Рычаг – в положение «D», газ – в пол. Вздрогнув всем телом, машина прыгает вперед, бешеное ускорение прижимает к спинке сиденья, дорога плавится под колесами и разлетается крошками асфальта. Судорожно вздохнув, краем глаза вижу, как стрелка спидометра прыгает наверх, движение стрелки смазывается от резкого скачка и только через несколько секунд понимаешь, что она стремительно приближается к умопомрачительной второй десятке. Дорога резко сужается и только точными быстрыми контрдвижениями руля удается удержаться на прямой. С ужасом понимаешь, что через полминуты скорость будет уже за тридцать, как выдержать, как не сдаться, малодушно отпустив педаль ?! - примерно такие мысли посещали меня во время первой поездки домой, когда я стал владельцем этого чуда.
За месяц до этого.
Я – офисный планктон. Работаю в офисе с 9 до 18, вместе со всем нашим дружным толерантным народом. Так же вместе со всеми я утром выхожу из дому, сажусь в машину и втыкаюсь в пробку. Спустя час выхожу из пробки, ищу место для парковки и, в случае удачи, радостно иду на работу. В другом случае делаю круг почета вокруг примыкающих кварталов, выглядывая заветную дырочку и завидев ее, бросаюсь как чиновник за откатом. Вечером возвращаюсь, повторяя все этапы. В течение для никуда не езжу.
Итого, средняя скорость движения за рабочую неделю – 15км/ч, расход – 17 л. Езжу один. Машина – форик. Возник вопрос – а нафига нам такой тюнинг в африке? А если купить машинку поменьше да подешевле. Чтобы бензин поменьше кушала. Чтобы парковаться на любом пятачке. Чтобы за стоянку не платить – бросать у подъезда и не париться ночью. Для хранения форика в течение рабочей недели есть гараж, он еще дальше, чем работа.
Ответ пришел сам собой - кей-кар. Как и подавляющее большинство, никогда на них не ездил, всерьез не воспринимал, но точно знал, что они есть. Начал изучать тему. Требования – чтобы свободно помещался за руль человек ростом 190см, возможность выхода в обе стороны и более-менее нормальный внешний вид. С последним беда – кей-кары в массе своей спроектированы как увеличенные копии игрушек моего годовалого сына. Я понимаю, пропорции не позволяют сделать серьезный силуэт, но хоть свести к минимуму покемонские замашки, ну что за тяга такая нездоровая к похмельным помидорам и раздавленным лягушкам? Наиболее соответствующими поставленной задаче были приняты грузовые мини-автобусы, Suzuki Every, Daihatsu Hijet, Mitsubishi TownBox и Honda Vamos. Есть еще Subaru Sambar, но это отдельный тяжелый случай, сам 7 лет езжу на фориках, но такой подставы от любимой фирмы не ожидал. Хотя в нем есть свои прелести – клиренс в 19см и ремни на задней лавке (детское кресло крепить), но… не мое. В общем, понравился Hijet, да и в продаже их больше всех – есть что выбрать и расходники по идее должны быть распространены шире. Его и купил.
Есть еще джимник. Это тема. Но он гораздо дороже и бензин ест как не в себя, судя по мнениям счастливых владельцев.
Впечатления.
660 кубиков – много это или мало? Вопрос филосовский. Для Suzuki V-Strom – более чем достаточно, мыслей о литре не возникало. Ну, почти не возникало. Для автобусика массой почти в тонну – это пипец. Особенно в первые две недели. Потом привыкаешь. Приучаешь себя к мысли, что Владивосток – это сопки, а сопки – это вам не хрен собачий. Это результат миллионов лет тектонических сдвигов и усилий на уровне целой планеты. Так что нефиг выпендриваться. Наконец-то понял смысл фразы «перед подъемом раскочегарить до усрачки, тогда нормально пойдет». Ее смысл в том, что если не раскочегарить, тогда не пойдет. И будешь, как мечтал в детстве, перемещаться неспешно и с достоинством, во главе колонны укрощенных джипов и легковушек.
На трассу на дальняк лучше не выезжать. Да и просто на трассу лучше не выезжать. Чего вы там забыли. Есть много прекрасных дорог и в городе. Пару раз проехал по трассе Седанка-Патрокл, каждый раз ловил по пути депрессию. Вылечивается только мотоциклом.
Пробки. Вот оно! Идеальный инструмент для стояния в пробке. Бензин на холостых ест только на свой объем. За счет высокой посадки – на уровне джипов – хорошо видно ситуацию впереди. Узкий кузов иногда позволяет протискиваться по крайней правой полосе, между припаркованными к обочине авто и основным траффиком. Для разворота достаточно стандартной двухполосной дороги. Просвет в 16см и полное отсутствие свесов позволяет преодолевать ямы в разбитом асфальте и штурмовать бордюры разумной высоты.
Подвеска простая, как мечта у карманника, сзади мост. Прыгает как мячик на каждой кочке, дети в восторге. Ящик с дорожным шмурдяком летает по всему багажнику весело и громко, и учитывая полное отсутствие шумоизоляции в машине, езда по пересеченной местности доставляет трудно сравнимое удовольствие.
Кнопкой можно подключить привод на переднюю ось – зимой проверю, пока не пользовался.
Салон. Вот что мне нравится в этой машине больше всего. Взгляните на машинку со стороны – все, что вы видите, за исключением тонкого наружного слоя металла и стекла – это и есть салон. Коэффициент объема салона относительно габаритов авто близок к единице. Если где-то стоит железка, значит без нее машина развалится. Ничего не торчит, не сужается и не мешает. Есть в этом какая-то эстетическая ценность, торжество целесообразности и практичности. «Грузить и ехать и ни копейки на остальную хню» – таким лозунгом видимо руководствовались братья наши желтые при создании машины, с поправкой на национальную валюту.
Печка жарит как надо, кондишку включал один раз, стекло запотело. Справилась быстро. Смешная омывайка – одна форсунка на все стекло, льет как бог на душу положит, где густо где пусто. За счет великолепной обзорности, счастливых омытых участков хватает.
Музыка – для истинных ценителей. Радио со встроенным динамиком, прямо как в пионерское детство вернулся. Поигрался десять минут, затем выключил его раз и навсегда – и ничто не мешает наслаждаться божественным жужжанием мотора и тонкой симфонией камешков под днищем.
Эксплуатация. По ремонту ничего пока не делал, только масло поменял, да фильтра масляный и воздушный. Масляный был во втором автомагазине, воздушный пришлось побегать по военному шоссе, нашел таки. Ходовку на яме смотрели – все целое. Резина – всесезонка на 12 дюймов, почти новая. Менять смысла не вижу, народ ставит размеры побольше, увеличивается просвет, но падает динамика (хотя как может упасть то, чего нет - я не вполне понимаю). Мне просвета для города хватает с головой (голова пролазит - проверял), а для выездов на природу есть форик. Сигналку не ставил, тыкаю ключом, повышаю навыки мелкой моторики, потерянные за годы пользования кнопками и автозапуском. Расход бензина слегка удивил – 9.5 литра на сотню, думал будет меньше. У жены на приусе в аналогичных условиях 7 литров. Проблемы с парковкой пропали – я всегда нахожу место, куда пристроить свою тушку. Прекрасно решается вопрос с перевозкой «грязных» грузов – картошки, стройматериалов, вывоз мусора. Светлый кожаный салон форика жалко подвергать тяготам рабоче-крестьянского натурального хозяйства. И, внимание, спецуслуга: в hijet помещается мотоцикл! Стоя! Правда, для этого приходится опускать спинку переднего пассажирского сиденья, иначе переднее колесо не влазит. А вытаскивать его можно только вдвоем, ибо тяжелый, зараза. Поэтому помощника усаживаем на коврик в багажнике, ищем кочку повыше и полный газ.
Подводя итоги, что можно сказать про Hijet? Эта машина идеально подходит для своей ниши потребителей, но эта ниша узка. Помимо очевидного использования в качестве коммерческого городского грузового транспорта, использование его для семьи возможно в качестве второй или третьей машины при ясном понимании того круга задач, которые эта машина должна решать. И тогда настанет вам с hijet-ом щастье автомобильное.