобный салон, умноженный на плохого качества отделку и слабые ездовые характеристики. Ленд Крузеры, Тауреги и Х5 отсеялись, первый ввиду дороговизны и попсовости, слишком уж много их стало на дорогах, вторые отсеялись из-за дороговизны содержания, а также плохими внедорожными характеристиками и к тому же они угоняемые. Был даже вариант с обновлённым Хюндаем Санта Фе, но он уж совсем откровенный городской паркетник, хотя я ради любопытства, даже ездил на тест драйв этого паркетника.
В общем, все эти кандидаты отпали как-то сами собой.
И остался только Хаммер Н3, для меня эта машина была тёмной лошадкой, у которой безусловно подкупает внешний вид. Про саму машину я толком ничего не знал, но изучив мат.часть понял, что Хаммер Н3 это не только брутальный внешний вид, но и самый что не наесть настоящий внедорожник.
В итоге было решено покупать именно его, поиски подходящей машины заняли около двух недель, мной было просмотрено порядка 15 разных Хаммеров, в итоге эта машина, понравилась больше остальных, хотя и была самая старая из всех просмотренных кандидатов. Один очень аккуратный владелец, сын очень известного и легендарного хоккеиста сборной СССР, который сам пригонял её из Северной Америки около года назад, изначально он просил за эту машину 999 тыс. руб. но в процессе торга скинул до 950 тыс. что меня вполне устроило. Когда ехали оформлять, я обратил внимание, что двигатель прогревается только до 80 градусов и понял, что термостат под замену, указав на это владельцу, плюс на перегоревшие лампочки в подсветке двери, удалось скинуть ещё 10 тыс. Короче итоговая цена составила 940 тыс. руб.
Теперь о самой машине:
Хаммер это один из немногих автомобилей, название которого, даже любой ребёнок сходу скажет не глядя на эмблему, на нём можно не писать название модели, потому что и так все знают, от мала до велика как называется этот внедорожник. Автомобиль, который, безусловно, выделяется в потоке серой массы автомобилей. Яркая, харизматичная внешность заставляет прохожих поворачивать головы, а детей показывать пальцем. Герой Голливудских боевиков и пафосных вечеринок. К нему относятся по-разному, но всё же он мало кого при этом оставляет равнодушным......
И тем не менее это просто автомобиль. Со своими плюсами и минусами, как и любой другой автомобиль.
Хаммер Н3 это средне размерный внедорожник, самый маленький Хаммер в семействе. Его длина всего 4 метра 80 см. Ширина 2 метра от зеркала до зеркала. Высота 1м. 90 см. Но зато свесы у него очень маленькие, согласно паспорту всего 8 см спереди и чуть больше сзади, так что считай, что практически совсем их нет.
Полная максимальная масса составляет 2.665 кг. Снаряжённая масса 2.134 кг. Автомобиль способен тянуть прицеп массой больше 2-х тонн и имеет собственную разрешённую грузоподъемность в полтонны.
Дорожный просвет на штатной резине 285/75/16, составляет около 25 см, а углы съезда 40 градусов. Автомобиль способен преодолевать подъём с уклоном более 60% и преодолевать водную преграду 70 см глубиной, а так же препятствие почти 50 см высотой. И это всё без всяких доработок и прочей подготовки, всё в штате. При этом арки позволяют ставить 34 резину без всякого лифта.
Двигатель Вортек цепной 5 цилиндровый, с системой изменения фаз газораспределения. Кстати, интересно, что фазы у H3 меняются не на впуске, а только на выпуске - для того чтобы обеспечить мотору тягу с самых низов, при этом разгон до 100 км/ч. составляет 9.3 сек. Едет очень уверенно. Обгоны на трассе даются без напрягов, не гонка конечно, но для машины такого класса вполне нормально. Бензин 92-й расход по трассе 14 литров на 100 км. По городу 20-22, при том что езжу я достаточно агрессивно и специально бензин не экономлю. В общем, с зимними прогревами и пробками, максимально сколько получалось это 22.8 зимой. Надо сказать, что для любого подобного внедорожника это вполне нормальный расход. В бак влезает 90 литров, поэтому на баке я спокойно проезжал 600 км.
Вообще есть главные заблуждения в разговоре о хаммере, первое заблуждение это то, что он «жрёт» много бензина, это не так, потому что для такого класса автомобиля у хаммера вполне стандартный расход топлива.
Второе заблуждение это стоимость обслуживания, многие почему-то думают, что хаммер это очень дорогая в обслуживании машина, это тоже не соответствует действительности, запчасти на хаммер стоят не так много, по крайней мере, по сравнению с тем же паджеро, на хаммер всё стоит существенно дешевле. На хаммер дорого стоят всякие безделушки, типа хром пакета и прочего обвеса. Но непосредственно сами запчасти стоят не очень дорого. Ещё многие думают, что на него большой дорожный налог, это тоже ошибочное мнение, ибо машина вписывается в категорию до 250 л.с. поэтому налог на Хаммер Н3 с простым пяти цилиндровым мотором вполне демократичный. Исключение составляет только 5 литровый двигатель, но там уже другая история….
К тормозам претензий у меня тоже нет. Тормозные механизмы, дисковые для всех 4 колес, 4-канальная антиблокировочная тормозная система (ABS) с отдельным алгоритмом для режима 4Lo. Тормозная система Н3 рассчитана, для возможной работы под водой.
Противобуксовочная система с дифференциалом, полностью блокирующимся, заднего моста, с электронным управлением, с возможностью выбора режима работы.
2-ступенчатая раздаточная коробка, обеспечивающая режим постоянного полного привода, с передаточным числом понижающей передачи, равным 4, и кнопочным управлением, очень удобное переключение всё под рукой.
Передняя подвеска, независимая, торсионная, для тяжелых условий эксплуатации, задняя подвеска, с полуплавающим мостом и двумя многолистовыми рессорами переменной жесткости. Надо сказать, что подвеска мне нравится, она и не жесткая и не мягкая, прям то что надо, для повседневной эксплуатации на дорогах с различным покрытием. Подвеска, как я уже говорил, рассчитана для жёсткой эксплуатации автомобиля вне дорог, включает дифференциал, полностью блокирующийся, заднего моста; 2-ступенчатую раздаточную коробку, 4:1, обеспечивающую режим постоянного полного привода и усиленные амортизаторы, помимо этого бывает комплектация с блокировкой дифференциала переднего моста!
У моего Н3 комплектация имеет постоянный полный привод с дифференциальной связью между осями, для обычное езды и жёсткие механические блокировки центрального межколёсного и заднего дифференциалов, вообще существует два исполнения раздатки - Standart с передаточным отношением демультипликатора 2,64 и Adventur (как у меня) с понижением аж в 4,03 !!! для езды по лютому бездорожью.
В обычном режиме полного привода за распределение момента между мостами отвечает свободный несимметричный (40:60) дифференциал, конструктивно выполненный в виде планетарной передачи.
Съехав с асфальта, можно жестко заблокировать межосевой дифференциал, включить понижающую передачу в раздаточной коробке и, заблокировать задний дифференциал. В управление режимами не вмешивается никакая «внедорожная» электроника! Ее на Хаммере просто нет, а потому поведение машины при преодолении препятствий любого типа стопроцентно понятно и предсказуемо.
С наружи автомобиль, смотрится очень внушительно и харизматично, этакий "монстр дорог".
Воздухозаборники расположены выше капота, по сути шноркель уже не нужен, днище имеет хорошую защиту, буксировочные петли такие мощные, что за них можно что угодно цеплять.
Изначально у машины стоят железные бампера, на переднем бампере, сверху установлена пластиковая некрашеная накладка с противотуманками.
По бокам установлена мощная защита порогов.
Сзади колесо без контейнера, т.к контейнера такого большого размера просто нет в продаже, можно конечно сшить чехол на заказ, но я считаю, что внешний вид запасное колесо не портит, а скорее даже наоборот.
Окошки маленькие как амбразуры, мне нравятся, даже без тонировки снаружи не видно, что в машине.
Обзорность вполне нормальная, многие думают, что с такими маленькими стёклами у хаммера с обзорностью проблемы, могу сказать, что это заблуждение, по началу конечно было не привычно, но через пару дней, я понял, что плохая обзорность это обманчивое впечатление. Всё прекрасно видно, несколько большая стойка слева иногда и мешает, но так это на всех практически машинах так, где-то больше, где-то меньше, в общем, это дело привычки.
Зеркала отличные большие. Хотя нужно сказать, что сзади спокойно может спрятаться легковушка, если встанет четко по средине и её будет не видно в боковые зеркала. Но мне это не мешает, опять же для таких вещей есть камера заднего вида.
Внутри хаммер Н3 мне тоже нравится, посадка очень удобная, и водительское и пассажирское сиденье электрическое имеет множество регулировок, включая поясничную и двухрежимный подогрев. Регулировка руля только по высоте, но этого вполне достаточно, за рулём сидеть удобно, усталость от долгой дороги не чувствуется.
Все сиденья кожаные и кожа в целом хорошего качества. В подголовниках имеются мониторы с DVD проигрывателем, который замечательно читает любые диски, даже пиратские.
Сзади места достаточно, но минусом считаю, отсутствие регулировки наклона спинки заднего дивана из за этого, крупному человеку, сидеть сзади может быть не очень удобно, особенно если ехать долго, а рядом сидят ещё два человека. Вообще говоря о заднем диване, нужно сказать про ещё один недостаток, зачем то в сам диван, прямо по центру вмонтировали подстаканник, я понимаю, что америкосы без подстаканника не могут обойтись, но делать его в ущерб комфорта для пятого пассажира, на мой взгляд было ошибкой.
Багажник в Н3 нормального размера не огромный конечно, но и не маленький, увеличить его полезный объём можно, если сложить задние сиденья. По крайней мере 3-х метровые плинтуса я на дачу привёз расположив их машине. Само багажное отделение прорезиненное, его очень удобно мыть в случае загрязнения. Но вот пластик на задней двери очень нежный и царапается от прикосновения твёрдых предметов.
Сзади при желании можно организовать спальное место, что я и делал когда ездил на этой машине в Грецию на отдых, кровать полноценная конечно не получается но дочка (15 лет) спала почти всю дорогу спокойно. Делается это следующим образом, сидушки сдвигаются вперёд, а в образованную нишу вставляются дополнительные подушки, тем самым образуется спальное место размером примерно 80 см шириной и 160 см в длину. Что вполне нормально для того, что бы отдохнуть одному человеку.
Очень нравится люк, большой панорамный, который имеет несколько положений, имеется большой бардачок и глубокая ниша для мелочей в подлокотнике. В салонном зеркале есть информационное табло, которое показывает температуру за бортом и компас. Ещё из зеркала идут голосовые подсказки на английском, и как я понял, там же можно активировать вызов 911 (но у нас эта система не работает)
Все колёса, включая запасное, оборудованы датчиками давления в шинах, на приборке есть индикатор, позволяющий следить за этим давлением.
Органы управление, на мой взгляд, имеют один недостаток, левый подрулевой переключатель перегружен, на нём разместились поворотники, управление дворников, включение омывателя, включение дальнего света и круиз контроль. Пару дней запоминал, что куда нажимается, а первое время вообще путался, по привычке интуитивно искал подрулевой переключатель справа, а его просто нет. Но я так понимаю, это сделали, в связи с тем, что Н3 бывают не только с АКПП, но и на механике, вот для них, такой алгоритм работы подрулевого, видимо удобен.
На самой передней панели, есть пять кнопок для включения режимов работы полного привода.
Первый режим – «асфальтовый», 4Hi. Здесь крутящий момент распределяется в пропорции 40: 60 в пользу задней оси, дифференциалы свободны. Второй – 4Hi Lock блокирует межосевой дифференциал, момент распределяется по осям поровну 50 на 50. В режиме 4 Low Lock дополнительно задействуется понижающий ряд и можно заблокировать задний дифференциал, отдельной кнопкой. В этом случае Traction Control будет работать только на переднюю ось автомобиля. И ещё есть «сервисный» режим – Neutral. Он включается одновременным нажатием двух клавиш на панели – 4Hi и 4 Low Lock. В результате раздатка полностью отсоединяется, и в этом режиме можно буксировать H3 без последствий для АКПП.
Блок климата вполне традиционный, он имеет три стандартных регулятора и кнопку включения подогрева заднего стекла.
Чуть ниже крутилка управления задним дворником и две сетевые розетки, которые работают напрямую от аккумулятора. Ещё одна такая же розетка имеется и в багажном отделении.
Сама приборная панель, и окантовка ручки АКПП алюминиевые, смотрятся красиво. Ручка АКПП большая, по форме напоминает один из рычагов в самолёте.
Руль кожаный, очень толстый, первое время было даже непривычно, но зато теперь, когда сажусь в другие машины, у них руль кажется каким-то хлипким и тонким, после хаммеровского руля.
Не очень удобно включать подогрев сидений и управлять лифтом сидений. Тут конкретный просчёт конструкторов, потому что пространства между дверью и сидением, явно недостаточно, что бы в него было удобно просовывать руку. Хотя я как-то со временем уже наловчился, делать это на ходу, но по началу, приходилось для этого открывать дверь.
Ещё из минусов, это отсутствие подсветки в регуляторах электрозеркал.
В темноте не видно кнопок, приходится или включать свет в салоне или регулировать на ощупь, но с другой стороны если за рулём ездит всё время один водитель, то зеркала не приходится часто настраивать.
В приборной панели всё строго и архаично, спидометр, тахометр, указатель уровня топлива и указатель температуры двигателя.
В центре есть информационное табло, куда выводится сервисная информация, а также показан общий и разовый пробег автомобиля. Спидометр в милях, но продублирован отдельной шкалой в километрах.
Подсветка приятная, регулируется по яркости, причём регулируются не только шкалы приборов, но и подсветка всех кнопок.
Багажное отделение, средних размеров.
В нём имеется два отделения для мелочей, одно в двери. Там у меня лежит домкрат, огнетушитель, аптечка, набор инструментов, ключи, банка масла, антифриз, размораживатель замков, щетка и другая способная пригодится в дороге утварь. Справа над колёсной аркой есть ещё одно отделение, у меня там лежит трос, провода для прикуривания и насос.
Теперь непосредственно о самой эксплуатации.
За год эксплуатации я проехал чуть меньше 25 тыс. км почти 10 тыс. из них в путешествиях, ездил на этой машине в Грецию, Турцию и Болгарию, на Селигер.
Масло в двигателе менял четыре раза, сейчас заливаю родной американский Мобил1 5w30. А вначале заливал родное GM. К счастью масло двигатель вообще не жрёт.
Поменял масло в раздатке, в мостах, поменял антифриз и термостат.
Установил ксенон, трижды менял воздушный фильтр, купил крышку горловины с ключом, поменял крестовины, ролик натяжителя приводного ремня и шаровые опоры, ещё вандалы стырили крышку с колёсного диска, которую тоже пришлось покупать.
В общей сложности на обслуживание машины и покупку всяких приятностей типа ксенона, было потрачено около 45 тыс. руб. за год эксплуатации.
Вообще цены на запчасти для Хаммера Н3 вполне демократичные, для примера:
Фильтр воздушный: 400 руб.
Фильтр масляный: 200 руб.
Термостат вместе с корпусом: 1400 руб.
Весь комплект свечей: 1200 руб.
Крестовина карданного вала: 500 руб.
Рулевая рейка новая в сборе: 20 тыс. руб.
Могу сказать, что машина довольно надёжная и пока не подводила меня ни разу.
Вообще Хаммер Н3 это на мой взгляд чисто мужская машина, с мужским характером и я честно говоря не понимаю, когда подобные машины покупают женщины. Хотя управляется очень удобно, руль конечно тяжеловат, но радиус разворота очень хороший, редко на какой дороге не получается развернуться с первого раза. По крайней мере по сравнению с тем же Паджеро, кажется что радиус разворота на Хаммере чуть ли ни в два раза меньше.
Опять же машина очень устойчивая, крены не такие большие как в Паджеро, но на скорости при резких перестроениях на неровной дороге, временами переставляет заднюю ось. Не критично, но всё же это случается. Думаю дело в резине или в задних амортизаторах, в ближайшее время займусь этим вопросом. Шумоизоляция на хорошем уровне, не идеал конечно, но значительно лучше чем в Паджеро.
У машины есть распространённые родовые болячки, например в межсезонье может неожиданно перестать работать центральный замок. У меня такое тоже случалось однажды, лечится очень просто, нужно обнулить блок от глюка, для этого достаточно скинуть минусовую клемму аккумулятора на пару часиков, или отключить сам блок центрального замка на тоже время.
Ещё из недостатков традиционно плохой свет штатных фар, я так понял это у всех американских машин так, поэтому недолго думая, решил эту проблему установкой ксенона на 4300К. Теперь освещение дороги всегда отличное.
Также минусом считаю, отсутствие в компе показаний по топливу. Узнать сколько можно проехать на баке до заправки, разовый расход, моментальный расход, время работы двигателя и.т.д. со штатным компом не представляется возможным.
Поэтому я купил маршрутный компьютер мультитроник, который ко всему прочему ещё ежедневно сканирует машину на ошибки и показывает кучу другой полезной информации о машине, начиная от точной температуры двигателя и заряда АКБ - до тормозного пути. А ещё на нём очень удобно смотреть скорость в цифровом исполнении.
Как я уже писал выше, летом ездил на этом Хаммере в путешествие по Греции и Турции. А это без малого 7.500 км. пути. Машина не подвела, спокойно переваривала любой бензин, отлично ехала и не перегревалась, несмотря на жару +49.
Кстати система охлаждения тут, не имеет ни какой электроники, она чисто механическая, стоит вискомуфта со спиралькой, которая при нагреве расширяется и высвобождает блок вентилятора. Происходит это примерно при температуре 100 гр. В этот момент из под капота, идёт вой как от реактивного самолёта, ибо лопасти у вентилятора очень большие и скорость вращения при включении равна оборотам двигателя, но зато температура в считаные секунды падает до приемлемых 95 градусов. Система конечно дореволюционная, но зато очень надёжная и практичная.
Ну наверное всё, вроде всё самое основное написал, если забыл о чём-то упомянуть или у вас возникнут вопросы, спрашивайте, с удовольствием отвечу. Ну и по мере эксплуатации, буду стараться дополнять отзыв.
Надеюсь, что отзыв был полезен для прочтения и помог лучше узнать эту машину тем, кто ничего толком о ней раньше не знал.