Здравствуйте, уважаемые читатели
drom.ru. С недавних пор являюсь владельцем японского мини-трактора и вот решил написать небольшой обзор о своем маленьком стальном помощнике. Стимулом к написанию данной статейки также послужило очень малое количество отзывов на подобную технику на нашем всеми любимом ресурсе авто-мото-тракторо-владельцев.
Свое повествование начну, пожалуй, с самого начала. Cлучайно просматривая раздел автоспецтехники на
drom.ru увидел там мини-тракторы, эти чудесные скромные машины японской инженерной мысли. И после просмотра я уже видел себя хозяином трактора, обязательно с полным комплектом навесных орудий, с фронтальным погрузчиком, фрезой для работ по хозяйству и прочими вкусностями. Тут же мелькнула мысль, а было бы недурно на нем в сезон немного и подзаработать. Подумано-сделано.
Вначале, как водится, выбирал трактор с объявлений на
drom.ru. Сделку планировалось провести удаленно, поэтому сразу отпали варианты покупки трактора у частных лиц. Обзвонил организации, занимающиеся продажей подобной техники. Купить у них трактор не составляло особого труда, но для многих фирм я был сложным клиентом со сложной транспортной схемой – кроме сопровождения сделки, мне еще и требовалась доставка конечного продукта в Якутск. В итоге остановился на одной фирме, навел о ней справки (попросту прочитал в форуме короткий отзыв) – вроде все устраивает. Однако предложения, которые там были, меня совершенно не устраивали. Оставалось ожидать удобного случая. И он, этот случай наступил, спустя некоторое время, в списке предложений появились два трактора с фронтальным погрузчиком, это были славные экземпляры от фирм Хиномото и Кубота. Выбор пал в сторону Хиномоты, представитель Куботы показался мне слишком потрепанным (пользованным). Итак, предмет сделки выбран, осталось оплатить аванс в размере 10% и ожидать привоза трактора во Владивосток, что и было сделано. После месячного ожидания трактор наконец-то привезли, отправили подробные фотки и видео работы трактора. Просмотрел медийную информацию, все устраивало, перечислил остальную часть денежных средств, получил копии документов, договора купли-продажи. В целом, оформление сделки не принесло неприятных впечатлений, фирма на удивление оказалась лояльна к своему клиенту. На все вопросы менеджер фирмы давал понятные и четкие ответы. После покупки предоставили стоянку купленной техники совершенно бесплатно на неопределенный срок.
Начались поиски транспорта для привоза в Якутск. Прямая ЖД у нас пока отсутствует. После долгих поисков нашел местную компанию, запросили довольно дороговато, но других вариантов не было. В этой части повествования мне пришлось немного понервничать, пережить неприятные эмоции, что даже вспоминать об этом особо не хочется. А дело было так, по выставленному счету я оплатил аванс, после чего транспортная фирма забрала трактор со стоянки во Владике. Доверенное лицо этой организации бодро отрапортовалось, что все нормально и после этого пропало из эфира на неопределенный срок. Я начал беспокоиться и теребить местное начальство фирмы. Оказалось, им глубоко плевать на назойливого клиента, давали какие-то туманные ответы, обещания, заверения… в конце дело дошло до игнора звонков. И вот, после одного месяца мытарств и душевных терзаний, получил долгожданный звонок, который оповестил меня о том, что трактор в Якутске, мол, забирайте. Приезжаю на склад и сразу с первого взгляда бросился тот факт, что он намного больше, чем я представлял себе по фоткам. Таким образом, с момента перечисления аванса и до момента встречи с трактором прошло 2 долгих месяца. После первичного осмотра трактора появилось подозрение, что трактор в пути использовали, причем активно. Это было видно по увеличившимся часам наработки, по черным подтекам жижи с правого гидроцилиндра рулевого управления. На предпродажных фотках ничего подобного не наблюдалось. Вот такая «хорошая» фирма занимается поставкой запчастей в Якутск. С другой стороны, я рад, что моя рисковая авантюра удалась, и трактор теперь живет в нашей семье. С ним фирма отправила пакет документов и краткую инструкцию по обслуживанию трактора со схемой, куда какое масло и когда заливать. Пустячок, но приятно. На этом моя история с приобретением завершена.
Вот вкратце выписка из досье героя рассказа:
Японский мини-трактор Hinomoto N249, мощность двигателя 25 л/с, 3 цилиндра, с фрезой на 1.4 м, впереди установлен фронтальный погрузчик на 350 кг., год выпуска, которых оказалось целых три (!): 1) в объявлении на сайте: 2005 г., 2) по ПСМ: 1995 г. и 3) наконец, реальный год: 1988. (год указан на диске колеса трактора). При покупке трактора год выпуска мне был известен, и я знал, на что шел. Часы наработки 390. Вес трактора с погрузчиком составил 1500 кг.
Осталось написать про впечатления после близкого знакомства и использования. Долго ли, коротко ли, но прошло 3 месяца, как у нас появился трактор. Вот вам сухие факты, практически без эмоций, ничего лишнего. Всего за указанный период наработано 100 моточасов. Управлять трактором одно удовольствие. Наличие ГУР сильно облегчает работу, все включается четко и без заеданий. Заводится летом с полпинка. Коробка передач имеет 16 скоростей. Реверс работает в зеркальном режиме. То есть, 16 скоростей вперед и назад. Имеются 4 скорости вращения вала отбора мощности (ВОМ). Сиденье с амортизатором. За весь день работы особо не напрягаешься. После получения трактора заказал комплект фильтров, для данной операции воспользовался информацией с сайта фирмы где купил трактор, там есть подбор фильтров по марке трактора. По приезду трактора сделал одноосный прицеп из половинки японского грузовика примерно на 1,5 тонны. Полную нагрузку тянет без проблем. Прицепное устройство стандартное, прикрученное к раме трактора. Вот теперь думаю, стоит ли на навеску сварить треугольник с прицепным устройством, как у взрослого трактора? А то цеплять прицеп маленько неудобно.
Фрезой так для пробы (не сезон) обработал поле размером 20м х 30м, вроде нормально. Гидропривод задней навески работает только на подъём. Спуском ведает сила тяжести навесного оборудования. Прицеплять и отцеплять фрезу можно за пару минут, особо не напрягаясь. Видно, что тут конструкторы в очередной раз потрудились на славу.
Рассмотрим далее фронтальный погрузчик. На раме фронтальника написано 350 японских кг (реально). Если поднимать тяжелый груз, то задние колеса трактора отрываются от земли. Из угольников сварил вилы для подъема пиломатериалов. 2 стандартных сырых бруса 0,15 м х 0,15 м х 6,5 м поднимает на ура. Как-то с помощью трактора перетаскал 3 Камаза рыхлой земли внутрь строящегося гаража без проблем. А так собственного усилия, скорее веса, для срезания почвы или залежавшейся земли с помощью ковша с целью погрузки у трактора не хватает. Очень быстро колеса начинают буксовать, несмотря на злые шины с развитыми грунтозацепами. Блокировка дифференциала заднего моста ситуацию не спасает. И место работы быстро превращается, если сыро, в мешанину грязи и образуется глубокая колея. И еще, из-за узкой базы трактор склонен к опрокидыванию с нагруженным ковшом (вилами) на вылете выше его роста. Но несмотря на это, без фронтального погрузчика трактор был бы для меня простой игрушкой. Погрузчик оказался очень полезен в хозяйстве и быту, этот инструмент позволяет решать многие практические задачи.
На щитке приборов присутствуют тахометр, указатель топлива и температуры двигателя, лампочка-индикатор включения свечей накала, индикатор топлива, шесть лампочек с иероглифическими подписями (судя по моим скромным познаниям японского, подозреваю, что это сигналы ручного тормоза, давления масла, аккумулятора, остальные не понял или не разобрался) и кнопка включения переднего привода. Также имеются переключатели света фар с дальнего на ближний, поворотки, сигнал. Все органы управления и контроля работают.
За время эксплуатации однажды перестал работать передний привод, с устрашающими симптомами вроде хруста и скрипа в районе переднего моста. Подумал, а все, кирдык редуктору. Оказалось, это был износ шпонки муфты, соединяющей кардан с передним мостом. Выдохнул.
Вышесказанный подтек жижи с гидроцилиндра ГУР никак о себе не напоминает, баланс масла в ГУР-е еще ни разу не пополнял.
И в конце, напишу про минусы трактора:
Низкая максимальная скорость трактора, что-то около 15 кмч и при такой скорости обороты двигателя воют почти на пределе. Может, так оно и надо, зачем трактору ехать быстро, это же не скоростной болид формулы 1, но для меня это существенный недостаток. Пока едешь – окружающие успевают рассмотреть тебя. Полностью.)
Отсутствие запчастей, резины в нашем регионе. (пока ничего не ломалось, тьфу-тьфу, но в будущем, кто его знает).
Отсутствие кабины, навеса. (Весной планирую сам сделать навес или полукабину).
Самопально кем-то переделан блок управления задней навеской. Из многочисленных крутилок-переключателей ничего не работает. Установили только два тумблера, то ли у нас в России, то ли в Японии. Один работает на подъем и опускание навески. И такой же тумблер функционирует на плоскость навески (положение фрезы относительно горизонта). Продавцы стыдливо умолчали сей факт, да я и сам не заметил на фотках при покупке.
Сильно проржавевший ковш. На фотографиях это было не заметно.
Странное крепление погрузчика к трактору. Люфтит сильно. Может со временем разболтался. Не знаю. Немножко зафиксировал с помощью рессорных стремянок. Сейчас не болтается.
С нетерпением жду прихода весны, там найдется дело для моего железного пони. Снегоуборка, вспашка и фрезерование земли, благо, заказы уже начали поступать, от друзей и добрых соседей.
Напоследок дам совет, лучше перед покупкой своими глазами убедиться, посмотреть и пощупать руками, особенно трактор с погрузчиком, так как на родине его эксплуатируют и в хвост и в гриву, тоже как и мы, все по полной программе и риск нарваться на хлам очень высок. Кажется, мне повезло. Уфф.