Citroen creative technology...
Автомобиль мной был приобретен в августе 2014 года с пробегом по спидометру 110 ткм. До этого я 4 года эксплуатировал Passat b3 1992-го года выпуска (моновпрыск, 90 л.с). При выборе авто требования были такие: стоимость до 300 т.р., кондиционер (желательно климат), дизель на механике и размер не меньше 3-го пассата (машина не маленькая, все-таки D-класс))). Под эти критерии более-менее подходили Skoda Oktavia Tour, Peugeot 307 универсал, Peugeot 407, Alfa Romeo 156, Renault Megane, Renault Laguna. Нашел объявления, посмотрел Шкоду и два 307-х Пыжа. Шкода была 1999-го года, неплохой вариант, но отпал как машина из прошлого века). Один Пыж не устроил по цене, хотя состояние было отличное, второй не устроил по состоянию. Очередной раз просматривая объявления в Интернете я увидел ЕГО. Смотреть поехал уже с деньгами в кармане.
Ситроен С5 2004 года выпуска, в России один хозяин, был пригнан из Белорусии в 2011 году, француз, мотор 1,6 дизель, механика, гидропневмоподвеска, двухзонный климат, ABS, ESP с курсовой стабилизацией, круиз, лимитер, датчик дождя, датчик света, евросвет (когда заводишь, автоматически включается ближний), электрозеркала (складываются, с подогревом), парктроник с 8-ю датчиками (4 впереди, 4 сзади), бортовой компьютер, родное литье на 16, зимняя резина в придачу (правда без дисков) и знаменитый по вместимости багажника кузов типа "лифтбек". Запаска полноразмерная, что позволило сократить затраты на диски для зимней резины (купил три таких же новых диска за 5 т.р.). Задние сиденья раскладываются вровень с багажником, можно комфортно спать (проверено). На кузове имелись незначительные дефекты в виде 2-х небольших вмятин, заметных только на чистой машине, что впрочем неизбежно для 10-ти летней машины. Следов глобального кузовного ремонта, как и покраски-подкраски обнаружено не было. Когда хозяин прокатил на машине, я понял: надо брать. Сразу понравилась мягкость и плавность подвески, неплохая динамика, очень просторный салон, огромный багажник с большим проемом (лифтбек!). На следующий день, оформив покупку, поехал домой. Дорога до дома (70 км) пробежала под возгласы мои и жены типа "УХ-ТЫ", первые впечатления были только положительные. Динамика меня вполне устроила, все-таки 230 ньютонов крутящего момента дают о себе знать уже с 1800 оборотов в минуту, несмотря на скромную мощность 110 л.с. В принципе начало разгона такое же, как и в вышеупомянутом Пассате, но после 2000 оборотов следует подхват и до 4000 чувствуются дизельные Ньютоны). Шумоизоляция отличная, скорость до 150 км/ч не ощущается. Но все-таки дизель больше подходит для спокойной езды, больше 120 разгоняюсь только для быстрого обгона, да и расход от скорости зависит сильно. При 90 км/ч уложиться в 5 литров не составляет труда даже с обгонами, а при 120 уже 6,5 литров. Кстати бортовик слишком оптимистичен и занижает средний расход примерно на 1 литр на 100 км (было проверено путем заправки "до полного" и последующих вычислений).
Климат работает великолепно. И летом, и зимой чувствуешь себя комфортно, как дома, отлично распределяет потоки, я только ставлю температуру.
Вообще машина отличается интеллектом). Почитав форумы, я понял, что не стоит даже понимать, как и что там работает, это бессмысленно. Важен только факт, что работает))).
Салон, как я уже говорил, огромный. 5 взрослых человек размещаются свободно. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте, руль - по высоте и вылету. Правда несмотря на регулировки (а может наоборот из-за их наличия) комфортно устроиться за рулем удалось недели через 2. Мне не очень нравится сиденье, поясница устает. На Пассате, несмотря на то, что сиденье там плоское и не имеет боковой поддержки, такого не было. Вполне возможно, что это мои анатомические особенности). Органы управления расположены удобно. Бардачек охлаждается при работе кондиционера, в нем предусмотрено место для полутора-литровой бутылки. Что мне не нравится - кнопки управления подвеской расположены между сиденьями, иногда случайно нажимаются.
Подвеска мягкая, плавная. Передать ощущения очень тяжело. Пожалуй, пока не прокатишься, не поймешь, что такое гидроактив-3. Всем без исключения пассажирам по началу хочется спать). Никаких посторонних шумов, стуков и т.д. Наиболее точное описание - машина плывет. Подвеска имеет 4 положения:
- обычное ездовое, причем было замечено, что после остановки, если ехал перед этим по не очень ровной (волнистой) дороге 60-70 км/ч, машина немного приседает (т.е., получается, при езде по неровной дороге приподнимает автомобиль).
- нижнее (до 10 км/ч) - не знаю зачем, может чтобы на эвакуаторе не увезли)))
- выше обычного (до 40 км/ч) - очень полезное при езде по неровностям, а также зимой в колее. Где все цепляют, приподнял машину - и прополз.
- самое высокое (до 10 км/ч) - при езде не использую. т.к. "сидишь как на колу", используется при поддомкрачивании машины, причем если повыше задомкратить перед, заднее колесо тоже поднимается, переобувать удобно).
Немаловажный плюс - сохранение постоянного дорожного просвета при любой загрузке машины!
Сразу скажу о стоимости ремонта подвески. В принципе там ломаться нечему. Пружины отсутствуют, стойки представляют собой гидроцилиндры, соответственно могут только потечь копеечные уплотнения. Упругим элементом являются сферы с азотом под давлением около 50 атмосфер. По отзывам служат 150-200 ткм. Я пока не менял. Как стойки, так и сферы стоят относительно не дорого (Exist).
Немного про оптику. К сожалению поворотного ксенона в моей комплектации нет. Фары на моем ситроене обычные галогенки, лампы ближнего и дальнего раздельные, есть противотуманки. Свет вполне достойный, единственное замечание - дальний светит высоковато.
Так как место роста моих рук совпадает с тем, что указано в учебнике биологии, машину обслуживаю сам. Сразу хочу сказать, что несмотря на кажущуюся сложность таких агрегатов, как турбодизель с системой common-rail и гидро-пневмо подвеска, ремонт ситроена не представляет сложности. Более того, я до этого не видел автомобиля, настолько простого в ремонте! Читаем мануал, включаем голову, запасаемся инструментом (TORX, шестигранники, нестандартными для нас на 15, 16, 18 ключами-головками и т.д - французы любители таковых) - и вперед. Вся та жуть, которую нагоняют различные СТО - для "набивания" цены, либо от незнания особенностей конструкции.
О затратах и ремонте.
Раз уж зашла речь про подвеску, начну с нее. Первое, что было сделано - заменены роликовые конические подшипники в рычагах задней подвески. Признак неисправности - щелчки при проезде неровностей дороги. Судя по отзывам, ресурс сотавляет 70-100 ткм. У меня 110 ткм на спидометре, признаков замены не обнаружил - один из поводов верить, что спидометр не скручен. Сложностей не возникло, работа в "одно лицо", не спеша, заняла 3 часа. Подробно останавливаться не буду, если заинтересует - добавлю. Цена вопроса - 1700 р на обе стороны.
В передней подвеске были заменены все сайлентблоки, их там 4. Предпосылок не было, просто решил поменять, т.к. деньги остались). Замена также сложностей не вызвала, шаровые и рулевые наконечники выпресовываются без съемников, достаточно ударить молотком через деревянную проставку. Рычаг откручивается и вынимается, именно вынимается руками, без монтировок-ломов-молотков, просто и легко, и так же легко ставится обратно. На сайлентблоках была маркировка года выпуска 2004. Состояние хорошее, разве что задние чуть порепаные, можно было не трогать. Но раз залез - поменял на оригинальные, рассудив, что отходят они столько же, сколько и новые. Цена вопроса - 6500р. и 2,5 часа времени.
Поменял стойки стабилизатора поперечной устойчивости ("яйца") - 1600р., неоригинал, 15 ткм. - полет нормальный.
Признак износа - стук в подвеске при поперечной раскачке. Хорошо, что сзади их нет, там стабилизатор жестко прикручен непосредственно к рычагам, а значит - меньше затрат).
Заменил гидравлическую жидкость, она одна для подвески и ГУРа. Не полностью, а только 4 литра (всего около 6), побоявшись попадания воздуха в систему. Цена за литр - 500р.
Поменял пыльники рулевой рейки, вовремя заметил, пока еще сухо было - 400р.
Работы по двигателю.
Первым делом заменил ремень ГРМ, т.к. неизвестно, кто и когда его менял, а обрыв грозит выбором между капитальным ремонтом и приобретением другого двигателя. Комплект из роликов, ремня и помпы обошелся в 7000р. Оригинал - помпа - 2100р. Меняется - проще некуда, я менял без ямы, 2 часа не спеша.
Масло и фильтры - само собой.
Почистил впускной коллектор - перестала глохнуть при трогании с низких оборотов.
Досадной неприятностью был расход масла 400-800 гр. на 1000 км. Много форумов было перечитано. Сначала грешил на систему вентиляции картера и износ двигателя. Почитал про диагностику дизелей, замерил количество картерных газов. Исходя из вновь полученных знаний и общения на форумах сделал вывод - состояние двигателя оценивается как "с пробегом около 100ткм". Порадовался, но проблема не ушла - мотор жрал масло. Оставалась турбина. Опять же получив новые знания, я ее снял, полностью разобрал, собрал. Заводить машину было страшно: умные люди с форумов пугали немедленным разрушением крыльчаток-валов-мотора и чуть ли не ядерными взрывами))). И она...ЗАРАБОТАЛА! Расход масла прекратился, но появился свист турбины из-за ее разбалансировки (мой косяк, можно было сделать лучше), зато точно узнал причину жора масла. Проехав 2 ткм, я решил от греха подальше заменить картридж. Заказал на EBAY Melett (в оригинале только турбина полностью, стоит около 45 т.р.) за 196 GBP. Доставка заняла 12 дней. Поставил, тоже без особых трудностей. Проехал около 6 ткм., про масло даже думать забыл! Мотор совсем перестал показывать свою дизельную сущность черным дымом при резком "газе". По поводу выхода турбины из строя есть мысли. Скорее всего, был забит сажевый фильтр (вырезан предыдущим владельцем с программной заглушкой), как следствие повышенное давление со стороны "горячей" улитки и выход уплотнения из строя.
Про электрику.
Как известно любому электрику, неисправностей всего две: обрыв цепи и короткое замыкание. Французы добавили еще одну: плохой контакт, о чем и сообщили в мануале по ремонту данного автомобиля. Небольшое отступление. Можно избежать много проблем и сэкономить огромную кучу денег, если в дополнение к автомобилю приобрести интерфейс диагностики. Я приобрел диагностический сканер LEXIA 3 за 4т.р. Штука полезная, через нее настраивается все, вплоть до того, один или два фонаря будут гореть при включении заднего хода. И естественно, показывает все ошибки.
У меня с приходом зимы загорелась лампочка неисправности ABS, соответственно перестала работать и ESP. Диагностика указала на обрыв цепи заднего правого датчика. Нашел разъем, промыл ВД-шкой, ошибка ушла примерно на месяц. Повторил процедуру, ошибка изменилась на "некогерентность", причем возникновение ошибки связать с какими-либо факторами не удалось. Почистил магнитное кольцо подшипника - было много мусора - ошибка ушла, больше не беспокоит. Так что прежде, чем ругать французскую электронику, нужно хотя бы озаботиться проверкой простейших возможных неисправностей.
Прошло пол года с момента приобретения Citroen C5. Машиной я доволен. Да, были незапланированные затраты (масло на долив, подвеска, турбина), но оно того стоит. На данный момент я проехал 16 ткм. Впереди лето, я уже прикидываю, что еще можно сделать с машиной в плане ремонта или доработки, и понимаю, что пока в планах только переобуть на летнюю резину... С одной стороны это хорошо, но для меня скучновато. Включил (именно включил, а не завел, настолько все без проблемно, даже в мороз -25) - доехал куда нужно - выключил.
Про зимнюю эксплуатацию.
Как уже было замечено, нареканий зимой на запуск дизеля нет. На холостом ходу прогреть машину очень трудно. Но через 10-15 минут езды, особенно под нагрузкой, в салоне уже достаточно комфортно. Еще 15 минут - и двигатель прогрет до рабочей температуры. Если останавливаешься и машина работает на холостом ходу, мотор начинает остывать, однако печка по-прежнему греет. ABS работает, вещь полезная. ESP и стабилизация тоже дают о себе знать, предотвращая пробуксовку (шипы целее) и иногда притормаживая нужные по ее мнению колеса в повороте. Понравилось, что на первой передаче система не душит двигатель. Также можно принудительно отключить ESP до 40 км/ч. Несмотря на стабилизацию курсовой устойчивости, машину в управляемый занос срывать у меня получается. Не скажу, что жить без нее невозможно, так прямо чтобы спасать от чего-либо ей меня не доводилось, но приятно, что она есть. Может сказывается опыт вождения без такой умной электроники))). Проходимость для своего класса на высоте! Сказывается размерность резины 215/55/16. Просто плавно трогаешься, если не едет - заднюю передачу, покрутить рулем - и, как правило, машина спокойно едет в нужном направлении.
Итак, подведу итог: Ситроен С5 - отличный семейный автомобиль для спокойной очень комфортной езды на любые расстояния, позволяющий, однако, "дернуть" любую наше-марку, и вопреки расхожему мнению о французах, надежный, неприхотливый и простой в ремонте.
Спасибо за внимание, будут вопросы - задавайте, с удовольствием поделюсь своими скромными знаниями).