Наконец-то решил поделится опытом владения моим первым (и не последним) американским внедорожником. До Форда у меня и у нас с отцом были Волги всех моделей и один дизельный бусик Мерседес 207D 1982 года. Исходя из своей крупной комплекции с ростом под два метра маленькие машины мы не рассматривали вообще.
Опыт вождения у меня большой - отец давал рулить до гаража лет с 14, права и дальние поездки с 18 лет, то есть стаж с правами 16 лет. Моей первой личной машиной была Волжанка ГАЗ-21, экспортная, доведенная моими руками до очень приличного вида и состояния свадебного авто с кожаными сидениями, бело-голубой окраской, движком 2,9 от УАЗ Хантер и т.п. Но вот у меня появилась мечта переехать из города, построить дом, гараж, обосновать хозяйство и я купил участок земли в предгорье Краснодарского края. А для этих целей понадобилась другая машина - большая и полноприводная, чтобы и прицеп большой тянула по грязи и на себя много бы брала.
Много времени ушло на выбор вариантов. Из отечественных - Ниву отмел сразу по причине малой вместимости для семьи с детьми, УАЗ возможно бы и подошел, но Патриот очень дорогой, а остальные уж очень неудобные, аскетичные, довольно ломкий, как любая военная техника рассчитана на пять минут боя, и опять же не дешевый - на 200 тысяч мало, что приличного найдешь.
Японские джипы 90-х тоже оказались дорогими, особенно Тойоты - мыслимо ли начало 90-х тот же патруль или Сёрф около 500 тысяч. И вот обратил я внимание на американцев и удивился доступности цен на некоторые из них. Почитал отзывы в том числе на Дроме и особо запал я на первого Эксплойрера. Во первых мне нравятся квадратные джипы, без всяких округлостей. Он был больше Чирокки по салону, оцинкованный кузов, комфортный, есть много наворотов типа кондей, ГУР, электростеклоподъемники и пр., чем привлекал этот Эксп больше чем УАЗ. Салон больше и симпатичнее Блейзера и довольно легко было найти вариант с механической коробкой передач, т.к. автомат пугал. Я машины ремонтирую сам, но с автоматами никогда не сталкивался. Ни дай Бог ей капут и попадаешь тысяч на 50-70, хотя был соблазн иметь рычаг коробки под рулем, как на моей ГАЗ-21. Механика на Экспе стоит от Мазды - надежная и не убиваемая.
Углубляясь в изучение машин для бездорожья понял, что выбор у меня не так уж велик – Нисан Патруль, Лендровер Дифендер или Дискавери, Джип Чирокки, УАЗ и Форд Эксплойрер 1. Именно у этих машин стоят реальные мосты спереди и сзади. Независимая подвеска со ШРУСовыми приводами имеют слабое место – резиновые пыльники, которые при езде по грязи часто рвутся и шарниры выходят из строя.
Разброс цен на рабочие машины был от 90 до 250 тысяч.
Вот нашел я покупателя на свою волжанку, отдал ее за 210 тысяч и подобрал Форда поближе и с пробегом поменьше (60 тыс.км), сторговались с 230 до 205 тысяч. Однако подошел не очень тщательно к вопросу осмотра машины. Получилось так, что приехал к хозяину в 2 часа ночи, на обратном пути от покупателя моей Волги, и присмотреться как следует не смог. Сюрпризом было то, что содержимое переднего моста лежало в багажнике, за это получил хорошую скидку.
Первым сюрпризом после сделки был плохой запуск мотора, когда смотрел машину, она ждала меня заведенной. Мотор печки не работал, а было на улице -10, пошел снег – резина почти лысая. Днем по приезду понял что фотки на автору были явно отфотошопены. Ну и ладно, не для парада машину искал.
Благодаря форуму ford-trucks-club быстренько изучил все слабые места и принялся за приведение машины в «чувство». Машину гоняли и в хвост и в гриву, а обслуживали так себе… Поменял все жидкости и перешел к теме плохого запуска зимой. Поменял датчики двигателя рублей по 200 каждый, от которых компьютер узнает о температуре воздуха и антифриза, и машина стала заводиться лучше. Свечи и провода поменял – оказалось на движке стояли родные с завода. Пшикнул очистителем карбюратора на датчик объема поступаемого воздуха (MAF) и мотор прибавил лошадок 20, поменял топливный фильтр – прибавилось еще штук 30. А прежних хозяин наверное думал что балевар уже подыхает.
Потом поменял топливный насос, затянул с заменой, лень было бак снимать. Было это в центре Ростова – упустил топливо в баке (на панели нет лампочки, только стрелка бака), залил с канистры и не смог завести. Вкрутил штуцер насоса к топливной магистрали и манометр показал почти ноль, качнул воздуха – завелся. Что делать, не звать же манипулятора. Поддомкратил, снял защиту бака, сам бак, извлек помпу, открутил насос и побежал в ближайший магазин Автозапчасти. Там купил насос от ВАЗ-2110 Бош, самый дорогой, аж за 1300 рублей, сетку к нему, пару хомутов и пошел ставить. В итоге потратил часа три. Заводиться мотор стал с пол оборота в любое время года. Насоса хватило на 3 года, следующий насос ставил через вырезанное отверстие под задним левым пассажирским сидением.
С передним мостом я повозился изрядно. Жалею, что решил сэкономить на дифференциале с разборки за 6 тысяч – начал колхозить с умельцами токарями. Переточили все под русские подшипники в итоге потратил денег еще больше.
Передний мост очень крепкий и своеобразный по конструкции. Он с одной стороны независимый, с другой не имеет шрусовых приводов. Минус неразрезных мостов – большая неподрессоренная масса, минус ШРУСа – слабые пыльники и дорогие «гранаты». Подвеску этого типа, доставшуюся от предшественника Ford Bronko 2, называют ножницами. Мощные карданы на крестовинах вот и весь компот. Слабое место этих мостов трудный ремонт и обслуживание. Подшипники катаются прямо во валам приводов без внутренней обоймы и оставляют на них выработку, заменой игольчатых подшипников беду не излечишь, придется менять привода. Я не стал менять, проточили под нормальные подшипники, точно не помню 306 или 308 у редуктора и у ступиц 100006 2шт, ставил также капролоновые втулки в ступицы, тоже пойдет, чтобы включить передок и переехать лужу.
Кстати о полном приводе – он временно подключаемый, в раздатке нет дифференциала, передний и задний мосты жестко подключаются 50/50, на сухом асфальте включать нельзя, ехать больше 70 км/ч на полном приводе нельзя, подключать на ходу можно, только желательно сбросить газ перед нажатием кнопки. Полный привод и понижайка включаются кнопками на панели.
Лично для меня постоянный полный привод не понятен – износ деталей переднего моста, кардана, лишний расход. Я без передка ездил года 1,5 и заезжал на заднем приводе на резине Кама И-502 дальше нивы по грязи и снегу и затаскивал прицепы в горки приличные, передок когда починил подключал очень редко, когда колея по мосты или когда в прицепе песка было тонны 1,5 и он в карьере уходил в песок на полколеса. Жаль что у меня понижайка не включалась, все думал поставить механический включатель TheShiftster, но так дело до него и не дошло. Новый владелец моего Форда сказал, что починил включение понижайки заменой релюшки.
Ладно, не буду вдаваться во все подробности – это не мемуары, а отзыв о машине, допишу их если кому интересно будет.
Машина эта мне большую службу сослужила - и себе дом построил и другим людям строил дома и бани в такой же труднодоступной местности. Таскал прицепы до 2-х тонн массой, таскал бревна срубов диаметром до 35см и длиной до 8м пачкой по 2-3 бревна на тросу, так как манипулятор не мог подвозить бревна ближе. Возил дрова из леса – вязанками по восемь трехметровых дубовых стволов по 20см в диаметре, по полтора куба дубовых дров в прицепе. Таскал за собой по грязи манипуляторы с бетонными кольцами для колодца, газели, груженные под завязку досками. На штатном багажнике на крыше перевозил до 500кг стройматериалов – вагонка, доска, ондулин и т.п. Очень вместительный багажник внутри салона, со сложенными задними сидениями 2х1,3м.
Броды я на машине не преодолевал и не совался наражен в грязи, ехал только туда куда надо, а это около 10км грунтовки круглый год. Спасали не раз защита бака, движка и раздатки – просто ползал по колее.
Один раз совершил глупость – надумал поменять Форда на Ниву с доплатой мне. Неделю я пребывал в состоянии культурного шока – мотора нет, салона нет, на Кордиантах в горку не тянет мой пустой прицеп даже на понижайке, там, где я на форде даже полный привод не включал. Детское кресло за моей спиной помещается только поперек машины, расход по грунтовкам с прицепом за 20л. Все неудобно – руль не подрегулируешь, сидушки шатаются – УЖАС. Передумал и вернул назад своего верного товарища.
За год катания по грунтовкам я в подвеске менял только рулевые наконечники китайские по 400руб/шт, шаровые за 3 года так и не попросили себе замену. А на ниве новая подвеска вся загремела уже через месяц езды в моей манере (40-60км/ч) по грунтовкам. Менял передние пружины, т.к. сломал одну – амортизаторы не держали и на кочках раскачало так что пружина лопнула. Поставил новые пружины с добавлением резиновых проставок от ВАЗа, амортизаторы передние фирмы Плаза от Соболя, зад от Газели с небольшой доработкой. Рессоры полопались после поездки к родне на Украину – заменил их на рессоры от передка ГАЗ-53, только верхний лист с ушами родной остался. Одной передней газоновской рессоры хватило мне на обе стороны.
Основную головную боль мне доставляло сцепление. Дело в том, что понижайка у меня не работала, а коробка механика стояла явно от легковушки и передачи у нее были скоростные и движок очень мощный для такого сцепления. То есть было нереально тронуться с места в горку или с тяжелым прицепом, не подпалив диск сцепления. Я катался на Тойоте Сёрф – у него вторая передача была как моя первая, третья - как моя вторая, понятно о чем я. Именно по этой причине нельзя на этого Экспа ставить резину размером больше 30 дюймой, оптимальная 275х75R15. Менял я диск сцепления сам раза по 2-3 в год. Сначала эта процедура занимала у меня часов 9, потом я мог это сделать в лесу зимой на снегу за три часа. У меня был всегда с собой наклепанный диск с зиловскими накладками по 100 рублей (у него внутренний диаметр точ в точ, наружний я обрезал). Вторая проблема это передние ступичные подшипники LM 603049/11 (по два на каждую сторону) до сих пор помню наизусть - постоянно у меня летели, цена за один подшипник 700-800 рублей Китай, 1200-1600 Япония. Пара подшипников должна быть всегда с собой.
Вообще по запчастям проблем не испытывал даже в сельской местности. Многие расходники можно подобрать от отечественного автопрома – масляный фильтр от Волги с 406 мотором, топливный тоже, топливные форсунки от нее же. Родные и неоригинальные запчасти заказывал в любом ближайшем авто-магазине – сам находил номера нужных деталей (т.к. мало кто из продавцов умеет искать запчасти на американцев). Удобнее всего искать номера деталей на сайте Канада-моторс и autoparts.ru (Академия), поиск аналогов запчастей на autopiter.ru. Не сочтите за рекламу, реально выручали они, после того, как на доставку с Ибэя сильно выросли цены на почтовую отправку. Разборки есть в Москве, Сочи и т.п., на форумах можно найти разборщиков.
То есть могу с уверенностью развеять несколько мифов и стереотипов насчет американцев:
1) дорогие запчасти! Ничего подобного, цена неоригинальных деталей близка к волговским, а их ресурс гораздо выше. Запчасти на японские джипы раза в три дороже.
2) у американцев большие моторы и они много жрут! Нифига – американцы могут сделать мотор от 4 до 6 литров, уложившись в расход 12-15 литров на сотню – чуть больше Нивы, меньше УАЗа. Кстати с прицепом этот расход увеличивается на пару литров. У Гелендвагена при подобном объеме расход не ниже 25. При этом разгон двухтонной машины как у легковушки, по трассе на механике едешь на пятой в любой подъем или на обгон лишь добавляя газку, на пониженную переходишь если надо сбавить скорость. При скорости 100км/ч у движка обороты около 1800, почти холостые. Нива же разрывается на 3500оборотах, до этих оборотов у нивы нет тяги, после нет тоже, по трассе постоянно дро**шь ручку КПП.
Тратил я на Форда тыщ по 10 в месяц на расходники и запчасти, но это по причине запущенности прежним хозяином. Причем американцы настолько крепки, что можно довольно долго ездить на деталях требующих замены, спокойно дожидаясь зарплаты или заказа новой детали. На бензин уходило около 6-10 тысяч, пробег в год у меня был около 20 тысяч. На втором году эксплуатации поставил ГБО, потратил 34 тысячи, но потом вздохнул легче – хорошая экономия, процентов на 40-50 по сравнению с бензом. Налог на Форда при честных 165 лошадках - 7500р. в год.
В общем рекомендую, если вы не можете позволить потратить на внедорожника больше 150-200 тысяч. Очень крепкие и добротные рамные машины! После 2000 года надежные машины перестали выпускать, внедорожников сменили кроссоверы, со всеми вытекающими. Лучше выбирать машины, выпущенные в промежуток 1996-1999 годов.
Но если у вас есть тыщ 300-350 – рекомендую брать Шевроле Тахо с движком Vortec 5,7 V8 – машина мечта. Расход горючки такой же (за счет отключаемых цилиндров), но мощнее, салон вместительнее, все продуманнее, надежнее. Форда я продал за те же 205 тысяч в тот же самый город, где я его покупал. Взял Тахо и о-о-очень доволен. Чуть позже напишу о нем отчет.
P.S. Не могу не озвучить одну истину о американских джипах – «Захочешь купить - хрен купишь (хорошего и недорого), захочешь продать – хрен продашь». Поэтому подходить к покупке надо очень обстоятельно с привлечением специалистов по диагностике. И не стоит рассчитывать, что продать такую машину сможешь быстро по рыночной цене, бывает уходит не один год на поиск нового владельца. Машины на любителя, как говорят на Кавказе. Тут быстро продаются только Приоры.
P.P.S фотки не хотят грузиться, скину чуть позже